"Чему учат дома. Традиции в семье"
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Конспект занятия логопедического кружка +презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchat_doma._traditsii_semi.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного логопедического (совместно с психологом) занятия по теме «Чему учат дома. Традиции семьи».

Цель:  Создание условий для формирования  лексико-грамматических категорий и развития связной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-  дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;

-  закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях.

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- обобщить знания детей по теме «семья», сформировать понимания ее значения - уважения к членам семьи.

Коррекционно - развивающие:

Развитие  связной  речи, речевого  слуха, зрительного  восприятия, внимания, памяти,  мышления,  артикуляционной  моторики;  мелкой, общей  моторики; координации  речи  с  движением .

Коррекционно - воспитательные:

-  воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: презентация, карточки – пирожки для слогового и звукового анализа; лото «Животные».

Ход занятия:

Внучка (психолог):

Ребята, здравствуйте.  Сегодня наше занятие посвящено семье и семейным традициям. Поэтому я играю роль внучки. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. 

СЛАЙД 1

Семья – это особенный мир, мир в котором вас окружают заботой и любовью, вы всегда можете рассчитывать на поддержку и понимание. Бывают разные семьи, но у каждой семьи есть свои традиции.
Что же такое традиции? 
(дети высказывают предположения)
Традиции – это ритуалы, которые делаются каждый день, каждые выходные, праздники.
Есть самая распространённая традиция, в каждой семье и совершается она каждый вечер перед сном, как вы думаете что это? 
(ответы детей)
Правильно, перед сном все желают друг другу спокойной ночи. Ребята, а какие традиции есть в ваших семьях?
Рассказы детей.

А вам интересно ребята, а какие же традиции были у нашего народа раньше? Тогда сейчас мы с вами отправляемся в прошлое .

СЛАЙД 2.

Раньше на Руси всех желанных гостей встречали хлебом-солью. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства

«оберега».

Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Хлеб в старину называли « жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.

Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки.

Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим выражением своего уважения.

ВНУЧКА:

А теперь, я приглашаю вас отправиться дальше, в гости к моей бабушке. Она нас очень ждет.

СЛАЙД 3.

Но на чем мы с вами поедем? Ведь в старину машин и самолетов не было. Вы знаете, как путешествовали люди на дальние расстояния, кто им помогал? (Дети: лошадь). Да, нам поможет лошадка.

ЛОГОРИТМИКА «Лошадка»

Едем, едем на лошадке (щелкают язычком)

По дороге зимней, гладкой.

Сани скрипят, (шелестят бумагой)

Бубенчики звенят, (звенят бубенчиками)

Дятел стучит, (стучат ложками)

Вьюга свистит. (с-с-с-с)

Едем, едем на лошадке. (щелкают язычком)

Холод, холод, стужа, стужа! (у-у-у-у)

Ехали, ехали, наконец – доехали. Тпру –у-у, приехали!

(Звучит музыка, выходит логопед (бабушка)

БАБУШКА:

Здравствуете, гости дорогие! Очень рада видеть вас.

Артикуляционная гимнастика. На чем вы ко мне добрались? На лошадке? Покажите еще раз , как она цокает. (упражнение «Лошадка»).  

Все мы в домах живем. И наш язык тоже живет в домике. Как называется? Да, рот. Дома забором огорожены. Покажите  заборчики.

(«упр-е «Заборчик»). Улыбнитесь друг другу. (упр-е «Улыбка»). Чтобы дым вышел от печки, нам нужна труба. («упр-е «Трубочка»).

 Во всех домах есть окна. Давайте откроем окно нашим язычкам. (упр-е «Окошко»).

От тиканья часов в доме всегда уютно. (делаем упр-е «Часики»)

А бабушки любят внукам печь блинчики. (упр-е «Блинчик»).

Блинчики с вареньем были, губы замарали. (упр-е «Вкусное варенье»).

