Дополнительная общеразвивающая программа "Оркестр Карла Орфа"
рабочая программа
художественно-эстетическое развитие детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_orkestr_karla_orfa_2019-2020.doc | 582.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок» )
РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета протокол № _________ от «____»_______ 2019 | СОГЛАСОВАНО: председатель управляющего совета ________С.А. Грибенько «_____»__________2019 | УТВЕРЖДЕНО: заведующий МБДОУ № 44 «Сибирячок» ____________Е.В. Ширяева «______»____________2019 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОРКЕСТР КАРЛА ОРФА»
Срок реализации программы: 01.09.2019 - 31.05.2020 Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет | |
Количество часов в год: 3 часа | |
Педагог, реализующий программу: Саранча Елена Владимировна, педагог дополнительного образования |
г. Сургут,
2019
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок».
Название программы | Программа художественно - эстетической направленности «Оркестр Карла Орфа» |
Направленность программы | Художественно - эстетическое |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Саранча Елена Владимировна |
Год разработки | 2019 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа | Рассмотрена на педагогическом совете (протокол № 1 от 30.08.2019), утверждена заведующим МБДОУ № 44 «Сибирячок» Ширяевой Е.В. |
Информация о наличии рецензии | - |
Цель | К концу мая 2020 года дети овладевают основными навыками игры на инструментах, знают диапазон и регистр звучания каждого инструмента, уметь играть в ансамбле заранее выученную партию, импровизировать на основе заданного остинато, аккомпанировать на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул. Воспитанники понимают характер музыки, объясняют, почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика (дети могут, исходя их характера музыки, предложить свою собственную оркестровку). |
Задачи | Образовательная:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
|
Срок реализации программы | с 01.09.2019г. по 31.05.2020г. |
Количество часов в неделю / месяц/ за 9 мес. | 1/4/37 |
Возраст обучающихся | от 5 до 7 лет |
Формы занятий | Занятия проводятся в сформированных группах по 10 детей, один раз в неделю, продолжительность занятия 25 – 30 минут. На каждом занятие используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на инструментах, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. |
Методическое обеспечение |
|
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
|
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 5 |
1.1. | Направленность программы | 6 |
1.2. | Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность | 6 |
1.3. | Цель и задачи программы | 7 |
1.4. | Отличительные особенности программы от основной образовательной программы МБДОУ № 44 «Сибирячок» | 8 |
1.5. | Возраст детей, участвующих в реализации программы | 8 |
1.5.1. | Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) | 8 |
1.5.2. | Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) | 9 |
1.6. | Сроки реализации программы | 10 |
1.7. | Формы и режим занятий | 10 |
1.8. | Ожидаемые результаты освоения программы | 10 |
1.9. | Формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации | 11 |
2. | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | 12 |
2.1. | Учебно-тематический план для групп старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) | 12 |
2.2 | Учебно-тематический план для групп старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) | 15 |
3. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 17 |
3.1. | Перспективное планирование для групп старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) | 17 |
3.2. | Перспективное планирование для групп старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) | 19 |
4. | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 22 |
4.1. | Календарно-тематическое планирование для групп старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) | 22 |
4.2. | Календарно-тематическое планирование для групп старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) | 25 |
5. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 28 |
5.1. | Специфические подходы и формы занятий, планируемых по каждой теме/ разделу | 28 |
5.2. | Приемы и методы организации образовательного процесса, техническое оснащение занятий, дидактический материал | 28 |
5.3. | Обеспечение методическими видами продукции | 28 |
5.4. | Рекомендации по проведению занятий по коллективному инструментальному музицированию | 28 |
5.5. | Дидактический и лекционный материалы | 29 |
6. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 32 |
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок –
музыкантом или врачом, учёным или рабочим,
задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало,
творческое мышление»
Карл Орф
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 «Сибирячок» (далее - Программа) определяет содержание и организацию дополнительного образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа основана на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника. Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с :
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;
- Уставом МБДОУ, утвержденным распоряжением Администрации города Сургута от 20.09.2014 № 3004;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, приказ МОиН РФ от 30 августа 2013 г. № 1014;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ МОиН РФ от 29 августа 2013г.№ 1008.
В соответствие с ФГОС дошкольного образования Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить умения стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, формировать умения детей быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Музыка в большей степени, чем другой вид деятельности доступен ребёнку. Учёными доказано, что, музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, затем смешенного) Н.А. Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд,- металлофона и ксилофона. Совместно с Н.А. Метловым в 20-е-40-е гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. В последствии разработкой этих вопросов методики занимались Н.А. Ветлугина и её ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и другие).«Шульверк» на сегодняшний день – одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.
«Шульверк» создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии, поиск нового в хорошо забытом старом: фольклоре и музыке доклассического периода; интерес к тембровому колориту; приоритет ритмического начала; поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования. По замыслу его автора – австрийского композитора и просветителя Карла Орфа, элементарное музыкальное воспитание должно опираться на национальные музыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов интонационного сознания, заложенных в фольклоре. И для разных национальных культур эти основы могут существенно различаться. Поэтому появление национальных изданий «Шульверка» всегда является не просто текстовым переводом, но поиском интонационных параллелей между логикой орфовской системы музыкального воспитания и национальным интонационным словарем. В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь. Вслед за изданием на немецком языке, широкое распространение получили адаптированные варианты, созданные в других странах Европы, США, Японии. Для развития музыкальной культуры Восточной Европы большим событием стал выход в свет издания на чешском языке.
