ПРОГРАММА объединения шахматистов «АпологиЯ»
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Мартинович Сергей Юрьевич

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского

Москва, «Просвещение», 2011 г.

Программа объединения шахматистов «АпологиЯ»  предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.

   Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.

   Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_na_3_goda_2020-2021.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,

тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

                                                                                                                                                   «Утверждаю»

                                                                                                                                                                                      Директор МБОУ «СОШ № 2»

                                                                                                                                                                                    г. Тарко - Сале Пуровского района

                                                                                                                                                                                     ________________ И.В.Бархатова                                                                                 

                                                                                  Приказ № ______от «____»  _________2020 г.                  

 

ПРОГРАММА

объединения шахматистов

 «АпологиЯ»

Направление: физкультурно-спортивное

Возраст воспитанников: 11-17 лет

Сроки реализации программы: 3 года

Учитель: Мартинович Сергей Юрьевич

«Согласовано»                                                                                                                                          Рассмотрено на заседании МО

Зам. директора по                                                                                                                        педагогов воспитывающей деятельности  

образовательному процессу                                                                                                           руководитель МО__________ /Богатыренко С.В./

  __________ /Шихмирзаева Н.Б../                                                                                             Протокол №___  от «_____» ____________ 2020г

 

2020-2021 учебный год

1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского

Москва, «Просвещение», 2011 г.

Программа объединения шахматистов «АпологиЯ»  предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры. 

   Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.

   Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

  1. образовательная:
  • расширяет кругозор;
  • пополняет знания;
  • активизирует мыслительную деятельность младших школьников;
  • учит ориентироваться на плоскости;
  • тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

  1. воспитательная:
  • вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,

уверенность в своих силах, стойкий характер;

  1. эстетическая:
  • умение находить нестандартные решения

  Цель программы:  

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

Ожидаемый результат:

В конце курса обучения предполагается, что занимающиеся

должны знать:

1. основные правила игры;

2. названия и силу шахматных фигур;

3. цель шахматной игры.

должны уметь:

1. располагать фигуры на шахматной доске;

2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;

3. решать элементарные шахматные задачи.

Прогнозируемый результат:

*овладение навыками игры в шахматы

*интеллектуальное развитие участников кружка

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает 35 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю.

2.Содержание обучения.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п\п

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

Первый год обучения

1.

Шахматная доска и фигуры.

2

2

-

2.

Обозначение полей.

2

2

-

3.

Порядок игры.

2

2

-

4.

Ходы фигур.

2

1

1

5.

Ходы пешек.

3

2

1

6.

Шах и мат.

3

2

1

7.

Ничья и пат.

3

2

1

8.

Рокировка

3

2

1

9.

Запись ходов.

3

2

1

10.

Мат.

3

2

1

11.

Мат в простейших окончаниях партии.

3

2

1

12.

Ничья.

3

2

1

13.

Проведение пешки в ферзя.

3

2

1

Второй год обучения

14.

Понятие о плане игры.

5

2

3

15.

Сравнительная сила фигур.

5

2

3

16.

Влияние позиции на соотношение сил.

5

2

3

17.

Ходы фигур и их особенности.

5

2

3

18.

Ограничение подвижности.

5

2

3

19.

Форсирующие ходы.

5

2

3

20.

Серия ходов с одной целью.

5

2

3

Третий год обучения

21

Правило квадрата

5

2

3

22

Подсчёт ходов

5

2

3

23

Подсчёт ударов

5

2

3

24

Блуждающий квадрат

5

2

3

25

Критические поля проходной пешки

5

2

3

26

Поля соответствия

5

2

3

27

Другие приёмы упрощенного расчёта

5

2

3

Содержание учебного плана:

Первый год обучения

Шахматная доска и фигуры.

Введение. Значение шахматной игры. Изучение шахматной доски и правильной её установки. Определение с какой стороны играют чёрные, а с какой белые. Определение названий и расстановки фигур на поле.

Обозначение полей.

Изучение обозначений и имён рядов и столбцов шахматной доски.

Порядок игры.

Изучение базовых правил игры: как начинается игра, кто ходит первым, переход права хода от противника к противнику, сколько фигур можно передвинуть за один ход, запрет устанавливать две фигуры на одну ячейку, запись ходов.

Ходы фигур.

