Активное обучение: технологии и методы
статья
В этой статье даётся краткое описание технологий и методов, которые в комплексе воздействуют на личность обучающегося, преследуя образовательные цели.
Активные методы обучения - это совокупность способов и приёмов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка.
Технология активного обучения - это обучение, соответствующее силам и возможностям обучающихся. Обучающимся нужно, пержде всего, чтобы им было интересно, а обучение было полезным для дальнейшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fyodorova_m.n._statya.docx | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Активное обучение: технологии и методы
Фёдорова Маргарита Николаевна, педагог-психолог
ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Для создания благоприятных условий обучения, занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.
Точка отсчёта при таком обучении — обучающийся, а не абстрактная программа, которую нужно освоить по образовательным стандартам. При таком подходе, учащиеся больше вовлечены в занятия и мотивированы, лучше планируют свою образовательную траекторию и добиваются более высоких результатов.
Целью использования таких технологий и методов является стимулирование интереса обучающихся.
Эта цель может быть достигнута, например, посредством проведения «круглого стола».
- Метод круглого стола
Идея «круглых столов» заключается во встрече обучающихся, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам.
Цель «круглого стола»: раскрыть широкий спектр мнений по проблеме, выбранной для обсуждения, с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной темой, и достичь консенсуса.
Во время дискуссии обучающиеся высказывают не общую, а личную точку зрения, которая может возникнуть спонтанно. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, опытом, налаживание контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении «горячих» вопросов придаёт «круглому столу» динамичность. В процессе работы может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности. Правда, именно это и затрудняет работу, т.к. среди этого многоголосья педагогу необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола».
Расположение обучающихся лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого в обсуждение.
Совмещение информации преподавателя и вклада обучающихся создаёт атмосферу взаимного уважения и совершенствования, развития взаимопонимания между педагогом и обучающимися.
Наряду с активным обменом знаниями, у обучающихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
После проведения круглого стола, следует обязательно проверить рефлексию обучающихся, отметить удачи, обсудить возникающие проблемы.
- Соревновательная технология
Цель применения соревновательной технологии на занятиях – стимулирование максимального проявления способностей при изучении технических и тактических умений и навыков.
Например, можно применить следующие элементы соревновательной технологии двигательных способностей:
- кто быстрее успеет сесть по команде;
- кто быстрее пройдёт контрольный отрезок, выполняя ведение мяча правой и левой рукой;
- кто дольше продержит мяч, с продвижением вперёд или назад, с поворотами вправо или влево.
Элементы соревновательной технологии можно включать во вводную часть занятия для настройки организма на предстоящую работу, а также в основную часть для поддержания устойчивого интереса к изучаемому материалу.
С этой же целью, в группе проводятся соревнования на приз – турнир. Победители награждаются грамотами, медалями, переходящим кубком.
При использовании элементов соревновательной технологии, задания усваиваются легче, быстрее и прочнее, т.к. здесь задействованы все анализаторы организма обучающегося, сохраняется желание продолжать своё совершенствование, как на учебных занятиях, так и самостоятельно во внеучебное время.
Соревновательная технология повышает мотивацию обучающихся к достижению необходимого результата и позволяет наиболее быстро и качественно овладеть изучаемыми умениями и навыками, позволяет решать сложные в исполнении задачи без эмоционального напряжения в интересной, дружелюбной обстановке, с максимальной концентрацией внимания.
- Самостоятельная творческая деятельность
Многолетний педагогический опыт показывает, что активное обучение – это создание таких условий, при которых обучающийся может занять активную личностную позицию.
Творческая активность предполагает самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Например, создание «Летописи памяти» – своеобразный сборник воспоминаний обучающихся о своих родственниках, воевавших на фронтах ВОВ, живших в блокадном Ленинграде, трудившихся ради победы в тылу. Обучающиеся могут собирать эти воспоминания, а потом читать на занятиях, выступать с ними на торжественных мероприятии ко Дню Победы, использовать на конференциях, в конкурсах.
При подготовке, обучающиеся могут обращаться к материалам, собранным в музеях, на выставках и др.
Этот материал можно использовать при подготовке стенгазеты.
- Игровая технология
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Ориентирована на активность и самостоятельность обучающихся, мыслительную и познавательную деятельность. Применяется в таких формах как сценки, ролевые, деловые и имитационные игры. При этом привлекательна не столько развлекательная функция, сколько функция социализации.
Задачи ролевой игры
Образовательная: формирование знаний на основе включения обучающихся в реальный процесс решения проблем.
Развивающая: создание условий для развития творчески мыслящей личности.
Воспитательная: организация совместной деятельности.
Игровая технология используется для ознакомления с новыми понятиями по теме или для освоения каких-либо тем.
Игра имеет познавательный характер – познакомить обучающихся с некоторыми фактами. Дидактическая цель ставится в виде игровой задачи.
Как показал опыт, такие занятия проходят интереснее, учебный материал запоминается намного лучше.
Игровую технологию интересно использовать и как приём для проведения внеклассной работы.
- Музейная педагогика
Проведение занятия в музее – ещё один приём в реализации активных методов обучения.
Музейная педагогика – дело не новое. Возникшее более ста лет назад, это направление образовательной деятельности приобрело в наше время ещё большее значение. В силу своей специфики, музей обладает мощными потенциальными возможностями как интегральный метод и универсальное средство воздействия на личность.
В современном понимании, музей является особой образовательной средой, которая формирует представление об окружающем мире и обществе, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать полученную информацию.
Такой образовательный метод решает следующие задачи:
- формирование понятийного аппарата через наблюдение за предметами музейной коллекции;
- развитие способности извлекать информацию из первоисточника;
- привитие навыков самостоятельного обучения;
- мотивация в процессе обучения;
- создание «опыта радости» в процессе обучения.
Сотрудничество музея и образовательного учреждения – это уникальная возможность повышения образовательного уровня и раскрытия творческого потенциала личности обучающегося, формирования убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры. Это могут быть уроки-экскурсии или образовательные конференции.
Для формирования научного мировоззрения, необходимо научить обучающихся заниматься самообразованием, читать и изучать труды классиков.
Для наиболее эффективного вовлечения обучающихся можно включать все рассмотренные образовательные стратегии и использовать их комбинацию.
Обучающимся нужно, прежде всего, чтобы им было интересно, а обучение было полезным для дальнейшего развития.
Данная таблица показывает, как разные обучающиеся реагируют на различные стратегии обучения:
Стратегия обучения | Аудиалы воспринимают основную информацию через слух | Визуалы воспринимают мир через глаза | Кинестетики преобладает осязание, очень важны прикосновения, эмоциональная составляющая информации |
Обсуждение в общей группе и подгруппах | × | × | |
Ролевые игры | × | × | × |
Демонстрация приобретённых навыков | × | × | |
Использование наглядного материала | × | × | |
Обучающие игры | × | × | × |
Личное размышление | × | × | × |
Короткий рассказ | × |
Искусство быть хорошим педагогом заключается в понимании, когда уместно применение каждого из подходов, что может принести действительную пользу и улучшить качество образования.
Задумываясь о качестве образования важно понимать, что результатом обучения должны быть не только знания. Не менее важно развивать способность к критическому мышлению, умению взаимодействовать с обществом, формировать мотивацию к самообучению, сохранению и укреплению здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий, методов и приемов активного обучения при организации в образовательном учреждении консультирования педагогов по вопросам аттестации
Новый порядок аттестации педагогических кадров, вступивший в силу 1 января 2011 года, определил необходимость подготовки педагогов к аттестации в новой форме. Учителям нужна качес...
Игра как метод активного обучения на уроках технологии.
“Игра имеет важное значение в жизни ребенка, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтомувоспитание будущего деятеля происходит,...
Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».
Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...
Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».
Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...
О методе перехода от традиционной технологии к технологиям активного обучения.
В учебном процессе возникает много проблем, и главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопро...
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯТехнология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС
Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО – это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...