Оценка результативности попадания на детских турнирах по историческому фехтованию
статья

Петряков Михаил Валентинович

Пособие для работы судей на турнирах по историческому фехтованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Историческое фехтование48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №69

Доклад на тему

«Оценка результативности попадания

на детских и юношеских соревнованиях

по историческому фехтованию»

 

Петряков М.В.

Санкт-Петербург, 2017г.

План

  1. Введение
  2. Особенности проведения детских и юношеских соревнований
  3. Оценка попадания при использовании мягкого оружия
  4. Оценка попадания при  использовании твердого оружия
  5. Оценка попадания в номинации «Щит-меч»
  6. Заключение

Введение

Термин «историческое фехтование» появился у нас в стране в начале 1990-х. Так называется вид спорта, в котором, в отличие от классического фехтования, поединки ведутся на тяжелых видах оружия, аналогичных средневековым мечам и пр. Тип оружия и экипировки бойцов, а также запрет на уколы (правилами допускаются только рубящие удары) сказываются на технике боя и предъявляют серьезные требования к физической подготовке спортсменов. Поражаемой поверхностью считается все тело соперника, за исключением паха, стоп, кистей, головы и шеи. Победитель определяется по числу нанесенных ударов.

Обязательное условие – соответствие оружия и костюмов участников избранной исторической эпохе (используемые в поединках современные защитные средства обязательно должны быть прикрыты костюмом, а сам он – выполнен из аутентичных материалов), а в программе соревнований, помимо единоборств, есть также номинация «Реконструкция исторических доспехов». Турниры и показательные выступления нередко проводятся в соответствующем историческом антураже.

Боевое фехтование возникло из увлечения «исторической реконструкцией». В 1970–1980-е в разных странах стали появляться военно-исторические клубы, ориентированные на изучение определенных эпох прошлого. Проводились костюмированные парады и праздники, одной из их составляющих стали со временем спортивные поединки.

У нас в стране насчитывается несколько десятков таких клубов (в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Перми, Хабаровске, Иркутске и др. городах), – в том числе и официально зарегистрированные. Проводятся городские, региональные и общероссийские соревнования (в 1990-е сложилось несколько систем проведения поединков, включая разный порядок подсчета очков). Турнир «Меч России» приобрел статус национального чемпионата (в 2004 прошел уже восьмой чемпионат). В 1997 создана Федерация исторического фехтования России. Во второй половине 1990-х начались активные выезды за границу и тесные контакты с европейскими клубами.

Особенности проведения детских и юношеских соревнований

       В последние годы историческое фехтование как вид спорта и досуга становится популярным среди детей и подростков. Количество клубов и секций, обучающих историческому фехтованию растет, растет и уровень подготовки участников. Соревнования по историческому фехтованию для детей и подростков перестали быть встречами двух-трех клубов, стали проводиться регулярно и более организованно.

Отличия от взрослых соревнований становятся более заметными, в первую очередь – во внешнем виде участников и в применяемом ими спортивном оружии. Например, на детских и юношеских соревнованиях допустима современная обувь, так как далеко не каждый участник может позволить себе обувь, сшитую по историческим образцам из-за ее цены и сложности изготовления.

     

     Для уменьшения количества травм на соревнованиях участники до 13 лет включительно используют мягкое оружие (мягкие мечи, тямбары), мягкие щиты, на некоторых соревнованиях допустимы шлемы для рукопашного боя. Участники 14-17 лет носят доспехи, сделанные из твердых материалов (сталь, твердая кожа), используют твердое оружие. Но, в отличие от взрослых соревнований, на которых используется спортивное оружие, сделанное из стали, бойцы 14-17 лет применяют мечи, сделанные из твердого пластика и легких сплавов. Такое оружие позволяет при весе, немногим отличающемся от веса стального, добиться более широкой режущей кромки, как следствие – уменьшения количества травм.

Оценка попадания при использовании мягкого оружия

       Главная проблема в оценке результативности попадания тямбарой то, что у нее невозможно определить рабочую плоскость. В историческом фехтовании попадание засчитывается только при условии, что оно было нанесено лезвием меча, у тямбары же лезвие отсутствует. Существует три способа, облегчающих определение результативности попадания:

  1. Нанесение на тямбару линии, обозначающей режущую кромку. Этот способ хорош тем, что позволяет существенно облегчить работу судей тем, что отчетливо видно, было ли попадание рабочей поверхностью. С другой стороны, бойцы возрастом до 13 лет часто недостаточно сильны физически, вследствие чего тямбара часто проворачивается в руке, и когда на бойце шлем, он просто не может этого заметить. Получается ситуация, что кисть бойца поставлена правильно, удар нанесен с нужной силой и скоростью, но попадание очков не приносит, так как оружие провернулось в руке.
  2. Оценка постановки кисти при ударе. Этот способ наименее удобен для судей, так как возникает необходимость следить не только за оружием, но и за рукой бойца. Тем не менее, при использовании этого способа получается так, что удар не зависит от того, какой именно стороной тямбары нанесен удар, что особенно важно для молодых бойцов.
  3. Суть третьего способа заключается в том, чтобы отслеживать только наличие попадания тямбарой. В этом способе есть только один плюс: он существенно облегчает работу судей. Но при его использовании полностью пропадает необходимость тренировать бойца для правильной постановки руки, историческое фехтование при этом превращается в махание палками.

Таким образом, наиболее эффективным является второй способ оценки. Судья должен отслеживать не только факт попадания, но и способ нанесения удара, тем самым побуждая бойцов больше тренироваться и внимательнее следить за своими действиями.

     В случае, если соревнование проходит с использованием мягких мечей, сложность есть только одна – эти мечи часто бывают очень гибкими. Здесь необходимо делать следующее:

  1. Подбирать для проведения соревнований такое оружие, в котором твердый стержень внутри меча расположен по всей длине, исключая последние 3-5 сантиметров. Такой меч обеспечит необходимый уровень твердости и позволит наносить правильные удары.
  2. Давать очки только за те попадания, при которых меч был остановлен телом противника.

Также многие молодые бойцы, стремясь как можно раньше нанести удар, выставляют руку далеко вперед, или делают глубокий выпад, или подходят на очень близкое расстояние и наносят мягкие, не акцентированные удары. С этим можно бороться только одним способом: засчитывать те попадания, при нанесении которых меч двигался по дуге с амплитудой не менее 50 градусов.

Оценка попадания при  использовании твердого оружия

   При использовании твердого оружия попадания оценивать гораздо проще. Твердое оружие обладает ярко выраженной рабочей поверхностью и гардой, по положению которой можно увидеть, какой именно частью клинка был нанесен удар. Но здесь есть и свои сложности. Часто бойцы, стараясь держаться от противника на расстоянии, наносят режущие удары острием меча. Такой удар плох тем, что зачастую не видно, попал ли он в тело противника, или же просто скользнул по одежде. Также многие, нанося удар сверху вниз, «проскальзывают» плоскостью меча по телу противника. В обоих этих случаях попадание засчитывать не нужно, так как оно не выражено. Необходимо засчитывать только те попадания, которые были нанесены рабочей поверхностью, и при которых оружие было остановлено телом противника.

    Также некоторые бойцы, нанеся правильный результативный удар, начинают наносить в то же место удары с очень маленькой (5-20 градусов) амплитудой. В таком случае бой необходимо прервать, засчитать же нужно только первое попадание.

Оценка попадания в номинации «Щит-меч»

         В целом, в номинации «щит-меч» те же требования к попаданиям, что и в номинации «меч». Но здесь есть и свои подводные камни. Так, часто можно увидеть, как бойцы, очень близко подойдя друг к другу, начинают «обниматься» и наносить удары по спине обратной стороной клинка. Такие попадания засчитывать нельзя. Во-первых, скорее всего при нанесении таких ударов бойцы соприкасаются щитами дольше 1 секунды, что является явным нарушением правил. Во-вторых, при нанесении такого удара боец не видит, как и куда он бьет. Это приводит как к нарушению фехтовальной техники, так и к травмам (при таком ударе легко сломать копчик или нанести противнику удар гардой в основание черепа). Здесь способ только один: нужно засчитывать только те удары, которые обладают необходимой амплитудой и нанесены рабочей поверхностью клинка, а не его обратной стороной.

Заключение

        Подводя итоги, можно сказать, что правильная оценка результативности попадания один из решающих факторов, побуждающих бойца внимательнее относиться к тренировкам, изучать и отрабатывать фехтовальные приемы и производить оценку своих действий. Историческое фехтование является зрелищной и эффективной спортивной дисциплиной только при грамотной работе судей, соблюдении правил и подготовленности бойцов. А этого можно добиться только применением и оценкой правильных фехтовальных приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"

"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...

Загороднева И.П., Колычева Е.Л., .Ненашева Е.М., учителя-логопеды ГБОУ детский сад №1428 "Мы - москвичи: Использование детско-взрослых культурно-исторических проектов для повышения уровня коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ"

В данной работе показаны возможности повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и в условиях поликультурной среды, путем использования совместных детско-взрослых проектов. Использованы ...

Способы оценки результативности образовательной деятельности на примере комплексной программы по хореографии "Ассорти"

1. Система отслеживания и оценивания образовательных результатов.2.Формы и методы оценки результатов.3. Критерии знаний и умений.4. Этапы педагогического контроля....

"Оценка результативности внедрения "Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области""

Выпускная аттестационная работа в рамках обучения в областной Школе педагога-исследователя....

Критерии оценки результативности воспитательного мероприятия

В данном материале предлагаются примерные критерии оценки результативности воспитательного мероприятия....

Методическая разработка "Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования"

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. . . Но возникает вопрос, а чем именно нам, педагогам...