Детально изучаем как ходит и рубит: Конь, Ферзь, Ладья, Слон, Король.

Ходы пешек.

Детально изучаем ходы пешек. Правило взятия “на проходе”. Превращение пешек в другие фигуры. Разбор задач.

Шах и мат.

Определение понятия “ШАХ” и “МАТ”. Поведение короля при шахе. Завершение игры при мате. Разбор задач.

Ничья и пат.

Определение случаев ничьей. Отличие ничьи от пата. Разбор задач.

Рокировка

Правила рокировки. Короткая рокировка. Длинная рокировка. Невозможность рокировки.

Запись ходов.

Правила записи ходов. Алгебраическая нотация.

Мат.

Конечная цель игры. Изучение вариантов матовых позиций. Решение теоретических задач.

Мат в простейших окончаниях партии.

Взятие короля одной фигурой. Какими фигурами можно это сделать, а какими нельзя. Решение теоретических задач.

Ничья.

Когда перевес партии за соперником и шансов на победу нет, необходимо всё свести к ничье. Как это сделать и принципы ничьи. Решение теоретических задач.

Проведение пешки в ферзя.

Доведение пешки до последней горизонтали. Превращение пешки в ферзя. Как помешать это сделать сопернику?

Второй год обучения

Понятие о плане игры.

Цель игры – взять короля. Теория построения плана игры. Теория развития партии.

Сравнительная сила фигур.

Сравнение силы фигур. Стоимость фигур. Ценность фигур.

Влияние позиции на соотношение сил.

Изучение влияние позиции и расстановки фигур на их силу. Решение теоретических задач.

Ходы фигур и их особенности.

Изучение отдельных комбинаций ходов и их особенностей на поле для получения преимущества. Получения навыков для овладения основ стратегии и тактики. Цели и особенности некоторых ходов – нападения, защита, контрнападение и т.п.  Решение теоретических задач.

Ограничение подвижности.

Блокировка фигур противника своими фигурами. Ограничение манёвренности. Метод заграждения. Блокировка на краю доски. Блокировка защищенной фигурой. Блокировка связкой ходов. Решение теоретических задач.

Форсирующие ходы.

Изучение Форсирующих ходов – ходы особенной силы, заставляющие считаться с собой в первую очередь ввиду опасностей (угроз), которые они порождают. Форсирующий шах. Двойной удар. Взятие. Форсирующие превращение пешек. Угроза.

Серия ходов с одной целью.

Изучение сочетаний и совокупности ходов (серий ходов) связанных в единое целое. В одно целое серия ходов объединяется общей идеей - планом. Изучение вариантов, форсированных вариантов, комбинаций и тактик. Взаимодействие фигур. Нападение на незащищенного короля. Централизация. Захват 7 и 8 горизонтали. Концентрация сил против важного пункта. Завлечение и отвлечение фигур. Применение разносторонних угроз. Вскрытие и запирание линий. Прорыв пешечной позиции. Выигрыш темпа и цугцванг. Противодействие планам противника. Решение теоретических задач.

Третий год обучения

Правило квадрата

Быстрый расчёт ходов методом квадрата. Решение теоретических задач.

Подсчёт ходов

Расчёт ходов арифметическим методом. Решение теоретических задач.

Подсчёт ударов

Подсчёт количества нападений и защит. Решение теоретических задач.

Блуждающий квадрат

Контрзащита двух пешек от короля противника для продвижения в ферзи методом блуждающего квадрата. Двигается та пешка, которая наиболее удалена от короля противника. Решение теоретических задач.

Критические поля проходной пешки

Захват королём критических полей для продвижения пешки. Смещение критического поля при движении пешки. Решение теоретических задач.

Поля соответствия

Более сложный вариант расчёта партии методом расчёта соответственных полей. Решение теоретических задач.

Другие приёмы упрощенного расчёта

Иные методы и приёмы простого подсчёта и расчёта стратегии ходов. Решение теоретических задач.

3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Майзелис И. Шахматы. Основы теории.- М., // «Детгиз» - 1960

Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб// ИД  «Литера»,2005.

Пожарский В.А. Шахматный учебник// В.А. Пожарский.- М., 1996.

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.

Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей программе объединения туристско-краеведческой направленности «Компас открытий»

Цель  программы: создание условий для формирования всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения, развитие двигательной, функциональной активности обучающихся, сохранение и у...