Сочетание опережающего и адаптивного моделирования соревновательной деятельности в процессе спортивной подготовки
статья

Насонкин Виктор Анатольевич

Поскольку одно из главнейших условий эффективности спортив­ной подготовки заключается в соответствии ее содержания тому, что предстоит делать спортсмену в целевых состязаниях, при ее построе­нии возникает проблема адекватного моделирования предстоящей соревновательной деятельности. Речь идет не только о мысленном предвидении параметров целевой деятельности в виде некоторой расчетной модели, но и в конечном счете о практическом моделировании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сочетание опережающего и адаптивного моделирования соревновательной деятельности в процессе спортивной подготовки. Поскольку одно из главнейших условий эффективности спортивной подготовки заключается в соответствии ее содержания тому, что предстоит делать спортсмену в целевых состязаниях, при ее построении возникает проблема адекватного моделирования предстоящей соревновательной деятельности. Речь идет не только о мысленном предвидении параметров целевой деятельности в виде некоторой расчетной модели, но и в конечном счете о практическом моделировании. Последнее выражается в реальном воплощении спортсменом прогнозируемых параметров предстоящей соревновательной деятельности посредством специально-подготовительных упражнений, а затем и в целостных формах поведения, которые более или менее приближенно воспроизводят намеченные компоненты, состав и режим.

Сложность этого дела усугубляет ситуация, типичная для подготовки прогрессирующих спортсменов, когда в очередном подготовительно-соревновательном макроцикле преследуют цель не просто повторить уже достигнутые ранее результаты, а достичь новых, превзойти освоенные, выйти на уровень более высокого спортивного достижения. Реализация такой целевой установки предполагает опережающее моделирование соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней. Опережающее в том смысле, что, осуществляя его на протяжении очередного подготовительно-соревновательного цикла нужно, образно говоря, перейти в будущее, выйдя за пределы уже достигнутого, а это значит - смоделировать практически новые черты целевой соревновательной деятельности, которые необходимо придать ей для нового спортивного достижения, вначале недоступного спортсмену, но становящегося доступным по мере развертывания подготовки. То, насколько это удается фактически, зависит от следующих факторов:

  • от соотношения исходного уровня подготовленности спортсмена и величин намеченных изменений параметров соревновательной деятельности, их соразмерности реальным возможностям спортсмена;
  • от действенности применяемых средств практического моделирования новых черт соревновательной деятельности в процессе подготовки и соответствия путей выработки их особенностям ее преобразования в избранном виде спорта.

По ходу развертывания подготовки в больших подготовительно- соревновательных циклах опережающее практическое моделирование новых параметров соревновательной деятельности обеспечивают на основе направленного повышения уровня функциональных возможностей спортсмена, формирования новых умений и навыков и совершенствования, приобретенных ранее. При этом на первых этапах цикла средствами приближения к новым целевым параметрам служат преимущественно те специально- подготовительные упражнения, в которых эти параметры воспроизводятся как бы фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний, не охватывающих полный состав соревновательной деятельности). На примере дзюдо используется моделирование соревновательной схватки, различные ситуации, которые могут сложиться (спортсмен выигрывает по ходу схватки, спортсмен проигрывает по ходу схватки, у спортсменов одинаковые оценки, схватка перешла в дополнительное время). Проигрывая схватку спортсмену необходимо активизироваться и увеличить кол-во атакующих действий.  Это может произойти на разном отрезке соревновательной схватки, соответственно на различном уровне усталости. Все эти ситуации моделируются в тренировочном процессе. По мере же возрастания уровня подготовленности все более значительное место в практическом моделировании целевой соревновательной деятельности занимают упражнения, наиболее целостно воспроизводящие ее состав и новые параметры, а затем и полные формы ее воспроизведения в виде тренировочных «прикидок». Благодаря такой последовательности преодолевается противоречие между несоответствием исходной подготовленности спортсмена запланированному достижению и необходимостью на пути к нему практически моделировать новые черты соревновательной деятельности, при которых намеченное достижение становится реальным.

Разумеется, возможность точно предвидеть и практически смоделировать определяющие черты предстоящей соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней зависит от ее характера в избранном виде спорта. В принципе, возможность осуществить это с минимальными расхождениями тем больше, чем менее вариативен состав соревновательных действий и чем стандартнее условия их выполнения в состязаниях.

Постепенность в практическом моделировании по ходу подготовки к соревнованиям обеспечивается путем нефорсированного изменения сложившихся ранее у спортсмена параметров соревновательных действий и режима их выполнения, последовательным переходом от фрагментарного к возможно более целостному воплощению новых целевых параметров по мере адаптации к предъявляемым при этом повышенным нагрузкам. Основным адаптирующим фактором тут служит регулярное повторение тех специально-подготовительных упражнений, в которых удается воспроизвести, хотя бы частично, уже посильные спортсмену новые черты соревновательной деятельности. В качестве таких упражнений, к примеру, у дзюдоистов используют, моделирование стандартных ситуаций выполнение упражнений с новой целевой скоростью.

Регулирование рассмотренных тенденций - тенденции, направленной к выходу на новые рубежи соревновательных достижений, и адаптирующей тенденции, закрепляющей достигнутое, - играет ключевую роль в реализации достиженческих возможностей спортсмена. Учитывая это, к числу кардинальных принципов рационального построения системы спортивных занятий надо отнести принцип системного сочетания в спортивной подготовке опережающего и адаптивного моделирования соревновательной деятельности. Он подчеркивает объективную необходимость оптимального соотношения этих линий в процессе его практического моделирования и обязывает:

  • намечая целевые результаты спортсмена, способного к прогрессированию в очередном подготовительно-соревновательном макроцикле, прогнозировать реальную индивидуально возможную степень поступательного изменения сложившихся у него к началу цикла черт соревновательной деятельности и последовательно воплощать ее новые целевые параметры посредством адекватных, подготовительных упражнений, практически моделирующих их по мере повышения уровня всесторонней подготовленности и специфической тренированности спортсмена;
  • не допускать при этом форсирования, предъявляющего чрезмерные требования к адаптационным возможностям спортсмена, особенно тщательно обеспечивать постепенность в нарастании острых нагрузок, сопряженных с выходом на новые параметры соревновательной деятельности, контролировать, чтобы их динамика соответствовала темпам адаптационных перестроек и не исключала прочности достигнутых положительных преобразований;

• соблюдать, исходя из сказанного, сбалансированное соотношение опережающих и стабилизирующих факторов практического моделирования предстоящей соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней, принимая во внимание, что их соотношение не остается постоянным в различные периоды подготовительно-соревновательных микроциклов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические особенности спортивной и соревновательной деятельности в парусном спорте».

К ведущим организационным единицам, в которых осуществляется централизованная подготовка профессиональных спортсменов, относятся детская юношеская спортивная школа (ДЮСШ). При этом в деятельности ДЮСШ...

«Организация и управление волонтерской деятельностью в процессе внедрения ВФСК ГТО. Подготовка волонтеров в области здорового образа жизни и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»

В работе представлен предполагаемый опыт работы в качестве волонтёра по организации, пропаганде и управлению деятельностью внедрения ВФСК ГТО в системе образования. Деятельность педагога направлена на...

Сложности психологической подготовки одаренных детей в спортивной и соревновательной деятельности

Для достижения успехов в спорте важно, чтобы одаренный подросток знал свои природные особенности, владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям спортивной деятельности, оп...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЮСШ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный характер. Оно бесспорно опирается нацеленность на развитие и формирование у юных спортсменов ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...

Тарасенко А.Е.: Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности

Тарасенко А.Е.: Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности...