Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»
план-конспект занятия (6 класс)

Ястребова Ирина Николаевна

Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»

Дополнительное образование

Учебная тема «Русская народная одежда»

Возраст  11-13 лет

Тип проекта: творческий

Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.

Задачи:

Учебные:

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
  • Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой  деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»

Дополнительное образование

Учебная тема «Русская народная одежда»

Возраст  11-13 лет

Тип проекта: творческий

Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.

Задачи:

Учебные: 

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
  • Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные: 

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие: 

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой  деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.

                            Описание этапов проектной деятельности

1. Актуализация проблемы

На уроках изобразительного искусства в 5 классе, изучая тему «Древни корни народного искусства, дети знакомятся с праздничными обрядами, костюмами, орнаментами народной вышивки. Первая встреча с народной культурой уже состоялась в 4 классе при изучении темы «Истоки родного искусства». Дети узнали , как традиционный костюм выражает образ мужской и женской красоты. В 5 классе мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.

  Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.

  За один - два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей донского костюма. Решить эту проблему можно, применив технологию проектного обучения.

  На первом занятии учитель сообщает детям о вариациях русского народного костюма в зависимости от региона России. Предлагает рассмотреть русский костюм на иллюстрации И..Я. Библина к сказке «Василиса Прекрасная» и выдвигает проблему: «Какие нарды могла носить Василиса Прекрасная, если бы она жила: на севере России, на юге России, в нашем регионе, в наше время?»

Определение творческого название проекта « Наряды для Василисы Прекрасной»

По окончании работы дети должны будут ответить на основополагающий вопрос: 

  «Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?»

Учитель предлагает несколько гипотез:

  • Основой женского костюма была рубаха.
  • Старинная праздничная одежда имеет  трехъярусный строй украшений.
  • Женский костюм сильно варьировался в зависимости от местности.
  • Мужской костюм был одинаков в разных областях России.
  • Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
  • Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.
  • Украшение костюма не простая забава.
  • Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.

2. Разработка проекта.

       Учитель задает план работы над проектом и вмести с учащимися определяет сроки его выполнения:

  • Разработка проекта.

                  (1 урок, 20 мин)

  • Сбор информации из разных источников.

               (внеурочная деятельность)

  • Подготовка иллюстративного материала.

               (внеурочная деятельность)

  • Анализ и обобщение полученной информации.

               (2 урок, 20 мин)  

  • Практическая работа:

               а) изготовление тряпичной куклы;

               б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».

               (2-3 урок, 2 урока технологии)

  • Оформление материала для презентации.

               (внеурочная деятельность)

  •     Защита проекта.

                    ( 4 урок)

       Обсуждение критериев оценки качества проекта:

              а) для презентации проекта

  • полнота  раскрытия темы, доказательность гипотез;
  • ответ на основополагающий вопрос;
  • грамотность изложения, наличие иллюстраций;
  • самостоятельность выполнения;
  • степень активности каждого участника команды.

         б) для творческой работы

  • выполнение работы в соответствии с выбранной темой;
  • элементы  костюма соответствуют определенному региону и эпохе;
  • работа выполнена качественно, аккуратно;
  • эстетичность работы.

 Выбор средств и методов выполнения проекта:

  • сбор, изучение и анализ информации;
  • подбор иллюстративного материала;
  • творческая работа.

Выбор формы работа над проектом:

            Класс разбивается на творческие группы. (3-5 человек)

            Каждая команда выбирает задание:

             «Русский народный костюм юга России»

             «Русский народный костюм севера России»

              «Костюм донских казаков»

              «Традиции русского костюма в новых образах современной моды»

Обсуждение со школьниками возможных источников информации:

  • Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.”
  • Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.
  • Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.
  • Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.
  • Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.
  • Фрадкина И.Г., Новак Л.A. «Донской народный костюм.»
  • Скарик А.П. «Казачий Дон. Очерки истории.»
  • Горяева Н.А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.» Учебник для 5 класса.
  • Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.

Выбор способов оформления:

  • в форме устного журнала, где каждая группа рассказывает о результатах работы;
  • выставка творческих работ.          

3. Реализация проекта

       Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

  • Сбор,  материала из разных источников (внеурочная деятельность)
  • Подготовка иллюстративного материала (внеурочная деятельность)
  • Анализ и обобщение материала (2 урок 20 мин.)
  • Практическая работа (2-3 урок, 2 урока технологии)

           а) изготовление тряпичной куклы;

           б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».

                                                         Вариант 1
                                    «Изготовление тряпичной куклы»

  1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его. Ткань надо взять размером с  мужской носовой платок.

  2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой.

  3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее.

  4. Выполнить рукава рубахи.

  5. Сшить сарафан (рубаху и поневу, кофту и юбку).

  6. Пришить к валику рукава.

  7. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие части одежды.

  8. Выполнить головной убор.

  9. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор.      

  10. Дополнить костюм куклы украшениями.

                                                     Вариант 2
                       
Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной»

  1.Нарисовать женскую фигуру.

  2.Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем.

  3.Приклеить рукава.

  4.Аналогично выполнить грудь рубахи.

  5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний                                      край мелкими складками и приклеить на рисунок.

  6. Снизу украсить юбку пышной оборкой.

  7.Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.

   8.Прорисовать лицо и ладони.

