Рабочая программа "Синяя птица"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сухоставская Светлана Анатольевна

ДООП "Синяя птица" - 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_sinyaya_ptitsa_2021.docx87.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ивделя

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №1 г. Ивделя

Ю. А. Погудина___________________

Приказ № от «___» _______20__ года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности

«Театральная студия «Синяя птица»

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Нормативный срок освоения программы: 3 года

Автор-составитель:

Сухоставская Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Принята на заседании методического совета

Протокол №___от______________

2021 г.

1. Пояснительная записка

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Программа театрально-музыкальной студии «Синяя птица» ориентирует руководителя на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники студии учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Практико-ориентированная деятельность театрального объединения способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что ведёт к оздоровлению отношений между детьми. Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности, оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому отношению к художественному слову и музыкальному произведению.

  • Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «Синяя птица»   по содержанию является художественной направленности. По характеру педагогической деятельности является досуговой. По форме организации – студийной.

  • Актуальность
    Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся  качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.

  • Отличительные особенности
    Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

  • Педагогическая целесообразность для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, способствовать самореализации. В студии могут заниматься дети, не проявляющие желания выходить на сцену, но реализующие себя в других театральных профессиях, таких как художник-гримёр, художник по костюмам, художник по свету, звукорежиссёр и др. Это даёт возможность приобщения к общему творческому делу и осознание свое необходимости, востребованности.

1.1. Основные характеристики образования

  • Основной вид деятельности

Преимущество данной программы - деятельностный подход к воспитанию, самообразованию, саморазвитию ребенка средствами театра, то есть ребёнок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает с одной стороны в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой (на более высоких ступенях) — художника, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы — открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.

Отличительной особенностью программы является объединение двух видов творчества – игрового и театрального, что позволит более широко и полно раскрыть творческие задатки и возможности детей. При таком подходе педагога к занятиям театральное творчество не только будет активизировать интерес к искусству театра и к разным видам искусства, не только будет развивать фантазию, память, внимание и другие качества, но и улучшит психологическую атмосферу детского коллектива. Участие в жизни студии позволит учащимся овладеть навыками организации игровой и театральной деятельности. Общаясь в коллективе, дети «отдыхают» от «сидячих» дисциплин, а значит физически и психически разряжаются.

  • Цель

Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.

  • Задачи

Образовательные:

  • помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;
  • развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
  • обучить саморегуляции и самоконтролю;
  • развивать чуткость к сценическому искусству;
  • знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Развивающие:

  • развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность,  активизировать ассоциативное и образное мышление;
  • развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
  • учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

Обучающие:

  • развивать  личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
  • развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу.

  • Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
  • быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;
  • быть доброжелательными и контактными.

Метапредметные результаты:  

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;  
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

Уметь:  

  • ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;
  • уметь двигаться в заданном ритме;
  • на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
  • произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;
  • уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
  • уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
  • уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • владеть элементарной терминологией театрального искусства;
  • владеть навыками саморегуляции, самоконтроля;
  • владеть навыками согласованных действий в группе;
  • иметь развитую фантазию и воображение;
  • владеть навыками культурной речи.

  • Ценностные ориентиры

В процессе освоения программы происходит формирование у обучающихся навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребенок, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех (навык «группового поведения»); формируется умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир (умение понимать, что необходимо зрителю сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребенка чувства гражданской ответственности за все, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам. Также программа позволяет осуществлять профилактику девиантного, аддиктивного поведения детей и подростков, способствует снижению экстремизма и межличностной розни.

  • Объём программы и нормативный срок её освоения

Объем программы за весь период обучения составляет 408 часов (из расчета 34 недели в год). По времени реализации программа рассчитана на 3 года обучения.

  • Уровни сложности

Уровень освоения программы – общекультурный. Программа разноуровневая, содержит 2 этапа. На 1 этапе обучения (стартовый уровень) осваиваются азы (так называемая "школа") театрального творчества. Вижу, слышу, понимаю. Формирование творческой среды в коллективе. Основной упор делается на раскрепощение. На 2 этапе обучения (базовый уровень) осваиваются основы работы над ролью, пьесой. Учебные задания является основой этапа, но проявляется концертная деятельность и постановочная. Этап предполагает превалирующую роль постановочной и концертной деятельности. Учебные задания остаются, но они уже носят более самостоятельный характер, требующий проявления творческой воли.

1.2. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

  • Форма обучения

Обучение по программе проводится в очной форме. Основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально. Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник. Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционной организации ученого процесса.

  • Режим занятий

Количество учебных недель – 34. Продолжительность каждого занятия 2 академических часа (через 40 минут делается 10 минутный перерыв). Режим занятий – 2 раза в неделю.Распределение учебных часов по годам обучения произведено с учётом СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 No41.

  • Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации программы 12 – 18 лет. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку.

  • Принцип формирования групп

Группы формируются на свободной основе по желанию детей и их родителей. Конкурсного отбора нет. Группы разновозрастные. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.

Наполняемость групп до 15 человек.

  • Формы организации образовательного процесса

В ходе изучения программы используются различные виды упражнений, тренинги, репетиции, групповые и индивидуальные занятия, импровизации, а также различные формы контроля - творческие задания, этюды, открытые уроки. Форма занятий - групповые и индивидуальные: со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются игры, беседы, экскурсии в театр и музеи, практические уроки. Образовательный процесс предполагает смену деятельности, разбит по временным отрезкам с периодами отдыха.

  • Образовательные технологии, приёмы и методы

В данной программе используются следующие формы и методы работы:

Формы:

  • Актёрский тренинг;
  • Театральные игры и упражнения;
  • Развивающие игры и упражнения;
  • Беседы;
  • Экскурсии;
  • Просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных драматических и кукольных спектаклей;
  • Постановка спектаклей;
  • Концертная деятельность.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый.

Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:

  • Показа;
  • Подсказа;
  • Рассказа;
  • Метод действенного анализа.

Для реализации познавательной и творческой активности учащихся предполагается использование технологий, дающих возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные технологии; технология создания ситуации успеха; игровые технологии; технология коллективной творческой деятельности. В процессе занятий используются здоровьесберегающие технологии, что позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического здоровья обучающихся. Происходит работа над определённым комплексом тренингов и упражнений, позволяющих восполнить необходимый ежедневный объем двигательной активности детей и снизить факторы риска для здоровья. Задача органичного существования актера в условиях сцены решается, во-первых, применением метода индивидуально-группового тренажа, во-вторых, постоянным присутствием зрителя, наблюдающего за работой актера. В качестве зрителя выступает педагог, другие участники группы.

2. Учебный план

Уровень сложности

Год обучения

Дисциплины

Трудоемкость (кол-во академических часов)

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

Всего

Теория

Практика

Стартовый

1

Актёрское мастерство

30

10

20

Опрос, беседа, игра, контрольное упражнение, показ самостоятельных работ

Сценическая речь

30

10

20

Диагностическая игра, контрольные упражнения

Сценическое движение

30

10

20

Контрольные упражнения, показ самостоятельных работ

Постановка

30

10

20

Открытый урок

Искусство быть зрителем*

16

2

14

Беседа, опрос

Итого

136

42

94

Базовый

2

Актёрское мастерство

30

10

20

Игра, контрольное упражнение, показ самостоятельных работ

Сценическая речь

30

10

20

Контрольное упражнение, показ самостоятельных работ, самоанализ

Сценическое движение

30

10

20

Диагностическая игра, контрольные упражнения

Постановка

30

10

20

Спектакль

Искусство быть зрителем*

16

2

14

Беседа, презентация самостоятельных работ

Итого

136

42

94

3

Актёрское мастерство

30

10

20

Показ самостоятельных работ

Сценическая речь

30

10

20

Контрольное упражнение, показ самостоятельных работ

Сценическое движение

30

10

20

Контрольное упражнение, показ самостоятельных работ

Постановка

30

10

20

Спектакль

Искусство быть зрителем*

16

2

14

Беседа, презентация самостоятельных работ

Итого

136

42

94

Всего

408

126

282

*практико-ориентированная деятельность обучающихся, осуществляемая в каникулярное время и в выходные дни, без проведения занятий по другим дисциплинам, предназначенная для посещения спектаклей. План посещения составляется руководителем творческого объединения с учетом цели и задач конкретного года обучения.

2.1. Учебно-тематический план первого года обучения

Стартовый уровень

Дисциплина

Название тем, разделов

Количество часов

Форма аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

Актёрское мастерство

1. Введение

2

2

0

Опрос, беседа

2.Актёр – главное действующее лицо в театре

4

2

2

Беседа

3. Актёр и современность

4

2

2

Беседа

4. Непроизвольное внимание

4

2

2

Контрольное упражнение

5. Сценическая вера и правда

4

2

2

Игра

6. Сценическая фантазия

6

0

6

Показ самостоятельных работ

7. Сценическая свобода

6

0

6

Показ самостоятельных работ

Всего за год:

30

10

20

Сценическая речь

1. Орфоэпия

6

2

4

Диагностическая игра

2. Составляющие сценической техники речи:

дыхание, дикция, голос

14

6

8

Контрольные упражнения

3. Индивидуальные занятия по речи

10

2

8

Анализ продуктов деятельности

Всего за год:

30

10

20

Сценическое движение

1.Устранение мышечных зажимов

14

4

10

Контрольные упражнения

2. Развитие координации движений

16

6

10

Контрольные упражнения

Всего за год:

30

10

20

Постановка

30

10

20

Открытый урок

Всего за год:

30

10

20

Искусство быть зрителем

16

2

14

Беседа, опрос

Всего за год:

16

2

14

2.1.1. Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

Стартовый уровень

Актёрское мастерство.

1. Введение. Театр - древнейшее искусство творческого самовыражения.

Теория: Виды и жанры театрального искусства. Театральные профессии.

Форма контроля: Опрос, беседа

2. Актёр - главное действующее лицо в театре.

Теория: Профессия актёра. Отличительные личностные качества актёра.

Практика: Занятие – игра «Мой театр»

Форма контроля: Беседа

3. Актёр и современность.

Теория: Многоликий образ современного актёра. Актуальные направления развития театрального искусства начала XXI века.

Практика: Квест «Загадки кулис»

Форма контроля: Беседа

4. Непроизвольное внимание.

Теория: Определение внимания. Виды внимания.

Практика: игры и тренинги: «Мир предметов», «Опиши обстановку», «Опиши внешность», «Зеркало», «Муха», «Пойми меня», «Цепочка слов», «Пишущая машинка», Земля-воздух-вода», «Мигалки», «Юлий Цезарь», «Телепаты» и др. (развитие внимания и наблюдательности)

Форма контроля: Контрольное упражнение.

5. Сценическая вера и правда.

Теория: Сценическое воспитание актёра. Сочинение этюдов.

Практика: игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и времени: «Жребий», «Аквариум», «На выбывание», «Сад цветов», «Ключи», «Зоопарк» (отработка правдивости и точности простейших физических действий).

Форма контроля: Игра на основе пройденного материала.

6. Сценическая фантазия.

Практика: упражнения, способствующие развитию воображения, фантазии и внимания, развитие чувства ритма, интонации: «Живые картинки», «Озвучка», «Превращение предмета», «Слушать звуки», «Перестройка», «Хлопки по кругу», «Пишем букву», «Лабиринт» и др.; этюды: «Мы идем в гости», «Генеральная уборка», «Моё утро», «В мире профессий» и др.

