Сценарий внеклассного мероприятия "Троицкие гуляния"
методическая разработка
Сценарий внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_troitskie_gulyaniya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия "Троицкие гуляния"
Автор – составитель: Оводов С.А.
Цель мероприятия:
1) образовательная
- Сохранение и развитие традиций тверского фольклора, возрождение и обновление народных жанров, сохранение историко-культурной памяти поколений.
- Обогащение и расширение общего и филологического кругозора учащихся
2) Развивающая
- Овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие двигательной сноровки,
- Усиление коммутативных свойств речи (экспрессивность, выразительность)
- Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка
3) Воспитательная
- Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения
- Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе
- Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании
- Содействовать развитию интереса к изучению народных праздников
Оборудование: фрагменты картин, венки для примера, маски для игры
Ход мероприятия:
Деятельность педагога | Содержание деятельности детей | Анализ |
I. Организационный момент | Педагог входит в класс, дети встают, приветствуя его. Педагог представляется и рассказывает кто он такой. | |
II. Вводная часть | Привлечь внимание детей можно так: Наше мероприятие посвящено народным праздникам. Какие вы знаете праздники весны и начала лета? (ученики отвечают на вопрос) А вы знаете что есть такой праздник «Троицкие гуляния»? Сегодня я расскажу вам про него. | |
III. Объяснение нового материала | Хороводные развлечения наиболее полно разворачивались на Троицу, а также на неделю, предшествовавшую этому празднику, и неделю, наступавшую после него. Основу троицкого празднично-хороводного цикла составляли два связанных между собою, но разделенных во времени действия: «завивание» и «развивание» венков в лесу, обычно на березах. Непременной принадлежностью обычая были хороводы, пение, пляски под открытым небом - в рощах, на лугах, на холмах. Здесь же угощались пирогами и обязательным блюдом из яиц. Во многих местах при «развивании» венки надевали на головы и шли всей гурьбою к ближайшему водоему - реке или озеру; там венки бросали в воду и гадали по ним («неутонувшие предвещали долгую жизнь»). Хороводы продолжались и на улицах селения, под звуки рожков. Характерной чертой троицкого праздничного цикла было украшение помещений и дворов зеленью и особенно березками: в церквах, в домах и перед ними расставляли («сажали») «зеленеющие молодые и притом лучшего вида деревья и полы укрывали травою и цветами». Все участницы гулянья пели песни, а решившие кумиться подруги целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста и обменивались крестами. После этого они называли друг друга «кумами»; дружба их становилась особенно тесной - по типу побратимства и посестрия; какие-либо ссоры исключались. Эти отношения продолжались в течение недели, а местами и длительный срок (в течение года, иногда на всю жизнь),. После кумления молодежь угощалась и с песнями возвращалась в деревню; там пение и пляска продолжались. На следующее воскресенье молодежь в том же составе продолжала гулянье в роще. Наступала вторая часть обряда: те же пары подруг возвращали друг другу кресты - «раскумливались»; остаток этого дня тоже проводили в селении - в пении и пляске». В самый день праздника молодежь после церкви, пообедав и немного отдохнув, шла в лес «завивать венки»; на лесной поляне собирались парни и девушки из нескольких соседних деревень: водили хоровод, играли в игры («горелки», «столбики»). Звучало несколько гармоней. Главной особенностью троицких хороводов был их смешанный характер. Кроме того, празднование на лесной поляне включало элементы, присущие троицким развлечениям и в других местах: костер, приготовление определенного набора блюд (жарили яичницу, ветчину, сало, смешивали творог со сметаной в больших деревянных чашках), завивание венков. После завивания венков на березах расходились «с громкими песнями» по своим домам. Через неделю, на Петровское заговенье, «развивали венки»: собирались снова на той же поляне, исполняли те же хороводные песни; повторялся и набор игр и состав блюд. После угощенья срывали с берез венки, «завитые» на Троицу, надевали их на головы. Затем молодежь делала и одевала большую куклу, которую называли «Купалой». «С плясками, песнями и присвистом» все шли к ближайшим речке или пруду и бросали в воду Купалу. За куклой следовали венки, по которым гадали: чей венок потонет, того желанье не исполнится. В хороводах троицкого цикла непременно звучали песни о венке. Исполняемые с воодушевлением большим хороводом из юношей и девушек, они создавали особенно приподнятое настроение. Троицкий хоровод мог быть и чисто девичьим. После кумления начиналась совместная часть молодежного гулянья. У костра, зажженного, чтобы готовить непременное блюдо из яиц, появлялись парни, приносившие сласти: мед, «груздики», орехи, конфеты. Девушки, в свою очередь, угоняли их яичницей. После угощенья расходились по лесу парами, причем инициатива выбора принадлежала девушке: она подходила к избранному парню и целовала его. Некоторые пары гуляли по лесу, обнявшись. «На Вознесенье это не запрещается, сообщает корреспондент, в остальные дни за это засмеют, а отец с матерью тогда убьют». Как только солнце начинало садиться, все опять собирались вместе и шли в селение с песнями. Хоровод игра «Русалки». Выбрать двух учащихся мальчика и девочку, которые будут изображать русалок(ведущих)На них одеваются маски, на мальчика маска русалки, на девочку маска отца морей). Двое ведущих становятся на разные стороны, их задача поймать и щекотать остальных ребят. Парни и девушки, увидев их, бросаются врассыпную с криками: «Ох, русалки, русалки идут! «Русалки» так пощекочут человек трех-четырех, а после, когда народ освоится с ними, все опять сходятся в хоровод. Сначала плясали «русалки», выкидывая забавные коленца, потом включалась молодежь. | |
IV. Подведение итогов | Что ученики освоили из рассказанного материала? В чем заключался смысл «кумления»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".
Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...
Сценарий внеклассного мероприятия " Строки, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция...
Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"
В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...
Сценарий проведения праздничного гулянья в школе на Масленицу
Масленичная неделя, традиции ее проведения и проводов зимы, веселые конкурсы!...
Сценарий внеклассного мероприятий по бурятскому языку "Сагаан һарын амар мэндэ!" из сборника сценариев
Разработка внеклассного мероприятия к празднику Сагаалган...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....
Сценарии внеклассных мероприятий «Заповеди этнической семьи!» Сценарий вечера, посвящённый дню рождения Ямала.
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню образования Шурышкарского района и ЯНАО. Конкурс семейных пар. Команда состоит из мамы и дочки или сына. Всего у нас 3 команды, для них мы приго...