"Чему учат дома. Традиции в семье"
план-конспект
Конспект занятия логопедического кружка +презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chemu_uchat_doma._traditsii_semi.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного логопедического (совместно с психологом) занятия по теме «Чему учат дома. Традиции семьи».
Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;
- закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях.
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- обобщить знания детей по теме «семья», сформировать понимания ее значения - уважения к членам семьи.
Коррекционно - развивающие:
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной моторики; мелкой, общей моторики; координации речи с движением .
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: презентация, карточки – пирожки для слогового и звукового анализа; лото «Животные».
Ход занятия:
Внучка (психолог):
Ребята, здравствуйте. Сегодня наше занятие посвящено семье и семейным традициям. Поэтому я играю роль внучки. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас.
СЛАЙД 1
Семья – это особенный мир, мир в котором вас окружают заботой и любовью, вы всегда можете рассчитывать на поддержку и понимание. Бывают разные семьи, но у каждой семьи есть свои традиции.
Что же такое традиции? (дети высказывают предположения)
Традиции – это ритуалы, которые делаются каждый день, каждые выходные, праздники.
Есть самая распространённая традиция, в каждой семье и совершается она каждый вечер перед сном, как вы думаете что это? (ответы детей)
Правильно, перед сном все желают друг другу спокойной ночи. Ребята, а какие традиции есть в ваших семьях?
Рассказы детей.
А вам интересно ребята, а какие же традиции были у нашего народа раньше? Тогда сейчас мы с вами отправляемся в прошлое .
СЛАЙД 2.
Раньше на Руси всех желанных гостей встречали хлебом-солью. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства
«оберега».
Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Хлеб в старину называли « жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.
Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки.
Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим выражением своего уважения.
ВНУЧКА:
А теперь, я приглашаю вас отправиться дальше, в гости к моей бабушке. Она нас очень ждет.
СЛАЙД 3.
Но на чем мы с вами поедем? Ведь в старину машин и самолетов не было. Вы знаете, как путешествовали люди на дальние расстояния, кто им помогал? (Дети: лошадь). Да, нам поможет лошадка.
ЛОГОРИТМИКА «Лошадка»
Едем, едем на лошадке (щелкают язычком)
По дороге зимней, гладкой.
Сани скрипят, (шелестят бумагой)
Бубенчики звенят, (звенят бубенчиками)
Дятел стучит, (стучат ложками)
Вьюга свистит. (с-с-с-с)
Едем, едем на лошадке. (щелкают язычком)
Холод, холод, стужа, стужа! (у-у-у-у)
Ехали, ехали, наконец – доехали. Тпру –у-у, приехали!
(Звучит музыка, выходит логопед (бабушка)
БАБУШКА:
Здравствуете, гости дорогие! Очень рада видеть вас.
Артикуляционная гимнастика. На чем вы ко мне добрались? На лошадке? Покажите еще раз , как она цокает. (упражнение «Лошадка»).
Все мы в домах живем. И наш язык тоже живет в домике. Как называется? Да, рот. Дома забором огорожены. Покажите заборчики.
(«упр-е «Заборчик»). Улыбнитесь друг другу. (упр-е «Улыбка»). Чтобы дым вышел от печки, нам нужна труба. («упр-е «Трубочка»).
Во всех домах есть окна. Давайте откроем окно нашим язычкам. (упр-е «Окошко»).
От тиканья часов в доме всегда уютно. (делаем упр-е «Часики»)
А бабушки любят внукам печь блинчики. (упр-е «Блинчик»).
Блинчики с вареньем были, губы замарали. (упр-е «Вкусное варенье»).
Молодцы! Нам осталось только сделать вдох носом и выдох ртом. (вдох – носом и длительный выдох через «трубочку»).
Приглашаю вас к себе в избу. Посмотрите, это – русская печь.
СЛАЙД 4.
Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках.
В каких сказках встречается упоминание о печи?
СЛАЙД 5
(по очереди появляются иллюстрации из сказок с изображением печки, дети называют сказки).
Я вас ждала и приготовила вам угощение.
Дидактическая игра «Пирожки» (на пирожках – картинки: дом, семья, дети, огород, торт. Дети берут пирожки, рассматривают изображенные картинки, называют первый звук в слове, делят слова на слоги).
БАБУШКА:
А какие еще традиции могут быть в семье? Чтобы все были здоровы, что нужно делать? Правильно, заниматься спортом. Проведем физминутку.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Спасибо, внученька, что гостей ко мне привела, порадовала. А вы навещаете своих бабушек? А про остальных членов своей семьи знаете? Расскажите о своих братьях и сестрах. (монологическая речь).
Внучка: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумываться: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» С давних времен одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках (родственниках), составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
СЛАЙД 6.
Эта традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Бабушка :
Ребята, посмотрите, перепутались вещи.
СЛАЙД 7.
Нам нужно ответить, чья это вещь?
Дидактическая игра «Одевайка»
(задание: заменить словосочетания , образованные на основе управления , словосочетаниями , образованными на основе согласования: юбка мамы - мамина юбка, папин костюм, бабушкина кофта, дядина рубашка, дедушкины очки). У каждого есть свои вещи. Посмотрите на слайд и скажите, что это ваше. Употребите слово «мой» в правильной форме.
СЛАЙД 8.
Всех мы одели, можно отправиться в зоопарк. Это тоже семейная традиция – совместный отдых.
Дидактическая игра «Лото». Детей делим на две «семьи», какая семья быстрее выпустит животных в естественную среду обитания. (играют в лото)
БАБУШКА:
Ну что ж, молодцы! Отдохнули в зоопарке, вернулись домой. А в семьях есть еще такая традиция: называть всех ласково.
А как вы ласково называете членов своей семьи?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Мама – мамулечка, папа – папулечка и т.д. давайте друг друга назовем ласково. (называем всех ласково по очереди).
Рефлексия:
БАБУШКА:
Молодцы! Только я старенькая стала, многое забываю. Напомните мне, пожалуйста, о каких семейных традициях сегодня шла речь?
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
обиды и ссоры подальше гоните,
хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Заключительное «Угощение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песня "Чему учат в школе" на английском языке.
Одним из мотивационных моментов на уроках английского языка является обучение стихам и песням. Они разнообразят наш урок, делают его более динамичным, живым. Обычно мы учим английские стихи и песни. Я...
Чему учат в школе...
Методический материал "Чему учат в школе..." является внеклассным мероприятием, посвященным ко Дню науки - 8 февраля. Материал предназначен для учащихся 8 классов. Здесь 7 этапов: математика, история,...
Классный час в 7 классе на тему "Чему учат сказки"
Цель: создать условия для формирования у школьниковпотребности в совершении добрых дел.1) Образовательные задачи: -формировать понимание важности вежливогоотношения к окружающим;-развивать представлен...
Чему учат Вашего ребёнка на музыкальном занятии
Основные показателимузыкального развития ребенка младшей группы...
Мастер-класс "Чему учат сказки"
Цель: Знакомство с приёмами работы со сказкой для профилактики и укрепления психофизического здоровья детей школьного возраста.Содержание мастер-класса:Представление собственной системы – описание пре...
Доклад для общешкольного родительского собрания Чему учат в интернате. Анализ сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности.
Доклад для общешкольного родительского собранияЧему учат в интернате. Анализ сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания по итогам диагностики уровня воспитанности....
Презентация для общешкольного родительского собрания: Чему учат в интернате.
Презентация для общешкольного родительского собрания: Чему учат в интернате....