В России увидел свет пока лишь 1-й том Шульверка (2008 г.) под редакцией В.Жилина. Следует также отметить книги и пособия Т. Тютюнниковой, Е. Забурдяевой, Т.Боровик, работающих по системе К.Орфа.
Направленность программы – художественно - эстетическая
Новизна программы заключается в коллективном инструментальном музицировании для детей старшего дошкольного возраста является сравнительно новой музыкальной дисциплиной. Это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди воспитанников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Полученные на занятиях знаний и навыков должны помочь детям в их занятиях игры на инструменте
Актуальность и целесообразность программы. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет составлена с учётом опыта передовых деятелей, таких как: Т.Э. Тютюнниковой, по системе музыкальной педагогики К.Орфа, Н.Г.Кононова, И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, а так же с учетом требований ФГОС ДО.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании и развитии общих и творческих способностей детей, что может способствовать не только их приобщению к музицированию, , но и раскрытию лучших человеческих качеств.
При разработке программы учитывались принципы:
- Принцип постепенности предполагает планирование изучаемого познавательного материала и творческого процесса последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания и умели его применять в практической деятельности постепенно;
- Принцип наглядности: иллюстрации, фотографии и т.д. Предлагаемый материал должен в обязательном порядке быть в доступном месте и меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей и непременно в творческой форме. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания;
- Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению;
- Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе;
- Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей не заучивания, а перехода теоретических знаний в практические умения;
- Принцип преемственности. Педагог дополнительного образования и семья: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Цель: к концу мая 2019 года дети овладевают основными навыками игры на инструментах, знают диапазон и регистр звучания каждого инструмента, уметь играть в ансамбле заранее выученную партию, импровизировать на основе заданного остинато, аккомпанировать на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул. Воспитанники понимают характер музыки, объясняют, почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика (дети могут, исходя их характера музыки, предложить свою собственную оркестровку).
Задачи:
Образовательная:
- Сформировать умения детей играть знакомые песни, попевки индивидуально и в ансамбле (оркестре), соблюдая общую динамику, темп;
- Сформировать умения детей играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и заканчивая свою партию.
Развивающие:
- Развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к музицированию, музыкальных способностей: чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти, формирование навыка ансамблевой игры, развитие творческого мышления, приобретение навыков импровизации.
Воспитательные:
- Воспитывать внутреннюю заинтересованность к получению практических умений и знаний.
Отличительная особенность программы от основной образовательной программы МБДОУ №44 «Сибирячок» основой для данной программы являются программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа, «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм». Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Использование педагогом в работе с детьми фольклора, потешек, песен с простыми и понятными для детей словами способствуют в дальнейшем полноценному музыкальному развитию и возможности к импровизации, поскольку мелодика здесь в пятиступенном ладу, который особенно соответствует природным данным ребёнка. Это поможет наилучшим образом достичь собственного самовыражения, не опасаясь влияния более сложных образцов другой музыки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
- дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет);
- дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет);
Характеристика возрастных особенностей детей
старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
Показатели | Содержание |
Ведущая деятельность | Ролевая игра и игры с правилами Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения |
Познавательная деятельность | |
Условия развития ребенка на данном этапе | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Способ познания | Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование. |
Мышление | Образно-схематическое мышление. Словесно-логическое мышление (Слушают и понимают). |
Восприятие | Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой. |
Воображение | Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации. |
Произвольность познавательных процессов | Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил (Прилегает волевые усилия). |
Личные особенности | |
Форма общения | Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. (внеситуативно-личностное). |
Отношения со сверстниками | Собеседник, партнер по деятельности. Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни). |
Отношения со взрослыми | Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения. |
Эмоции | Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических. |
Речь | Развитие внутренней речи (речь «про себя»). |
Ведущая потребность | Общение. |
Новообразования |
|
Характеристика возрастных особенностей детей
старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Показатели | Содержание |
Ведущая деятельность | Ролевая игра и игры с правилами Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. |
Познавательная деятельность | |
Условия успешности развития ребенка на данном этапе | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Способ познания | Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование. |
Мышление | Образно-схематическое мышление. Словесно-логическое мышление (слушают и понимают). |
Восприятие | Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой. |
Воображение | Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации. |
Произвольность познавательных процессов | Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил (прилагает волевые усилия). |
Личностные особенности | |
Форма общения | Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. (внеситуативно-личностное). |
Отношения со сверстниками | Собеседник, партнер по деятельности. Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни). |
Отношения со взрослыми | Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения. |
Эмоции | Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических. |
Речь | Развитие внутренней речи (речь «про себя»). |
Ведущая потребность | Общение. |
Новообразования |
|
Срок реализации программы: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
Формы работы: групповая, мелкогрупповая, индивидуальная
Каждое занятия включает в себя как теоретическую, так и практическую часть.
Программное содержание тем усложняется в зависимости от возраста детей от более легкого к сложному.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам во вторую половину дня.
