Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия "День юриста"
методическая разработка (10, 11 класс)
Материал содержит методическое рекомендации по проведению воспитательного мероприятия "День юриста" (цели, задачи, материально-техническое обеспечение, ход, задачи для практической отработки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_k_dnyu_yurista.docx | 58.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению воспитательного мероприятия,
посвященного Дню юриста (03 декабря 2021 года)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2008 № 130 «Об установлении Дня юриста», 3 декабря установлен профессиональный праздник – День юриста.
Выбор даты был обусловлен тем, что 20 ноября 1864 года (по новому стилю – 3 декабря) Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о том, что представленные проекты нормативно-правовых актов: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав судопроизводства гражданского и охранительного», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» вводятся в действие, поскольку отвечают поставленным целям повышения авторитета судебной власти, реформирования судопроизводства и формирования у граждан России уважения к закону.
Во исполнение вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации, Центром патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» разработаны методические рекомендации о порядке проведения в учреждениях дополнительного образования воспитательного мероприятия, посвященного указанному празднику.
Мероприятие ориентировано на несовершеннолетних лиц, 15 – 17 лет, обучающихся по ДООП.
Цели мероприятия:
- повышение правовой грамотности обучающихся;
- знакомство обучающихся с разными видами юридических профессий;
- ранняя профессиональная ориентация обучающихся на работу по юридическим профессиям, в том числе на службу в правоохранительных органах Российской Федерации.
Задачи мероприятия:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с понятиями «юрист», «юридическое образование», «юридическая деятельность», «правоохранительные органы», «правоохранительная деятельность»;
- обратить внимание на важность юридических профессий в современном мире;
- продемонстрировать разнообразие юридических профессий;
- закрепить приобретенные в рамках изучения учебного предмета «Обществознание» знания, умения и навыки правоприменения в повседневных жизненных контекстах.
Развивающие:
- научить обучающихся самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сформировать у обучающихся умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- научить осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- научить обучающихся при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- сформировать у обучающихся навык развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- научить обучающихся распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Воспитательные:
- продолжить формирование у обучающихся гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
- сформировать готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, а также отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
- сформировать правовую грамотность;
- оказать помощь в осознанном выборе будущей профессии как пути и способу реализации собственных жизненных планов;
- сформировать потребность трудиться, уважительно относиться к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестному, ответственному и творческому отношению к разным видам трудовой деятельности;
- воспитать у обучающихся готовность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной и ответственной деятельности;
- сформировать у обучающихся способности к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- продолжить формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
Условия проведения занятия: продолжительность занятия 2 часа, учебный класс, раздаточные материалы по количеству обучающихся.
Ход занятия
Вступление.
Уважаемые ребята, приветствую вас на нашем занятии, посвященном Дню юриста.
Данный праздник образован на основании Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2008 № 130 «Об установлении Дня юриста».
Дата выбрана не случайно. Именно в этот день (по старому стилю) Указом Александра II были введены в действие ряд нормативно-правовых актов, ознаменовавших начало судебной реформы в России.
Сегодня я хотела бы обсудить с вами, кто такие юристы, чем они занимаются, каковы их место и роль в системе общественных отношений, познакомимся с понятием «юридического образования» и, наконец, попробуем себя в роли человека, оказывающего юридические услуги.
Основная часть.
Я думаю, что ни у кого из вас нет сомнений относительного того, что профессия юриста в настоящее время чрезвычайна востребована.
Вопрос к вам: «Как вы понимаете, кто такие юристы? И чем они занимаются»?
Прошу вас объединиться в пятерки. Обсудить данные вопросы и подготовить от группы мотивированный ответ. 5 минут.
Ответы учащихся. Обсуждение.
Да, вы совершенно правы.
В соответствии со словарем русского языка, юрист (нем. Jurist, англ. Jurist; от лат. ius «право») - это специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права[1].
Специалист – это лицо, которое владеет специальными знаниями, умениями и навыками в определенной области.
Таким образом, юрист – это лицо, которое обладает специальными знаниями, умениями и навыками в области права.
Теперь давайте обсудим такое понятие как юридическая деятельность. И в каких сферах жизни она применяется.
Прошу вас объединиться в другие пятерки. Обсудить данные вопросы и подготовить от группы мотивированный ответ. 10 минут.
Ответы учащихся. Обсуждение.
Ребята, вы совершенно правильно дали определение юридической деятельности, как деятельности, связанной с применением права.
Есть и другое, научное, определение данного понятия.
[1] Юрист // Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — Том IV. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — 797 c.
Юридическая деятельность – это «профессиональная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая по определенным методикам; с соблюдением требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и в кодексах этики; подконтрольная государственным органам или корпорации специалистов; осуществляемая на возмездной основе; обеспеченная гарантиями» [2].
Таким образом, для того, чтобы стать юристом, необходимо получить соответствующее юридическое образование (в Российской Федерации – среднее профессиональное или высшее) и осуществлять свою деятельность на основании требований действующих нормативно-правовых актов, а также определенных правил, содержащихся в кодексах профессиональной этики.
Например, в соответствии со ст. 16 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» на должность следователя могут быть назначены граждане Российской Федерации:
- имеющие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе или обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Юриспруденция», не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности;
- обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами;
- способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
Кроме того, следователь должен соблюдать требования Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Председателем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкиным 11 апреля 2011 года).
Следователь должен осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. Если в его деятельности будут выявлены нарушения, то он подлежит дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Давайте еще раз вернемся к тем сферам деятельности, в которых нужны юридические знания и, соответственно, требуются юристы.
Обсуждение в группе.
Мы с вами пришли к выводу о том, что нет ни одного жизненного контекста, в котором бы не использовались юридические знания.
[2] И.Ф. Мачин. Юридическая деятельность // Фонд знаний «Ломоносов». Интернет-источник http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0131425. Дата обращения 25.11.2021
Почему так происходит? Потому что вся наша жизнь регламентирована требованиями закона. Создание семьи, рождение и воспитание детей, учеба, работа… Возьмем любую бытовую ситуацию. Надо вернуть некачественный товар – мы обращаемся к требованиям ФЗ «О защите прав потребителей». Шумят соседи – в действие вступает Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Условно всех юристов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, можно разделить на две большие группы - юристы в сфере гражданского законодательства и юристы в сфере административного и уголовного законодательства.
Юристы в сфере гражданского законодательства – это, в первую очередь, юрисконсульты, которые оказывают правовую помощь (знакомятся с проблемной ситуацией, подбирают закон, который ее регулирует и дает рекомендации о его применении) организациями и гражданам по вопросам гражданского, жилищного, семейного, трудового, налогового и другим отраслям права.
Если юрисконсульт представляет ваши интересы в суде, то он будет называться представителем. Представители действуют на основании доверенности.
В свою очередь, если вам необходимо подтвердить наличие или отсутствие какого-либо юридического факта (например, произошедшего разделение имущества между супругами, достижения соглашения об уплате алиментов и другие), то вам следует обращаться к нотариусу.
Сфера административного и уголовного законодательства охватывает в основном применение специально уполномоченными на это юристами, работающими в государственных учреждениях, от лица государства санкций за нарушение административного или уголовного законодательства.
Юрист, который осуществляет надзор за исполнением законов, а также поддерживает государственное обвинение в суде называется прокурор.
В свою очередь, юрист, который осуществляет защиту подозреваемого (обвиняемого) в ходе расследования и последующего рассмотрения в суде уголовного дела должен иметь статус адвоката.
Сейчас мы будем играть в игру «Юридическая консультация».
В ходе этой игры мы проработаем с вами ситуации, с которыми вы можете столкнуться (или уже сталкивались) в повседневной жизни. Повторим действующее законодательство, которое вы уже ранее проходили в курсе обществознания. Попробуем себя в роли юристов.