  9. Из ниток сплести косу и приклеить ее.

  10.Выполнить головной убор.

  11.Приклеить или нарисовать украшения.

  12.Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.            

  • Оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)

                                           Тема сообщения:
« Костюм – это просто одежда, или часть культуры народа».

  • Основные элементы русского костюма.
  •  Символичность цветового решения костюма.
  •  Конструкция и основные типы женских головных уборов.
  •  Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.
  • Украшение головных уборов.
  •  Вышивка, как ритуал.
  •  Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.
  •  Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение,  свадьба, смерть.

4. Завершение проекта ( 4 урок)

     Защита проекта представителем от каждой группы.

     Выставка работ.

     Рефлексия

 Учащиеся оценивают

качество проекта, достижение целей, доказательность гипотез;

продуктивность работы группы;

качество сотрудничества;

выбирают лучшие творческие работы;

определяют степень удовлетворенности работой.

Учитель оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по руководству проектной деятельности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Слайд 2

Знаешь ли ты какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? Как выглядели праздничные и будничные костюмы, как и зачем их украшали?

Слайд 3

В течении нескольких веков в разных концах Русской земли складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Костюм юга России Костюм севера России Костюм донских казаков

Слайд 4

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто – то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

Слайд 5

Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Слайд 6

Тема проекта "Наряды для Василисы Прекрасной"

Слайд 7

По окончании работы вы должны будете ответить на основополагающий вопрос: Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?

Слайд 8

План работы Разработка проекта. (1 урок, 20 мин) Сбор информации из разных источников. (внеурочная деятельность) Подготовка иллюстративного материала. (внеурочная деятельность) Анализ и обобщение полученной информации. (2 урок, 20 мин)

Слайд 9

Практическая работа: а) изготовление тряпичной куклы; б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной». (2-3 урок, 2 урока трудового обучения) Оформление материала для презентации. (внеурочная деятельность) Защита проекта . ( 4 урок)

Слайд 10

Посмотрите внимательно на иллюстрации И.Я.Библина к сказке «Василиса Прекрасная»

Слайд 11

Художник изобразил Василису одетой в занавеску. Занавеской называлась длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом сзади до лопаток. Надевалась она через голову. По подолу и краям рукавов украшалась вышивкой.

Слайд 12

Какие наряды носила бы Василиса Прекрасная если б она жила: На севере России? На юге России? В нашем регионе? В наше время?

Слайд 13

Гипотезы Основой женского костюма была рубаха.

Слайд 14

Старинная праздничная одежда имеет трехъярусный строй украшений.

Слайд 15

Женский костюм сильно варьировался в зависимости то местности.

Слайд 16

Мужской костюм был одинаков в разных областях России.

Слайд 17

Головной убор играл огромную роль в женском костюме.

Слайд 18

Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.

Слайд 19

Украшение костюма не простая забава.

Слайд 20

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.

Слайд 21

Тема сообщения: « Костюм – это просто одежда, или часть культуры народа». А) Основные элементы русского костюма. Б) Символичность цветового решения костюма. В) Конструкция и основные типы женских головных уборов. Г) Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость. Д) Украшение головных уборов. А) Вышивка, как ритуал. Б) Традиционные элементы русской вышивки, их семантика. В) Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.

Слайд 22

Литература Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.” Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”. Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”. Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”. Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI — XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.

Слайд 23

Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Донской народный костюм. Горяева Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.

Слайд 24

Практическая работа

Слайд 25

Вариант 1 «Изготовление тряпичной куклы» 1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его. Ткань надо взять размером с мужской носовой платок. 2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой. 3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее. 4. Выполнить рукава рубахи.

Слайд 26

5. Сшить сарафан (рубаху и поневу, кофту и юбку). 6. Пришить к валику рукава. 7. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие части одежды. 8. Выполнить головной убор. 9. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор. 10. Дополнить костюм куклы украшениями.

Слайд 27

Вариант 2 Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной» 1.Нарисовать женскую фигуру. 2.Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем. 3.Приклеить рукава.

Слайд 28

4.Аналогично выполнить грудь рубахи. 5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний край мелкими складками и приклеить на рисунок. 6. Снизу украсить юбку пышной оборкой. 7.Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.

Слайд 29

8.Прорисовать лицо и ладони. 9. Из ниток сплести косу и приклеить ее. 10.Выполнить головной убор. 11.Приклеить или нарисовать украшения. 12.Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.

Слайд 30

Смело приступай к работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический проект "Наряди живую елку"

Цель проекта: повышение уровня экологической культуры обучающихся, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию вокруг себя, в осознании личной ответственности за сохранность ок...

Творческий проект "Наряд для летнего завтрака"

Проблемная ситуация В конце учебного года  я решила сделать сюрприз  моим родным  и организовать семейный завтрак. Я хочу  появиться на нём  в новом наряде....

конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта «Наряд для семейного обеда»

конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта  «Наряд для семейного обеда»6 класс (девочки)ФГОС...

Василисы Прекрасные и Премудрые

Методическая разработка внеклассного мероприятия...

Урок- сказка "Как Иван-царевич спасал Василису Прекрасную" (5, 6 класс)

Урок- сказка проводился в рамках недели уителей математики, направлени на формирование познавательного интереса, носит развлекатеьный характер. публикация содержит презентацию к уроку....