Продолжительность занятий:
Группа | День недели | Время проведения |
Группа № 1(от 5 до 6 лет) | Среда | 15.30-15.55 |
Группа № 2 (от 5 до 6 лет) | Среда | 16.05-16.30 |
Группа № 1(от 6 до 7 лет) | Среда | 16.40-17.10 |
Группа № 2 (от 6 до 7 лет) | Среда | 17.30-18.00 |
(КОРРЕКТИРОВКА)
Группа | День недели | Время проведения |
Группа № 1(от 5 до 6 лет) | ||
Группа № 2 (от 5 до 6 лет) | ||
Группа № 1(от 6 до 7 лет) | ||
Группа № 2 (от 6 до 7 лет) |
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Умеет играть знакомые песни, попевки индивидуально и в ансамбле (оркестре), соблюдая общую динамику, темп;
- Умеют по одному и в ансамбле, своевременно вступать и заканчивать свою партию.
Форма и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – день открытых дверей, открытые занятия, выступление на утренниках, учебно-исследовательские конференции; один раз в квартал (ноябрь, февраль, май).
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Информационная справка об особенностях реализации
учебно-тематического плана в 2019/2020 учебном году
для групп №1,2 (от 5 до 6 лет)
Общий срок реализации исходной программы | с 01.09.2019г. по 31.05.2020г. |
Возраст воспитанников | от 5 до 6 лет |
Количество воспитанников в группе | 20 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество занятий в месяц | 4 |
Расписание занятий для групп №1,2 (от 5 до 6 лет)
Дни недели Среда | Возраст детей |
от 5 до 6 лет | |
Группа № 1 | 15.30-15.55 |
Группа № 2 | 16.05-16.30 |
Продолжительность занятий | 25 мин. |
Общее количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество занятий в год | 37 |
КОРРЕКТИРОВКА
Расписание занятий для групп №1,2(от 5 до 6 лет)
Дни недели | Возраст детей |
от 5 до 6 лет | |
Продолжительность занятий | 25 мин. |
Общее количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество занятий в год | 37 |
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
для групп №1,2 (от 5 до 6 лет)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Кол-во занятий |
1. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Осень наступила». | 25 мин. | 1 |
2. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Ливень листьев кружевной». | 25 мин | 1 |
3. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Зазвучали нотки». | 25 мин | 1 |
4. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Музыкант и дирижер». | 25 мин | 1 |
5. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Музыка миров». | 25 мин | 1 |
6. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Дин – дон, дин - дон». | 25 мин | 1 |
7. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Нежный перезвон». | 25 мин | 1 |
8. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Кто оркестром управляет?». | 25 мин | 1 |
9. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Серебристый колокольчик». | 25 мин | 1 |
10. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Путешествие в страну звуков». | 25 мин | 1 |
11. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Осенние мотивы» | 25 мин | 1 |
12. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Кукла любит танцевать» | 25 мин | 1 |
13. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Весёлый мячик» | 25 мин | 1 |
14. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Зимняя сказка» | 25 мин | 1 |
15. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Прогулка по зимнему лесу» | 25 мин | 1 |
16. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Наша елка» | 25 мин | 1 |
17. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Новогодняя сказка» | 25 мин | 1 |
18. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Снежинка». | 25 мин | 1 |
19. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Живет на свете красота» | 25 мин | 1 |
20. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Мажор - минор» | 25 мин | 1 |
21. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Путешествие по звукам» | 25 мин | 1 |
22. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Скрипичный ключик» | 25 мин | 1 |
23. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Дружно нотки говорят» | 25 мин | 1 |
24. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Откуда музыка?» | 25 мин | 1 |
25. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Нет на свете лучше инструмента» | 25 мин | 1 |
26. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Набухают на деревьях почки». | 25 мин | 1 |
27. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Колокольчики звенят» | 25 мин | 1 |
28. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Ранняя весна» | 25 мин | 1 |
29. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Пустим кораблики по звонкому ручью» | 25 мин | 1 |
30. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Травка зеленеет» | 25 мин | 1 |
31. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Солнце в небе ярко светит» | 25 мин | 1 |
32. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Весна нарядная пора» | 25 мин | 1 |
33. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Волшебная страна» | 25 мин | 1 |
34. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Радостная нотка». | 25 мин | 1 |
35. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Радужные звуки» | 25 мин | 1 |
36. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Нотный бал» | 25 мин | 1 |
37. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Лето в гости к нам спешит» | 25 мин | 1 |
ИТОГО: 37 занятий | 15 часов 25 мин. | 37 |
Информационная справка об особенностях реализации
учебно-тематического плана в 2019/2020 учебном году
для групп №1,2 (от 6 до 7 лет)
Общий срок реализации исходной программы | с 01.09.2019г. по 31.05.2020г. |
Возраст воспитанников | от 6 до 7 лет |
Количество воспитанников в группе | 20 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество занятий в месяц | 4 |
Расписание занятий для групп №1,2 (от 6 до 7 лет)
Дни недели Среда | Возраст детей |
от 6 до 7 лет | |
Группа № 1 | 16.40-17.10 |
Группа № 2 | 17.30-18.00 |
Продолжительность занятий | 30 мин. |
Общее количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество занятий в год | 37 |
КОРРЕКТИРОВКА
Расписание занятий для групп №1,2 (от 6 до 7 лет)
Дни недели | Возраст детей |
От 6 до 7 лет | |
15.30-15.45 | |
15.55-16.10 | |
Продолжительность занятий | 30 мин. |
