Методическая разработка " Выжигание кухонных (разделочных) досок в технике "Городецкая роспись"
методическая разработка (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Дом детского творчества г. Льгова»
Выжигание кухонных (разделочных) досок в технике «Городецкая роспись»
Автор : Кузьмина Елена Викторовна, педагог дополнительного образования
МБУДО « Дом детского творчества г. Льгова»
Адрес:
307750, Курская обл., г. Льгов, ул. Комсомольская 49/77
Контактный телефон:
8(47140) 2-21-23
E-mail: ddtlgov2012@yndex.ru
Льгов 2018
План
1.Пояснительная записка
2. Художественная обработка
- цель и задачи работы;
- историческая справка;
- заготовки материала;
- окраска;
- способы исполнения;
- виды изделия;
- оборудование;
-инструктаж по технике безопасности
3.Технология изготовления:
- технологические цепочки
4. Методические рекомендации
5. Список литературы
6. Приложения
Методическая разработка «Выжигание кухонных (разделочных) досок» предназначена для развития творческих способностей учащихся, приобретения навыков и опыта работы, художественного оформления изделий из дерева.
- Пояснительная записка
Дерево – очень интересный материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Кроме того оно очень красиво, и настоящие мастера часто используют естественную красоту дерева при его обработке.
В настоящее время существует множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и другие. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву.
Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например – резьбу, точение, мозаику. С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева; например - декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.
Выжигание – это безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения.
Художественная обработка изделия
Цель:
- формировать эстетический вкус обучающегося с помощью освоения техники выжигания.
Задачи:
- воспитывать такие качества личности как трудолюбие, бережливость, аккуратность, усидчивость
- развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, фантазию, наблюдательность, моторику рук и глазомер
- обучать детей владению различными техниками выжигания
Ожидаемые результаты:
В результате изготовлении поделки обучающийся должен знать/понимать:
- названия и назначения инструментов для ручного труда
- различные виды техники «выжигания»
- применение и доступные способы обработки фанеры
Обучающийся должен уметь:
-пользоваться выжигательным прибором, применяя приобретённые навыки на практике
- выполнять работу самостоятельно, согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Все эти задачи могут быть успешно решены педагогом только в процессе практических творческих занятий: при изготовлении различных художественно-прикладных изделий, выполнении творческих проектных заданий, в процессе знакомства с историей возникновения, развития и значения в жизни человека того или иного изделия из фанеры или дерева.
Необходимо подобрать интересные многогранные задания, которые решали бы основные задачи художественного конструирования.
– конструкторские задачи – выбор формы изделия;
- психологические задачи – материал изделия, способы его обработки, составление плана изготовления изделия, порядок выполнения операций, овладение приемами работы инструментами при заготовке, их подготовке, отделке изделия;
– организационно-технические задачи – подготовка рабочего места с соблюдением гигиены и техники безопасности.
Историческая справка о выжигании
Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 годом до нашей эры.
Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X веках. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева. Сначала выжигали с помощью огня, позднее стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.
В средневековое Европе выжигание продолжали развивать и постепенно превратили в настоящее искусство.
Начиная с XVII века, в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, ложек, посуды на которых мастера делали выжигания всевозможных узоров.
С 1964 года в Башкирии начали производить различные предметы из древесины, которые украшали выжженными рисунками.
В конце XIX начале XX веков выжигание стало популярным среди населения. В то же время изобрели аппарат для выжигания.
В середине XX века появился более современный электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступным детям.
Заготовка материала
Для изготовления кухонных разделочных досок потребуется фанера толщиной 8 -10 мм. Фанера должна быть без трещин, сучков, не расслаиваться, хорошо просушенной. Подбираем фанеру так, чтобы волокна у нее располагались вдоль вертикальной оси заготовки. Поверхность материала должна быть ровной и чистой.
Способы выжигания
Для выжигания используется промышленный электровыжигатель. Для создания художественного рисунка на изделии надо иметь опыт выжигания. Перед выжиганием следует правильно расположить инструменты. С левой стороны положить электровыжигатель, а с правой все остальное. Дощечку для выжигания положить перед собой. Затем надо включить прибор в электрическую сеть и с помощью переключателя установить нужную степень накала нити.
Ручку с нагревательным прибором обычно держат как карандаш. При работе следует сидеть прямо, не наклоняясь вперед, дышать через нос. Каждые 10-15 минут электровыжигатель следует отключать на 2-3минуты, чтобы он остыл. Дощечку для выжигания надо установить с наклоном, чтобы рабочая поверхность располагалась под углом и на расстоянии 35 см от глаз. Поверхность дощечки должна быть хорошо освещена. Сначала надо поставить на рисунок точки и только после этого проводить линии. Для получения тонкой линии - перо прибора требуется передвигать быстро, а толстая линия получается при медленном передвижении пера.
В первую очередь следует выжечь внешние контуры рисунка и только потом переходить к внутренним линиям. При выжигании точек и кривых линий штифт следует держать перпендикулярно поверхности доски, а выжигая прямые линии – под наклоном, как карандаш при рисовании. Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое.
