Рабочая программа "Бисероплетение", 4-й год обучения 2021-2022 учебный год
рабочая программа

Куцулина Елена Владимировна

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Бисероплетение" (4-й год обучения), возраст учащихся 11-13 лет. В материале представлены задачи и особенности данного года обучения, календарно-тематическое планирование, содержание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biseropletenie_4_god_raboch._progr2021-22_.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации Т.А.Апакидзе

ПРИНЯТА

Решением педагогического совета

Протокол   № _____от__________

УТВЕРЖДЕНА

Приказом №_______от __________

Директор

_________________Р.Ю. Клименко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Бисероплетение»

Направленность ___Художественная____

Срок реализации по программе   4  года

Года обучения/ количество часов по программе 4/144_

Возраст обучающихся     8 – 13 лет

Разработчик: Куцулина Елена Владимировна

                                    педагог дополнительного образования

2021- 2022 учебный год

Цель программы - формирование и развитие творческих способностей учащихся через обучение основам бисероплетения.

Год обучения

Задачи

Ожидаемые результаты

4-й год обучения

Обучающие

  • Дать дополнительные знания по истории и развитию бисероплетения в России, роли бисерных украшений в народном костюме:
  • расширить знания по композиции в декоративно прикладном творчестве в рамках плетения из бисера;
  • отрабатывать навыки и умения работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером, соблюдая правила охраны труда;
  • обучить навыкам составления схем по бисероплетения, техникам плетения из бисера на проволоке, леске и нити;
  • обучить техникам плетения из бисера на проволоке (леске и нити (“мозаичное”, “кирпичный стежок” , полотно в крестик, жгуты и др; приемы ткачества из бисера, оплетения пасхального яйца);
  • обучить навыкам изготовления объемных миниатюр, браслетов, закладок для книги, поясов, гарданов, чехлов, сумочек, пасхальных яиц в изученных техниках;
  • дать знания о классификации проектов, планированию и распределению сфер деятельности при реализации индивидуального и коллективного творческого проекта;
  • познакомить с профессиями, связанными с декоративно-прикладным творчеством;
  • способствовать развитию навыков исследовательской деятельности при реализации проекта, оформления проектной документации:
  • сформировать навыки проектирования разработки и реализации коллективного творческого проекта под руководством педагога.

Развивающие

  • Развивать образное мышление, воображение;
  • формировать эстетический и художественного вкус; 
  • сформировать навыки планирования и прогнозирования результатов собственной деятельности, умения работать самостоятельно и в коллективе;
  • развить интерес к творческой и проектной деятельности в декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные

  • Воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества, личной ответственности;
  • воспитывать усидчивости, внимательность, терпения, старательности, трудолюбия, упорство в достижении цели;
  • воспитывать умения общаться со сверстниками, чувство коллективизма и взаимовыручки.
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Предметные:

  • соблюдают правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях, подготовки и уборки рабочего места;
  • могут применять различные виды материалов, инструментов, безопасные приемы работы с ними (те, с которыми познакомились в течении первого года обучения, и новые – “станок”);
  • расширяют знания в специальной терминологии по композиции («орнамент», «ритмический ряд», «раппорт»), составить рисунок и продумать композицию изделия;
  • получают дополнительные сведения из истории развития бисероплетения в России, элементах  народного костюма, женских традиционных украшениях;
  • знают технологические этапы изготовления изделий из бисера (приемы ткачества из бисера, оплетения пасхального яйца)
  • изготавливают объемные миниатюры, браслеты, закладки для книги, пояса, гарданы, чехлы, сумочки пасхальные яйца в изученных техниках;
  • самостоятельно составляют схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам;
  • знают классификацию проектов, этапы планирования и распределения сфер деятельности при реализации коллективного проекта, осуществлять исследовательскую часть проекта, оформлять проектную документацию.
  • проектируют, разрабатывают и выполняют индивидуальные и  коллективные творческие проекты в технике бисероплетения.

Метапредметные:

  • планируют и выполняют практические задания (практические работы);
  • ставят учебную цель и определяют задачи занятия;
  • осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществляют итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
  • выбирают художественные материалы, средства художественной выразительности для создания изделий;
  • строят алгоритм   действия, на основе имеющегося знания об изделии;
  • проявляют индивидуальные творческие способности при создании изделий из бисера и реализации творческих проектов;
  • осуществляют итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельностью;
  • понимают особенности проектной деятельности, осуществляют проектную  деятельность.