Общее количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество занятий в год | 37 |
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
для групп №1,2 (от 6 до 7 лет)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Кол-во занятий |
1. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Осень наступила». | 30 мин | 1 |
2. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Ливень листьев кружевной». | 30 мин | 1 |
3. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Зазвучали нотки». | 30 мин | 1 |
4. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Музыкант и дирижер». | 30 мин | 1 |
5. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Музыка миров». | 30 мин | 1 |
6. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Дин – дон, дин - дон». | 30 мин | 1 |
7. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Нежный перезвон». | 30 мин | 1 |
8. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Кто оркестром управляет?». | 30 мин | 1 |
9. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Серебристый колокольчик». | 30 мин | 1 |
10. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Путешествие в страну звуков». | 30 мин | 1 |
11. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Осенние мотивы» | 30 мин | 1 |
12. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Кукла любит танцевать» | 30 мин | 1 |
13. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Весёлый мячик» | 30 мин | 1 |
14. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Зимняя сказка» | 30 мин | 1 |
15. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Прогулка по зимнему лесу» | 30 мин | 1 |
16. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Наша елка» | 30 мин | 1 |
17. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Новогодняя сказка» | 30 мин | 1 |
18. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Снежинка». | 30 мин | 1 |
19. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Живет на свете красота» | 30 мин | 1 |
20. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Мажор - минор» | 30 мин | 1 |
21. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Путешествие по звукам» | 30 мин | 1 |
22. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Скрипичный ключик» | 30 мин | 1 |
23. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Дружно нотки говорят» | 30 мин | 1 |
24. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Откуда музыка?» | 30 мин | 1 |
25. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Нет на свете лучше инструмента» | 30 мин | 1 |
26. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Набухают на деревьях почки». | 30 мин | 1 |
27. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Колокольчики звенят» | 30 мин | 1 |
28. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Ранняя весна» | 30 мин | 1 |
29. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Пустим кораблики по звонкому ручью» | 30 мин | 1 |
30. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Травка зеленеет» | 30 мин | 1 |
31. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Солнце в небе ярко светит» | 30 мин | 1 |
32. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Весна нарядная пора» | 30 мин | 1 |
33. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Волшебная страна» | 30 мин | 1 |
34. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Радостная нотка». | 30 мин | 1 |
35. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Радужные звуки» | 30 мин | 1 |
36. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Нотный бал» | 30 мин | 1 |
37. | Раздел: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Лето в гости к нам спешит» | 30 мин | 1 |
ИТОГО: 37 занятий | 18 часов 30 мин. | 37 |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Перспективное планирование
для групп №1,2 (от 5 до 6 лет)
Месяц | № темы | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Осень наступила» | Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с инструментами К. Орфа. |
2 | «Ливень листьев кружевной» | Формировать знания детей об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра, разновидности оркестров. | |
3 | «Зазвучали нотки» | Закрепить знания детей об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра, разновидности оркестров. | |
4 | «Музыкант и дирижер» | Познакомить с понятиями: музыкальные и немузыкальные звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие; темп; длительность; динамика использование наглядного материала: картинки с графическим изображением звука. | |
Октябрь | 5 | «Музыка миров» | Закрепить знания у детей: музыкальные и немузыкальные звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие; темп; длительность; динамика использование наглядного материала: видеофильм |
6 | «Дин – дон, динь – дон» | Познакомить детей с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта Работать над ритмами: на металлофоне играть постепенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук. | |
7 | «Нежный перезвон» | Закрепить знания и умения детей слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта. Работать над ритмами: на металлофоне играть постепенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук. | |
8 | «Кто оркестром управляет?» | Формировать умения детей игре на ударно-шумовых инструментах (встряхивание, удар по ладошке, «Ах вы, сени» русская народная музыка). | |
9 | «Серебристый колокольчик» | Формировать умения детей игре на колокольчиках, показ приемов игры (удар палочкой, встряхивание). | |
Ноябрь | 10 | «Путешествие в страну звуков» | Формировать умения детей игре на металлофоне. Познакомить с приемами игры на металлофоне, самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе. |
11 | «Осенние мотивы» | Формировать знания и умения у детей работать над пьесой. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание партий. Формировать умения детей играть легко, стремиться к красивому звучанию. | |
12 | «Кукла любит танцевать» | Продолжать работать над пьесой. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание партий. Формировать умения детей играть легко, стремиться к красивому звучанию. | |
13 | «Весёлый мячик» | Формировать умения детей работать на четким ритмом исполнения, слаженность игры в оркестре. | |
Декабрь | 14 | «Зимняя сказка» | Формирование знаний детей о истории создания и развития оркестра русских народных инструментов. Формировать представления детей о составе оркестра. |
