Музеи как учреждения культурно-просветительской деятельности.
опыты и эксперименты на тему
В наше время повышается интерес людей к таким культурно-просветительским учреждениям таким как музей. К посещению музеев привлекается молодое поколение, проводятся интересные выставки,экскурсии .Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по разработанной выставочной программе чаще всего посетители судят об успехе или неудаче музея. В наше время возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневной суеты, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом и проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.
Целью работы является проанализировать методику организации и разработать собственную программу взаимодействия школы и музея.
Задачи работы:
1. дать представление о музее, истории его развития ;
2. дать понятие терминам культура, просвещение, культурно-просветительская деятельность.
3. рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;
4. привести пример музейной выставки в Туле и Тульской области;
5. разработать собственную программу взаимодействия школы с музеем.
Объект исследования – культурно-просветительская деятельность.
Предмет исследования - музей, как культурно-просветительское учреждение
Данная курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся преподавательской деятельностью.
Новизна работы состоит в том, что во второй главе составлена программа взаимодействия образовательного учреждения с музеем Тульской области, где предлагается использование методов разных современных технологий для проведения успешной работы. А так же в работе приводится примеры музейных выставок некоторых музеев в городе Тула.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzei_kak_uchrezhdeniya_kpd.docx | 73.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Музей как культурно-просветительское учреждение………………..5
- История происхождения и развитие музея…………………………………5
- Понятие и основные формы культурно-просветительской деятельности....................................................................................................10
- Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки……………………………………………………………………..16
Глава 2. Методика приготовления и организации музейной выставки…………………………………………………………………………20
2.1 Музеи Тульской области…………………………………………………...20
2.2 Мероприятие по посещению музея Одоев Филимоновские игрушки…..23
Заключение………………………………………………………………………29
Список используемых источников......................................................................30
Приложения
Введение
В наше время повышается интерес людей к таким культурно-просветительским учреждениям таким как музей. К посещению музеев привлекается молодое поколение, проводятся интересные выставки,экскурсии .Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по разработанной выставочной программе чаще всего посетители судят об успехе или неудаче музея. В наше время возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневной суеты, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом и проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.
Целью работы является проанализировать методику организации и разработать собственную программу взаимодействия школы и музея.
Задачи работы:
- дать представление о музее, истории его развития ;
- дать понятие терминам культура, просвещение, культурно-просветительская деятельность.
- рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;
- привести пример музейной выставки в Туле и Тульской области;
- разработать собственную программу взаимодействия школы с музеем.
Объект исследования – культурно-просветительская деятельность.
Предмет исследования - музей, как культурно-просветительское учреждение
Данная курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся преподавательской деятельностью.
Новизна работы состоит в том, что во второй главе составлена программа взаимодействия образовательного учреждения с музеем Тульской области, где предлагается использование методов разных современных технологий для проведения успешной работы. А так же в работе приводится примеры музейных выставок некоторых музеев в городе Тула.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, первой главы, которая делится на три подраздела, второй главы из двух подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Музей как культурно-просветительское учреждение
1.1 Возникновение и развитие музея
Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. [1]
Возникновение музея относится к эпохе Высокого Возрождения (XV - XVI вв.). Однако этому предшествовал длительный процесс коллекционирования различных предметов культуры и природы, уходящий своими истоками в античность. В Древней Греции под понятием "мусей" понимали философское учреждение. Похожим было значение латинского термина museum - место ведения философских дискуссий и в культуре Рима. Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и являлся учебным учреждением. В него входили жилые комнаты, столовые, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады.
Но также в эллинской и ранней римской культуре широко использовались и другие названия: академия, кабинет, союз, посвященный музам. также просветительской и популяризаторской деятельностью. [2]
Самые знатные и образованные люди устраивали такие мусеи, или кабинеты, вблизи от мест погребения своих давних предков, и таким образом подобные центры являлись одновременно и местами погребальных церемоний .
Мусеи были очень важными центрами интеллектуальной жизни наших предков. Свойственная культуре Древней Греции состязательность накладывала отпечаток на характер и формы занятий интеллектуальной элиты: как правило, это были диспуты среди философов, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов.
Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции собирались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения жертв богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Со временем древнегреческие жертвоприношения сменились на предметы-символы, похожие на старинные натуральные предметы, например: глиняные, бронзовые, серебряные, золотые предметы, изображавшие виноградную лозу, деревья, различных животных и растения, а также и человека. Специальные предметы не употребляющихся в быту стали изготавливаться для божества , которые хранились в Храме. Они представляли из себя статуи и вазы. Однако сокровищницы храмов, посвященные Аполлону, Афине, Артемиде, имели более многообразный состав.
