Мастер - класс Формирование культуры здоровья педагога "Калейдоскоп идей, методов и приемов."
методическая разработка

Формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии, как залоге успешности в педагогической деятельности, умения и желания заботится о своем здоровье и здоровье детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Называевского муниципального района Омской области

Мастер класс

Формирование культуры здоровья педагога

 « Калейдоскоп идей, методов и приёмов »

Составила: Калинина Оксана Владимировна,

педагог дополнительного образования

Называевск, 2021

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии, как залоге успешности в педагогической деятельности, умения и желания заботится о своем здоровье и здоровье детей.

Задачи:

- мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья, помочь создать условия для позитивного отношения, открытости, для поддержания психологического климата в своем коллективе;

 - познакомить коллег  с многоплановостью проблемы;

- познакомить с практическими советами по поддержке психологического соматического здоровья педагогов;

- повышать самооценку педагогов;

- повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Участники: педагоги дополнительного образования.

Методы работы с аудиторией: эвритическая беседа, практическое выполнение упражнений.

Оборудование: «Дерево счастья», листочки для рефлексии, фломастеры, видео по цветотерапии, музыкальное соправождение, моток ниток, ножницы, листы с вопросами.

Мультимедиа – проектор; презентация теоритической части мастер- класса;

Цитаты:

  • «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Американский медик Г.Сигерсиста.
  • «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше цените здоровье человека в коллективном создании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
  • «Из всех людей педагог труднее всего поддается обращению в новую веру, ибо у него своя религия – его рутина, вера в излюбленных старых авторов». Эрнест Ренан, французский писатель, историк, философ.

Ход мастер – класса

1.Организационный момент.

     Приветствие, презентация мастера.

2. Вводная часть.

     Здравствуйте уважаемые коллеги, рада вас приветствовать. Француский философ XVI века М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие. Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и с миром. Путь к мастеру – как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Педагога?»

Знакомство с темой мастер – класса, его целями и задачами:

Тема нашей встречи сегодня – Калейдоскоп идей, методов и приемов по формированию культуры здоровья педагога. Цели и задачи нашего мастер – класса вы видите на экране.

Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы – педагоги зачастую забываем о своем здоровье.

     Но мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было один их самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете.

     Сегодня я покажу для вас свою работу по формированию культуры здоровья педагогов. Тема очень широкая, в полном объеме мне показать ее трудно. Поэтому как в калейдоскопе я покажу самые яркие кусочки моей работы. Прежде чем начать мне бы хотелось узнать, что для каждого из вас означает понятие «здоровье педагога?» У меня в руках клубок. Мы передовая его друг другу охарактеризуем «здоровье педагога» - это красота, … Спасибо!

3. Основная часть.

     Профессия педагога – одна из наиболее энергозатратных. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро  происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перезагрузки усуглубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти поддержки и др.

     Синдром хронической усталости лежит в основе многих психоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека.

Что происходит с нами педагогами, если мы упускаем важный момент и не занимаемся собой и своим здоровьем?

     В результате повышается тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает такие деформации , как не гибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.

     Почему я заинтересовалась этой темой? Если в системе образования и воспитания появляются какие – либо инновации, они направлены в основном на ребенка. А как же педагог? Надо признать, что он остается один на один со своими проблемами. А проблемы педагога – это проблемы всего общества.

Свою работу в здоровьесбережении педагога я начну с создания мотивационной установки.

  1. Зададимся вопросом: А все – таки, с чего начинается здоровье?

     Существует стойкое заблуждение, что здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и.т.д. Это все так и не совсем так.

Здоровье начинается с попыток осознавания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда – то ответить на четыре очень важных для него вопроса (каждому участнику раздаются листы бумаги с вопросами):

  1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
  2. Зачем я родился? Что я должен совершить?
  3. Зачем мне быть здоровым?
  4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно- только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Чтобы начать движение – определим: есть ли у нас желание двигаться в направлении к сбе: здоровому, счастливому, успешному. Желание это уже 50% (а то и больше) успеха. Речь идет не о простой готовности сказать «Да я хочу, что бы по- другому», а «Я сделаю все, что от меня зависит».

  1. После того как мотивация на сохранение здоровья сформирована можно переходить к укреплению физического здоровья тела.

Предлагаю вашему вниманию антистресовый комплекс упражнений.

     1.  «Кнопки мозга».
Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3раза.
     2. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с. 
     3. Минутный массаж ушных раковин:  осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.
     4. «Перекрестные шаги».  Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий. 
     5. «Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере. 
     6. Упражнение «Ха- дыхание». »Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперёд, руки сбрасываются вниз перед собой. Происходит резкий выброс воздуха со звуком «ХА!».

                          Упражнение для снятия общей усталости:
1. «Потягушки»: заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
2. «Усталые ручки»: поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
3. «Плечики»: крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.
4. «Хот- дог»: играющие в колонну друг за другом. Сосиска – левая нога в сторону; кетчуп – правая нога в сторону; кока-кола – вращение телом; хот-дог, хот-дог, хот-дог – прыжки вперёд.

  1. Следующее направление нашей работы – создать благоприятный психологический климат – сохранить психологическое здоровье.

      Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт- терапия, т.е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арт- терапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме таго, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. По заключениям ученых, после занятий арт – терапией позитивно изменяется состав крови, общее состояние организма и психики взрослого, загруженного бременем проблем. Все просто, доступно и не требует от вас особенных затрат времени и ли денег. Но при этом практика работает!

      В основном арт –терапия базируется на образовательном искусстве, но существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-, сказко-,телесно ориентированная терапия и др.

3.1 Предлагаю вашему вниманию «Музыкотерапию».

     В современной медицине и педагогике есть целое направление по сохранению здоровья человека - МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сфере человека, психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

О том, что музыка очень сильно влияет на здоровье человека, было известно с давних времен. Еще наши предки излечивали недуги игрой на музыкальных инструментах. Подбирая музыкальное произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышение активности. Музыка способна более быстрому извлечению от болезней.

Музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворительно или разрушительно влияет на здоровье человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно – сосудистою систему, расширяют сосуды, нормализуют артериальное давление, в то время как разрушающая музыка вызывает противоположный эффект. Примером разрушающей музыки может служить рок -музыка.

Звучание разных инструментов имеет свой терапевтический эффект:

Арфа –легкие,

Саксафон –почки,

Гобой –желчный пузырь,

Клавишные (рояль) –желудок,

Струнные (скрипка) –сердце,

Барабан –позвоночник,

Флейта –печень.

     Существуют определенные музыкальные произведения помогающие в извлечении конкретных болезней, психических состояний.

Снятие напряжения. Гипертония:  Шуберт «Аве Мария», Мендельсон «Свадебный марш».

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Повышение веры в себя: Штраус «Вальсы», Шопен «Мазурки».

Уменьшение раздражительности, разочарования. Лечение депрессии: Бетховен «Лунная соната».

Общее успокоение. Лечение бессонницы: Брамс «Колыбельная».

Для активизации: Моцарт «Турецкий марш».

Для снятия усталости: Рахманинов «Концерт №2».

Для поднятия общего жизненного тонуса. Улучшения самочувствия: Чайковский «Симфония №6».

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам на себе испытать чудесное воздействие музыки.

     Вам будут предложены фрагменты музыкальных произведений, а вы попробуйте прожить то состояние с которым ассоциируется характер данной музыки. В начале, будет звучать Бетховен «Лунная соната», а затем вы услышите «Турецкий марш» Моцарта. При звучании грусти, печали вы можете охать, всхлипывать, вздыхать. Во время радостной музыки подбадривать себя словами: УХ! АХ! ЭХ! (звучит музыка).

Как изменилось настроение? Улучшилось ли самочувствие?