15 | «Прогулка по зимнему лесу» | Знакомство с приемами игры на ударно-шумовых инструментах (встряхивание, удар по ладошке, «Ах вы, сени» русская народная музыка). | |
16 | «Наша елка» | Знакомство с приемами игры на бубне ( удар ладошкой, удар кулачком по донцу) «Пойду ль я выйду ль я» русская народная музыка. | |
17 | «Новогодняя сказка» | Закрепить умения детей игре на колокольчиках, показ приемов игры (удар палочкой, встряхивание). | |
Январь | 18 | «Снежинка» | Продолжать формировать умения детей приемам игры на колокольчиках. Обучение приему - трель. Музыкально – дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой. |
19 | «Живет на свете красота» | Знакомство со звучанием инструмента – треугольник. Формировать умения детей игре на треугольнике, приемом «тремоло».Прослушивание произведения «Венское настроение». | |
20 | «Мажор - минор» | Совершенствовать навыки игры на ложках, формировать умения детей выполнять скользящие движения ложками «Калинка». | |
Февраль | 21 | «Путешествие по звукам» | Знакомство с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочкам, песня «Барабан» муз. Слонова. |
22 | «Скрипичный ключик» | Знакомство с новым приемом игры: барабанная дробь. «Марш» муз.Парлова. | |
23 | «Дружно нотки говорят» | Пьеса «Радецки марш». Формировать умения детей вовремя вступать, не опережая товарищей. | |
24 | «Откуда музыка?» | Закрепить умения детей работать на четким ритмом исполнения, слаженность игры в оркестре. | |
Март | 25 | «Нет на свете лучше инструмента» | Закрепить умения детей игре на металлофоне. Познакомить с приемами игры на металлофоне, самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе. |
26 | «Набухают на деревьях почки» | Продолжать формировать умения игре на металлофоне используя различные приемы исполнения музыкального отрывка. Познакомить с приемом «глиссандо» с поворотом кисти. Упражнения «Ручейки». | |
27 | «Колокольчики звенят» | Формировать умения детей играть партию на металлофоне в пьесе «История любви». | |
28 | «Ранняя весна» | Продолжать работать над пьесой. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание партий. Формировать умения детей играть легко, стремиться к красивому звучанию. | |
Апрель | 29 | «Пустим кораблики по звонкому ручью» | Знакомство с игрой на маракасах, показ приемов игры (удар по ладошке, встряхивание). |
30 | «Травка зеленеет» | Знакомство с игрой на тон-блоке, показ приемов игры. | |
31 | «Солнце в небе ярко светит» | Знакомство с игрой на пластинчатой трещотке, показ приемов игры. | |
32 | «Весна нарядная пора» | Повторение и закрепление навыков исполнения ранее выученных произведений. Добиваться чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах. | |
33 | «Волшебная страна» | Закрепление знаний и умений детей приемам игры на ударно-шумовых инструментах. | |
Май | 34 | «Радостная нотка» | Повторение и закрепление навыков исполнения ранее выученных произведений. Добиваться чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах. |
35 | «Радужные звуки» | Продолжить формировать знания и умения детей игре в оркестре, ритмично играть на инструментах, своевременно вступать в игру. | |
36 | «Нотный бал» | Закреплять знания и умения детей игре в оркестре, ритмично играть на инструментах, своевременно вступать в игру. Работать над выразительностью исполнения и осанкой. | |
37 | «Лето в гости к нам спешит» | Знакомство с игрой на «реку-реку», показ приемов игры. |
3.2.Перспективное планирование
для групп №1,2 (от 6 до 7 лет)
Месяц | № темы | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Осень наступила» | Закрепить знания детей о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Продолжить знакомить детей с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Продолжить знакомить детей с инструментами К. Орфа. |
2 | «Ливень листьев кружевной» | Закрепить знания детей об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра, разновидности оркестров. | |
3 | «Зазвучали нотки» | Закрепить знания детей об оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра, разновидности оркестров. Сюжетно – ролевая игра: «Музыкальный бал». | |
4 | «Музыкант и дирижер» | Закрепить знания детей: музыкальные и немузыкальные звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие; темп; длительность; динамика использование наглядного материала: картинки с графическим изображением звука. | |
Октябрь | 5 | «Музыка миров» | Закрепить знания у детей: музыкальные и немузыкальные звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие; темп; длительность; динамика использование наглядного материала: видеофильм «Музыкальные инструменты К. Орфа» |
6 | «Дин – дон, динь – дон» | Закрепить умения детей играть на детских музыкальных инструментах, используя различные приемы. В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта Работать над ритмами: на металлофоне играть постепенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук. | |
7 | «Нежный перезвон» | Закрепить знания и умения детей слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике. Выделять сильную долю такта. Работать над ритмами: на металлофоне играть постепенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук. | |
8 | «Кто оркестром управляет?» | Закрепить умения детей игре на ударно-шумовых инструментах (встряхивание, удар по ладошке, «Ах вы, сени» русская народная музыка). | |
9 | «Серебристый колокольчик» | Закрепить умения детей игре на колокольчиках, показ приемов игры (удар палочкой, встряхивание). | |
Ноябрь | 10 | «Путешествие в страну звуков» | Закрепить умения детей игре на металлофоне. Познакомить с приемами игры на металлофоне, самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе. |
11 | «Осенние мотивы» | Закрепить знания и умения у детей работать над пьесой. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание партий. Формировать умения детей играть легко, стремиться к красивому звучанию. | |
12 | «Кукла любит танцевать» | Продолжать работать над пьесой. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание партий. Формировать умения детей играть легко, стремиться к красивому звучанию. | |
13 | «Весёлый мячик» | Закрепить умения детей работать на четким ритмом исполнения, слаженность игры в оркестре. | |