В трудные в экономическом и политическом отношении периоды сокровищницы в храмах рассматривались как своеобразные "банки": они играли роль общественной казны. Также в древних храмах хранились и кости гигантских животных, известных в наше время как окаменелости.
На начальном этапе создания и социального бытования памятников в римской культуре существовала четко выраженная связь с греческой традицией, т.е. сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. В римской культуре происходило возрастание в храмовых собраниях доли предметов, связанных с природой и культурой завоеванных стран.
Выставленные на широкое обозрение, эти реалии способствовали пробуждению в людях любознательности.
Эпоха Возрождения, на рубеже позднего средневековья и нового времени, знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений.
Становление музея как социокультурного института проходило в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону.
Существенными факторами, стимулирующими возникновение и дальнейшее развитие музеев, явились также географические открытия, познакомившие европейцев с другими разнообразными культурами и традициями.
Первые музеи были основаны на частных собраний светских и духовных правителей. В таких коллекциях преобладали такие экспонаты как оружия, портреты выдающихся военачальников, т.е. предметы, связанные в частности с войной.
Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических музеев, а так же различию и разнообразию музеев уже в современном мире.
Первый музей в России был открыт в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились".
В наши дни существует классификация музеев.Рассмотрим классификацию музеев.
Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение состоит из нескольких систем классификации музеев: по масштабам деятельности (центральные, региональные, местные музеи ); по форме собственности (государственные,ведомственные,общественные,частные музеи ); по административно-территориальному признаку (краевые, областные, городские, районные и т.п.).
Кроме того, есть классификация по типам. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские.
Исследовательские музеи чаще всего создаются при научных учреждениях. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок.
Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах. Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей.
Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод ,что музеи способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Представленные в их собраниях реалии экзотической природы и "чужих" культур свидетельствовали о многообразии мира и открывали перспективы его исследования с помощью музейных экспонатов.
1.2 Понятие и основные формы культурно-просветительской деятельности и их характеристики
В рабте современного педагога особое значение приобретает культурно-просветительская деятельность, целью которой является привитие школьникам уважения к культурным ценностям города, края, страны; любви к прекрасному; формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всему окружающему. Эта деятельность способствует обогащению эмоциональной сферы личности и ее чувственного опыта; повышает познавательную активность учащихся; оказывает влияние на познание нравственной стороны окружающего мира.
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии,этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком в целом навыков и умений.
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Просвеще́ние — передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве
Культурно-просветительская деятельность - это составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся - с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейшихпсихологопедагогических исследований, формирует потребность в психологопедагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.
Культурно-просветительская деятельность носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Она включается в себя следующие функции:
-развивающую;
-информационно-просветительскую;
-культурно-творческую и др.
Существуют разнообразные формы культурно-просветительской деятельности. Это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.
Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик, часть которых считаются основными, а часть - дополнительными.
Основные характеристики форм.
1.Экскурсия представляет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-просветительской деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример групповой формы: индивидуальные экскурсии представляют собой исключение. В последние годы в наших музеях появился современный вариант экскурсионного обслуживания - автогид. Получив наушники, посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения ,вне коллективного переживания, и является чем-то неполноценненным.
Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.
2.Лекция принадлежит к числу традиционных ,и является одной из наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии. Музейные лекции, удовлетворяющие потребность в познании, были заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа. Это объяснялось, прежде всего тем, что читались они выдающимися учеными.
Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющий столь широкий общественный резонанс. Они стали читаться главным образом сотрудниками музея, но вследствие этого, быть может, выиграли с точки зрения своей музейности. Использование музейного предмета в качестве атрибута стало важным требованием, предъявляемым к лекции.
3.Другая базовая форма, также вполне традиционная для музея, консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода.
4.Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.
Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.
5.В клубе (мы не имеем в виду те, которые больше напоминают лекторий) оно выражено наиболее определенно. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.
Нередко на основе выставок организуются семинары.
В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов.
Традиционно термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.
6.Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников. Жюри оценивает умение участников доказать свою точку зрения и вести дискуссию. Обычно подобные соревнования устраиваются для молодежной аудитории, являясь частью работы со школой.
7.Перейдем теперь к формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком.
8.Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков.
9. Появляется термин праздник, который ранее не употреблялся. Причем речь идет о весьма разнородных явлениях, отличающихся друг от друга не только сюжетом, а методами организации. Новый термин праздник закреплял нечто общее, что стало присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности.Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению.
Теоретическую и методическую часть культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Она создает новые методики и программы работы с посетителями.