Личностные:

  • готовы слушать собеседника и вести диалог;
  • имеют потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение
  • осуществляют уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
  • могут осуществлять  самоконтроль, самооценку;
  • проявляют дисциплинированность, старательность, внимательность, трудолюбие и упорство  в  достижении поставленных целей.

Год обучения

Особенности года обучения

Режим занятий

4-й

Совершенствование навыков бисероплетения, проектной деятельности. Большинство работ выполняется на основе традиционных народных техник в бисероплетении. Большое внимание уделяется этнографическим аспектам ремесла.  Наряду с совершенствованием навыков в работе с бисером в различных техниках большое внимание уделяется развитию творческой инициативы и ответственности.

2 раза в неделю

по 2 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 год обучения)

ДАТА

Разделы дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Темы занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

3.09

1.Вводное занятие.

Введение. Инструктаж по охране труда на занятиях по бисероплетению.

2

1

1

7.09

2.История бисера и его использование.

Бисер в народном творчестве.

2

1

1

10.09

 2.История бисера и его использование.

Бисерные украшения как элемент женского народного костюма.

Создание эскизов женских украшений из бисера.

2

1

1

14.09

2.История бисера и его использование.

Женские традиционные украшения из бисера.

Определение техник бисероплетения в образцах украшений. Составление схем.

2

1

1

17.09

2.История бисера и его использование.

Этностиль в украшениях из бисера.

Создание эскизов украшений из бисера в стиле этно.

2

1

1

21.09

3.Плетение на леске (нити).  

Техника плетения сетка в народных украшениях.

Выполнение упражнений в технике сетка.

2

1

1

24.09

3.Плетение на леске (нити).  

Выполнение упражнений в технике сетка.

2

2

28.09

3.Плетение на леске (нити).  

Плетение нагрудных украшений в технике «сетка».

2

2

01.10

3.Плетение на леске (нити).  

Плетение нагрудных украшений в технике «сетка».

2

2

05.10

3.Плетение на леске (нити).  

Плетение нагрудных украшений в технике «сетка».

2

2

08.10

3.Плетение на леске (нити).  

Кисти из бисера.

2

1

1

12.10

3.Плетение на леске (нити).  

Кисти из бисера.

2

2

15.10

3.Плетение на леске (нити).  

Подвески из бисера.

2

1

1

19.10

3.Плетение на леске (нити).  

Подвески из бисера

2

2

22.10

3.Плетение на леске (нити).  

Аксессуары в технике «сетка».

2

1

1

26.10

3.Плетение на леске (нити).  

Аксессуары в технике «сетка».

2

2

29.10

2.История бисера и его использование.

Посещение выставки детского творчества.

2

-

2

02.11

3.Плетение на леске (нити).  

Аксессуары в технике «сетка».

2

2

09.11

3.Плетение на леске (нити).  

Творческая зачетная работа по разделу «Плетение на леске (нити)»

2

2

12.11

3.Плетение на леске (нити).  

Творческая зачетная работа по разделу «Плетение на леске (нити)»

2

-

2

16.11

3.Плетение на леске (нити).  

Творческая зачетная работа по разделу «Плетение на леске (нити)»

19.11

4.Ткачество из бисера.

Ручное ткачество бисером (техника прямого плетения бисером). Схемы и условные обозначения.

Зарисовка схем.

2

1

1

23.11

4.Ткачество из бисера.

Подбор и составление схем для изделий в технике ручного ткачества.

2

2

26.11

4.Ткачество из бисера.

Упражнения на освоение приемов ручного ткачества.

2

2

30.11

4.Ткачество из бисера.

Изготовление изделия в технике ручного ткачества

2

-

2

03.12

4.Ткачество из бисера.

Изготовление изделия в технике ручного ткачества

2

-

2

07.12

4.Ткачество из бисера.

Станочное ткачество из бисера. Разнообразие станков для ткачества из бисера.

Изготовление простейшего станка для ткачества.

2

1

1

10.12

4.Ткачество из бисера.

Заправка основы, расчет и крепление нитей.

 Заправка основы.

2

1

1

14.12

4.Ткачество из бисера.

Техника и приемы выполнения станочного ткачества. Заделка и обновление нитей.

Выполнение упражнений в технике станочного ткачества.

2

1

1

17.12

4.Ткачество из бисера.

Выполнение упражнений в технике станочного ткачества.

2

-

2

21.12

4.Ткачество из бисера.

Плетение наружных уголков и внутренних скосов. Выполнение образцов наружного угла, внутреннего скоса.

2

1

1

24.12

4.Ткачество из бисера.