игры - ассоциации (воспитание сценической фантазии, развитие образного мышления); этюды на свободную тему: этюды – оправдания, этюды с куклами, придумывание персонажей и сочинение историй.

Упражнения, способствующие развитию чувства ритма, фантазии и умения распределяться в пространстве: «Дирижирование чувствами», «Круг», «Путь к цели», «Шарики», «Ледяные фигуры» и др.; фантазирование на заданную тему: «Воображаемые прогулки», «Рассказ по картинке», (развитие творческого воображения и фантазии).

Форма контроля: Показ самостоятельных работ

7. Сценическая свобода

Практика: Подвижные игры на ориентацию в пространстве, подвижные игры с элементами драматизации, способствующие развитию творческих способностей, воображения и умения распределяться в пространстве;

групповые упражнения и игры для формирования партнерских отношений: «Я падаю», «Поводырь», «Монстр», «Сделать круг», «Цифры из стульев»;

этюды на публичное одиночество (формирование умения сосредоточиться): «Уборка», «Грусть», «Подготовка к празднику», «В лесу» и др.; этюды (освоение пространства, развитие воображения и фантазии): «Импровизация», «Стеклянная стена», «Движение и музыка», «Салат», «Лифт», «Сетка» и др.

Форма контроля: показ самостоятельных работ.

Сценическая речь.

1. Орфоэпия. Теория: Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические правила. Особенности произношения в русском языке: подвижность ударения в слове, «многоударность».

Практика: упражнение «Как пишу. Как говорю» (речь устная и письменная).

Игра «На базаре» (различные диалекты русского языка, особенности, говоры. Особенности Уральского говора).

упражнения на исправление недостатков (акцент, вялость речи, проглатывание окончаний и некоторых слов, «сквозьзубость»);  

Форма контроля: диагностическая игра

2. Составляющие сценической техники речи: дыхание, дикция, голос.

Дыхание и звук. Значение самостоятельной домашней тренировки при занятиях дыханием.

Анатомия, физиология и гигиена дыхательного и голосового аппаратов.

Работа над голосом. Необходимость охраны голосового аппарата. Устройство речевого аппарата.

Практика: для дыхания:- упражнения на беззвучном и звучащем выдохе; на «добор дыхания».

для дикции:- рассказы из чистоговорок; - пословицы и поговорки; - скороговорки; «пучки» звукосочетаний.

для голоса:- упражнения на умелое использование своих резонаторов (направление воздушного потока при звукообразовании «в маску») - необходимое условие тембрового обогащения голоса;

- упражнения на сонорных согласных; упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного текста по тонам в распевной интонации;  на плавный переход из грудного регистра в средний (смешанный), и обратно.

Форма контроля: контрольные упражнения.

3. Индивидуальные занятия по речи

Теория: Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.

Нахождение природного диапазона голоса.

Практика: Работа с обучающимися, имеющими индивидуальные дикционные недостатки  на основе чтения литературно-художественных текстов. При работе над дикцией необходимо постоянно заботиться о естественности артикуляции. Может также даваться, как контрольный материал, содержащий в большом объеме трудные для слушателя звуки и сочетания (рассказы из чистоговорок, пословиц, поговорок и т. д.) для голоса (работа над голосом начинается после получения первых результатов упражнений по дикции и дыханию):

− упражнения на умелое использование своих резонаторов (направление воздушного потока при звукообразовании «в маску») - необходимое условие тембрового обогащения голоса;

− упражнения на сонорных согласных;

− упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного текста по тонам в распевной интонации;

 − повышение и понижение в речевой интонации;

Форма контроля: Анализ продуктов деятельности

Сценическое движение.

1. Устранение мышечных зажимов

Теория: Мышечный зажим. Мышечный блок. Расслабление мышечных зажимов.

Мышечные зажимы и личностно-эмоциональное состояние. Снятие зажимов. Выражение освобождаемых эмоций.

Практика: - игры, способствующие развитию образной и двигательной памяти;

- упражнения на  формирование навыка импровизации;

- упражнения для закрепления навыков и привычки физического тела к естественному состоянию в зависимости от предлагаемых обстоятельств: «Море волнуется», «Полет шмеля», «Нарисуй фигуру», «Конспиратор» и др.

Форма контроля: Контрольные упражнения

2. Развитие координации движений

Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция.

Основы пластики. Развитие и формирование психофизического аппарата для пластической выразительности.

Внутреннее движение. Постановка корпуса.

Практика: - комплекс упражнений ОФП.

- упражнения для освоения пространства вокруг себя, способность отключиться от внешнего воздействия, сосредоточиться: «Я - Мир», «Оживание».

- игры: «Метра-ритм» (развитие реакции, внимания и умения группироваться в пространстве).

- игры: «Сколько пальцев?», «Еще раз, но одновременно!» и др. (развитие реакции и координации движений).

Форма контроля: Контрольные упражнения

Постановка.

Теория: Чтение материала. Особенности героев. Распределение ролей в соответствии с индивидуальными особенностями актеров.

Работа над ролью. Всесторонняя эффективность словесного действия (слово на сцене).

Развитие характера героя. Поиски выразительности в спектакле.

Мизансцена – одно из основных средств выразительности в спектакле.

Грим персонажа – от замысла к воплощению.

Практика: Индивидуальные репетиции. Отработка полученных навыков.

Работа над мизансценой. Отработка полученных навыков.

Групповые репетиции. Отработка полученных навыков.

Подбор музыкальных, световых решений, реквизита для создания атмосферы спектакля.