Декабрь | 14 | «Зимняя сказка» | Закрепить знания детей о истории создания и развития оркестра русских народных инструментов. Формировать представления детей о составе оркестра. |
15 | «Прогулка по зимнему лесу» | Закрепить знания и умения детей играть на ударно-шумовых инструментах, использую различные приемы (встряхивание, удар по ладошке, «Ах вы, сени» русская народная музыка). | |
16 | «Наша елка» | Закрепить знания и умения детей играть на бубне, используя различные приемы (удар ладошкой, удар кулачком по донцу) «Пойду ль я выйду ль я» русская народная музыка. | |
17 | «Новогодняя сказка» | Закрепить умения детей играть на колокольчиках, показ приемов игры (удар палочкой, встряхивание). | |
Январь | 18 | «Снежинка» | Закрепить знания и умения детей играть на колокольчиках, используя прием – трель. Музыкально – дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой. |
19 | «Живет на свете красота» | Закрепить умения детей играть на треугольнике, приемом «тремоло». Прослушивание произведения «Венское настроение». | |
20 | «Мажор - минор» | Совершенствовать навыки игры на ложках, формировать умения детей выполнять скользящие движения ложками «Калинка». | |
Февраль | 21 | «Путешествие по звукам» | Закрепить у детей навык игры на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочкам, песня «Барабан» муз. Слонова. |
22 | «Скрипичный ключик» | Закрепить у детей прием игры: барабанная дробь. «Марш» муз.Парлова. | |
23 | «Дружно нотки говорят» | Пьеса «Радецки марш». Закрепить умения детей вовремя вступать, не опережая товарищей. | |
24 | «Откуда музыка?» | Закрепить умения детей работать на четким ритмом исполнения, слаженность игры в оркестре. | |
Март | 25 | «Нет на свете лучше инструмента» | Закрепить умения детей играть на металлофоне. Совершенствовать прием игры на металлофоне, самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе. |
26 | «Набухают на деревьях почки» | Совершенствовать у детей навык играть на металлофоне, используя различные приемы исполнения музыкального отрывка. | |
27 | «Колокольчики звенят» | Закрепить умения детей играть партию на металлофоне в пьесе «История любви». | |
28 | «Ранняя весна» | Продолжать работать над пьесой. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание партий. Закрепить умения детей играть легко, стремиться к красивому звучанию. | |
Апрель | 29 | «Пустим кораблики по звонкому ручью» | Совершенствовать у детей навык играть на маракасах, показ приемов игры (удар по ладошке, встряхивание). |
30 | «Травка зеленеет» | Закрепить у детей навык играть на тон-блоке, показ приемов игры. | |
31 | «Солнце в небе ярко светит» | Закрепить у детей навык играть на пластинчатой трещотке, показ приемов игры. | |
32 | «Весна нарядная пора» | Повторение и закрепление навыков исполнения ранее выученных произведений. Добиваться чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах. | |
33 | «Волшебная страна» | Закрепление знаний и умений детей приемам игры на ударно-шумовых инструментах. | |
Май | 34 | «Радостная нотка» | Повторение и закрепление навыков исполнения ранее выученных произведений. Добиваться чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах. |
35 | «Радужные звуки» | Продолжить формировать знания и умения детей играть в оркестре, ритмично играть на инструментах, своевременно вступать в игру. | |
36 | «Нотный бал» | Закреплять знания и умения детей играть в оркестре, ритмично играть на инструментах, своевременно вступать в игру. Работать над выразительностью исполнения и осанкой. | |
37 | «Лето в гости к нам спешит» | Совершенствовать у детей навык играть на «реку-реку», показ приемов игры. |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.1.Календарно-тематическое планирование для групп №1,2 (от 5 до 6 лет)
№п/п | Наименование раздела программы | Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во занятий | Дата проведения занятий | Коррек-тировка |
1. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Осень наступила» | 25 мин. | 1 | 04.09.19 | |
2. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Ливень листьев кружевной» | 25 мин. | 1 | 11.09.19 | |
3. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Зазвучали нотки» | 25 мин. | 1 | 18.09.19 | |
4. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Музыкант и дирижер» | 25 мин. | 1 | 25.09.19 | |
5. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Музыка миров» | 25 мин. | 1 | 02.10.19 | |
6. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Дин – дон, динь – дон» | 25 мин. | 1 | 09.10.19 | |
7. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Нежный перезвон» | 25 мин. | 1 | 16.10.19 | |
8. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Кто оркестром управляет?» | 25 мин. | 1 | 23.10.19 | |
9. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Серебристый колокольчик» | 25 мин. | 1 | 30.10.19 | |
10. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Путешествие в страну звуков» | 25 мин. | 1 | 06.11.19 | |
11. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Осенние мотивы» | 25 мин. | 1 | 13.11.19 | |
12. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Кукла любит танцевать» | 25 мин. | 1 | 20.11.19 | |
13. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Весёлый мячик» | 25 мин. | 1 | 27.11.19 | |
14. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Зимняя сказка» | 25 мин. | 1 | 04.12.19 | |
15. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Прогулка по зимнему лесу» | 25 мин. | 1 | 11.12.19 | |
16. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Наша елка» | 25 мин. | 1 | 18.12.19 | |
17. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Новогодняя сказка» | 25 мин. | 1 | 25.12.19 | |
18. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Снежинка» | 25 мин. | 1 | 15.01.20 | |
19. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Живет на свете красота» | 25 мин. | 1 | 22.01.20 | |
20. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Мажор - минор» | 25 мин. | 1 | 29.01.20 | |
21. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Путешествие по звукам» | 25 мин. | 1 | 05.02.20 | |
22. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Скрипичный ключик» | 25 мин. | 1 | 12.02.20 | |
23. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Дружно нотки говорят» | 25 мин. | 1 | 19.02.20 | |
24. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Откуда музыка?» | 25 мин. | 1 | 26.02.20 | |
25. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Нет на свете лучше инструмента» | 25 мин. | 1 | 04.03.20 | |
26. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Набухают на деревьях почки» | 25 мин. | 1 | 11.03.20 | |
27. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Колокольчики звенят» | 25 мин. | 1 | 18.03.20 | |
28. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Ранняя весна» | 25 мин. | 25.03.20 | ||
29. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Пустим кораблики по звонкому ручью» | 25 мин. | 1 | 01.04.20 | |
30. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Травка зеленеет» | 25 мин. | 1 | 08.04.20 | |
31. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Солнце в небе ярко светит» | 25 мин. | 1 | 15.04.20 | |
32. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Весна нарядная пора» | 25 мин. | 1 | 22.04.20 | |
33. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Волшебная страна» | 25 мин. | 1 | 29.04.20 | |
34. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Радостная нотка» | 25 мин. | 1 | 06.05.20 | |
35. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Радужные звуки» | 25 мин. | 1 | 13.05.20 | |
36. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Нотный бал» | 25 мин. | 1 | 20.05.20 | |
37. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Лето в гости к нам спешит» | 25 мин. | 1 | 27.05.20 |
4.2.Календарно-тематическое планирование для групп № 1,2 (от 6 до 7 лет)
№п/п | Наименование раздела программы | Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во занятий | Дата проведения занятий | Коррек-тировка |
1. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Осень наступила» | 30 мин. | 1 | 04.09.19 | |
2. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Ливень листьев кружевной» | 30 мин. | 1 | 11.09.19 | |
3. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Зазвучали нотки» | 30 мин. | 1 | 18.09.19 | |
4. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Музыкант и дирижер» | 30 мин. | 1 | 25.09.19 | |
5. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Музыка миров» | 30 мин. | 1 | 02.10.19 | |
6. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Дин – дон, динь – дон» | 30 мин. | 1 | 09.10.19 | |
7. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Нежный перезвон» | 30 мин. | 1 | 16.10.19 | |
8. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Кто оркестром управляет?» | 30 мин. | 1 | 23.10.19 | |
9. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Серебристый колокольчик» | 30 мин. | 1 | 30.10.19 | |
10. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Путешествие в страну звуков» | 30 мин. | 1 | 06.11.19 | |
11. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Осенние мотивы» | 30 мин. | 1 | 13.11.19 | |
12. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Кукла любит танцевать» | 30 мин. | 1 | 20.11.19 | |
13. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Весёлый мячик» | 30 мин. | 1 | 27.11.19 | |
14. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Зимняя сказка» | 30 мин. | 1 | 04.12.19 | |
15. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Прогулка по зимнему лесу» | 30 мин. | 1 | 11.12.19 | |
16. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Наша елка» | 30 мин. | 1 | 18.12.19 | |
17. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Новогодняя сказка» | 30 мин. | 1 | 25.12.19 | |
18. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Снежинка» | 30 мин. | 1 | 15.01.20 | |
19. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Живет на свете красота» | 30 мин. | 1 | 22.01.20 | |
20. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Мажор - минор» | 30 мин. | 1 | 29.01.20 | |
21. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Путешествие по звукам» | 30 мин. | 1 | 05.02.20 | |
22. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Скрипичный ключик» | 30 мин. | 1 | 12.02.20 | |
23. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Дружно нотки говорят» | 30 мин. | 1 | 19.02.20 | |
24. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Откуда музыка?» | 30 мин. | 1 | 26.02.20 | |
25. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Нет на свете лучше инструмента» | 30 мин. | 1 | 04.03.20 | |
26. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Набухают на деревьях почки» | 30 мин. | 1 | 11.03.20 | |
27. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Колокольчики звенят» | 30 мин. | 1 | 18.03.20 | |
28. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Ранняя весна» | 30 мин. | 25.03.20 | ||
29. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Пустим кораблики по звонкому ручью» | 30 мин. | 1 | 01.04.20 | |
30. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Травка зеленеет» | 30 мин. | 1 | 08.04.20 | |
31. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Солнце в небе ярко светит» | 30 мин. | 1 | 15.04.20 | |
32. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Весна нарядная пора» | 30 мин. | 1 | 22.04.20 | |
33. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Волшебная страна» | 30 мин. | 1 | 29.04.20 | |
34. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Радостная нотка» | 30 мин. | 1 | 06.05.20 | |
35. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Радужные звуки» | 30 мин. | 1 | 13.05.20 | |
36. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Нотный бал» | 30 мин. | 1 | 20.05.20 | |
37. | «Художественно – эстетическое развитие» | «Лето в гости к нам спешит» | 30 мин. | 1 | 27.05.20 |
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1.Специфические подходы и формы занятий,
планируемых по каждой теме/ разделу
В программе предусмотрена реализация требований ФГОС ДО в направлении музицированного развития детей дошкольного возраста, предполагает наличие у ребенка творческого кругозора, запаса конкретных знаний, и практических умений. Создание в детском саду оркестра – дело непростое, ведь для этого должны быть определённые условия – наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу нашего детского оркестра составили детские шумовые инструменты, какие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки. Кроме этого в состав оркестра мы включили звуковысотные инструменты – металлофоны.
