Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_moy_vybor.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
«Мой выбор»
5 КЛАСС
Автор программы: Старцева Г.Р.
2021
Программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2010г. № 16/44.
3.СанПин для общеобразовательных учреждений, 2010,
4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5.Письмо Министерства образования Р.Ф. от 12.05.2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС."
Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о мире профессий;
- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать речевую деятельность;
- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
-доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
- игровая деятельность ( игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);
- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).
Структура занятий
- Анкетирование.
- Знакомство с профессией которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, экскурсий.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
Общая характеристика курса
Программа «Мой выбор» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Она согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Изобразительное искусство», «Биология», «Информатика», «История».
Программа рассчитана на 35 часов и предполагает одного занятия в неделю которое состоит из теоретической и практической части.
В процессе преподавания курса" В мире прфессий" будут использованы элементы развивающих, личностно-ориентированных, проблемных, проектных, системно-деятельностных технологий
Объем программы: 35 часов.
Сроки освоения:1 учебный год.
Режим занятий: 1раз в неделю по 40 минут.
1.Планируемые результаты по внеурочной деятельности «Мой выбор»
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Регулятивные УУД
- Целепологание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
- Коррекция.
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Смысловое чтение.
- Анализ объектов.
- Доказательства.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждения.
Формы учета знаний, умений
Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение , презентации, проектные работы " Профессии в моей семье".
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов |
Введение в мир профессии | 2 |
«Человек- человек»
Профессия - врач | 3 |
Профессия - парикмахер | 3 |
Профессия - военный | 3 |
Профессия - продавец | 3 |
«Человек - техника»
Профессия - водитель | 3 |
Профессия - строитель | 4 |
Профессия - нефтяник | 3 |
Профессия - программист | 3 |
Профессия - повар | 4 |
Профессия - портной | 3 |
2.Содержание программы
№ п/п | Раздел / тема | Теория | Практические действия |
1 | Введение в мир профессий | Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас» | Составление кроссворда «Профессии наших родителей»,игра «Угадай профессию» |
2 | Профессия - врач | Использование информации из дополнительных источников | Оказание первой помощи при различных болях и травмах |
3 | Профессия - парикмахер | Беседа с презентацией. Правила гигиены. | Плетем косы. Аппликация «Прически» |
4 | Профессия - военный | Беседа с презентацией | Атрибутика военных.Тест |
5 | Профессия - продавец | Беседа с презентацией. | Игра «Магазин» (работа в группах) |
6 | Профессия - водитель | Беседа с презентацией. | Проект «транспорт» |
7 | Профессия - строитель | Историческая справка. Беседа о профессии строителей | Работа с конструктором «Строитель», |
8 | Профессия - программист | Экскурсия в кабинет информатики,беседа | Работа на компьютере (тема «Интернет») |
9 | Профессия - нефтяник | Беседа с презентацией | Встреча с представителями нефтяных профессий. |
10 | Профессия - повар | Беседа с работником школьной столовой о «секретах» данной профессии. Правила этикета. | Сюжетная игра «Накрываем на стол». Сервировка стола.Составление рецепта (работа в группах). Защита. |
11 | Профессия - портной | Беседа с презентацией | Моделирование одежды из бумаги, работа с тканью |
Методическое обеспечение программы «Мой выбор»
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников в группы.
Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа презентаций.
Программа «В мире профессий» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий можно найти в Интернете.
Практические работы можно заменять другими. В состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.
Литература для учителя
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.
2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 17 декабря 2010 года.
4. Арсирий, В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991.
5. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
6. Мир профессий: Человек – природа. - М.: Молодая гвардия, 1985.
7. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986.
8. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.
9. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988.
10. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987.
11. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992.
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988
- Что такое. Кто такой: В 3 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990
3.Календарно – тематическое планирование
№ п/ | Наименование раздела | Наименование темы | Количество часов | Планируемые результаты | Форма проведения | По плану | По факту |
1 | Введение в мир профессий | Введение в мир профессий | 2 | Введение в курс «Мой выбор» Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас». | Составление кроссворда «Профессии наших родителей»,игра «Угадай профессию» | ||
2 | Профессия - врач | Профессия - врач | 3 | Беседа с презентацией.Тест. | Оказание первой помощи при различных болях и травмах. Игра «Доктор «Айболит» | ||
3 | Профессия - парикмахер | Профессия - парикмахер | 3 | Беседа с презентацией. Правила гигиены.Профпробы | Плетем косы. Аппликация «Прически» | ||
4 | Профессия - военный | Профессия - военный | 3 | Беседа с презентацией | Атрибутика военных.Тест | ||
5 | Профессия - продавец | Профессия - продавец | 3 | Беседа с презентацией.Профпробы. | Игра «Магазин» (работа в группах) | ||
6 | Профессия -водитель | Профессия -водитель | 3 | Беседа с презентацией | Проект «транспорт» | ||
7 | Профессия - строитель | Профессия - строитель | 4 | Историческая справка. Беседа о профессии строителей | Работа с конструктором «Строитель» | ||
8 | Профессия - програмист | Профессия - програмист | 3 | Экскурсия в кабинет информатики,беседа | Работа на компьютере (тема «Интернет») | ||
9 | Профессия - нефтяник | Профессия - нефтяник | 3 | Беседа с презентацией | Встреча с представителями нефтяных профессий. | ||
10 | Профессия - повар | Профессия - повар | 4 | Беседа с работником школьной столовой о «секретах» данной профессии. Правила этикета.Профпробы. | Сюжетная игра «Накрываем на стол». Сервировка стола.Составление рецепта (работа в группах). Защита. | ||
11 | Профессия -портной | Беседа с презентацией | 3 | Беседа с презентацией.Профпробы. | Моделирование одежды из бумаги, работа с тканью | ||
Итого: 35 ч. | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...