Статья "Формирование личности и патриота своей страны через декоративно-прикладное творчество"
статья
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у молодежи ценностного отношения к своему отечеству, развитие устойчивого желания способствовать развитию общества, процветанию страны и готовности к ее защите. Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность – это составляющие идеологии российского государства, а развитие у учащихся гражданской ответственности, уважение к закону государства, духа сплоченности и коллективизма выступают важнейшими воспитательными задачами. Это интегративные нравственные качества, которые необходимо воспитывать у подрастающего поколения.
Данный материал представляет собой систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми и подростками, посещающими объединение художественной направленности «Умей-ка» и «Фетровая мозаика», осуществляющих свою деятельность на базе школы № 568 г. Санкт-Петербурга. Возраст детей от 7 до 13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnosti_i_patriota_svoey_strany_cherez_dpt.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личности и патриота своей страны через декоративно-прикладное творчество
Воспитание подрастающего поколения всегда являлось одним из важнейших факторов эффективного развития государства и общества, залогом его процветания и благополучия. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения стало одним из направлений деятельности учреждений образования России.
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у молодежи ценностного отношения к своему отечеству, развитие устойчивого желания способствовать развитию общества, процветанию страны и готовности к ее защите. При этом очень важно воспитать у ребят уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатили национальную и общечеловеческую культуру.
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что будущее России, ее место и перспективы в современном мире в первую очередь зависят от того, будут ли ее жители истинными патриотами своей страны. Народ, у которого не сформировано чувство патриотизма, не способен не только любить, понимать и уважать других людей, их страны, традиции и духовные ценности, но и обречён на забвение и исчезновение с исторической авансцены. История – неиссякаемый родник мудрости народа. Любовь к Отечеству – это не только важнейшее условие выживания народа, но и могучее духовное средство, помогающее сохранить и преумножить духовные ценности народа.
К духовно-нравственным основаниям патриотизма относятся:
- любовь к Родине;
- гордость за свою страну, свой народ;
- бережное отношение к истории, историческим памятникам и культурному наследию;
- ответственность за судьбу страны, ее будущее;
- приумножение чести и славы своей страны;
- уважение к государственной символике, гордость за государственные символы;
- готовность защищать Отечество от внешних врагов.
При этом такие ценности, как любовь к Родине, патриотизм, гражданственность – это составляющие идеологии российского государства, а развитие у учащихся гражданской ответственности, уважение к закону государства, духа сплоченности и коллективизма выступают важнейшими воспитательными задачами. Это интегративные нравственные качества, которые необходимо воспитывать у подрастающего поколения.
Данный материал представляет собой систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми и подростками, посещающими объединение художественной направленности «Умей-ка» и «Фетровая мозаика», осуществляющих свою деятельность на базе школы № 568 г. Санкт-Петербурга. Возраст детей от 7 до 13 лет.
Важной составляющей воспитании гражданственности и патриотизма является работа по ознакомлению детей с символикой России. Государственная символы – герб, флаг и гимн России - означают суверенитет и независимость нашей страны, свободу и равноправие.
Важную роль в становлении национального самосознания играет работа по изучению истории и значении государственной символики, что позволяет постепенно и поэтапно приобщать учащихся к идеологии нашего государства. На занятиях воспитанники узнают, почему для флага выбран триколор, что изображено не гербе, знакомятся с гимном России. Предлагается изготовить российский флаг в виде броши в технике вышивка бисером и паетками.
Россия – уникальная страна с богатейшим культурным и природным наследием. Поэтому помимо основных символов, Россия имеет нетрадиционные символы. Неофициальные символы – это вещи, которые ассоциируются со страной в повседневном быту. Среди этих символов можно упомянуть дерево – берёзу, цветок – ромашку, животное – медведя. Среди культурных символов можно назвать Красную площадь, матрёшку, варежки, самовар, посуду с росписью гжель или хохлома, балалайку. И все эти символы способствовали созданию композиций в различных техниках декоративно-прикладного творчества. Так были изготовлены работы «Калинка-малинка», «Русская красавица», ставшие лауреатами и победителями районного и городского уровня. Работы выполнены в технике папье-маше и аппликации из соломы, и шитье из фетра. С учащимися проводятся беседы: «Россия – это мы!», «Я - гражданин своей страны». На них обсуждаются вопросы внутренней жизни нашего государства, народа. Важно познакомить учащихся с символикой нашего города Санкт-Петербурга.
Любовь человека к Родине в первую очередь связана с родным краем, со своей малой Родиной, где прошло его детство, с вещами, сделанными руками предков, с яркими обрядами и обычаями, в которых отражался быт, уклад жизни. С целью изучения истории и достопримечательностей Санкт-Петербурга учащиеся отправляются путешествовать по его улицам. Это осуществляется посредством рассказов, заочных путешествий, экскурсий. Любуясь архитектурой, воспитанники делают зарисовки, эскизы будущих работ. Так родилась серия работ: «Мой Петербург», «Вид из моего окна». Эти работы были изготовлены в технике аппликация из соломки. С помощью этого вида декоративно – прикладного творчества можно детально показать красоту и неповторимость нашего любимого города и края.
Патриотическое воспитание начинается с семьи, потому что именно семья является основой для всех видов социального воспитания ребенка. Образ жизни семьи, ее традиции и опыт формируют нравственные и волевые качества ребенка, а также знания, умения и навыки, начиная с ранних лет жизни. На долгое время ребенок запоминает прогулки со своими родителями в лес, на озеро. Для него такие прогулки наполнены впечатлениями и переживаниями. Именно они формируют в душе ребенка первые чувства любви к родному краю, к родине. Мать и отец передают ему собственное восприятие к жизни: свою любовь к природе и местам, где они родились, к народной песне, к традициям, к людям. Учащимся объединения было предложено рассказать о своей семье. В технике шитья из фетра были изготовлены панно «Я и моя семья» и «Портрет моей семьи», «Моя семья на прогулке» в технике тестопластики, «Моя дружная семья» в технике квиллинг.
На занятиях невозможно обойтись без бесед о народном календаре, нравственных принципах, православии, которое практически неотделимо от русской народной культуры. Изучая наследие талантливых мастеров, учащиеся осмысливают художественные и технологические аспекты традиционных народных промыслов. Очень важно показать детям духовную связь поколений, ведь каждый человек стоит в длинном ряду предков, живших до него, и людей, которые будут после него.
Использование данного методического материала позволяет получить определенный результат, а именно, развитие и саморазвитие личности, формирование морально-нравственных качеств, навыков активной жизненной позиции и ответственного поведения, а также развитие высоких качеств «Гражданина и Патриота».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.
Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через декоративно-прикладное творчество"
Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особен...
Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....
Патриотическое воспитание детей через декоративно - прикладное искусство
«Патриотическое воспитание детей через декоративно – прикладное творчество».Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого и...
Доклад на тему: "Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство"
ДокладРазвитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».
В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для при...