Как вариант активной музыкотерапии можно рассматривать пение. Именно пение является своеобразным вибромассажем всех внутренних органов.

Известно о лечебных свойствах определенных звуков:

«А» - лечит сердце, желчный пузырь.

«Э» - улучшает работу головного мозга.

«И» - лечит глаза, прочищает нос.

«О» - оживляет деятельность поджелудочной железы.

«У» - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря.

«Ы» - лечит уши.

    Для усиления концентрации лечебного воздействия рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган и представить это орган здоровым, активно работающим.

Упражнения со звуками.

     Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения, страха, стресса. Пение помогает расслабиться, облегчает общение, позволяет самовыразиться.

     Я предлагаю исполнить хором знакомую всем детскую песню «Улыбка». И еще раз почувствовать Великую Силу Искусства.

Еще одно направление моей работы по сохранению здоровья педагогов – это создание условий успешности. Для этого проводятся тренинги, на которых мы повышаем настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Мы ищем счастье тут и там,

За ним мы бродим по пятам,

Ему твердим мы бесконечно –

С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,

Мы долго, вглядываясь в лица.

Найти пытаемся ответ –

В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,

Что счастье – чьих –то рук творенье,

Что к нам вот –вот придет волшебник,

И оставит нас, в сей миг!

Вопрос для обсуждения: уважаемые педагоги: - Как вы думаете: «Счастье –чьих рук творенье?»

Вывод:

А счастье ходит с нами рядом,

С улыбкой говоря: «Смотри!»

Меня искать совсем не надо,

Я есть всегда, ведь я внутри!».

Игра «Нити счастья»

     Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут все. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: «Что такое счастье?» и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

Игра «Полотно счастья»

В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.

Игра «Имена» (плетем канву)

Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно  назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Например: Валентина – веселая, Надежда - нежная).

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Имя для нас всегда желанно, и ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!

Приняв моток Нитей Счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.

Мы связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплементы.

Вопросы для обсуждения:

- Понравился ли вам комплимент?

- Приятно ли было вам получать комплимент?

Игра «Оберег счастья»

Мастер: Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках –чудо. Запомните это чудо рук творенье!

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствуете, держа его в руках?

- Что оно вам напоминает?

Мастер: Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушать форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встречи. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелье на шею). А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: «Желаю вам» (Например: удачи, счастья, добра, успеха, радости, здоровья и.т.д.). Сохраните это оберег счастья.

Заключительная часть

Согласно известной поговорке «Хоть сто раз скажи слова халва, во рту слаще не станет» так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появится у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил:  » Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…..»

Конечно, за короткий отрезок времени овладеть различными технологиями работы по сохранению и формированию культуры здорового образа жизни нелегко. В своей работе вы можете воспользоваться предложенными упражнениями которые направят вас на восстановления вашего здоровья и сил.

Рефлексия «Чему я научился»

Каждому участнику предлагается лист бумаги в виде листика, на котором написано неоконченное предложение:

Я научилась…

Я узнала, что…

Я нашла подтверждение тому, что…

Я обнаружила, что…

Я была удивлена тем, что…

Мне нравится, что…

Я была разочарована тем, что…

Самым важным для меня было…

Мне сегодня…

Участники записывают фразу до конца и, озвучив ее, прикрепляют к дереву ЗДОРОВЬЯ.

Спасибо за внимание. Надеюсь, что мои разработки будут полезны и вашей работе с детьми и лично вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Развитие просветительской работы среди учащихся по формированию культуры здоровья креативными методами

Школьная газета выполняет просветительскую функцию среди учащихся и их родителей, является одним из эффективных средств при воспитательной работе школы....

Мастер класс «Формирование регулятивных УУД на уроке физической культуры через использование метода контрольных точек».

Мастер класс  "Формирование регулятивных УУД на уроке физкультуры чере использование метода контрольных точек...

Повышение роли предмета «физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника

  Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно ...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....