Просветительская деятельность Петра I
презентация к уроку (9 класс)
Презентация о просветительской деятельности первого императора России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosvetitelskaya_deyatelnost_petra_i.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация выполнена в рамках школьных мероприятий Софринской СОШ №1 в честь 350-летия со дня рождения императора Петра I учениками 9Б класса и учителем английского языка Котковым А. С.
«Россию поднял на дыбы…» Петр I Алексеевич родился 9 июня 1672 г. в Москве. В 10 лет он стал государем большого Московского царства, и именно ему суждено было превратить его в Российскую империю. С юных лет царь проявлял интерес ко всему новому и заграничному, понимая, что Россия не может зацикливаться внутри себя, когда другие европейские страны шагнули далеко вперед в области прогресса. Петр развернул масштабные реформы, направленные на все сферы общественной жизни страны. Казалось, не было такой области знания, которой царь не интересовался бы лично. Этим он показывал пример для своих подчиненных, чтобы каждый работал на благо государства.
Великое посольство С 1697 по 1698 год царь Петр лично принимал участие в заграничном посольстве в Европу. Великое посольство должно было подыскивать опытных моряков и артиллеристов, закупать снаряжение и материалы для кораблестроения, а также заботиться об устройстве за границей «волонтеров» для обучения ремеслам и военным наукам. Великое посольство выполняло, таким образом, одновременно задачи дипломатической, военно-дипломатической и консульской служб.
ГОЛЛАНДИЯ Русские провели в Голландии девять месяцев, хозяева вели переговоры неторопливо, а гости занимались не только официальной дипломатией, но и иными делами, разъезжая по стране, они интересовались всем – от выращивания тюльпанов до строительства кораблей и проч. В частности, сам Петр четыре месяца проработал корабельным плотником на одной из голландских верфей.
Англия В Британии царь провел около 2-х месяцев. Дольше всего он задержался в Дептфорде , где работал на верфи. Теперь одна из улиц города названа в честь русского царя – Tzar Street. Петр побывал также в английском парламенте, где заявил: «Весело слышать то, когда сыны отечества королю говорят явно правду, сему-то у англичан учиться должно», присутствовал на заседании Английского королевского общества, имел свидание с английским королем.
Самым притягательным местом для молодого царя стала Лондонская гавань. Специально для русских король Вильгельм III устроил показательные морские учения. Петр посещал частные мастерские, изучал карты и различные механизмы. Крепость Тауэр, Монетный двор и регулярные английские парки тоже не остались без его внимания. 5 июня 2001 г. в Дептфорде был открыт памятник русскому государю с надписью: «Петр I . Этот памятник — дар русского народа и воздвигнут в память о приезде Петра Великого в эту страну в поисках знаний и опыта».
ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕЛИКОГО ПОСОЛЬСТВА Что хотели? Что получили? Разнести весть о победе Петра в Азовских походах Найти союзников для борьбы с Османской империей за доступ к Черному морю Ознакомиться с культурой, бытом, технологическими достижениями европейских стран Пригласить на службу в России иностранных специалистов, закупить материалы, корабли, вооружение В Пруссии царь обучился артиллерийскому делу, а в Англии и Голландии – кораблестроению Для войны с Турцией не удалось найти союзников, но наметился Северный союз Речи Посполитой , Дании, Саксонии и Московского царства против Швеции Из Европы Петр выписал специалистов разной сферы – инженеров, артиллеристов, оружейников, ремесленников и архитекторов Были завезены новые растительные культуры и предметы быта
Просветительские реформы Петр I придавал образованию первостепенную значимость, в своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали ». Благодаря царю, была создана система высшего образования. Было положено начало развитию специального образования: инженерного, артиллерийского, морского, медицинского, горнозаводского. Столичные города, Москва и Петербург, стали центрами школьного образования и научной мысли. К первой половине XVIII века было открыто 133 школы, внушительная цифра для того времени!
Школа иностранных языков В 1704 г. под школу был взят дворец боярина В. Ф. Нарышкина и приглашены иностранные учителя. Изначально в школе преподавали латинский, французский, немецкий, греческий, древнееврейский, сирийский и халдейский. Кроме языков предполагалось преподавание арифметики, географии, этики, политики и физики. Но школа так и осталось профильной по языкам . Школы для изучения иностранных языков, открываемые по инициативе частных лиц, содержались полностью или частично на государственные средства и находились под контролем правительственных учреждений. В них учились дети разных сословий, главным образом чиновников государственного аппарата, которым по роду деятельности необходимо было знание иностранных языков.
