Методические рекомендации «Оформление мероприятия»
методическая разработка

воробьева оксана сергеевна

Методические рекомендации «Оформление мероприятия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlenie.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Оформление мероприятия»

Что такое мероприятие?

Мероприятие - это событие, являющееся началом, частью или итогом реализации какой-то программы, имеющее определённую направленность: образовательную, досуговую, творческо-деятельностную и т.д. Оно должно нести воспитательную нагрузку, пропагандировать нравственные и культурные ценности. Исходя из вышеперечисленных признаков, определяется тема, цели и задачи мероприятия.

Несомненно, празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне - огромнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества - будет широко отмечаться различными мероприятиями: торжественными собраниями, митингами, возложениями венков и гирлянд памяти к Вечному огню, концертами, в том числе, театрализованными мероприятиями, посвященными литературным произведениям военной тематики.

Этапы подготовки

Тема, цель, задачи - это три кита, на которых в дальнейшем строится всё мероприятие. Они очень тесно связаны и бывает трудно определить первичность или вторичность какого-либо из них. Определяется тема мероприятия, которая, прежде всего, посвящена какому-либо календарному празднику или историческому событию.

Затем формулируется цель, т.е. общая идея предстоящего мероприятия и задачи, которые отражают идею и более полно раскрывают её. И цель, и задачи должны быть реально достижимыми.

Например, Вам поручено провести мероприятие, посвященное Дню Победы. Какова его тема? Вы можете возразить, что она нам известна - 65-летие Победы. Конечно, каждое событие, каждая знаменательная дата имеет свое содержание и свой неповторимый образ. Но само-то событие, в данном случае - годовщина Победы, неоднозначно. В нем и история войны, и беды первых дней войны, и разгром немцев под Москвой, и Сталинградская битва, и Орловско-Курская дуга, и Брестская крепость, и фронт и тыл, и женщины на войне, и партизаны, и миллионы не вернувшихся, и Победа со слезами на глазах... Разве можно перечислить, все из чего складывались четыре долгих года Великой войны, четыре долгих года веры и надежды.

А это означает, что организатор ищет, находит и выбирает свою тему среди множества тем, заключенных в событии (а не выдумывает её!).

Если вдуматься, то каждое, особенно историческое событие, по его значимости, по его сути многогранно и, как правило, содержит в себе множество тем. Разве событие - Победа народа в Великой Отечественной войне помимо только что перечисленного, не содержит в себе и величие народа, одержавшего победу в смертельной схватке с фашизмом, и героизм тыла, и подвиг городов-героев, и память о тех, кто навсегда остался молодым, и веру в Победу?.. Это перечисление можно продолжить. Причем, каждое из этих слагаемых, по своей значимости может стать темой любого мероприятия в День Победы, посвященного ее годовщине. Например, «Подвиг солдата», или «Война и дети», или «На море и на суше», или «Тыл - фронту» и т.д.

Естественно, что организатор, понимая, что в событии «Победа» заключено великое множество тем, поэтому  раскрытие всех их в одном представлении невозможно. Осмыслив содержание события, находим такую тему, которая, во-первых, с наибольшей полнотой выразит ее многообразие и выразит не вообще, а конкретно с позиций сегодняшнего дня, с позиций значения этого события для человечества, для нынешнего поколения. Во-вторых, помня, что нельзя объять необъятное, найти такую тему, которая волновала бы и организатора, и участников. А раз так, то наше представление должно не просто восстановить события прошедшей войны, а в какой-то мере рассказать великую правду о ней. Тем более это важно, что нынешнее поколение воспринимает события 1941-1945 годов далеко не однозначно.

Главным действующим лицом должен стать Человек, с его мыслями, надеждами, любовью, страданиями. Мероприятие должно, несмотря на все пережитые страной ужасы и трудности, воспеть Человека-воина, спасшего свою страну.

После этого определяется основная цель (идея). Идея выражается как главная мысль произведения. Выбрав тему нашего мероприятия, мы теперь можем определить и его идею. Мысль такая: никто не забыт, и ничто не забыто! Только помня о прошлом, можно строить будущее. Вот она-то может и должна стать главной идеей нашего представления.