Городецкая роспись по дереву
– знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.
Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись. Обычно прялки вытесывались из целикового деревянного массива, городецкие же состояли из двух частей: гребня и донца. Донце представляло из себя широкую доску, которая суживалась с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась ножка гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.
Наиболее распространенными мотивами являются:
цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица.
Цветочная роспись.
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: «Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны.
Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».
Примечание:
Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
Сюжетная роспись
Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или три яруса(в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой. Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.
Плоское выжигание
Изображение и фон, получившиеся в результате плоского выжигания находятся на одной плоскости, а рисунок состоит из различных контуров линий, штрихов, точек. Получив различные по глубине и ширине линии можно передвигая штифт с разной скоростью и меняя его наклон и степень накала. Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.
Работу надо выполнять сразу на нескольких участках дощечки, начав на одном и постепенно переходя к другому, временно оставляя первый. Затем нужно снова вернуться к первой части. Делать так необходимо, чтоб не возникли прожиги. Именно поэтому не следует выжигать несколько линий или штрихов, которые находятся рядом. Перед тем как нанести новый штрих, оставьте соседний, чтобы он остыл.
Глубокое выжигание
Глубокое выжигание выполняют ножевидным штифтом, благодаря чему изображение отличается от плоского – фон углубляется, а сам рисунок остается на плоскости доски.
Виды, модели, формы кухонных (разделочных) досок
Виды, модели, формы кухонных (разделочных) досок могут быть разнообразными в зависимости от выполняемых на них операциях, вкусе, фантазии исполнителя. Например, для разделки рыбы чаще используют доски удлиненной формы или овальные. Для разделки овощей - круглые, прямоугольные. Для разделки хлеба – квадратные, прямоугольные.
Оборудование:
Для работы по изготовлению и выжиганию кухонных досок потребуется: -фанера толщиной 8-10 мм;
-ручной лобзик;
-электровыжигатель;
-копировальная бумага;
-карандаши, ластик;
-краски, кисти;
-лак бесцветный.
Инструктаж по технике безопасности:
-использовать исправный инструмент;
-соблюдать осторожность при работе лобзиком и электровыжигателем;
-не брать электровыжигатель мокрыми руками;
-не прикасаться руками к раскаленным штифтам.
- Технология изготовления:
- выбираем рисунок и под него форму доски;
-размечаем и выпиливаем фанеру;
-делаем зачистку наждачной шкуркой поверхности дощечки;
-переносим рисунок через копирку на дощечку;
-электровыжигателем выжигаем рисунок;
-раскрашиваем рисунок красками;
-покрываем рисунок лаком.
Технологическая цепочка:
-определяем рисунок;
-подбираем форму;
-выпиливаем форму;
-подготавливаем поверхность, зачищаем наждачной шкуркой до чистоты и блеска;
- наносим рисунок на доску;
-выжигаем электровыжигателем рисунок;
-раскрашиваем красками;
-покрываем лаком.
- Методические рекомендации:
При организации работы необходимо обратить внимание обучающихся:
-на соблюдение правил техники безопасности;
-на последовательность этапов работы;
-при планировании работ учитывать способности обучающихся;
-по окончании работ предложить обучающимся дать название своей работе.
Вывод: В результате изготовления изделия обучающиеся усвоили необходимые умения и навыки необходимые в творческой деятельности.
Познакомились с историей возникновения и видами городецкой росписи.
Данную работу можно применять как украшение для интерьера. Можно использовать в качестве подарка.
5. Список литературы :
1. С. Ю. Ращупкина. Выжигание по дереву, Москва, 2011г.
2. Норма Грегори. Выжигание по дереву. Издательство Ниола-Пресс, 2009 г. 3.Городецкая роспись. С.П. Чуянов. НН «Литера», 2009.
4.Интернет ресурсы: http://www.perunica.ru/tradicii/943-gorodeckaya-rospis.html#sel=3:739,3:1644
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картинки разделочных досок - для проектной работы
Разновидности разделочных досок в различных формах, которые можно использовать для творческих проектных работ на уроках технического труда и ИЗО...
Презентация "Виды разделочных досок"
Разделочная доска хоть и не считается посудой, но занимает важное место на каждой кухне. Разделочная доска — предмет кухонной утвари, предназначенный для нарезания продуктов питания в процессе их приг...
Эскизы разделочных досок в технике - хохлома
Такое наглядное пособие можно применить как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технического труда....
Методическая разработка "Выжигание по дереву"
План-конспект урока по технологии на тему "Выжигание по дереву"...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»...
Методическая разработка имитациционноно занятия для педагогов. Мастер - класс "Роспись ключницы в технике "северодвинской (пермогорской) росписи.""
В данной методической разработке представлено занятие по теме "Роспись ключницы в технике северодвинской (пермогорской) росписи". Методическая разработка предназначена для педагогов дополнит...
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. ИСКУССТВО ГОРОДЦА. РОСПИСЬ РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК.
Создание композиции Городецкой росписи.Варианты росписи городецких разделочных досок.Применение Городецкой росписи в быту.Поэтапное выполнение росписи разделочной доски....