Специфика преподавания общего фортепиано в ДМШ
план-конспект урока
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В ДМШ»
Подготовила:
Османова Л.К. – преподаватель
общего фортепиано
МБУДО «Красногвардейская . детская школа искусств»
Зав. отделом:
Мурадасилова Э.С.
пгт. Красногвардейское
2018
ЦЕЛЬ: Развитие общей музыкальной грамотности и расширения его
музыкального кругозора
ЗАДАЧИ: 1. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.
2. Развить творческие способности у учащихся.
3. Воспитание культуры слушателя, исполнителя, воспитание любви к музыке.
ПЛАН: 1. Специфика преподавания общего фортепиано
2. Музыкальные зарисовки Н. Тороповой.
3. Ансамблевое музицировали.
4. Работа над ансамблем.
Проблемы воспитания музыкантов-профессионалов постоянно обсуждаются на конференциях, семинарах, в печати. Круг вопросов достаточно широк и разнообразен: рассматриваются учебные планы многих дисциплин, как теоретических так и исполнительских.
Однако проблемы преподавания курса общего фортепиано часто остаются в стороне, хотя во все времена курс играл весьма значимую роль.
В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально-педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано.
Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта пианиста.
Круг задач, решающих курс общего фортепиано:
а) развитие фортепианной техники;
б) разучивание пьес разных стилей;
в) игра в ансамбле.
Условия, для решения этих задач не простые (отсутствие инструмента, классов, урок 20 мин в неделю).
Нина Александровна Бергер – доцент Ленинградской консерватории проводила семинар на тему: «Способ обучения практическому музицировали». Суть способа состоит в том, чтобы ввести ученика в мир музыки путем комплексного освоения музыкальной грамоты через практическое музицировали. Цель – с помощью игры на клавишах научить ученика читать ноты или наоборот – с помощью чтения научиться ориентироваться в пространстве клавиатуры.
Музыка имеет вибрационную природу, воспринимается всем организмом, пробуждается двигательная активность. Поэтому в основе обучения опора на движение и уже сформировавшихся от рождения рефлексов. Мы воспринимаем музыку как громкую-тихую, быструю и медленную, веселую и грустную.
Музыкальное искусство существует по времени – которые измеряют пространство и представление о ритме складывается из творчества действий в единице времени. Можно каждый шаг озвучить хлопком в ладони, можно сделать но через шаг.
Человек осваивает через слух 10% информации, через зрение 50%, через действие 90%.
Профессиональны уровень общения с учащимися формируется с первого урока при условии привлечения и обиход правильного применения понятий, наиболее точно формирующих приемы звукоизвлечения на фортепиано.
«Снять звук», «поднять руку», «кисть», «Прикосновения» и другие задания выполнения которых зависит звучание инструмента.
Требования качества звука с первых уроков обязательно, на него должен быть направлен постоянный контроль слуха преподователя и ученика.
Фортепианная педагогика имеет в своем распоряжении обширную и многообразную литературу. Многочисленные миниатюры, предназначенные длядетей и юношества, можно выделить в отдельный пласт богатейшего наследия индивидуально окрашенных музыкальных зарисовках отражали самые различные грани объемного, многоцветного мира детства и ранней юности, одновременно заботясь и о приобретении подрастающими пианистами и новых профессиональных навыков.
Конечно же, основным фундаментом учебной программы остаются классические образы музыки, но при обучении детей только на классических произведениях, зачастую слишком сложных и не всегда понятных своевременному юному начинающему музыканту, фортепианная музыка начинает восприниматься ребенком как нечто неопределенное, не понятное, и интерес к ней быстро пропадает. Современные композиторы сочиняющие для детей, чутко реагируют на изменение в нашей жизни, и стараются сочинять таким образом, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию и техническим возможностям ребенка, отличались ярким выражением определенного настроения.
Ни для кого ни секрет, что дети усваивают материалы гораздо быстрее, если образовательный процесс включены элементы музыки знакомой, переключающееся с настроением окружающего мира, если ребенку музыка близка и понятна, если она затрагивает «Тоненькие струны» его души, у него появляются настойчивость и трудолюбие, желание достичь успешного результата.