Генеральные репетиции. Отработка полученных навыков.

Форма контроля: Открытый урок.

Искусство быть зрителем*

Теория: Зрители - главные действующие лица в театре. Кодекс театрального зрителя: правила культуры и поведения в театре.

Практика: тренинг «Знакомство».

Упражнения: «Самый-самый», «Ассоциации», «Скала», «Найди отличия», «Восковая палочка», «Собери картинку».

- сюжетно-ролевая игра «Я иду в театр».

- посещение театров с последующим обсуждением: театр Юного зрителя, Драматический театр, Кукольный театр (формирование навыка осмысленного просмотра театральных постановок, анализа увиденного). Посещение спектаклей детских театральных коллективов.

Форма контроля: Беседа, опрос.

2.2. Учебно-тематический план второго года обучения

Базовый уровень

Дисциплина

Название тем, разделов

Количество часов

Форма аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

Актёрское мастерство

1. Непроизвольное внимание

4

2

2

Контрольное упражнение

2. Сценическая вера

4

2

2

Игра

3. Сценическая фантазия

6

2

4

Показ самостоятельных работ

4. Сценическая свобода

6

2

4

Игра

5. Работа над ролью

10

2

8

Показ самостоятельных работ

Всего за год:

30

10

20

Сценическая речь

1. Орфоэпия

6

2

4

Самоанализ

2. Составляющие сценической техники речи: дыхание, дикция, голос

6

2

4

Контрольные упражнения

3. Логическая выразительность речи

8

2

6

Самостоятельная работа

4. Индивидуальные занятия по речи

10

4

6

Показ самостоятельных работ

Всего за год:

30

10

20

Сценическое движение

1.Устранение мышечных зажимов

14

4

10

Диагностическая игра

2. Развитие координации движений

16

6

10

Контрольные упражнения

Всего за год:

30

10

20

Постановка

30

10

20

Спектакль

Всего за год:

30

10

20

Искусство быть зрителем

16

2

14

Беседа, презентация самостоятельных работ

Всего за год:

16

2

14

2.2.1. Содержание учебно-тематического плана второго года обучения

Базовый уровень

Актёрское мастерство.

1. Непроизвольное внимание.

Теория: Отличительные особенности внимания. Восприятие и наблюдательность в деятельности актёра

Практика: - упражнения, тренинги, игры, способствующие развитию различных видов внимания, памяти и мышления.

Форма контроля: Контрольные упражнения.

2. Сценическая вера.

Теория: Событие, как основа действия. Развитие воображения и чувства веры в предлагаемые обстоятельства.

Практика: − этюды для отработки правдивости и точности простейших физических действий;  игры для проработки простейших физических действий в заданных обстоятельствах места и времени.

Форма контроля: Показательная игра.

3. Сценическая фантазия.

Теория: Развитие фантазии и воображения, как средство выражения богатого эмоционального спектра и развитие художественно-эстетического вкуса.

Практика: - игры-ассоциации, способствующие развитию сценической фантазии, образного мышления;  этюды на свободную тему; этюды-оправдания;  сочинение коротких рассказов.

- фантазирование на заданную тему с пластикой тела. Поиск наиболее яркого выражения замысла, звуков, музыки, настроения.

Форма контроля: показ самостоятельных работ.

4. Сценическая свобода.

Теория: Сценическая свобода и свобода творческого самовыражения, жизненная успешность.

Практика: - игры на формирование партнерских отношений;

- этюды на формирование умения чувствовать партнера.

Форма контроля: Игра.

5. Работа над ролью.

Теория: Зерно роли. Внешняя характерность. Воплощение образа. Актёрский дневник.

Практика:  - этюды на тему картины, поговорки;

- самостоятельные работы «Оживление картин», «Оживление статуи».

-практические работы над речевой характеристикой.

-практические работы над костюмом, гримом.

Форма контроля: Показ самостоятельных работ.

Сценическая речь.

1. Орфоэпия Теория: Орфоэпия на театральной сцене. Орфоэпия в повседневной речи.

Практика: - упражнения на исправление недостатков; редуцирование гласных в зависимости от их места к ударному слову;

- разбор текста и его прочтение с редуцированием и по правилам орфоэпии.

Форма контроля: Самоанализ.

2. Составляющие сценической техники речи: дыхание, дикция, голос.

Теория: Анатомия, физиология и гигиена дыхательного и голосового аппаратов. Правильно поставленный голос (тембр) - важнейшее качество устной речи.

Практика:

− произношение согласных в сочетании с гласными в упражнениях словах, во фразах, специально подобранных для этой цели;

− освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок и предложениями с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.

Форма контроля: Контрольные упражнения.

3. Логическая выразительность речи.

Теория: Логический разбор - первый этап в работе над текстом. Правила противопоставления, сравнения, перечисления. Соотношение главного и второстепенного.

Практика: − чтение смысловых отрывков: темпо-ритм речи. Речевые такты. Логические и грамматические паузы. Знаки препинания, их воплощение в произношении. Случаи несовпадения пауз со знаками препинания.

-практическая работа над логической выразительностью текстов: определение логических ударений по смысловому и грамматическому признакам; определение способов выделения наиболее значимого по смыслу слова.

- упражнения на правила расстановки логических ударений.

Форма контроля: Самостоятельная работа.

4. Индивидуальные занятия по речи

Теория: Типы дыхания. Неправильное дыхание и его причины.

Дыхание и звук. Значение самостоятельной домашней тренировки при занятиях дыханием.