Так постепенно формируется модель музея ,которую можно назвать просветительской.Она основана на отношении к музею как демократическому по своему характеру и просветительной направленности институту ,призванному быть средством реформирования школ и одновременно частью единой системы внешкольного образования. Данная позиция породила термины культурно-просветительская работа,которые использовались для формирмирующегося направления-работа с аудиторией.
1.3 Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки
Музейная педагогика - это научная дисциплина на опыте музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему. Областью музейной педагогикой являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. Музейная педагогика начинается тогда, когда возникает (или ожидается) эффект встречи музея с человеком.
Роль музея в эстетическом воспитании определяется его специфическими возможностями как учреждения, которое выполняет две основные взаимосвязанные социальные функции - документирование объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни на основе подлинных памятников, а также образования и воспитания. Для осуществления данных функций музей имеет такие средства воздействия, как музейный предмет и музейная среда.
Подлинники, включенные в музейное собрание, обладают научной, историко-культурной и эстетической значимостью.
Эстетические качества музейного предмета нередко проявляются уже в его внешних признаках (форма, фактура, цвет), однако его эстетическая ценность определяется, прежде всего, историко-культурным контекстом. Именно контекст формирует отношение к предмету как к прекрасному или безобразному, низкому или высокому, комическому или трагическому. В контексте музейный предмет полностью обретает свою эстетическую ценность. Используя разные средства для раскрытия исторического контекста музейного предмета в экспозиции, можно оказывать воздействие на эстетические вкусы, взгляды и идеалы, т.е. на эстетическое сознание посетителя.
Однако не только музейные предметы, но и сама музейная среда (здание музея, экспозиция, комплекс историко-архитектурных памятников, территория), предстающая перед посетителем как некое пространство культуры, потенциально, т.е. при условии соответствующего уровня архитектурно-художественного решения, является эстетически значимой и воспитывающей. Эстетическая функция музейной информации последовательно выражается в экспозиции, в ее образном решении. [3]
Существенно, что и музейный предмет, и музейная среда обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Обыденные предметы, став элементами экспозиционного образа музейной выставки, приобретают значение символа определенной эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Сплав рационального и эмоционального компонентов при восприятии, как показывают результаты социологических исследований, в значительной степени определяют привлекательность музеев для всех категорий посетителей, включая самых юных, а также эффективность их воздействия.
Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей"[4], актуализация и включение их в систему ценностей новых поколений с тем, чтобы современный человек мог "освоить культуру прошлого во всей ее целостности и многомерности, ощутить себя звеном непрерывного культуротворческого процесса"[5].
Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности, у которой сформировано ценностно ориентированное отношение к историко-культурному наследию.
Первая задача - активное приобщение подрастающего поколения к музейным ценностям, формирование у детей, подростков, молодежи устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием.
Вторая задача - формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. - эстетического сознания личности. Способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства"[6].
Третья задача - развитие эмоциональной сферы личности, воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, воображение - это та самая "драгоценнейшая способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему миру"[7].
Четвертая задача - формирование исторического сознания личности. Под историческим сознанием мы понимаем осознание человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим. По словам академика М.А. Барга, "историческое сознание - это духовный мост, ведущий человека из прошлого в грядущее"[8].
Пятая задача является условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея.
Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения музейных выставок, целенаправленность посещения музея и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам информации о музее на предварительном этапе или во время осмотра, умением ориентироваться в музейной среде, смотреть выставочную экспозицию.
Глава 2. Методика приготовления и организации музейной выставки
- Музеи Тулы и Тульской области.
В Туле и Тульской области существует большое разнообрази музеев ,таких как : музей «Тульский кремль» , музей-усадьба Ясная Поляна,Тульский государственный музей оружия , Музей «Тульские самовары» ,Музейно-выставочный центр «Тульские древности» , Музей «Некрополь Демидовых» , музей Филимоновской игрушки ,Дом-музей В.В. Вересаева ,Мемориальный музей Н.И.Белобородова ,Музей П.Н.Крылова, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле» и многое другое.
Остановимся в подробности на некоторых из музеев города .
Более пяти веков существует Тульский кремль. Построенный в начале XVI века, он длительное время предоставлял надежную защиту от набегов кочевников. Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская, Одоевская, Никитская, Ивановская, Башня Ивановских ворот, На погребу, Водяных ворот, Наугольная и Пятницкая.
Кремль — это «город в городе». В крепости жило почти все население, как военное, так и гражданское. Первая улица Тулы находилась в кремле и называлась Большой Кремлевской.