И уже отталкиваясь от главной мысли, определяем задачи мероприятия: создание праздничной, душевной атмосферы, чтобы мероприятие надолго запомнилось всем присутствующим. Затем определяются более конкретные задачи: поздравить всех ветеранов и присутствующих с праздником, укрепить связь «старшее поколение» (воевавшие) – младшее поколение (сохранение памяти)», продемонстрировать героизм и доблесть защитивших Родину воинов.

Четко определив для себя тему, цель и задачи, можно приступать к выбору формы мероприятия.

Форма мероприятия может быть различной. Она зависит от темы, цели, задач организаторов мероприятия и специфики аудитории. Например, можно взять за основу интеллектуальную викторину и в зависимости от специфики аудитории, провести интеллектуальный конкурс на самого лучшего знатока событий военной истории, ее полководцев и др. Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой. Викторина требует полного  или достаточно объемного раскрытия темы.

Факторы успешности.

Сценарий мероприятия - это педагогическая программа воздействия на участников. Существуют несколько факторов, которые влияют на yспешность мероприятия.

Во-первых, нужно определить на какую возрастную группу оно будет рассчитано. Затем, исходя из психологических и физических особенностей предполагаемого возраста, пишется сценарий.

Во-вторых, прогнозирование специфики аудитории:

  • свои дети (из творческого объединения, класса и т.п., с которыми при необходимости можно провести предварительную подготовку к мероприятию);
  • незнакомая аудитория, состоящая только из приглашенных зрителей;
  • смешанная аудитория, то есть и приглашенные, и свои дети (в этом случае свои дети могут оказывать помощь в проведении мероприятия.

В-третьих, сценарий мероприятия должен обладать следующими характеристиками:

  • информативность – мы должны нести аудитории позитивную информацию;
  • формирование ценностей – показ положительных и отрицательных сторон события;
  • использование известных сюжетных ходов, включение известных (литературных) героев - данный прием позволит участникам быстрее включиться в происходящее действие;
  • «проживаемость» сюжета - участники должны сопереживать героям, пропускать происходящее через себя и свои эмоции.

И, наконец, одним из основных требований к сценарию является умелое сочетание подвижных и статичных форм деятельности.

Таким образом, для того чтобы удержать внимание любой аудитории и особенно детской, необходимо сочетать статичное и подвижное, командное и личное соревнование.

Сценарий

Определив тему, цель, задачи, необходимо выстроить событийный ряд. События должны держать ребёнка в постоянном напряжении, вызывать интерес. Представление состоит из следующих этапов:

- эскпозиция. Если речь идет об инсценировке, то тут идет представление героев. Причем, должны быть представлены все персонажи. Если это соревнование, конкурс и т.п., то здесь экспозиция – объяснение участникам игры ее условий. Если это концерт, дискуссия, то это выступление ведущего, обращение к аудитории.

- завязка. Для спектакля (инсценировки) в точке завязки впервые на сцене должны столкнуться два конфликтующих начала. Иначе говоря, нужно показать такой эпизод А, чтобы захотелось увидеть эпизод В. Для соревнования (конкурса) - это представление друг другу соперников (команд). Для концерта, дискуссии - определение темы встречи.

- развитие - это цепочка событий от завязки к кульминации, увеличивающая напряжение участников по нарастающей.

- кульминация - это «сердце сценария». При точном соблюдении временного соотношения всех частей, мероприятие вызывает у участников ощущение гармонии и целостности. Нарушение пропорции ведет к скомканности или  затянутости.

- развязка. После кульминации нужно быстро развязать действие: подвести итоги и в теплой, сердечной обстановке попрощаться с участниками мероприятия.

 Общее время мероприятия не должно превышать 40-60 минут.