Практика: Работа с обучающимися, имеющими индивидуальные дикционные недостатки  на основе чтения литературно-художественных текстов. При работе над дикцией необходимо постоянно заботиться о естественности артикуляции. Может также даваться, как контрольный материал, содержащий в большом объеме трудные для слушателя звуки и сочетания (рассказы из чистоговорок, пословиц, поговорок и т. д.) для голоса (работа над голосом начинается после получения первых результатов упражнений по дикции и дыханию):

− упражнения на умелое использование своих резонаторов (направление воздушного потока при звукообразовании «в маску») - необходимое условие тембрового обогащения голоса;

− упражнения на сонорных согласных;

− упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного текста по тонам в распевной интонации;

 − повышение и понижение в речевой интонации;

Сценическое движение.

1. Устранение мышечных зажимов.

Теория: Чувство ритма. Необходимость формирования навыка раскрепощения и снятия физических и психических зажимов.

Практика - игры и упражнения: «Близкие знакомые», «Мяч», «Делай как я», «Золотые зубы дракона», «Работа с предметом», «Тише едешь, дальше будешь», «День-ночь» и др.

Форма контроля: Диагностическая игра.

2. Развитие координации движений ловкости, гибкости, реакции.

Теория: Абсолютная мышечная свобода.

Физическая индивидуальность.

Сценическая хореография.

Практика: - комплекс ОФП и техника его выполнения.

- отработка техники элементов сценического боя.

- упражнения: «Адаптация», «Бой с тенью» (достижение абсолютной мышечной свободы, легкости и уверенности в собственном теле).

- упражнения: «Динамический разогрев тела», «Слоновий футбол», «Всадники» (формирование навыка самостоятельно трансформировать

предложенное движение в соответствии со своей физической индивидуальностью, преодоления нерешительности и страха при выполнении

новых движений).

- игры-танцы (формирование осанки, красоты и точности выполняемых движений).

Форма контроля: Контрольные упражнения.

Постановка.

Теория: Чтение материала. Особенности героев. Распределение ролей в соответствии с индивидуальными особенностями актеров.

Работа над ролью. Всесторонняя эффективность словесного действия (слово на сцене).

Развитие характера героя. Поиски выразительности в спектакле.

Мизансцена – одно из основных средств выразительности в спектакле.

Грим персонажа – от замысла к воплощению.

Практика: Индивидуальные репетиции. Отработка полученных навыков.

Работа над мизансценой. Отработка полученных навыков.

Групповые репетиции. Отработка полученных навыков.

Подбор музыкальных, световых решений, реквизита для создания атмосферы спектакля.

Генеральные репетиции. Отработка полученных навыков.

Форма контроля: Спектакль.

Искусство быть зрителем*

Теория: Посещение театра – это замечательная семейная традиция, культура проявления чувств зрителя.

Практика: тренинг «Мы идем в театр».

- посещение театров с последующим обсуждением: театр Юного зрителя, Драматический театр, Кукольный театр (формирование навыка осмысленного просмотра театральных постановок, анализа увиденного). Посещение спектаклей детских театральных коллективов.

Форма контроля: Беседа, презентация самостоятельных работ.

2.3. Учебно-тематический план третьего года обучения

Базовый уровень

Дисциплина

Название тем, разделов

Количество часов

Форма аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

Актёрское мастерство

1. Актёр и предлагаемые обстоятельства

10

4

6

Показ самостоятельных работ

2. Сценическая самостоятельность актёра

10

2

8

Показ самостоятельных работ

3. Анализ драматургического

произведения как основа режиссуры

10

4

6

Самостоятельная работа

Всего за год:

30

10

20

Сценическая речь

1. Работа над речевым аппаратом

6

2

4

Контрольные упражнения

2. Логическая выразительность речи

6

2

4

Самостоятельная работа

3. Актёрское чтение

8

2

6

Показ самостоятельных работ

4. Индивидуальные занятия по речи

10

4

6

Показ самостоятельных работ

Всего за год:

30

10

20

Сценическое движение

1.Устранение мышечных зажимов

10

4

6

Контрольные упражнения

2. Развитие физических способностей

10

2

8

Самостоятельная работа

3. Основы хореографической лексики и пластической композиции

10

4

6

Показ самостоятельных работ

Всего за год:

30

10

20

Постановка

30

10

20

Спектакль

Всего за год:

30

10

20

Искусство быть зрителем

16

2

14

Беседа, презентация самостоятельных работ

Всего за год:

16

2

14

2.3.1. Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения

Базовый уровень

Актёрское мастерство.

1. Актёр и предлагаемые обстоятельства.

Теория: Выявление и анализ предлагаемых обстоятельств пьесы. Отбор простейших физических действий.

Выявление конфликта. Общение. Чувство партнера. Чувство ансамбля.

Практика:- этюды на формирование чувства партнерства и навыка сотрудничества на сцене;

-этюды на стихотворное произведение;

- этюды на литературную основу.

Форма контроля: Показ самостоятельных работ.

2. Сценическая самостоятельность актёра.

Теория: Выявление актёрской задачи, поиск цепочки простейших физических действий. Импровизация.

Практика: - этюды на развитие сценической непосредственности;

- этюды на развитие актёрской смелости;

- этюды на развитие наблюдательности, веры.

- этюды на импровизацию.

Форма контроля: Показ самостоятельных работ.

3. Анализ драматургического произведения, как основы режиссуры.

Теория: Драматургия, как основа театрального искусства. Организация сценического пространства. Событийный ряд. Тема. Идея. Сверхзадача. Сверх-сверх задачи. Конфликт. Сквозная задача.

Практика: - режиссерские упражнения «Событийный ряд», «Главное событие» и др.;

- самостоятельный анализ драматургических произведений;

- упражнения «Конфликт», «Драка», «Выход»

- самостоятельная постановка определенной части драматургического произведения.

Форма контроля: Самостоятельная работа.

Сценическая речь.

1. Работа над речевым аппаратом.