Плетение раздвоения в центре.

Выполнение образца раздвоения в центре.

2

1

1

28.12

4.Ткачество из бисера.

Выполнение образца раздвоения в центре.

2

2

08.01

2.История бисера и его использование.

Посещение выставки декоративно-прикладного творчества.

2

-

2

11.01

4.Ткачество из бисера.

Боковые подвески (бахрома).

Выполнение образца боковых подвесок.

2

1

1

14.01

4.Ткачество из бисера.

Выполнение образца боковых подвесок.

2

2

18.01

4.Ткачество из бисера.

Заделка нитей основы. Соединение концов украшений

2

1

1

21.01

4.Ткачество из бисера.

Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества.

25.01

4.Ткачество из бисера.

Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества.

2

-

2

28.01

4.Ткачество из бисера.

Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества.

2

-

2

01.02

4.Ткачество из бисера.

Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества.

2

-

2

04.02

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц (сетка,ткачество, мозаика, кирпичный стежок)

Выполнение упражнений на освоение приёма «сетка»

2

1

1

08.02

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Выполнение упражнений на освоение приёма «ткачество»

2

2

11.02

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Выполнение упражнений на освоение приёма «мозаика».

2

2

15.02

3.История бисера и его использование.

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Бисерные пасхальные яйца – история появления и популярность в наше время.

Выполнение упражнений на освоение приёма «мозаика»

2

1

1

18.02

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Выполнение упражнений на освоение приёма «кирпичный стежок».

22.02

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц (полотно “в крестик”, “полоски”)

Выполнение упражнений на освоение приёмов полотно “в крестик”, “полоски”

2

1

1

25.02

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Выполнение упражнений на освоение приёмов полотно “в крестик”, “полоски”

2

-

2

01.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц (ажурное плетение, “колечки”).

Выполнение упражнений на освоение приёмов ажурное плетение, “колечки”

2

1

1

04.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Выполнение упражнений на освоение приёмов ажурное плетение, “колечки”

2

-

2

11.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Виды основы для пасхального яйца из бисера. Выбор бисера. Цветовое решение.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: подготовка основы, выбор техники.

2

1

1

15.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой.

2

1

1

18.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: зарисовка схем, расчёт плотности плетения

2

2

22.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: зарисовка схем, расчёт плотности плетения

2

2

25.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Способы и особенности оплетения центральной части, тупого и острого концов яйца.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.

2

1

1

29.03

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.

2

-

2

01.04

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.

2

-

2

05.04

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Плетение объёмных украшений для пасхального яйца. Украшение пасхального яйца.

2

-

2

08.04

5.Пасхальное яйцо из бисера.

Украшение пасхального яйца

Способы оформления изделий для выставки.

2

1

2

12.04

6.Творческий проект

Классификация проектов. Коллективный проект.

Поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта.

2

1

1

15.04

6.Творческий проект

Планирование и распределение сфер деятельности при реализации коллективного проекта.

Составление плана и распределение ответственных за этапы реализации проекта.

2

1

1

19.04

6.Творческий проект

Исследовательская часть проекта.

Проведение исследования (поиск информации) по теме проекта.

2

1

1

22.04

6.Творческий проект

Выбор оптимального варианта проектного изделия; выбор технологии изготовления; разработка (подбор) эскиза, конструкции, схемы изделия;

2

-

2

26.04

6.Творческий проект

Проектная документация.

Оформление проектной папки.

2

1

1

29.04

6.Творческий проект

Практическая реализации проекта: подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования, опробация технологии изготовления.

2

-

2

03.05

6.Творческий проект

Практическая реализации проекта: выполнение проектного изделия.

2

-

2

06.05

6.Творческий проект

Практическая реализации проекта: выполнение проектного изделия.

2

-

2

10.05

6.Творческий проект

Практическая реализации проекта: выполнение проектного изделия.

2

-

2

13.05

6.Творческий проект

Оформление проектной папки.

2

-

2

17.05

6.Творческий проект

Анализ результатов выполнения проекта; исправление недочетов.

2

-

2

20.05

6.Творческий проект

Требования к презентации коллективного творческого проекта.

Подготовка к презентации коллективного творческого проекта.

2

1

1

24.05

7.Итоговое занятие.

Презентация творческих проектов

2

-

2

ИТОГО

144

28

116

Содержание (4 год обучения)

  1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой четвертого года обучения. Организация рабочего места.

Практика. Инструктаж по охране труда. Подготовка материалов и инструментов. Сортировка проволоки, лески, бусин, бисера по размеру, цветам.

