Статья: "Репертуар как основа работы вокальной студии в общеобразовательной школе"
статья

Ефимова Нина Борисовна

Статья: "Репертуар как основа работы вокальной студии в общеобразовательной школе" - о значении репертуара в работе школьной вокальной студии, в решении всех образовательных и воспитательных задач, стоящих в программах дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Репертуар как основа работы вокальной студии

в общеобразовательной школе»

 

                                                                                                                    Автор: Ефимова Нина Борисовна,             педагог ДО, руководитель

школьной вокальной студии

 

Репертуар является основой работы школьной вокальной студии. Репертуар должен соответствовать всему многообразию задач работы с детьми и должен отвечать запросам всех категорий потенциальных студийцев. Именно посредством репертуара происходит:

  • освоение вокальных навыков и развитие музыкальных способностей учащихся;
  • воспитание человеческих и личностных качеств, патриотичности, воспитание культурного вкуса;
  • познание детьми мира образов и эмоций, раскрытие юных душ миру и Вселенной;
  • появляется осознание сопричастности важным событиям, сопереживание;
  • происходит социализация – приходит понимание – кто ты?, что несешь людям?, что хочешь сказать и чем поделиться?
  • наконец, именно общие песни способны объединить поколения, даже укрепить семейные связи, что в наше время очень важно.

Требования к репертуару.

Какими же качествами должен обладать репертуар, чтобы успешно помогать решать все задачи?

  1. Репертуар должен обладать высокими художественными качествами, при этом должен нести воспитывающую функцию, заключать важный смысл и вызывать яркие эмоции.
  2. Доступность. Песни должны быть доступны даже тем, кто не обладает развитыми вокальными данными, но при этом удобными, чтобы помогали овладеть музыкальным строем, освоить вокальные навыки и дыхание, развить музыкальный слух.
  3. Образный строй репертуара должен быть ярким, вызвать яркие эмоции, помогая самовыразиться учащимся разного уровня подготовки.
  4. Тематика песен должна соответствовать темам событий и праздников календаря (День Учителя, Новый год, День снятия блокады Ленинграда, День Победы, Последние звонки и пр.), темам фестивалей и конкурсов, в которых принимает участие коллектив – районного, городского, Всероссийского и международного уровней.
  5. Песни репертуара должны нравиться большинству детей, должны мотивировать и вдохновлять, помогать снимать стрессы и напряжение, поднимать настроение, иначе ученики не будут приходить на занятия.
  6. Обязательно в репертуаре должны быть песни из «золотого запаса», песни, которые останутся на всю жизнь.
  7. Разные песни подбираются для разных подгрупп (разного года обучения, отдельный ансамбль какого-либо класса), а также общие песни для всего коллектива (бывает, начинаем учить песню с одной группой, а потом поют ее все).
  8. Обязательно нужно учитывать потребности детей одаренных, их уровень и возможности. Поэтому необходимы и песни сольные, помогающие раскрыться ребенку личностно. И находить время работы с ними индивидуально. Хотя на сольное пение времени в программе особо не предусмотрено

Источники репертуара

Итак, при выборе репертуара для коллектива вокальной студии мы ориентируемся на основное требование – сочетание высокой художественности, смысловой значимости и воспитательной направленности. В наше время возможности поиска огромны – это и цифровые интернет - ресурсы, и наши замечательные фильмы с добрыми и вечными песнями, это детские профессиональные коллективы и телевизионные шоу «Голос» и многое другое. Выбирая песни для исполнения, обязательно знакомимся с авторами, исполнителями, стилями, в которых звучат произведения. Вот некоторые, из огромного многообразия, источники нашего репертуара:

  • «Классика» детских песен – творчество таких композиторов, как В.Шаинский, Е.Крылатов, М.Дунаевский, Г.Гладков, А.Рыбников и др.
  • Огромный пласт патриотической музыки – песни об истории России и ВОВ, песни времен ВОВ и современные песни о войне, песни о Родине и России, о русской природе и о Земле, о своем городе и героях земли русской.
  • Народные песни и современные в народном стиле.
  • Песни жанров авторской, бардовской музыки – В.Высоцкого, А.Городницкого, Б.Окуджавы, В.Егорова, С.Никитина, Ю.Кима и др.
  • Песни современных авторов для детей и молодежи: А.Ермолова, В.Ударцева, Е.Зарицкой, А. Ольханского, С.Крицкой, И.Крутого, А.Чешегоровой и многих других.
  • Песни из репертуара детских коллективов, таких как: «Непоседы», «Волшебники двора», театр «Талисман», ДМЦ «Волшебный микрофон», «Домисолька»
  • Песни из репертуара талантливых юных исполнителей, например: Ярославы Дегтяревой, Виктории Стариковой, Софьи Фисенко, Рудгера Гарехта,  Данилы Плужникова. Также учимся у них петь, слушаем, анализируем и обсуждаем.
  • Песни поколения родителей – классика русского рока, песни прошлых лет, объединяющие поколения: группы «Секрет» и «Земляне», В.Цой и Б.Гребенщиков, песни Леонида Утесова и К.Шульженко.
  • Некоторые интернет-сайты:
  • http://pesnifilm.ru/ - Песни из советских фильмов и мультфильмов
  • http://x-minus.club/ - Ресурс минусовых фонограмм
  • http://moinoty.net/ - Нотный архив России
  • YouTube – каналы исполнителей, вокальных групп, телешоу Голос и пр.