Еще одно небольшое, но простительное в условиях современности обстоятельство отличает композитор В.Коровицин: «Включая в свои программы фортепианную классику, пианист всегда вступает в невольную конкуренцию с музыкантами прошлого, чьи эталонные исполнители , безусловно знакомы слушателю.
При исполнении пьес, еще не вышедших в «эталонный список» любая трактовка, любая интерпретация будут возможны и уместны и уж точно не вызовут ненужных сравнений с манерой более именитых исполнителей.
Для изучения современной музыки, в своей работе я использую фортепианный сборник Н.Тороповой.
Наталья Торопова преподает фортепиано в ДШИ брянской области работая в школе, она хорошо знает возможности маленьких музыкантов поэтому в ее творчество учитываются особенности детского восприятия музыки используя доступные приемы исполнения. Дети с большим удовольствием и легкостью разучивают и исполняют произведение композитора, и это не случайно. Небольшие пьесы с яркими образными названиями хорошо запоминаются, доступны и понятны детям.
СБОНИК ПЬЕС НАТАЛЬИ ТОРОПОВОЙ
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАРИСОВКИ»
Как рекомендует автор, сборник предназначен для учащихся младших и средних классов.
Каждое произведение, вошедшее в сборник, было написано для решения различных пианистических задач, для развития и закрепления приемов музыкального исполнения. Названия пьес направляют фантазию и исполнение учащегося в нужном направлении .
Приведу несколько произведений из сборника:
«Шутка», написана в простой трехчастной форме. Легкий стаканный аккомпанемент придает пьесе характер польки. Трудности пьесы и умение легко играть повторяющийся «мотив репетиций» в правой руке 1 и 3 частях и сохранить темп и характер, когда тема переходит в легкую руку по 2 ой части.
Динамические нюансы, обозначены автором, очень подробны, конкретны, понятны.
«Этюд фа-мажор», этюд написан в простой трехчастной форме, довольно удобный, контактный для игры. Необходимо точное соотношение ведущей правой рукой ясной мелодической линии и легкой левой в аккомпанементе.
«Новогодний вальс», яркая, праздничная пьеса написана в простой трехчастной форме. Работая над этой пьесой, следует обращать внимание на присущую характеру вальса легкость в аккомпанементе, певучесть мелодической мелодической линии, легкость верхнего голоса в аккордах правой руки (1ч).
Мягкость, колыбельность слышны в музыке (2ч).
АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
За свою историю методика преподавания общего фортепианно накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения в игре на фортепиано.
Наряду с сольным исполнительством стоит ансамблевое музицировали.
Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству.
С самого первого занятия ученик вовлекает в активное музицировали.
Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности. Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой.
Этому должно способствовать все, что будет воображение ребенка музыкальный материал и рисунок, текс песенок – подтекстовок, рассказа.
Активизации творческого роста учащегося также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков развитию творческого воображения. В ансамбле младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-обратного мышления.
Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких музыкантов.
Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимость с другими учащимися. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный ансамбль.
Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплин арность, формирует ответственность.
Ансамблевый метод обучения дает возможность исправить или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети разные осваивают технику творческого общения, накапливают большой репертуар, имеют опыт концертной практики. Четкое начало и окончание произведения, выполнение динамического плана, поиски точного интонационного «произношение» нотного текста, владение техническими навыками – все это служит главному – раскрытию художественно-образного содержания музыки.
Совместно музицировали вдвоем, втроем легко протекает в прекрасный, полемный и радостный домашний досуг.
Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального формирования. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.
РАБОТА НАД АНСАМБЛЕМ.
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно.
Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера.
Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.
РИТМ КАК ФАКТОР АНСАМБЛЕВОГО ЕДИНСТВА
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль метро-ритму принадлежит едва ли не главное место. Ощущение сильных и слабых детей такта, с одной стороны и ритмическая определенность внутри такта, с другой вот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры.
Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении, к тому же, ученик играющий неритмично больше подвержен всякого рода случайностям, а от случайности как известно прямая дорога к потере психологического равновесия, к зарождению волнения. Необходимо систематически и настойчиво работать в этом направлении.
ДИНАМИКА КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Играя в ансамбле необходимо быть экономным в расходывании динамических средств, распоряжаться ими разумно Надо исходить из того, что как бы ансамбль не был богат ярким по тембру инструментами, одним из главных его резервов, придающих звучанию гибкость и утонченность является динамика. Различные элементы муз-фактуры должны звучать на разных динамических уровнях.
В музыке как в живописи, есть передний и задний план. Воспитав такое ощущение динамики, асамблист безошибочно определит силу звучания своей партии относительно других.
ТЕМП КА СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве.
Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает тот характер. Еще Римский-Корсаков утвердил что «музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп.
Не случайно Бах, как правило, в своих сочинениях вовсе не указывается темп. В пределах одного произведения темп может варьироваться. «Нет такого медленного темпа, в котором бы не встречались места, требующие ускорения, и наоборот. Для определения этого в музыке нет соответствующих терминов, обозначения эти должны быть в душе (В.Тольба).
ПРИЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ СИНХРОННОСТИ
АНСАМБЛЕВОГО ЗВУЧАНИЯ
Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность, совпадения во время сильных и слабых долей каждого такта предельную точность при исполнении мельчайших длительности всеми участниками ансамбля.
В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов - едва заметного движения вверх (ауфтакта) и а тем – четко, довольно резко (раз) движения вниз.
В достижении синхронности исполнителя – качество необходимое в любом ансамбле то и еще большей степени оно необходимо в такой его разновидности как унисон. Ведь в унисоне партии не дополняют друг друга, а дублируют, правда иногда в разных актах, что не меняет сути дела.
Исполнение в унисон требует абсолютного единства – метроритме, динамике, штрихах, фразировке. Унисон является самой сложной формой ансамбля. Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть это исполнение еще далеко от совершенства но оно не должно смущать педагога, все моно выправить дальнейшей работой.
Ценно другое, преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, ученик почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.
В заключении хочу сказать – общее фортепиано предмет интересный, многогранный, требующий владения разносторонними профессиональными навыками. Он является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания профессионального музыканта одним из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей.
По окончании курса общего фортепиано учащиеся:
а) владеют навыками игры на фортепиано, игры в ансамбле аккомпанементе;
б) владеют музыкально-исполнительскими приемами на художественном и учебно-воспитательном материале;
в) понимают художественный замысел произведений.
Список используемой литературы:
- Блок О. «Комплексный репертуар как основа развития учащихся музыкантов»
- «Музыка и образование» Москва 2008 г.
- Бергер Н.А. «Современная концеппция и методика обучения музыканта» Петербург, 2004г.
- Ризоль Н. «Очерки о работе в ансамбле» Москва, 1986г.
- Готлиб А. «Первые уроки ансамбля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика преподавания музыки
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику органи...
Специфика преподавания теоретических дисциплин в ДШИ
Доклад на основе собственного методического опыта на заседании секции "теоретиков" Коломенского методического объединения....
Статья "Специфика преподавания иностранного языка и метод проектов"
Статья о специфике преподавания иностранного языка и методе проектов...
Специфика преподавания этики в 5 классах.
Статья для выступления на научно-практической конференции учителей Серпуховского района...
Открытый методический урок по общему фортепиано заведующей отделения общего фортепиано и фортепиано на хоровом отделении ДМШ № 7 г. Иркутска Поляковой Людмилы Олеговны.
Задачи постановки рук у учащихся....
Специфика работы в классе общего фортепиано с учащимися струнного отделения.
Доклад раскрывает основные методы работы педагога с учащимися струнного отделения....
Доклад на тему: "Особенности преподавания общего фортепиано В дмш"
Развитие общей музыкальной грамотности и расширение его музыкального кругозора. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания....