Программа кружка "Экологический дизайн"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Соколова Татьяна Александровна
Программа кружка!!! Во время проведения мы не только повторяем экологические проблемы, проблемы здоровья, но и создаём агитационный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_do_ekologicheskiy_dizayn.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Новоселковская СШ, с.Казаково

Принято

педагогическим советом

МБОУ Новоселковская СШ

Протокол №1 от 30. 08. 2021 г.

Утверждено

Приказом

МБОУ Новоселковская СШ

№ ____ от 01. 09. 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Экологический дизайн»

Естественно-научная направленность

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся: 8-11 лет

                       Разработала:

Соколова Т.А.

учитель

первой квалификационной

категории

                                                                           

с. Казаково

2021 год

Раздел 1. Пояснительная записка

Практическая экологическая деятельность учащихся включает в себя: наблюдения природных и антропогенных явлений, трудовые десанты, природоохранные акции, проектно-исследовательскую деятельность(изготовление агитационных и информационных материалов).

 Деятельность кружка:

Основные направления деятельности экологического кружка:

  • Разработка экологических проектов и экологических акций.
  • Расширение кругозора и развитие интеллекта  
  • Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по возможности, на местное население.

 Члены экологического кружка благоустраивает свою пришкольную территорию, участвуют совместно с общественными организациями в природоохранных акциях, разрабатывают учебно-исследовательские проекты по различным школьным дисциплинам, развивают волонтерское движение, пропагандируют здоровый образ жизни, ведут агитационную работу по сохранению и поддержанию экологической обстановки. 

  1. Общие положения 
    1.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК является добровольной ученической организацией

1.2. Основные цели ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА: 
      •Непрерывное экологическое образование 
      •Координация исследовательской, практической и научной деятельности учащихся. 
      •Оказание помощи в реализации творческого научного потенциала школьников. 
      •Просвещенческая деятельность. 
      •Природоохранная деятельность. 
      •Деятельность по улучшению качества среды обитания как природной, так и городской. 
      •Пропаганда ответственного отношения к природе. 
      •Проведение природозащитных акций. 

 2. Научно- исследовательская деятельность. 
2.1 Научно- исследовательская деятельность экологического кружка ведётся по следующим направлениям: 
      •Организация научных исследований школьников 
      •Разработка разноуровневых социально значимых проектов. 
      •Создание мультимедийных проектов, брошюр, листовок. 
2.2. Контроль за выполнением практических и научно- исследовательских работ и других видов деятельности осуществляется: 
      •на координационном совете кружка в виде отчетов 
      •в форме сообщений на мини конференциях для учащихся школы

3. Права и обязанности 
3.1 Присутствие членов желательно на каждом объявленном собрании экологического кружка. 
3.2 Обязательное соблюдение устава и правил экологического кружка. 
4. Управление и организация.  

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ.

1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей и подростков.

2. Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных учащихся школы.

3. Сотрудничество педагогов и учащихся.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ ЧЛЕНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

1. Научно-исследовательскими, поисковыми и рационализаторскими работами в экокружке считаются следующие:

- работы, освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее.

- работы, связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной  исследовательской деятельности.

2. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, чертежи, фотоснимки, карты, графики.

УСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

      1. Юным экологом может быть любой учащийся среднего и старшего звена школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы. 
      2. Юные экологи обязаны: 
         •Принимать участие в охране окружающей природной среды; 
         •Соблюдать требования природоохранного законодательства; 
         •Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали; 
         •Изучать и приумножать природные богатства родного края; 
         •Постоянно повышать уровень своих знаний о природе; 
         •Пропагандировать экологические знания среди населения.       

     3. Юные экологи объединения имеют право: 
         •Принимать участие в экологических акциях и мероприятиях разного уровня; 
         •Излагать своё мнение на заседаниях кружка; 
         •Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края; 
         •Защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру; 
         •Оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства; 
         •Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнениях окружающей среды, мерах по её охране;

вносить на рассмотрение руководства предложения и участвовать в их реализации;

стремиться к творческому росту;

принимать участие в мероприятиях кружка;

 

ПОСТОЯННЫЕ АКЦИИ

Название

Возраст

(целевая аудитория)

Цель

Планируемый

результат

Аллея преемственности

2, 9 класс

Формирование ритуала – поддержания традиций, озеленение школьного двора

Укрепление традиций школы, улучшение внешнего вида школьного двора

«Помоги птицам»

2-9 класс

Воспитание доброго, ответственного отношения к живой природе

Площадки с кормушками, организованные участниками

«БУнТ»

6-9 класс

Уборка территории школы

Чистый школьный двор

Туристический поход на пруд  акция "Чистая поляна"

6-9 класс

Экологическое воспитание,  участие в спортивных мероприятиях

Чувство коллективизма, бережное отношение к природе родного края, оздоровление

  Программа работы кружка на 2021-2022 гг.

  • Экологический    мониторинг
  • Организация  трудовых десантов
  • Разработка экологических проектов и экологических акций
  • Расширение кругозора и развитие интеллекта
  • Распространение своего влияния на всех учащихся школы и, по      возможности, на местное население
  • Развитие волонтерского движения
  • Распространение разработанных агитационных материалов

                                                                                                                                                                                                            Наш кружок сегодня в сборе  весь

                                       И защитит свою он честь

                                       Глаза откроет людям всем,

                                       Подняв тяжелый груз проблем

                                       И даже очень непростых  

                                             экологических.

 

              Наш био-эко-дизайн-кружок «Экологический дизайн» - это добровольное объединение школьников, которые стремятся расширить свой кругозор, получить опытнические  навыки, самостоятельно создать агитационные материалы и распространить их в своем селе.

 Цель программы:

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:  Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике знания, полученные в кружке.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

 

                                                                                                                                                         Наш девиз:

                                                  Береги, цени и охраняй.

                                                            Защищай, добро преумножай,

Пусть цветущим будет отчий край!

 

Мы вступили в новое третье тысячелетие. Каким оно будет? В последние годы особенно обострились противоречия между Природой и человеком. Наша планета изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки, вырубленные леса, нефтяные пятна на поверхности морей, озоновые дыры…

    Все большее количество специалистов склоняется к мнению, что главная причина экологического кризиса кроется в крайне низкой культуре людей. Очевидно, что только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить поведение каждого гражданина. Только образование может и должно решить задачу реализации нового стиля социального поведения.

     Концепция нашего кружка разработана с учетом принципа экологического подхода к образованию, который предполагает целостное видение самого себя и своей человеческой функции во взаимоотношениях с обществом.

    Экология, как известно, наука не только о взаимосвязях в природе, но и мировоззренческая. Не вызывает сомнений одно: решение экологических проблем всецело зависит от мировоззрения каждого человека, от его личных качеств, которые формируются с детства.

    В нашей школе осуществляется непрерывный процесс экологического образования. В начальном звене на уроках природоведения ребят учат видеть красоту окружающей природы, формируют чувство родства со всем окружающим.

    В 5-ом классе на уроках курса «Биология» продолжается знакомство с биологическим многообразием, со средами жизни. Ребята учатся понимать, что, если изменятся условия в среде обитания, организмы могут погибнуть и основной причиной этих изменений является человек.

     В 6-9-ом классах осуществляется экологизация предметов естественнонаучного цикла. В частности, на уроках биологии логически обосновывается идея о том, что разнообразие видов – это национальное богатство, невосполнимый ресурс природы, подлежащий охране.

     В старших классах на уроках «Общей биологии» и на занятиях в кружке «Эколог» учащиеся пытаются осознать, что человек – это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса.        В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки Саратова и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.

       Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других, путем сохранения природы.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

        Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.       

     Экологическое образование невозможно без развития у школьников биологического мышления, без навыков самостоятельной работы, без умения выдвигать научные гипотезы, разрешать проблемные ситуации, заниматься исследовательской деятельностью.

 Для реализации этих задач и был образован био-эко-дизайн-кружок «Экологический дизайн» 

Раздел 2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Практическая часть (в течение занятия)

1.

Введение. Организационное занятие

Ознакомление с кабинетом биологии и изучение правил техники безопасности

1

2.

«Бомбы замедленного действия»

7

3.

«Дурные пристрастия»

5

Проведение опыта «Влияние паров ацетона на герань обыкновенную»,  «Растения – наш доктор Айболит»,  Кофе сердцу не помеха.

4.

«Все для гурманов есть в природе»

4

«Мы за чаем не скучаем», чаепитие, «Давайте их попробуем» (рецепты салаты из сорняков)

5.

«Жизнь лесных дебрей»

3

6.

«Растения – гениальные инженеры природы»

5

7.

«Все о национальных парках»

3

8.

«Жалобная книга Саратовской области»

3

10.

Работа над проектами.

2

11.

Итоговое занятие. Общественный смотр знаний.

1

12.

Резерв

1

Всего

35

Раздел 3 Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Тип занятия, вид занятия

Применение ИКТ

Сроки проведения

план

план

1.

Введение. Техника безопасности, планирование работы кружка, выборы актива.

1

Беседа, Инструктаж по ТБ

Мультимедийная презентация

2.

«Бомбы замедленного действия»  

Вода-ее гибель. Это наша гибель.

1

Комбинированное

Мультимедийная презентация

3.

Мусор. Единственный выход-вторичное использование

1

Беседа,

Мультимедийная презентация

4.

Воздух. Изменения в глобальном масштабе

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

5.

Шум. С ним можно бороться.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

6.

Химикаты.

Яд - «приданное цивилизации.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

7.

Пугающий призрак АЭС.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

8.

Экология и экономика.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

9.

«Дурные пристрастия» Животные-наркотики-человек. Растения-убийцы

1

Рассказ с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

10.

Передай в наследство трезвость.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

11.

Владыка мира – никотин.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

12.

Лучше вдыхать аромат роз. Чем пары ацетона.

1

Комбинированное

Мультимедийная презентация

13.

Мы говорим на уровне крокодилов

1

Рассказ с элементами

Беседы

Мультимедийная презентация

14.

«Все для гурманов есть в природе» 4ч.

 Кофе сердцу не помеха.

1

Комбинированное

Мультимедийная презентация

15.

По великому чайному пути.

1

Комбинированное

Мультимедийная презентация

16.

Растения – наш доктор Айболит

1

Рассказ с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

17.

Можно ли питаться сорняками?

1

Рассказ с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

18.

«Жизнь лесных дебрей» 3 ч. Лес-зеленое море.

 Лес и его обитатели

1

Рассказ с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

19.

Влияние температуры на живые организмы. По страницам лесного журнала мод.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

20.

Доступ к информации. Средства передвижения животных.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

21.

«Растения-гениальные инженеры природы» 5 ч. Растения-потребители отходов. Растения-химики.

1

изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Мультимедийная презентация

22.

Растения-архитекторы. Растения-математики.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

23.

Растения-путешественники. Растения-мастера гидравлики.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

24.

Растения-физики. Как растения передают информацию.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

25.

Растения-биологические часы.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

26.

Совершенство приспособлений у растений. На что еще способны растения.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

27.

«Все о национальных парках».3ч.

Первые национальные парки России.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

28.

Ландшафтная архитектура.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

29.

Забота о досуге.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

30.

«Жалобная книга» Саратовской области. 3 ч. Демография Саратова и области.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

31.

Редкие и исчезающие виды животных.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

32.

Редкие и исчезающие виды растений.

1

Лекция с элементами

беседы.

Мультимедийная презентация

33.

Работа над проектами.

1

комбинированное

Мультимедийная презентация

34

Итоговое занятие. Общественный смотр знаний

1

комбинированное

Мультимедийная презентация

35

Резерв

1

Раздел 3. Содержание тем учебного курса

  1. Организационное занятие.1 час.

Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Выборы актива кружка, планирование работы на 2021-2022 учебный год.  

2. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете» 7 часов.

1. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель. 1 час.

Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода - самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?

2. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. 1 час.

Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов.  Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

3. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. 1 час.

Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.

4. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. 1 час.

Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

5. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации". 1 час.

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

6. Пугающий призрак АЭС.  1 час.

Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше? Саратовцы - «соседи» Балаковской АЭС.

7. Экология и экономика. 1 час.

Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость?

Дурные пристрастия 5 часов.

  1.  Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы. 1 час.

Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

2.  Передай в наследство трезвость. 1 час.

Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет. 

  1.  Владыка мира – никотин. 1 час.

Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.

4.  Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона. 1 час.

Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.

Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы.

  1.  Мы говорим на уровне крокодилов. 1 час.

Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?

Все для гурманов есть в природе 4 часа.

1. Кофе сердцу не помеха. 1 час.

Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.

2. По великому чайному пути. 1 час.

Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.

Круглый стол "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.

3. Растения - наш доктор Айболит. 1 час.

Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

      4. Можно ли питаться сорняками? 1 час.

Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.

"Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и польза для здоровья.

Жизнь лесных дебрей 3 часа.

  1.  Лес - зеленое море. 1 час.

Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа - листопад. Зеленое море тайги. Сезонники.

 Лес и его обитатели.

Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.

. Работа по теме.

  1.  Влияние температуры на живые организмы. 1 час.

Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.

Работа с рисунками.

По страницам лесного журнала мод.

Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или лучше - не приставай. Костюмерная природы.

Работа по теме.

     3.  Доступ к информации. 1 час.

Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов.

. Работа по теме.

Средства передвижения животных.

Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?

. Работа с рисунками.

Растения - гениальные инженеры природы 5 часов.

  1.  Растения - потребители отходов. 1 час.

Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.

Растения-химики.

Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.

2.  Растения-архитекторы, строители, механики. 1час.

Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.

         Растения-математики.

С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, Математически точно, геометрически правильно.

3.  Растения-путешественники.1 час.

Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.

      Растение-мастера гидравлики.

Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.

4.  Растения-физики. 1 час.

Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.

      Как растения передают информацию.

Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры. 

5. Paстения - биологические часы. 1 час.

Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.

      Совершенство приспособления у растений.

Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.

На что еще способны растения.

Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.

Все о национальных парках 3 часа.

  1.  Все о национальных парках. 1 час.

Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Памятники природы в г. Саратове и Саратовской области.      

  1.  Ландшафтная архитектура. 1 час.

Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красоты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить лес.

3 . Забота о досуге. 1час.

Управление национальными парками. Быт - дело серьезное. Лесные приюты. Дороги отдыха. Промысловые хозяйства парков. 

«Жалобная книга» Саратовской области. 3 часа.

  1. Демография с. Казаково и области. Урбаэкология. 1 час.
  2. Редкие и исчезающие виды животных. Как спасти дрофу? 1 час.
  3. Редкие и исчезающие виды растений. 1 час.

Работа над проектами. 2 часа(так же разработка агитационных материалов в процессе прохождения каждой темы).

Итоговое занятие. Общественный смотр знаний. 1 час.

 Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т.д.

Итоговая конференция может проходить в рамках недели биологии и экологии в школе. Это будет отчетностью о проделанной работе.

Резервное время. 1 час (можно организовать интересную экскурсию).

Раздел 4.Требования к уровню подготовки школьников

В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • определять цель, выделять объект исследования;
  • наблюдать и изучать явления и свойства;
  • описывать результаты наблюдений;
  • создавать необходимые приборы;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
  • составлять отчет;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • осуществлять проектную деятельность.

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы в кабинете биологии и экологии;
  • изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи;
  • правила обращения с веществами;
  • правила работы с лабораторным оборудованием;
  • порядок организации рабочего места.

  •  Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы нет необходимости, чтобы учащиеся имели хорошие базовые знания по окружающему миру. Необходимо обеспечить их необходимой литературой для теоретических и практических занятий : учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, практикум по экологии, Красная книга России и Нижегородской области, лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных занятий, мультимедийное оборудование, компьютер, принтер (цветной).

Прогнозируемые результаты.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.

Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы кружка положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Экологический дизайн", являются:

      - умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в        обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение создавать агитационные материалы;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

Этапы педагогического контроля:

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

2

3.

4

Умение выполнять практические работы.

Навыки поведения в природе.

Умение раскрывать экологические понятия

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Знание терминов, понятий.

Экскурсии, проекты

Составление правил

Тестирование

Викторина

Самостоятельная работа

В течение года

Во время

экскурсий

По итогам

изучения

темы

По мере

необходимости

                          Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета информатики и биологии, необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы.

В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся учёных-биологов).

Список литературы

Литература для педагога

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.

2. Александровская О.В., Радостина Т.Н., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология. – М., 1987.

3. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М., 1990.

4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. – М., 1989.

5. Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. – М., 1988.

6. Валовая М.А., Кавтарадзе Д.Н. Микротехника. Правила. Приёмы. Искусство. Эксперимент. – М., 1993.

7. Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии. – М., 1962.

8. Душенков В.М. Методическое руководство к полевой практике по зоологии беспозвоночных. – М., 1986.

9. Душенков В.М., Матвеева В.Г., Черняховский М.Е. Методические указания к  практическим занятиям по зоологии беспозвоночных. – М., 1993.

10. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология – 2002. – № 8.

Литература для обучающихся

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.

2. Де Крюи П. Охотники за микробами. – М., 1987.

3. Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М., 1965.

4. Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). – М., 1996.

5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 1994.

6. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М., 2000.

7. Реннеберг Р. и И. От пекарни до биофабрики. – М., 1991.

8. Роджерс К. Всё о микроскопе. Энциклопедия. – М., 2001.

9. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. – М., 1998

Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин формационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=7&Itemid=102 – Виртуальная образовательная биология

http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%EE%E4+%EC%E8%EA%F0%EE%F1%EA%EE%EF%EE%EC/ - Немного интересного под микроскопом.

http://vl-club.com/99201-nemnogo-interesnogo-pod-mikroskopom.html - Немного интересного под микроскопом.

 http://t-fakt.ru/8-prostyih-veshhey-pod-mikroskopom - 8 простых вещей, которые удивительно выглядят под микроскопом.

http://fishki.net/1215443-obychnye-vewi-pod-mikroskopom.html - Обычные вещи под микроскопом.

                     http://www.youtube.com/watch?v=sobQjdW0Jbw - Простые вещи под микроскопом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ландшафтный дизайн"

Рабочая программа эллективный курс по ландшафтному дизайну...

рабочая программа кружка"Дизайн"

Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...

Рабочая программа "Графический дизайн"

Тематическое планирование. Занятия...

Рабочая программа "Оформительский дизайн"

Данная программа знакомит учащихся с основами оформительского дизайна. Она  рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 11-16 лет. Программа «оформительских дизайн» знакомит учащихся с особенн...

Авторская рабочая программа Студии дизайна и прикладного искусства

Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.Программа предназначена для изучения на факульта...