Алгоритм работы над вокальным произведением

Работа над произведением начинается с выбора. Выбор всегда обосновывается – тематикой планируемых мероприятий, конкурсов. Ученики знакомятся с произведениями. Если есть варианты – можно предложить учащимся оценить и участвовать в выборе. Иногда дети сами предлагают понравившиеся им песни. Тогда мы рассматриваем их варианты и сообща принимаем решение. Иногда руководитель единолично принимает решение, тогда знакомит с песней учащихся и обосновывает свой выбор, показывает им достоинства произведения, чтобы оно понравилось потенциальным исполнителям.

Итак, произведение найдено. Следующий этап – ознакомление. Это и прослушивание, и просмотр в различных исполнениях с последующим обсуждением и анализом. Разбираем и анализируем следующие аспекты:

  • Общее впечатление – о чем: образы, смысл, содержание.
  • Анализ текста – автор текста, главные образы, особенности текста, его стихотворная основа.
  • Музыкальный материал – жанровая основа, форма, особенности музыкального языка – мелодика, ритмический рисунок, фактура.
  • Соотношение музыки и текста.

Отдельного внимания заслуживает работа с текстом. 

  • Прочитываем текст как стихотворение. Разбираем – какие образы создаются, о чем текст, какие особенности у него.
  • Прочитываем, произнося КАЖДОЕ слово очень «крупно», с крупной дикцией, хорошо работая артикуляционным аппаратом – «лепим» каждое слово и каждый звук, как скульптуру. Ощущаем «музыку» каждого слова. Кстати, если так читать стихотворение, это будет очень выразительное чтение, и никакой другой «выразительности» не понадобится.
  • Читаем текст все вместе и поочередно, в разных комбинациях – и фразами, и по одному слову. Можно еще сопровождать произнесение какими-то сценическими движениями, а также в разных метро - ритмических условиях.  Каждый должен «прожить» текст по-своему, ощутить «музыку» каждого слова и звука, сделать текст «своим».
  • Дальнейшая работа с текстом будет идти совместно с музыкой.

Работа над музыкальным текстом может вестись по многим аспектам:

  • Говорим об авторе музыки, о стилевых особенностях. Сравниваем с другими произведениями этого композитора и с произведениями подобного стиля.
  • Анализируем жанровую основу, форму, особенности музыкального языка – мелодику, ритмический рисунок, фактуру.
  • Освоение мелодики:
  • прослушивание плюсовых звучаний;
  • проработка мелодии сольфеджированием – пение нотами, анализируя мелодический рисунок графически и ритмически;
  • проработка по элементам мелодики: по фразам, по мотивам, интонирование скачков;
  • «впевание» различными способами: пение с закрытым ртом, отработка элементов мелодики – фраз, мотивов и др. - со словами, контролируя качество вокального звука;
  • контроль соответствия вокального звука и текста.
  • Освоение двух- и трехголосия:
  • пение по нотам,
  • отработка элементов многоголосия в распевках;
  • работа с группами по голосам;
  • работа с инструментом (один голос поем, другой звучит на инструменте).
  • Финишное освоение произведения:
  • пение с сопровождением фортепиано;
  • пение с гармонической поддержкой (с анализом красок гармонического сопровождения);
  • пение а*capella;
  • исполнение под минусовую фонограмму с проигрыванием мелодии на инструменте (или частично – в сложных моментах);
  • исполнение только под минусовую фонограмму;
  • Работа с микрофонами:
  • работа под фортепиано;
  • пение а*capella с гармонической поддержкой (при необходимости);
  • исполнение под фонограмму минус;
  • работа с солистами: все пробуют быть солистами;
  • исполнение и «впевание» на сцене,
  • исполнение со сценическими движениями.
  • Сценическое воплощение:
  • работа над исполнением со сценическими движениями;
  • воплощение сценического замысла;
  • работа во взаимодействии солистов и ансамбля: каждый может попробовать себя в роли солиста, исполнение в различных сочетаниях партий солистов и ансамбля;
  • концертное исполнение: запись номера, участие в мероприятии, исполнение на концерте.
  • Анализ и обсуждение выступления – что получилось, что нет, что нужно изменить и как. Планирование дальнейших выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Конкурсы и мероприятия, проводимые МХЦ "Лель" - фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"

Фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"...

Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ в общеобразовательной школе

Школы России накопили немалый опыт профильного обучения.  Основной этап реализации идей профильного обучения связан с внедрением Федерального компонента Государственного образовательного стандарт...

Статья «Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей»

Я работаю в сельской образовательной школе, на Крайнем севере, в очень отдаленном от земли районе, учителем музыки уже много лет, и меня всегда интересовали вопросы  выявления и развития ...

Обучение говорению на начальном этапе на основе УМК Spotlight (3 класс общеобразовательная школа)

Обучение говорению на начальном этапе на основе  УМК Spotlight(3 класс общеобразовательная школа)План урокаТема: Увлекательный  деньЦели:практические: к концу урока учащиеся научатся:-расспр...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функци...

Методическая разработка "Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе"

Методическая разработка : "Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе"Краткое описание работы: Данная методическая разработ...