Молодцы! Нам осталось только сделать вдох носом и выдох ртом. (вдох – носом и длительный выдох через «трубочку»).

Приглашаю вас к себе в избу. Посмотрите, это – русская печь.

 СЛАЙД 4.

  Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках.

В каких сказках встречается упоминание о печи? 

СЛАЙД  5

(по очереди появляются иллюстрации из сказок с изображением печки, дети называют сказки).

 Я вас ждала и приготовила вам угощение.

Дидактическая игра «Пирожки»  (на пирожках – картинки: дом, семья, дети, огород, торт. Дети берут пирожки, рассматривают изображенные картинки, называют первый звук в слове, делят слова на слоги).

БАБУШКА:

А какие еще традиции могут быть в семье?  Чтобы все были здоровы, что нужно делать? Правильно, заниматься спортом. Проведем физминутку.

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Спасибо, внученька, что гостей ко мне привела, порадовала. А вы навещаете своих бабушек? А про остальных членов своей семьи знаете? Расскажите  о своих братьях и сестрах.  (монологическая речь).

Внучка:  Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумываться: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» С давних времен одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках (родственниках), составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

СЛАЙД 6.

Эта традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».

— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Бабушка :

Ребята, посмотрите, перепутались вещи.

СЛАЙД  7.

Нам нужно ответить, чья это вещь?

Дидактическая игра «Одевайка»

(задание: заменить словосочетания , образованные на основе управления , словосочетаниями , образованными на основе согласования: юбка мамы - мамина юбка, папин костюм, бабушкина кофта, дядина рубашка, дедушкины очки). У каждого есть свои вещи. Посмотрите на слайд и скажите, что это ваше. Употребите слово «мой» в правильной форме.

СЛАЙД 8.

Всех мы одели, можно отправиться в зоопарк. Это тоже семейная традиция – совместный отдых.

Дидактическая игра «Лото».  Детей делим на две «семьи», какая семья быстрее выпустит животных в естественную среду обитания. (играют в лото)

БАБУШКА:

Ну что ж, молодцы! Отдохнули в зоопарке, вернулись домой. А в семьях есть еще такая традиция: называть всех ласково.

А как вы ласково называете членов своей семьи?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Мама – мамулечка, папа – папулечка и т.д. давайте друг друга назовем ласково. (называем всех ласково по очереди).

Рефлексия:

БАБУШКА:

Молодцы! Только я старенькая стала, многое забываю. Напомните мне, пожалуйста, о  каких семейных традициях сегодня шла речь?

 Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

обиды и ссоры подальше гоните,

хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Заключительное «Угощение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня "Чему учат в школе" на английском языке.

Одним из мотивационных моментов на уроках английского языка является обучение стихам и песням. Они разнообразят наш урок, делают его более динамичным, живым. Обычно мы учим английские стихи и песни. Я...

Чему учат в школе...

Методический материал "Чему учат в школе..." является внеклассным мероприятием, посвященным ко Дню науки - 8 февраля. Материал предназначен для учащихся 8 классов. Здесь 7 этапов: математика, история,...

Классный час в 7 классе на тему "Чему учат сказки"

Цель: создать условия для формирования у школьниковпотребности в совершении добрых дел.1) Образовательные задачи: -формировать понимание важности вежливогоотношения к окружающим;-развивать представлен...

Чему учат Вашего ребёнка на музыкальном занятии

Основные показателимузыкального развития ребенка младшей группы...

Мастер-класс "Чему учат сказки"

Цель: Знакомство с приёмами работы со сказкой для профилактики и укрепления психофизического здоровья детей школьного возраста.Содержание мастер-класса:Представление собственной системы – описание пре...

Доклад для общешкольного родительского собрания Чему учат в интернате. Анализ сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности.

Доклад для общешкольного родительского собранияЧему учат в интернате. Анализ  сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности....

Презентация для общешкольного родительского собрания: Чему учат в интернате.

Презентация для общешкольного родительского собрания:  Чему учат в интернате....