Прошу вас разделиться на 2 группы (далее деление произведено для группы из 15 человек). В первой – будут юристы и сотрудники полиции (группа 10 человек), во второй – люди, которые обратились к ним для получения юридической помощи (группа 5 человек).
Теперь первую группу прошу разбиться в пары, то есть консультированием вы будете заниматься вдвоем.
Одновременно вам предлагаются выписки из действующих нормативно-правовых актов, которые вы будете использовать при осуществлении консультирования (приложение).
Ситуация № 1. Ваши соседи регулярно, каждый день в период с 22 до 24 часов шумят, громко слушают музыку, кричат, ругаются. Вы хотите, чтобы соседи стали вести себя тихо и не мешали вам отдыхать. Вы обращаетесь к юрисконсульту с вопросом, что вам делать?
Ситуация № 2. Вам 16 лет. Родители подарили вам на день рождения телефон. Сегодня его украли. Ваша мама (папа, законный представитель) приходят в отдел полиции.
Ситуация № 3. Вам исполнилось 17 лет. Вы устроились на работу курьером в ООО «……….». Проработав 5 месяцев, вы написали заявление о предоставлении вам отпуска продолжительностью 10 дней. Отпуск необходим для сдачи ЕГЭ. Работодатель отказал в отпуске, мотивировав тем, что период вашей работы составляет менее 6 месяцев. Предложил уволиться. Вы обращаетесь к юрисконсульту с вопросом, что вам делать?
Ситуация № 4. Вам 14 лет. Вам неинтересно учиться в школе. Вы решили не ходить на уроки. Вас и родителей (законных представителей) неоднократно вызывали в школу для проведения бесед. Ни вы, ни родители (законные представители) не являлись. Через некоторое время ваши родители (законные представители) заплатили штраф 500 рублей за то, что вы не ходите в школу. Вы не понимаете, что происходит, обратились с этим вопросом к юрисконсульту.
Ситуация № 5. Вам 16 лет. В школе вы качались на стуле и сломали его. Директор школы вызвал вас к себе в кабинет и указал на необходимость компенсации расходов на ремонт стула. Вы отказались. Через полгода федеральной службой судебных приставов в рамках исполнительного производства с Вашего банковского счета, на котором находились подаренные вам родителями денежные средства в сумме 10.000 рублей, было списано 2.000 рублей. Вы не понимаете, что происходит, обратились с этим вопросом к юрисконсульту.
Теперь давайте обсудим. Понравилось ли Вам быть в роли юрисконсультов или сотрудников полиции? Рассмотрите ли вы данный вид деятельности, как свою будущую профессию? Обсуждение.
Итак, будем заканчивать наше занятие.
Напомню, что оно было посвящено Дню юриста и ставило своей целью расширение спектра ваших правовых знаний и ознакомление вас с миром юридических профессий.
Минута обратной связи.
Что было сегодня интересного?
Что было полезного для вас?
Узнали ли вы что-то новое?
Как вы будете применять эти знания в повседневной жизни?
Как вы оцениваете свою работу на занятии?
Что можно было бы сделать, чтобы ваша работа была более эффективной?
Приложение № 1.
Выписка из нормативно-правовых актов
(выдается один комплект на группу юрисконсультов и сотрудников полиции)
Для ситуации № 1.
Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга
В настоящем Законе Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
ночное время - период с 22.00 до 8.00 часов;
защищаемые объекты в Санкт-Петербурге - помещения больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, квартиры многоквартирных домов, номера гостиниц и жилые помещения общежитий; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц и санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц и общежитий, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; территории, на которых расположены больницы и санатории, диспансеры, дома отдыха, пансионаты, детские сады, дома-интернаты для детей, престарелых и инвалидов, гостиницы и общежития, придомовые территории, отдельно стоящие жилые дома, детские и спортивные площадки на территории микрорайонов и групп жилых домов;
Статья 8. Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни
1. Использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, торговых объектах, объектах, в которых оказываются бытовые услуги, услуги общественного питания, услуги рынков, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах и иные действия, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Использование пиротехнических средств (петард, ракетниц и других), повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Производство ремонтных, разгрузочно-погрузочных работ, за исключением работ по погрузке и вывозу снега, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
5. Производство строительных работ, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
6. Положения пунктов 1-5 настоящей статьи не распространяются:
1) на действия юридических лиц и граждан, которые направлены на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий;
3) на использование пиротехнических средств (петард, ракетниц и других) в период с 23 часов 31 декабря до 4 часов 1 января календарного года.
7. Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в многоквартирных домах в выходные и нерабочие общегосударственные праздничные дни с 8.00 до 12.00 часов, в том числе проведение ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных и других работ, за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также работ по погрузке и вывозу снега и твердых коммунальных отходов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья 38. Нарушение правил проведения шумных ремонтных работ в многоквартирном доме
Проведение в многоквартирном доме в период с 8.00 до 22.00 часов ремонтных работ, которые могут повлечь или повлекли порчу общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме либо негативное воздействие шума на лиц, проживающих в данном многоквартирном доме, без согласования графика проведения таких работ с лицом, уполномоченным решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, правлением товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива либо с управляющей организацией (в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом) либо с нарушением такого графика влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Примечания:
1. В случае если указанные в настоящей статье ремонтные работы проводятся в совокупности не более одного часа в течение суток, согласование графика проведения таких работ не требуется.
Согласование графика проведения ремонтных работ с лицом, уполномоченным решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, правлением товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива либо с управляющей организацией осуществляется в случае, если:
соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме;
уставом товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива установлено полномочие правления по осуществлению такого согласования;
договором управления многоквартирным домом предусмотрена обязанность управляющей организации осуществлять такое согласование.
2. Не являются административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, действия, которые направлены на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга неотложных работ, связанных с обеспечением безопасности граждан.
Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга
Глава 9. Общие положения
Статья 48. Компетенция мировых судей и органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, рассматриваются в пределах своих полномочий:
1) мировыми судьями Санкт-Петербурга - дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях 6, 6_1, 7_2, 8, 8_4, 8_5, 8_6, 12, 43_5, 43_6, 44_2, 44_4, 46_1, 46_2, 46_3, 46_4, 46_5, 46_6, 46_7, 47_1, 47_2 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав - дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях 7_2, 8_2 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
4) административными комиссиями, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, в отношении граждан, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях 8_6-1 и 37_2 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
2. Дело об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Законом Санкт-Петербурга, рассматривается мировым судьей Санкт-Петербурга в случае, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение мировому судье Санкт-Петербурга.
Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга
Глава 10. Общие положения
Статья 51. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, составляются указанными в пункте 4 настоящей статьи должностными лицами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 48 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
2_4. Помимо случаев, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях 7_2, 8, 8_1, 8_2, 8_4, 8_5, 8_6, 9, 9_2, 11_1, 16, в пункте 10 статьи 20, статьях 22, 28, 29_1, 30, 31, 32, 32_1, 33, 37_1, 38, 44, 44_4, 46_1, 46_2, 46_3, 47 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вправе составлять лица, замещающие следующие должности в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, в задачи которого входят разработка и обеспечение реализации мер по укреплению законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и общественного порядка (в Санкт-Петербурге – это Управление по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях Санкт-Петербурга):
руководитель структурного подразделения, заместитель руководителя структурного подразделения, главный специалист, ведущий специалист, специалист 1-й категории.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»
Статья 12. Обязанности полиции
1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях… передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Ответ на ситуацию № 1.
Действия соседей образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Для его пресечения, фиксации, установления лиц, его совершивших, необходимо, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обратиться в территориальный отдел полиции по месту совершения правонарушения.
Далее материалы будут направлены в Управление по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях Санкт-Петербурга.
Дело об административном правонарушении будет рассматриваться административной комиссией администрации района, где было совершено правонарушение.
Для ситуации № 2.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 158. Кража.