  1. История бисера и его использование.

Теория. Бисер в народном творчестве. Бисерные украшения как элемент женского народного костюма. Этностиль в украшениях из бисера.. Женские традиционные украшения из бисера. Бисерные пасхальные яйца – история появления и популярность в наше время. Профессии связанные с декоративно-прикладным творчеством.

Практика.». Создание эскизов женских украшений из бисера. Определение техник бисероплетения в образцах украшений. Составление схем. Посещение музеев, выставок детского творчества, выставок народных мастеров, художников-декораторов.

  1. Плетение на леске (нити).  

Теория.  Техники «сетка» в народных украшениях. Последовательность изготовления, анализ схем. Кисти и подвески из бисера. Практика. Упражнения на освоение приёмов техники «сетка». Разбор, зарисовка схем. Выполнение украшений в техниках «сетка» (нагрудные украшения, серьги, аксессуары). Упражнения на освоение приемов создания кистей и подвесок. Создание эскизов. Выполнение кистей и подвесок.  Творческая зачетная работа.

  1. Ткачество из бисера.

Теория. Ручное ткачество бисером (техника прямого плетения бисером) Схемы и условные обозначения. Станочное ткачество из бисера. Разнообразие станков для ткачества из бисера. Заправка основы, расчет и крепление нитей. Техника и приемы выполнения станочного ткачества. Заделка и обновление нитей. Плетение наружных уголков и внутренних скосов. Плетение раздвоения в центре. Боковые подвески (бахрома). Заделка нитей основы. Соединение концов украшений.

Практика. Упражнения на освоение приемов ручного ткачества. Подбор и составление схем для изделий в технике ручного ткачества. Изготовление изделия в технике ручного ткачества (браслет, закладка для книги, пояс). Изготовление простейшего станка для ткачества. Заправка основы. Выполнение упражнений в технике станочного ткачества. Выполнение образцов наружного угла, внутреннего скоса, раздвоения в центре, боковых подвесок. Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества (браслет, закладка для книги, пояс, гардан, чехол, сумочка и т.д.)

  1. Пасхальное яйцо из бисера.

Теория.  Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц:  ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Выбор бисера. Цветовое решение. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой. Способы и особенности оплетения центральной части, тупого и острого концов яйца.

Практика. Упражнения на освоение приёмов бисероплетения для оплетения яиц (ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”). Изготовление пасхального яйца в одной из техник: подготовка основы, выбор техники, составление орнамента, зарисовка схем, расчёт плотности плетения, оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений для пасхального яйца. Украшение пасхального яйца.

  1. Коллективный творческий проект .

Теория. Классификация проектов. Коллективный проект. Планирование и распределение сфер деятельности при реализации коллективного проекта. Исследовательская часть проекта. Проектная документация. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Требования к презентации коллективного творческого проекта.

Практика. Разработка и реализация коллективного творческого проекта. Поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта; составление плана и распределение ответственных за этапы реализации проекта; исследование (поиск информации в книгах, журналах, тематических папках) по теме проекта; выбор оптимального варианта проектного изделия; выбор технологии изготовления; разработка (подбор) эскиза, конструкции, схемы изделия; практическая реализация проекта: подбор необходимых  материалов, инструмента и оборудования, опробация технологии изготовления выполнение изделия с использованием изученных приемов; оформление проектной папки (сбор, изучение и обработка информации по теме проекта); экологическое обоснование, экономический расчет,  анализ результатов выполнения проекта; исправление недочетов; подготовка презентации коллективного творческого  проекта.

  1. Итоговое занятие.

Практика. Презентация  творческих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса физики 9 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса физики 11 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

рабочая программа по физике 7 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год по учебному курсу «Финансовая грамотность » для обучающихся 5- 7 классов

Название курса: «Основы финансовой грамотности»Класс: для учащихся 5-7 классов ( в том числе детей ОВЗцели данного курса:- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обос...

Рабочая программа "Бисероплетение", 2-й год обучения 2021-2022 учебный год

Рабочая программа  представляет собой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Бисероплетение"  (2 год обучения), включает задачи и особенности данного ...

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело (очная форма обучения) 2021 – 2022 учебный год

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело 2 курс 3 семестр; 2 курс 4 семестр; 3 курс 6 семестр (очная форма обучения)...

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело (очно-заочная форма обучения) 2021 – 2022 учебный год

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело 1 курс 2 семестр; 2 курс 4 семестр; 3 курс 6 семестр (очно-заочная форма обучения)...