Теория: Регистры. Резонаторы. Понятие «Голосовой диапазон».

Практика: − упражнения на умелое использование своих резонаторов (направление воздушного потока при звукообразовании "в маску") - необходимое условие тембрового обогащения голоса;

− упражнения на сонорных согласных;

− упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного текста по тонам в распевной интонации; − повышение и понижение в речевой интонации; − упражнения на плавный переход из грудного регистра в средний (смешанный), и обратно.

Форма контроля: Контрольные упражнения

2. Логическая выразительность речи.

Теория: Логика и смысл текста. Значение паузы. Знаки препинания, логическое ударение.

Практика: - чтение смысловых отрывков;  речевые такты;  логические и грамматические паузы;

- упражнения на определение логических ударений по смысловому и грамматическому признакам.

Форма контроля: Контрольные упражнения

3. Актёрское чтение.

Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая манера драматурга.

Практика: - работа над текстом - законченный рассказ, басня и другие виды произведений.

- анализ и разбор выбранного материала по основам курса «Сценическая речь»

- работа над чтением текстов «с листа».

Форма контроля: Показ самостоятельных работ

4. Индивидуальные занятия по речи

Теория: Способы выделения наиболее значимого по смыслу слова.

Темпо-ритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного.

Практика: Работа с обучающимися, имеющими индивидуальные дикционные недостатки  на основе чтения литературно-художественных текстов. При работе над дикцией необходимо постоянно заботиться о естественности артикуляции. Может также даваться, как контрольный материал, содержащий в большом объеме трудные для слушателя звуки и сочетания (рассказы из чистоговорок, пословиц, поговорок и т. д.) для голоса (работа над голосом начинается после получения первых результатов упражнений по дикции и дыханию):

− укрепление мышц абажура рта и языка (подготовка к работе над согласными звуками речи);

 − произношение различных согласных в различных сочетаниях, словах и текстах; − произношение согласных в сочетании с гласными в упражнениях словах, во фразах, специально подобранных для этой цели;

 − освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок и предложениями с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.

Сценическое движение.

1. Устранение мышечных зажимов

Теория: Необходимость формирования навыка раскрепощения посредством пантомимы.

Необходимость формирования навыка снятия физических и психических зажимов.

Практика:- упражнения, развивающие ловкость, гибкость, реакцию, резкость, пластичность, координацию.

- комплекс упражнений ОФП на развитие пластичности, выносливости, гибкости, реакции, растяжки, резкости.

-этюды по сценической пластике и пантомиме

Форма контроля: Контрольные упражнения

2. Развитие физических способностей

Теория: Эмоция и движение.

Практика: Тренировки с конкретным направлением и распределением нагрузок на части тела, и эмоциональные затраты.

Практика: Самостоятельная работа

3. Основы хореографической лексики и пластической композиции.

Теория: Понятие «хореографический язык». Многообразие жанров хореографического искусства и танцевального языка.

Музыка и хореографический текст. Танцевальная лексика и рисунок танца.

Практика:- пластические этюды; - этюды; - тренинги; На индивидуальных занятиях под руководством преподавателя ведется работа по подбору музыкального материала для постановки. Проводится анализ музыкального материала, выбранного для постановки, определяется характер. Разрабатывается композиционный план будущих этюдов.

Форма контроля: Показ самостоятельных работ

Постановка.

Теория: Чтение материала. Особенности героев. Распределение ролей в соответствии с индивидуальными особенностями актеров.

Работа над ролью. Всесторонняя эффективность словесного действия (слово на сцене).

Развитие характера героя. Поиски выразительности в спектакле.

Мизансцена – одно из основных средств выразительности в спектакле.

Грим персонажа – от замысла к воплощению.

Практика: Индивидуальные репетиции. Отработка полученных навыков.

Работа над мизансценой. Отработка полученных навыков.

Групповые репетиции. Отработка полученных навыков.

Подбор музыкальных, световых решений, реквизита для создания атмосферы спектакля.

Генеральные репетиции. Отработка полученных навыков.

Форма контроля: Спектакль.

Искусство быть зрителем.

Теория: Современная и классическая драматургия

Практика: тренинг «Я - драматург».

- посещение театров с последующим обсуждением: театр Юного зрителя, Драматический театр, Кукольный театр (формирование навыка осмысленного просмотра театральных постановок, анализа увиденного). Посещение спектаклей детских театральных коллективов.

Форма контроля: Беседа, презентация самостоятельных работ.

3. Календарный учебный график

Наименование объединения/ группы

Уровень/год обучения

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия (мин)

Наименование дисциплины (модуля)

Всего академических часов в год

Кол-во академических часов в неделю

«Театральная студия «Синяя птица»

Стартовый/1

34 недели

2 раза в неделю

по 90 минут

(2*45)

Актёрское мастерство

30 ч.

2ч.

Сценическая речь

30 ч.

2ч.

Сценическое движение

30 ч.

2ч.

Постановка

30 ч.

2ч.

Искусство быть зрителем

16 ч.

4 ч.

раз в четверть перед каникулами

«Театральная студия «Синяя птица»

Базовый/2

34 недели

2 раза в неделю

по 90 минут

(2*45)

Актёрское мастерство

30 ч.

2ч.

Сценическая речь

30 ч.

2ч.

Сценическое движение

30 ч.

2ч.

Постановка

30 ч.

2ч.

Искусство быть зрителем

16 ч.

4 ч.

раз в четверть перед каникулами

«Театральная студия «Синяя птица»

Базовый/3

34 недели

2 раза в неделю

по 90 минут

(2*45)

Актёрское мастерство

30 ч.

2ч.

Сценическая речь

30 ч.

2ч.

Сценическое движение

30 ч.

2ч.

Постановка

30 ч.

2ч.

Искусство быть зрителем

16 ч.

4 ч.

раз в четверть перед каникулами

4. Методические материалы

Образовательный процесс в театральной студии включает в себя различные методы обучения:

  • словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы, дразнилки);
  • проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия партнёров на сценической площадке в этюдах- импровизациях;
  • практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр;
  • метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.

Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по принципу: от практического опыта к осознанной теории. Каждое занятие начинается с тренинга, в который входят:

  • эффективность обучения и развития ребенка достигается, благодаря интеграции теории и практики.
  • коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.

Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная. Основные формы проведения занятий:

  • речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
  • тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
  • упражнения на развитие артистической смелости;
  • упражнения и игры на развитие внимания;
  • упражнения и игры на развитие памяти;
  • постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
  • разбор текстов литературных произведений;
  • навыки чтения текстов со сцены;
  • репетиции спектаклей;
  • упражнения и игры на развитие внимания;
  • упражнения и игры на развитие памяти;
  • постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
  • разбор текстов литературных произведений;
  • навыки чтения текстов со сцены;
  • репетиции спектаклей.

В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старших группах ребята сами выбирают роли. Занятия проводятся в просторном зале, где достаточно места, необходимое для подвижных игр.

5. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Отслеживание результатов усвоения приобретенных знаний, умений, навыков проводится с помощью мониторинга образовательного процесса. Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью анкетирования, опросов, контрольных занятий и пр.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • входящий контроль (диагностика обучающихся: опрос, тестирование; методика «Карта одарённости», тест Гилфорда, на изучение творческого мышления, входная диагностическая карта (Приложение №1);
  • текущий контроль (наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий);
  • промежуточный контроль (Открытый урок в середине учебного полугодия, участие в праздничных мероприятиях студии. Так же используется графическая диагностика (Приложение №2), которая показывает степень освоения программы, уровень овладения теоретическими знаниями и практическими умениями, развитие личностных качеств.
  • итоговый контроль (открытые занятия, театральный фестиваль, спектакль).

Для выявления степени удовлетворённости образовательным процессом и оценки результатов обучения детей их родителями после открытого итогового занятия так же проводится анкетирование. (Приложение №2).

Данные виды контроля помогают выявить уровень развития творческих способностей и личностного роста обучающихся, а также позволяют педагогу скорректировать образовательный процесс для повышения его эффективности. Эффективность проводимой с детьми работы в рамках деятельности театральной студии определяется с помощью мониторинга образовательного процесса, который позволяет выявить динамику уровня освоения данной программы обучающимися. Диагностический инструментарий представлен анкетами для обучающихся и родителей, диагностическими картами и т.п. Используются результаты сценической деятельности, конкурсов чтецов и театрального мастерства. Ключевым методом отслеживания результатов обучения является наблюдение, что позволяет выявить положительные результаты, либо затруднения и своевременно скорректировать дальнейшие планы, наметив перспективу работы всей группы и при необходимости проведения индивидуальных занятий. Диагностика проводится в начале учебного года (методика «Карта одарённости» А. Савенкова, «Речевая карта» Трубникова Н.М.) и в конце в виде мониторинга освоения программы обучающимися (Тест Гилфорда, на изучение творческого мышления). Таким образом, можно определить эффективность учебно-воспитательной деятельности, что является основой для дальнейшего педагогического планирования, определения новых целей развития творческого коллектива.

Применение психолого-педагогической диагностики позволяет выявить затруднения в обучении детей, занимающихся в театральной студии, и способствует более качественной организации и компетентному управлению образовательным процессом. Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности по данной дополнительной общеобразовательной программе является формирование навыков эмоциональной выразительности речи, устранение недостатков звукопроизношения индивидуальных зажимов и комплексов, развитие личности и творческой активности ребёнка, участие в концертных мероприятиях различного уровня. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля. Творческие задания, которые являются частью содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Анализ усвоения программного материала обучающимися и развитие других качеств воспитанников определяются по трем уровням:

  • максимальный программный материал усвоен обучающимся полностью;
  • средний усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
  • минимальный усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.

Входная диагностика по актёрскому мастерству

Фамилия, имя

Эмоциональная

выразительность

Речевая

выразительность

Пластическая

выразительность

Вера в

вымысел

Сценическое обаяние

Общий балл

1.

2.

Каждый раздел оценивается в баллах:

Высокий уровень (3) – яркое творческое начало

Средний уровень (2) – наличие актёрских способностей

Низкий уровень (1) – небольшое проявление актёрских данных

По результатам диагностики, баллы суммируются:

12-15 – высокий уровень

8- 11 – средний уровень

1 – 7 – низкий уровень

Графическая диагностика.

По вертикали отмечается уровень знаний, умений и навыков обучающихся, оцениваемый по десятибалльной шкале, по направлениям:

− актерское мастерство;

− сценическая речь;

− сценическое движение;

также отмечается регулярность посещения занятий.

Для удобства, каждый уровень на графике выделяется другим цветом. По горизонтали отмечается отрезок времени (месяц), начиная с сентября и заканчивая последним учебным месяцем.

Шкала оценок:

1-3 балла – низкий уровень;

4-7 баллов – средний уровень;

8-10 баллов – высокий уровень

Анкета для родителей

1.Понравилось ли Вам открытое занятие?

1) понравилось

2) не очень понравилось

3) совсем не понравилось

Сценическая речь

Сценическое движение

Актёрское мастерство

2. Виден ли творческий рост группы в целом?

1) виден хороший рост

2) не очень хороший рост

3) не виден рост

Сценическая речь

Сценическое движение

Актёрское мастерство

3.Оцените степень творческого роста своего ребенка.