На территории Кремля находятся два собора. Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году и Богоявленский собор, построенный в 1855—1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Музей Оружия .
Музей Тульский Кремль является государственным музеем,очень часто учащиееся разных школ города посещают этот музей,так же приезжают гости из других городов .
Государственный музей оружия. Новый музей, «Шлем».
В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации музей получил статус государственного. Одновременно было принято решение о строительстве для него нового здания. Это было продиктовано не только стремлением освободить культовое здание, но и необходимостью расширить экспозиционные площади, так как за последние годы коллекция музея значительно пополнилась современными образцами оружия.В музее регулярно проходят современные выставки , демонстрирующие уникальные коллекции музея и посвященными важнейшим событиям отечественной истории. Новый музейный комплекс имеет два конференц-зала, библиотеку с читальным залом, кафетерий.
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле».
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" был создан в октябре 1996 г. Музей расположен на месте Куликовского сражения, произошедшего 8 сентября 1380 года, и включает в себя место битвы с прилегающей к нему территорией. Заповедник «Куликово поле» находится на юго-востоке Тульской области, он занимает участок ландшафта в районе верхнего течения Дона.
На просторах заповедника сохранились фауна и флора, близкие к первозданным. Там сосредоточено великое множество архитектурных и археологических памятников. Часть из них сохранились со времен Куликовской битвы, и являются яркими свидетельствами богатого исторического прошлого России. Победа русского народа в Куликовской битве отражена в экспозициях музея, мемориальных памятниках и
обелисках .
Данный музей является одним из самых популярных музее в городе,учащиееся часто выезжают на экскурсию,данный музей так же сотрудничает с одной из местных школ,в музее проводятся музейные уроки. Это сотрудничество помогает воспитывать патриотизм у школьников, гордость за свой знаменитый родной край, школьники узнают от работников музея-заповедника много новых интересных фактов по истории Куликова поля и самого сражения.
2.2. Внеклассное мероприятие (экскурсия) .
Развитие художественного творчества детей является основной задачей стоящей перед педагогом на протяжении всего периода становления ребенка. Одной из основных залач является раскрытие в ребенке его творческого начала,ведь дети-это маленькие исследователи,с удивлением и радостью открывающие для себя окрудающий мир.Я считаю что приобщение детей к музеям такого типа занимает особое место в жизни ребенка ,так же не дает нам забыть о русско-народном фольклере. Соломенникова О.А.в одном из своем проекте отмечала : “Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми”.
Исследователи народного искусства отмечают,что оно имеет ярко выраженные черты ,традиционность ,коллективный характер творчества ,высокое совершенство языка,человечность,связь с окружающей жизнью.Я считаю,что если человек не итересуется творчеством своего народа,не изучает его историю,то он не может в полной мере считаться гражданином своего Отечества. Много национальных традиций тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил раньше, поэтому, рассматривая работы мастеров прошлого, мы заглядываем в историю народно - прикладного искусства многонациональной России. Тульский край издавна славился своими мастерами и ремесленниками. Далеко за его пределами восхищались изделиями кузнецов, гармонщиков, самоварщиков, мастеров резьбы по дереву и гончаров, работающих с глиной.
Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской области. Сохранить и развить промысел одной из стариннейших игрушек нашей родины (по некоторым данным ей около 700 лет) – филимоновской – одна из важнейших задач мастеров Тульского края. Филимоновская игрушка - это сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала произведение народного искусства, которое воспитывает в детях чувство гордости за мастеров своей малой родины. Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании школьников.
Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей, поднимает темы большого гражданского содержания. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Таким образом, работа в этом направлении не только дает мне возможность помочь учащимся соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия народных мастеров, а также помогает школьникам освоить тайны мастерства ремесла, найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Я решила составить мероприятие(экскурсия) с музеем Филимоновской игрушки в городе Тула. Данный план мероприятие направлен на учащихся 5 класса.
Экскурсия “Филимоновская игрушка”Тульская обл.,Одоев.
Цель мероприятия:
Знакомство детей с лучшими образцами народного декоративно- прикладного искусства: филимоновской игрушкой.
Задачи мероприятия:
- В доступной форме донести историю талантливого русского народа, создающего сказочные образы;
- Раскрыть технологию создания игрушки;
- Показать многообразие видов игрушек;
- Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла;
- Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей;
- Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
Оборудование:
- образцы изделий, набор шаблонов
- компьютер, презентация.
Для успешного проведения экскурсии и с целью заинтересованности была проведена подготовительная работа. Предварительно, за неделю до экскурсии, ребятам предлагается прослушать небольшую лекцию о игрушке и некоторые учащиеся самостоятельно подготовили рассказы о филимоновской игрушке (ПриложениеA) и посетить фото-галерею (Приложение B ) ,после чего учащиеся получат брошюры о музее( Приложение C).