Памятка организатору

При подготовке мероприятия очень важно не упустить из вида какую-либо деталь. Поэтому, исходя из сценария, необходимо сразу наметить, что конкретно требует подготовки и организации:

  • проработка сценария (заучивание текста, репетиции, внесение необходимых корректив).
  • формирование праздничной общности. Необходимо заранее написать объявление, либо по-иному известить предполагаемых участников. Необходимо продумать, какие конкретно шаги нужно сделать для того, чтобы ваше мероприятие ждали с большим интересом. Это могут быть персональные и коллективные приглашения, предварительные задания и т.п.
  • помещение. Необходимо определить, в каком именно помещении будет происходить мероприятие, продумать как его украсить для создания необходимой атмосферы. Помните, если в проведении мероприятия участвуют дети, то они заранее должны быть ознакомлены с помещением, отрепетировать свои действия. В незнакомом месте дети, чаще всего, теряются.
  • костюмы. Продумайте все элементы костюмов участников представления (при необходимости таковых).
  • реквизит. Подготовьте инвентарь для сценического действия, игр, предметы бутафории.
  • звуковое и музыкальное оформление. Ни одно мероприятие не может быть полноценным без звукового и музыкального оформления. Поэтому необходимо заранее определить: нужны ли микрофоны для выбранного помещения, где и какая фонограмма должна звучать. Будет лучше, если музыкальные эпизоды будут записаны на одну кассету или диск в нужном порядке очередности звучания.
  • освещение (если это необходимо). Определите, при каком освещении должно происходить действие (искусственное, естественное, приглушенное), используя при этом свечи, лампы, светомузыку и т.д.
  • критерии оценки. Для соревновательных программ, конкурсов необходимо заранее продумать систему и критерии оценки, порядок награждения, и обязательно поставить в известность об этом предполагаемых участников события, а также четко проинструктировать членов жюри.
  • распределение обязанностей. Необходимо назначить организаторов и координаторов мероприятия, а также исполнителей, четко определить круг обязанностей каждого из них.
  • контроль. Необходимо отслеживать степень подготовки события на всех этапах.

Проведение мероприятия

1. Непосредственно перед мероприятием необходимо проверить уровень подготовленности всех участников и организаторов программы, внести последние коррективы.

2. Назначить ответственных: за встречу гостей, за организацию гардероба (если нужно) и размещением участников. Пусть гости с первых шагов почувствуют, что их ждали.

3.  Необходимо четко соблюдать время проведения мероприятия.

4. Четкая, слаженная работа всех участников организации мероприятия позволит провести его на высоком уровне.

5. Необходимо по ходу действия следить за реакцией аудитории и, по возможности вносить коррективы в сценарий.

6. Проводить гостей также важно, как и встретить.

Оценка мероприятия

После проведения мероприятия необходимо его проанализировать. Лучше, если это произойдет сразу после его окончания, и в обсуждении примут участие несколько человек. В процессе анализа необходимо дать оценку эффективности работы всех организаторов, оценить само событие: успешное, среднее и провальное.

Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, выявить все сильные и слабые места, выработать рекомендации для предотвращения повторения подобных ошибок и использования положительного опыта в дальнейшем.

Музыка как одна из главных составляющих мероприятия

          Музыка – это органическая составная часть всего мероприятия – спектакля, концерта, презентации, фильма и т.д. Построение, характер, темперамент происходящего на сцене – всё это отражается в  музыкальном оформлении. От того, насколько музыка образна и выразительна, во многом зависит уровень и яркость мероприятия.

           При подборе музыки нужно, прежде всего, учитывать содержание и сюжет, которые диктуют определенные музыкальные решения. Поэтому целесообразно, обновляя музыкальную фонотеку, не замыкаться в рамках одного музыкального жанра, а максимально их расширять. Очень важно, чтобы музыка, выбранная для мероприятия, была доступна и понятна зрителям. Правильный выбор симфонической, камерной или современной музыки способствует более сильному восприятию всего действия или сюжета.

         Важно, что при музыкальном оформлении небольшого тематического отрывка или эпизода, музыка должна быть пронизана единым стилистическим решением. Неоправданная пестрота музыкальных характеров может отрицательно сказаться на восприятии самого материала и не сможет способствовать раскрытию художественного образа.

         При музыкальном оформлении больших, сборных концертов или театрализованных игровых программ, необходимо учитывать диапазон выразительных и технических возможностей. Определенное правилами время этих программ чётко регламентировано, что с точки зрения законов музыкального развития диктует соответствующие решения для составления музыкальной композиции. Необходимо учитывать темповое разнообразие используемой музыки, богатство музыкальной палитры настроений и образов.                      