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Кража, совершенная:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
в) с причинением значительного ущерба гражданину;
г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Кража, совершенная:
а) с незаконным проникновением в жилище;
б) из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода;
в) в крупном размере;
г) с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159_3 настоящего Кодекса), -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
4. Кража, совершенная:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Примечания. 1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества
2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы, за исключением части пятой статьи 159, определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей.
3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.
4. Крупным размером в статьях настоящей главы, за исключением частей шестой и седьмой статьи 159, статей 159_1 и 159_5, признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
Статья 161. Грабеж
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -
наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Грабеж, совершенный:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года;
в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;
г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
д) в крупном размере, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Грабеж, совершенный:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
в) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года, -
наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статья 162. Разбой
1. Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
2. Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
3. Разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
4. Разбой, совершенный:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, -
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статья 306. Заведомо ложный донос
1. Заведомо ложный донос о совершении преступления -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с искусственным созданием доказательств обвинения, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Статья 73. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
2. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Статья 141. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья 191. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего
1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.
3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
4. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.
5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.
ПРОТОКОЛ
принятия устного заявления о преступлении
« |
| » | 20 | г. |
(место составления)
Я, |
(должность, классный чин
или звание, фамилия и инициалы
, |
лица, принявшего заявление)
в соответствии со ст. 141 УПК РФ в помещении |
(каком именно)
принял устное заявление от |
(фамилия, имя, отчество, дата и место
рождения, гражданство, место жительства,
работы или учебы заявителя)
предъявившего |
(паспорт или иной документ,
, |
удостоверяющий личность заявителя)
выданный |
(кем, когда, номер и серия)
Об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден
(подпись заявителя)
В заявлении | сообщил следующее: |
(фамилия, инициалы заявителя)
(излагается содержание заявления о преступлении)
(подпись заявителя)
Протокол прочитан |
(лично или вслух лицом, принявшим заявление)
Заявление с моих слов записано |
(правильно, неправильно)
Замечания к протоколу |
(содержание замечаний либо указание на их отсутствие)
(подпись заявителя)
(должность,
классный чин или звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Ответ на ситуацию № 2.
Первоначально надо внимательно расспросить заявителя о том, что произошло. Если телефон был похищен тайно (например, из кармана куртки или из сумки), то действия квалифицируются как кража, то есть по статье 158 УК РФ (с указанием соответствующей части этой статьи). Если имело место открытое хищение – то это либо грабеж (ст. 161 УК РФ), либо разбой (ст. 162 УК РФ). Разница в том, какое насилие применялось – опасное для жизни и здоровья или нет.
На основании ст. 73 УПК РФ при приеме заявления надо установить: где (точное место, например, у первой парадной дома 5 по ул. Стачек в Санкт-Петербурге), когда (точное до минуты время совершения преступления), что произошло (например, неизвестное лицо (его приметы) подошло (напало) на ФИО, что конкретно сделало (нанесло удар, оттолкнуло, просто вытащило телефон), размер причиненного ущерба (стоимость телефона в денежном выражении).
Заявление принимается сотрудником полиции по месту совершения преступления. Заявитель (потерпевший) предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ).
Заявление составляется сотрудником полиции со слов потерпевшего. Потом потерпевшим прочитывается и подписывается.
Так как потерпевший несовершеннолетний, но достиг возраста 16 лет, то присутствие законного представителя не требуется. А присутствие педагога или психолога – на усмотрение следователя.
Ниже образец правильно заполненного заявления.