Ход мероприятия
1. Сообщение темы мероприятия.
У Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.
Учитель. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о игрушке и промысле.. Но не об обычных игрушках , а о народных.
2. Орг. момент
- С какими видами народных игрушек мы познакомились на уроках изо ?
(дымковскими, филимоновскими, каргопольскими)
3.Экскурсовод рассказывает о истории игрушки,создании ,разных видах игрушки.
4.Учащиееся посещают мастер класс и некоторые из них делают игрушки сами.
5.Викторина-игра. Сейчас каждая команда возьмет по карточке (Приложение D), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).
1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.
2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.
Учитель. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.
6. Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)
- Где возник промысел филимоновской игрушки?
- Почему игрушка называется филимоновской?
- Особенности филимоновской игрушки?
- Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
- Как ласково филимоновцы называют свои цвета?
- Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
- Ход росписи в филимоновской игрушке.
7.Заключительный этап.
Учитель: Мы познакомились лишь с малой частью великого русского наследия, которое нам оставили предки.
-Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение- и ниточка, связывающая нас с далекими предками- не рвется. Произведения, созданные наши народом, хранятся в музеях, показываются на выставках и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. Может быть, кто-то из вас тоже станет мастером и его игрушки также будут дарить людям красоту и радость взрослым и детям.
Музей может рассматриваться сегодня как состояние души общества в настоящее время, и именно музею необходимо направить все усилия на восстановление утраченной культуры, чего так не хватает в современном мире.
Сущность музея – быть посредником между обществом и его культурой, между культурой прошлого и культурой настоящего, а не конкретное содержание музейной деятельности, обусловленное социальным заказом времени.
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является музей.
В музее человек получает возможность по-новому взглянуть на привычные для него вещи, получить полезную информацию с удовольствием, нет необходимости заучивания и закрепления полученных знаний,так же музеи играют большую роль в культурно-просветительском аспекте.
Таким образом, работа школы совместно с музеем , так же подкрепляется региональным компонентом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознания, осмысления, усвоения культурных ценностей.
Список используемых источников
- Барг М. А Эпохи и идеи: становление историзма. - М., 2001.
2 .Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Вып. 21. Музей - культура - общество. М., 1992 г.
- Ильенков Э.В. Искусство и идеал. - М., 2000.
- Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.тр. ИПРИКТ. М., 2002 г.
- Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - М., 2005.
- Музей и школа. Сб. науч. Трудов. М., 2004 г.
- Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5.
- Носик Б.М. «Художественные промыслы», М., «Планета», 2001 г.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004
- Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
- Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 г.
- http://www.inmsk.ru/news_culture
- http://www.filimonovo-museum.ru/
12. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_9_39_10987.pdf
[1] http: //ru. wikipedia.org/wiki/
[2] http: //ru. wikipedia.org/wiki/
[3] Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 2001. - С. 11
[4] Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 2001. - С. 56
[5] Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - М., 2005. - С. 13
[6] Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л., 1998. - С. 14
[7] Ильенков Э.В. Искусство и идеал. - М., 2000. - С. 229
[8] Барг М. А Эпохи и идеи: становление историзма. - М., 2001. - С. 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глоссарий по теме "Культурно-просветительская деятельность учителя математики"
Глоссарий по теме "Культурно-просветительская деятельность учителя математики"...
Культурно-просветительские учреждения дореволюционного Саратова
На протяжении всей росcийской истории Поволжье было одним из крупнейших регионов сельскохозяйственного производства. Географическое расположение столицы Поволжского сельскохозяйственного края – ...
Культурно-просветительские учреждения дореволюционного Саратова. Императорский Николаевский Университет.
Информационная справка о деятельности Императорского Николаевского Университета (сейчас - Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского)....
Глоссарий "Культурно-просветительская деятельность учителя математики".
Глоссарий "Культурно-просветительская деятельность учителя математики". Культура (от лат. Cultura – во...
Глоссарий по теме Культурно-просветительская деятельность учителя
Ниже представлен глоссарий на тему "Кульурно-просветительская деятельность учителя"...
Культурно-просветительские учреждения дореволюционного Саратова. Александровское ремесленное училище.
Ниже представлена информацио об Александровском ремесленном училище....
Исторический опыт развития культурно-просветительских учреждений новых городов Бурятии в 1950—1980-е годы
Рассмотрены особенности формирования и развития культурно-просветительских учреждений новых городских поселений Бурятии в 1950—1980-е годы....