Была подобрана фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки, на основе которой подбирался репертуар оркестра. Кроме этого, ребята могли знакомиться с инструментами симфонического оркестра в видеозаписи, в форме презентаций, материалы для которых я записывала с помощью интернета. Мною была подобрана литература по теме, дидактические игры, наглядные пособия, что позволило проводить занятия кружка на достаточно высоком уровне.
5.2.Приемы и методы организации образовательного процесса,
техническое оснащение занятий, дидактический материал
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.
Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.
5.3.Обеспечение методическими видами продукции
Методическое обеспечение программы:
1. Зал с зеркалами. Стулья.
2. Компьютер.Мультимедийная установка.
3. Фортепиано.
4. Аудио и видео аппаратура.
5. Ширма (для кукольного театра).
6. Набор театральных кукол.
7. Набор реквизита (маски, ленточки, платочки и др.).
8.Детские шумовые инструменты – бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, музыкальные коробочки, трещотки, ложки, треугольники.
9. Звуковысотные инструменты – металлофоны, пианино, ксилофон.
10. Фонотека с записью образцов классической, народной и современной детской музыки, на основе которой подбирался репертуар оркестра: нотный материал по темам.
11. Дидактические игры по темам.
12. Костюмы для выступлений.
5.4.Рекомендации по проведению занятий.
Правила работы и техника безопасности при проведении занятий:
- Музыкальный зал должен быть просторным.
- Занятия организуются не более чем для двух групп.
- Полы в зале должны быть гладкие, нескользкие, без щелей и дефектов.
- Стены имеют отделку светлых тонов.
- Музыкальный зал должен быть достаточно освещен.
- Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.
Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н.Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, его координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития ребенка. Оздоровление детей, создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях – важнейшая задача музыкального руководителя. Поэтому современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах детской музыкальной деятельности. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда. Выстраивая ход музыкальных занятий, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановке дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с воспитанниками становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, а самое главное – улучшающееся состояние их психического, физического и эмоционального здоровья.
5.5.Дидактический и лекционный материалы
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается развитие творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые педагогом, позволяют практически решить один из “вечных” вопросов нашей музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Детские импровизации на Орф-уроке являются коллективными. Именно эта их способность позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо, от уровня его музыкальных способностей.
Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
У речи и у музыки 10 общих средств выразительности: динамика, темп, тембр, характер, регистр и т. д. В музыке, в отличие от речи есть своё только лад и гармония.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название “речевых упражнений и игр”. Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических или иных целях.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Звучащие жесты – первые инструменты человека. Это важнейшая составляющая часть концепции Орфа. Это инструменты, которые всегда с собой. Это лучшее средство метроритмического воспитания.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была “взаимствована” Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.
Принимая во внимание важность развития творческих способностей детей для полноценного развития личности, хочется отметить важность использования элементов системы К. Орфа. Каждый человек располагает определённым творческим потенциалом. Это своего рода талант в себе. Прогрессивная педагогика издавна берёт за исходное простую аксиому – каждый ребёнок по-своему талантлив. Нужно лишь целеустремлённо помогать развитию творческих способностей ребёнка, создавая благоприятные условия для всех и каждого.
Эта система обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий. Современное прочтение этой системы позволяет увидеть в ней глубокие корни и связи, а также сочетать её идеи с другими педагогическими концепциями, лучшими методиками отечественных и зарубежных педагогов, что даёт возможность оптимально и комплексно подходить к решению задач музыкального воспитания, обучения, образования.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы
для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
- Жилин В.А. Речевые упражнения. Авторское пособие, 1999 г.
- Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребёнок» – М.: Просвещение, 1990 г.
- Каневский В.Н. «Звуки скажут больше, чем слова» – журнал «Обруч», №5, 1997 г.
- Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
- Лункявичус К.А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4-7лет) к игре на детских музыкальных инструментах – М.: 1983 г.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки – М.: ТЦ Сфера «Гном и Д», 2000 г.
- Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999 г.
- Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: «Мозаика-синтез», 2010 г.
- Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.
- Методический комплект авторских пособий Радыновой О.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа.
Практическая консультация по музыке для родителей 1 класса общеобразовательной школы....
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа
В процессе музыкального образования детей младшего школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способн...
Инструментарий Карла Орфа
Игра на детских музыкальных инструментах опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческо...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе. Тема : «Космическое путешествие»
План - конспект интегрированной непоспедственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе.Тема : " Космическое путешествие"...
Конспект музыкального занятия с применением методики элементарного музицирования Карла Орфа
КОНСПЕКТ НОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯОбразовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа")
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа") направлена наформирование и развитие навыков колл...
"Использование принципов Карла Орфа"
Доклад...