ПРОТОКОЛ
принятия устного заявления о преступлении
Санкт-Петербург | « | 23 | » | ноября | 21 | г. |
(место составления)
Я, | оперуполномоченный отдела уголовного розыска 25 отдела полиции УМВД России по Приморскому |
(должность, классный чин
району Санкт-Петербурга старший лейтенант полиции Иванова И.И. |
или звание, фамилия и инициалы
, |
лица, принявшего заявление)
в соответствии со ст. 141 УПК РФ в помещении |
(каком именно)
25 отдела полиции УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга |
принял устное заявление от | Сергеева Ивана Сергеевича, 21.08.2005 года рождения, |
(фамилия, имя, отчество, дата и место
уроженца города Ленинграда, гражданина Российской Федерации, учащегося ГБОУ СОШ № 100 Калининского |
рождения, гражданство, место жительства,
района Санкт-Петербурга |
работы или учебы заявителя)
предъявившего | паспорт гражданина Российской Федерации 4008 290357 |
(паспорт или иной документ,
, |
удостоверяющий личность заявителя)
выданный | 23 отделом полиции Калининского района Санкт-Петербурга 20.05.2021 |
(кем, когда, номер и серия)
Об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден
подпись |
(подпись заявителя)
В заявлении | Сергеев Иван Сергеевич | сообщил следующее: |
(фамилия, инициалы заявителя)
вчера, то есть 22.11.2021, около 14 часов я возвращался домой из школы. Когда я проходил мимо первого |
(излагается содержание заявления о преступлении)
подъезда своего дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, дом 14, ко мне подошел |
незнакомый мне мужчина, который толкнул меня рукой в грудь. Когда я упал на землю, он нагнулся и |
вытащил у меня из рюкзака мобильный телефон. Мужчина выглядел следующим образом: на вид около 30 лет, |
рост около 180 см, атлетического телосложения, волосы темные, глаза серые, был одет в черную куртку с |
капюшоном. Документы на телефон прилагаю. Стоимость телефона составляет 10.000 рублей, ущерб для меня |
значительный, так как своего дохода в настоящее время не имею. | |
подпись |
(подпись заявителя)
Протокол прочитан | мною лично |
(лично или вслух лицом, принявшим заявление)
Заявление с моих слов записано | верно |
(правильно, неправильно)
Замечания к протоколу | не имею |
(содержание замечаний либо указание на их отсутствие)
подпись |
(подпись заявителя)
о/у 25 отдела полиции |
(должность,
старший лейтенант полиции | Иванова И.И. |
классный чин или звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Для ситуации № 3.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 122. Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:
женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
работникам в возрасте до восемнадцати лет;
работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.
Ответ на ситуацию № 3.
В соответствии со ст. 122 ТК РФ несовершеннолетнему работнику оплачиваемый отпуск на основании его заявления должен быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывной работы.
В данной ситуации работнику необходимо написать соответствующее заявление и направить его заказным письмом с уведомлением о вручении работодателю.
Если заявление будет проигнорировано, работник вправе обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию в городе Санкт-Петербурге.
Для ситуации № 4.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:
1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4-14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.
Ответ на ситуацию № 4.
В соответствии с действующим законодательством об образовании в Российской Федерации получение начального общего, основного общего, среднего общего образования является обязательным.
Ответственность за получение несовершеннолетними образования несут их родители (законные представители).
В случае уклонения несовершеннолетним от получения образования он ставится на внутришкольный контроль. Если непосещение занятий приобретает систематический характер, то его родители (законные представители) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.
Для ситуации № 5.
Гражданский кодекс Российской Федерации
Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.
Статья 1074. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
2. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
3. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Ответ на ситуацию № 5.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
В данном случае у несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, имелось достаточно имущества (денежных средств) для возмещения причиненного ущерба.
Методист ЦПВ и ПР ГБОУ «Балтийский берег»
Н.В. Яковлева
Педагог дополнительного образования
ЦПВ и ПР ГБОУ «Балтийский берег»
А.К. Сазыкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению внеклассного воспитательного занятия
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей учебного курса. Они помогут воспитателю правильно определить цели и задачи внеклассного воспитательного занятия, его структуру, фо...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау
В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...
Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий
В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро,Так как ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё негативное и опасное....
Методические рекомендации по проведению анализа воспитательной работы в группе.
Анализ воспитательной работы является неотъемлемой, важной частью деятельности педагога. Вместе с тем он вызывает бо́льшие затруднения у педагогов, чем планирование и организация деятельности с детьми...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...
Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...