       Вполне естественно, что не всегда удается найти произведения, отвечающие сразу всем требованиям, которые стоят перед музыкальной композицией, поэтому появление аудио треков, составленных из фрагментов разных музыкальных произведений, вполне объяснимо. Возможность использовать новые технические средства, оборудование, программное обеспечение, позволяют создавать очень качественные музыкальные отрывки. Умение работать с компьютерными аудио редакторами в различных программах позволяют добиваться прекрасных результатов при использовании нескольких или  одного музыкального произведения в определённом временном отрывке.  

    Для создания таких треков, после того как выбрана музыка, необходимо определить количество тактов музыки, соответствующих протяженности одной части. Затем следует скрупулезный процесс создания новой законченной музыкальной формы, соответствующей длины.  Особое внимание при монтаже фонограммы следует уделить постоянству метра.                                                                                      

                                                                                                                                                                       Варианты построения аудио треков

           Существуют такие конструкции треков, в которых первая и третья части одинаковы, а вторая построена на другом материале. При этом надо стремиться к тому, чтобы вторая часть не была резко контрастирующей. Смещение акцентов в новом музыкальном материале тоже может нарушить целостность восприятия.

Бывают варианты, где три или больше частей разные. Такая композиция требует многообразного тематического музыкального материала, совпадения акцентов и кульминации внутри частей.        

      При создании композиции из нескольких произведений следует всегда помнить о целостности музыкального трека, его стилистическом единстве и сочетаемости всех частей. Сопоставляя разные по оркестровке и характеру музыкальные фрагменты, нужно стремиться к тому, чтобы каждая часть имела вступительный раздел, пусть самый минимальный, а также четкую и ясную концовку.                                                                                                        

       В 4-х частных композициях нередко используются принципы стилистического объединения первой части со второй, а третьей с четвертой. Важную роль в таком объединении должны сыграть плавные, неощутимые монтажные переходы, основанные на логике развития метра и мелодии. А яркие заключительные разделы содержатся только во второй и четвертой частях трека.

Объединение трех частей и противопоставление им одной, как правило, положительных результатов не приносят, так как такой трек не получается гармоничным  из-за конструктивной неуравновешенности.                          

     При составлении 4-х частной композиции, где быстрыми и колоритными являются вторая и четвертая части, следует обратить внимание на то, чтобы четвертая часть не уступала второй по динамике и эмоциональному накалу. В противном случае кульминация всей композиции приходится на вторую часть, что с точки зрения музыкальной формы нежелательно.                                  

      В  композициях, объединенных сюжетным содержанием и имеющим единую стилистическую направленность, каждая последующая часть является логическим продолжением предыдущей. Нередко между частями отсутствуют цезуры, а инструментальный состав на протяжении всей программы практически не меняется. При создании такой композиции следует обратить внимание на возможное появление некоторой нежелательной  монотонности.                                                                                    Все эти варианты должны отвечать основному правилу: эмоциональность и насыщенность музыкальной композиции никогда не уменьшается к последней серии.

       При создании музыкальных треков, составленных из разных музыкальных произведений, очень важно привести к общему знаменателю частотную, тембровую характеристику звучания всех частей фонограммы, что необходимо для создания целостного музыкального образа. Очень часто используемые треки могут различаться по силе звучания и при объединении их в одно целое, могут появляться динамические «ямы».

Музыкальные композиции для разных игровых программ, концертов  и спектаклей имеют свою специфику. Но всегда необходимо обозначить общий кульминационный момент всего мероприятия. Как правило, это музыка с постоянным быстрым темпом и динамичным ритмом. Здесь могут присутствовать  солирующие ударные инструменты или ярко синкопированные построения.

      Озвучивание  сборных концертов  значительно сложнее, и достижение оптимального результата требует от создателей профессиональной подготовки и широкой музыкальной эрудиции. Структура мероприятия, участие в нём различных коллективов, моменты награждения и выступления на сцене почётных гостей,  диктует  свою специфику.  Она очень похожа на схему построения больших циклических музыкальных произведений: симфоний, сюит, сонат. Жесткий временной регламент требует создания новых, предельно сжатых музыкальных форм, ярко выраженной темы и колоритной инструментовки для музыкальных заставок, отбивок и т.д.

