Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Старцева Галина Ресульевна

      Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_moy_vybor.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

 

«Мой выбор»

5 КЛАСС

Автор программы: Старцева Г.Р.

2021

Программа составлена на основе:

  1. Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
  2.  Федерального государственного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2010г. № 16/44.

3.СанПин для общеобразовательных учреждений, 2010,

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5.Письмо Министерства образования Р.Ф. от 12.05.2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС."

      Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.

Задачи:

- расширить представление обучающихся о мире профессий;

- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать речевую деятельность;

- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Принципы:

-доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности обучения;

- психологическая комфортность.

Основной метод

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Формы и объем занятий:

- игровая деятельность ( игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);

- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);

- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);

- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).

Структура занятий

  1. Анкетирование.
  2. Знакомство с профессией которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

- что я знаю об этой профессии;

- что должны уметь люди занимающиеся этой профессией;

- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, экскурсий.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Общая характеристика курса

Программа «Мой выбор» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.

Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Она согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Изобразительное искусство», «Биология»,  «Информатика», «История».

Программа рассчитана на 35 часов и предполагает  одного занятия в неделю которое состоит из теоретической и практической части.

В процессе преподавания курса" В мире прфессий" будут  использованы  элементы  развивающих, личностно-ориентированных, проблемных, проектных, системно-деятельностных технологий

Объем программы: 35 часов.

Сроки освоения:1 учебный год.

Режим занятий: 1раз в неделю по  40 минут.

1.Планируемые результаты по внеурочной деятельности «Мой выбор»

 Личностные результаты:

- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);

- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

- Постановка вопросов.

- Умение выражать свои мысли полно и точно.

- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).

Регулятивные УУД

- Целепологание.

- Волевая саморегуляция.

- Оценка.

- Коррекция.

Познавательные УУД

- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

- Выделение познавательной цели.

- Выбор наиболее эффективного способа решения.

- Смысловое чтение.

- Анализ объектов.

- Доказательства.

- Установление причинно-следственных связей.

- Построение логической цепи рассуждения.

Формы учета знаний, умений

Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение , презентации, проектные работы " Профессии в моей семье".

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Введение в мир профессии

2

«Человек- человек»

Профессия - врач

3

Профессия - парикмахер

3

Профессия - военный

3

Профессия - продавец

3

«Человек - техника»

Профессия - водитель

3

Профессия - строитель

4

Профессия - нефтяник

3

Профессия - программист

3

Профессия - повар

4

Профессия - портной

3

2.Содержание программы

№ п/п

Раздел / тема

Теория

Практические действия

1

Введение в мир профессий

Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас»

Составление кроссворда «Профессии наших родителей»,игра «Угадай профессию»

2

Профессия - врач

Использование информации из дополнительных источников

Оказание первой помощи при различных болях и травмах

3

Профессия - парикмахер

Беседа с презентацией. Правила гигиены.

Плетем косы. Аппликация «Прически»

4

Профессия - военный

Беседа с презентацией

Атрибутика военных.Тест

5

Профессия - продавец

Беседа с презентацией.

Игра «Магазин» (работа в группах)

6

Профессия - водитель

Беседа с презентацией.

Проект «транспорт»

7

Профессия - строитель

Историческая справка. Беседа о профессии строителей

Работа с конструктором «Строитель»,

8

Профессия - программист

Экскурсия в кабинет информатики,беседа

Работа на компьютере (тема «Интернет»)

9

Профессия - нефтяник

Беседа с презентацией

Встреча с представителями нефтяных профессий.

10

Профессия - повар

Беседа с работником школьной столовой о «секретах» данной профессии. Правила этикета.

Сюжетная игра «Накрываем на стол». Сервировка стола.Составление рецепта (работа в группах). Защита.

11

Профессия - портной

Беседа с презентацией

Моделирование одежды из бумаги, работа с тканью

Методическое обеспечение программы «Мой выбор»

Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников в группы.

Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа презентаций.

Программа «В мире профессий» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий можно найти в Интернете.

Практические работы можно заменять другими. В состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.

Литература для учителя

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.

2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 17 декабря 2010 года.

4. Арсирий, В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991.

5. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990.

6.  Мир профессий: Человек – природа. - М.: Молодая гвардия, 1985.

7. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986.

8. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.

9. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988.

10. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987.

11. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992.

Литература для обучающихся

  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
  2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995
  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988
  6. Что такое. Кто такой: В 3 т.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990

3.Календарно – тематическое планирование

№ п/

Наименование раздела

Наименование темы

Количество часов

Планируемые результаты

Форма проведения

По плану

По факту

1

Введение в мир профессий

Введение в мир профессий

2

Введение в курс «Мой выбор» Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас».

Составление кроссворда «Профессии наших родителей»,игра «Угадай профессию»

2

Профессия - врач

Профессия - врач

3

Беседа с презентацией.Тест.

Оказание первой помощи при различных болях и травмах. Игра «Доктор «Айболит»

3

Профессия - парикмахер

Профессия - парикмахер

3

Беседа с презентацией. Правила гигиены.Профпробы

Плетем косы. Аппликация «Прически»

4

Профессия - военный

Профессия - военный

3

Беседа с презентацией

Атрибутика военных.Тест

5

Профессия - продавец

Профессия - продавец

3

Беседа с презентацией.Профпробы.

Игра «Магазин» (работа в группах)

6

Профессия -водитель

Профессия -водитель

3

Беседа с презентацией

Проект «транспорт»

7

Профессия - строитель

Профессия - строитель

4

Историческая справка. Беседа о профессии строителей

Работа с конструктором «Строитель»

8

Профессия - програмист

Профессия - програмист

3

Экскурсия в кабинет информатики,беседа

Работа на компьютере (тема «Интернет»)

9

Профессия - нефтяник

Профессия - нефтяник

3

Беседа с презентацией

Встреча с представителями нефтяных профессий.

10

Профессия - повар

Профессия - повар

4

Беседа с работником школьной столовой о «секретах» данной профессии. Правила этикета.Профпробы.

Сюжетная игра «Накрываем на стол». Сервировка стола.Составление рецепта (работа в группах). Защита.

11

Профессия -портной

Беседа с презентацией

3

Беседа с презентацией.Профпробы.

Моделирование одежды из бумаги, работа с тканью

Итого: 35 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...