Типы основанных школ Математических и навигацких наук Морская академия Артиллерийско-инженерная Иностранных языков Арифметическая Гарнизонная Горнозаводская Адмиралтейская Архиерейская В 1714 г. был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий, кроме крестьян. Было постановлено : без свидетельства об окончании «жениться не допускать и венечных памятей не давать».
Медицинское образование В первой половине XVIII в. положено начало и медицинскому образованию. Первая школа для подготовки врачей, известная также под названием хирургической, была открыта при Московском военном госпитале в 1707 году, во главе неё был поставлен известный врач - голландец Николай Бидлоо . Государь сам лично не был чужд медицины, в Европе он охотно посещал кабинеты редкостей, наблюдал за проведением операций и даже сам проводил их на зубах. Собранная им коллекция редкостей, легла в основу Кунсткамеры в Петербурге.
Учащиеся жили при госпитале, их обучали анатомии, хирургии, фармакологии, латинскому языку, рисованию. Теоретические занятия сочетались с практической работой, в госпитале. При нем был устроен «аптекарский огород», на котором выращивались лекарственные растения. Учащиеся собирали лекарственные травы, выращивали их на «аптекарском огороде», помогали в приготовлении лекарств. При изучении анатомии и хирургии использовался анатомический атлас, составленный анатомом Г. Бидлоо , отцом Николая Бидлоо . Теоретические занятия велись преимущественно на латинском языке. Первый выпуск из школы состоялся в 1713 г., последующие происходили регулярно через каждые пять лет.
Типография Реформы Петра I способствовали развити ю типографий, где печатались учебные и другие книги, гравюры, карты. Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д.
В 18 веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре I наименование «Московская типография ». Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год - 9796,а в 1716 году - более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год - 7200.
Под личным контролем Петра I огромным тиражом было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.
Академия наук Ну и венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук - первого центра русской науки. Эта Академия была любимым детищем Петра, но вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось "собрание ученых людей", обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, "собрание ученых и искусных людей", среди которых были крупные ученые Европы.
Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне ,например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.
Основные результаты просветительской деятельности Петра Великого Возникла система профессионального обучения Открылось большое количество профильных школ Молодых дворян отправляют заграницу на учебу Учеба стала видом государственной службы На первое место вышли светские науки Создаются светские учебники, дан толчок развитию типографии Открылись первая библиотека, первый музей и первая Академия наук Введено новое летоисчисление с 1 января 1700 г. от Рождества Христова
Кончина царя Первый российский император умер 8 февраля 1725 года. По общепринятой официальной версии, причиной смерти стала пневмония. В октябре 1724 года в Финском заливе случилось наводнение, и царь Петр сильно простудился, спасая тонувших солдат. Однако, не все историки согласны с официальной версией. Восхваление Петра, человека в частной жизни весьма непритязательного, началось практически сразу после его смерти и продолжалось вне зависимости от смены политических режимов в России. Пётр стал объектом благоговейного культа в основанном им Санкт-Петербурге, равно как и во всей Российской империи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская деятельность ДШИ
В докладе представлена работа Детской школы искусств по просветительской деятельности....
Примерный план просветительской деятельности учителя музыки
В примерный план состоит из форм проводимых мероприятий, их тематики и цели, места проведения, учитывает состав и возраст аудитории, материальные и технические условия....
Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг...
Музеи как учреждения культурно-просветительской деятельности.
В наше время повышается интерес людей к таким культурно-просветительским учреждениям таким как музей. К посещению музеев привлекается молодое поколение, проводятся интересные выставки,экскурсии .Выста...
«Просветительская деятельность учебного заведения, направленная на формирование негативного отношения к противоправным действиям»
Выступление на городском МО классных руководителей «Просветительская деятельность учебного заведения, направленная на формирование негативного отношения к противоправным действиям»...
Консультативно-просветительская деятельность по проектной деятельности
родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного...
Грамоты. Дипломы. Благодарственные письма. Концертно-просветительская деятельность.Участие в конкурсах. Экспертная деятельность.
Грамоты. Дипломы. Благодарственные письма....