1) очевиден рост

2) малозаметный рост

3) не заметен вовсе

Сценическая речь

Сценическое движение

Актёрское мастерство

6. Информационное и материально-техническое обеспечение

  • Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей 10-16 лет.
  • Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи, сценические костюмы, декорации, театральный реквизит, театральный грим, ширма.
  • Технические ресурсы:  компьютер, микрофон, колонки, карты памяти (USB),усилитель.
  • Кадровый состав: педагоги с высшим педагогическим специальным образованием, владеющие знаниями и умениями в области режиссуры, педагогики, логопедии, психологии.
  • Дидактический материал
  • фонотека русской, зарубежной, классической и современной музыки,
  • видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и любительских кукольных театров
  • репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок, стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декораций
  • методологические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству.
  • Литература

1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр

ВЛАДОС, 2008. -187с.

2. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 2001. - 460 c.

3. Васильев Ю.А., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи: музыкально - ритмический тренинг. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургской

академии театрального искусства, 2012. -184с.

4. Васильев Ю.А. Сценическая речь: вариации для тренинга. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2012.-

197с.

5. Василькова А. Душа и тело куклы. – М.: Аграф, 2003. - 202 с

6. Голубовский Б. Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М.: ГИТИС, 2001. –141с.

7. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. -192с.

8. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. - СПб.: Питер, 2008. -176с.

9. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд 2002. -224с.

10. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. -192с.

11. Кравченко А. И. Общая психология: учеб. пособие /А.И.Кравченко. - М.: Проспект, 2009. -432с.

12. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки: практикум по улучшению дикции. – М., Издательство ГНОМ иД, 2007. -134с.

13. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. - Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2005. -324с.

14. Менхин Ю. В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с

15. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. – М.: Искусство,

1984. – 624с.

16. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский

центр «Академия»; Высшая школа, 2007. -465с.

17. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб., Изд-во Санкт-Петербург, 1995. - 199 с.

18. Силантьева И.И. Эзотерическая философия и биомеханика В.Э.Мейерхольда // Психология художественного творчества. Минск, 1999. –

320с.

19. Соловьева Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – М.: Оникс, 2008. - 85с.

20. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс,

2009. -200с.

21. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. -224 с.

22. Шихматов JI.M. Львова В.К. Сценические этюды М.: Я вхожу в мир искусства, 2006. - 240с.

23. Борисов М.Б. Становление Я - концепции в системе профессионального мастерства будущего актера. -Диссертация кандидата

псих. наук. - М.: 2005. - 217с.

24. Создание актерского образа: Теоретические основы /Сост. и отв.Редакторы H.A. Зверева, Д.Г. Ливнев. М.: РАТИ -ГИТИС. 2008. - 224 с.

25. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография / Отв. ред. В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ, 2005. -135 с.

26. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия

«Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002г.

27. Никитин С. В., Е. В. Кузнецов Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося. Педагогика: традиции

и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-22.

Электронные ресурсы

1. Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи, сценическому движению: [Электронный ресурс]

URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html (дата обращения 15.10.2014).

2. «Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература: [Электронный ресурс]

URL: http://dramateshka.ru/ (дата обращения 15.10.2014).

3. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [Электронный ресурс] URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ (дата обращения

15.10.2014).

4. Театральная энциклопедия: [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

Приложение 1

Анкета участника ТС «Синяя птица»

Группа: _________________

ФИО обучающегося

Дата рождения

Класс

Адрес

Данные родителей

Сценическая речь и движение

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

I.Обследование состояния общей моторики

II.Обследование произвольной моторики пальцев рук

III.Обследование состояния органов артикуляционного аппарата

IV.Обследование произношения звуков

V.Обследование слоговой структуры

VI.Обследование состояния функций фонематического слуха

VII.Обследование понимания речи

VIII.Обследование грамматического строя

Речевое заключение

Актёрское мастерство

Участие в фестивалях, конкурсах, спектаклях

Приложение 2.

Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов.

В процессе освоения обучающимися программы «Театральная студия «Синяя птица», педагог контролирует качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями показателей, а также осуществляет управление образовательным процессом. Основной формой промежуточной аттестации и в конце учебного года является итоговое занятие в форме открытого урока с приглашением зрителей. Для подведения итогов реализации программы проводится постановка и показ спектакля. В течении образовательного процесса возможны выступления на концертах, фестивалях и конкурсах.

Уровень освоения программы детьми определяется по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям (по Е.В. Мигуновой):

Высокий уровень освоения программы. Обучающийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на высоком уровне. Инициативен. Сценически выразителен. Владеет сценическим вниманием, общением. Фантазия и воображение активно развиты. Пластичен. Принимает и развивает игровую роль. Поддерживает ролевой диалог. Активен при перемене ролей. На высоком уровне владеет словесным действием. (3 балла)

Средний уровень освоения программы. Обучающийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется. Материал усваивается частично. Фантазия и воображение не достаточно развиты. Недостаточно пластичен. Частично владеет словесным действием. Видны его желание и стремление развиваться (2 балла).

Низкий уровень освоения программы. Недисциплинированность. Неуважение к коллективу. Пропуски без уважительных причин. Не владеет сценическим вниманием. Не усваивает материал. (1 балл).

Педагогическая диагностика уровня развития детей в

театрализованной деятельности 20__ /20______ уч. год

Фамилия, имя

Основные навыки и умения

Уровень развития

Сценическая речь

Актёрское мастерство

Импровизация.

Фантазия. Воображение

Пластика.

Чувство ритма.

Коммуникабельность.

Работоспособность.

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

1.

2.

Начало года:                  Конец года:

Высокий..................%   Высокий................%

Средний...................%  Средний.................%

Низкий...................%    Низкий…………….%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...