       Независимо от темповой структуры программы, от того, какие используются музыкальные жанры и формы, следует помнить, что начало программы всегда должно носить вступительный, экспозиционный характер, середина – разработочный и конец – обобщающий, финальный.

        В момент выхода на сцену ведущих нужно избегать долгих вступительных и кодовых заключительных построений: первые создают ощущение нового начала, вторые – ложного конца, нарушая тем самым целостность всего  концерта.                                                                                                                  Целесообразно использовать такой сильный формообразующий прием, как репризность, т. е. повторяемость музыкального  материала.                          

        Все фонограммы, которые используются в мероприятии, должны быть предварительно скорректированы и желательно выведены в одном формате, который читается техникой на данной концертной площадке.

Особенности подбора музыки - процесс работы с музыкой очень сложен и требует высокой культуры. Без специальных знаний здесь не обойтись.  А ведь для того, чтобы музыка «подошла», чтобы она помогла раскрыть сущность происходящего на сцене надо прослушивать различные произведения десятки раз. Находить в них необходимые оттенки, даже отдельные музыкальные фразы, чтобы с их помощью найти эквивалентные образные художественные решения.

        Поиск необходимой для программы музыки продолжается, несмотря на совершенствование аппаратуры для звукозаписи и воспроизведения, многие и многие недели. И сил и времени для этого нужно отнюдь не меньше, чем на написание основного сценария .

        Постановка, костюмы, хореография, многое другое объединяет великая сила - музыка.…  Без неё любое мероприятие  действительно немыслимо. А так же музыка очень часто является «хозяйкой», которая вас встречает перед началом мероприятия, создаёт нужное настроение, подготавливает и погружает в определённую атмосферу ожидания. Здесь очень важно точно  найти необходимую музыкальную «краску»,которая сочетается с характером и заявленной темой мероприятия.                                                                                                                          

Накопление и систематизация музыкально-тематического материала – это 50 процентов успеха в работе концертмейстера культурно - досугового отдела. Круг музыкальных жанров очень велик и с каждым годом расширяется. Это симфоническая и оркестровая оперная музыка, балетная и танцевальная музыка, музыка из кинофильмов и спектаклей, камерная, эстрадная и джазовая музыка, композиции разного рода электронной музыки, поп - и рок-музыка,  вокальная музыку. Знание истории создания выбранного музыкального произведения, специфики жанра, композитора, всё это помогает достигнуть максимального результата в оформлении  программы.

В гармоничном сочетании музыки с драматургией, хореографией, видеорядом  кроется успех в создании будущих программ.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оформления ученических исследовательских работ. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по оформлению и структуре ученических исследовательских работ.Даны подробные разъяснения об основных структурных компонентах исследовательской работы, наличие которых обязате...

Методические рекомендации по оформлению рабочих программ и КТП

Данная презентация поможет избежать типичных ошибок при составлении КТП и рабочих программ ( программы и КТП соответсвуют аккредитационным требованиям)....

Методическая рекомендация внеклассного мероприятия "Физическая лихорадка"

Внеклассное мероприятие по физике проводится в виде дидактической игры. Запланирована дидактическая игра  «Физическая лихорадка»  после изучения раздела "Электродинамика" для учащихся НПО...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ЦИКЛОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Цикловая методическая комиссия является объединением преподавателей ряда родственных дисциплин. Цикловая методическая комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей, с...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Оформление памятки по ПДД»

Методические рекомендации по созданию памятки, направленной на пропаганду правил дорожного движения, разработаны специально для педагогов школ и детских садов, ответственных за работу по профилактике ...

Методические рекомендации внеурочного мероприятия в форме круглого стола по учебной дисциплине ОУДВУ.12 Экономика

Данные методические рекомендации носят практико-ориентированный характер и призваны оказать помощь обучающимся при самостоятельной подготовке к круглому столу по учебной дисциплине ОУДВу.12 Экон...

Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей

Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...