Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»
план-конспект занятия (6 класс)
Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»
Дополнительное образование
Учебная тема «Русская народная одежда»
Возраст 11-13 лет
Тип проекта: творческий
Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.
Задачи:
Учебные:
- Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
- Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
- Развивать эстетическое мировосприятие.
- Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
- Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
- Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_naryady_dlya_vasilisy_prekrasnoy.doc | 75 КБ |
prezentaciya_k_prektu_naryady_dlya_vasilisy_prekrasnoy.ppt | 966 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Наряды для Василисы Прекрасной»
Дополнительное образование
Учебная тема «Русская народная одежда»
Возраст 11-13 лет
Тип проекта: творческий
Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.
Задачи:
Учебные:
- Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
- Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
- Развивать эстетическое мировосприятие.
- Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
- Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
- Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.
Описание этапов проектной деятельности
1. Актуализация проблемы
На уроках изобразительного искусства в 5 классе, изучая тему «Древни корни народного искусства, дети знакомятся с праздничными обрядами, костюмами, орнаментами народной вышивки. Первая встреча с народной культурой уже состоялась в 4 классе при изучении темы «Истоки родного искусства». Дети узнали , как традиционный костюм выражает образ мужской и женской красоты. В 5 классе мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.
Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.
За один - два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей донского костюма. Решить эту проблему можно, применив технологию проектного обучения.
На первом занятии учитель сообщает детям о вариациях русского народного костюма в зависимости от региона России. Предлагает рассмотреть русский костюм на иллюстрации И..Я. Библина к сказке «Василиса Прекрасная» и выдвигает проблему: «Какие нарды могла носить Василиса Прекрасная, если бы она жила: на севере России, на юге России, в нашем регионе, в наше время?»
Определение творческого название проекта « Наряды для Василисы Прекрасной»
По окончании работы дети должны будут ответить на основополагающий вопрос:
«Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?»
Учитель предлагает несколько гипотез:
- Основой женского костюма была рубаха.
- Старинная праздничная одежда имеет трехъярусный строй украшений.
- Женский костюм сильно варьировался в зависимости от местности.
- Мужской костюм был одинаков в разных областях России.
- Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
- Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.
- Украшение костюма не простая забава.
- Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.
2. Разработка проекта.
Учитель задает план работы над проектом и вмести с учащимися определяет сроки его выполнения:
- Разработка проекта.
(1 урок, 20 мин)
- Сбор информации из разных источников.
(внеурочная деятельность)
- Подготовка иллюстративного материала.
(внеурочная деятельность)
- Анализ и обобщение полученной информации.
(2 урок, 20 мин)
- Практическая работа:
а) изготовление тряпичной куклы;
б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».
(2-3 урок, 2 урока технологии)
- Оформление материала для презентации.
(внеурочная деятельность)
- Защита проекта.
( 4 урок)
Обсуждение критериев оценки качества проекта:
а) для презентации проекта
- полнота раскрытия темы, доказательность гипотез;
- ответ на основополагающий вопрос;
- грамотность изложения, наличие иллюстраций;
- самостоятельность выполнения;
- степень активности каждого участника команды.
б) для творческой работы
- выполнение работы в соответствии с выбранной темой;
- элементы костюма соответствуют определенному региону и эпохе;
- работа выполнена качественно, аккуратно;
- эстетичность работы.
Выбор средств и методов выполнения проекта:
- сбор, изучение и анализ информации;
- подбор иллюстративного материала;
- творческая работа.
Выбор формы работа над проектом:
Класс разбивается на творческие группы. (3-5 человек)
Каждая команда выбирает задание:
«Русский народный костюм юга России»
«Русский народный костюм севера России»
«Костюм донских казаков»
«Традиции русского костюма в новых образах современной моды»
Обсуждение со школьниками возможных источников информации:
- Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.”
- Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.
- Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.
- Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.
- Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.
- Фрадкина И.Г., Новак Л.A. «Донской народный костюм.»
- Скарик А.П. «Казачий Дон. Очерки истории.»
- Горяева Н.А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.» Учебник для 5 класса.
- Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.
Выбор способов оформления:
- в форме устного журнала, где каждая группа рассказывает о результатах работы;
- выставка творческих работ.
3. Реализация проекта
Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.
- Сбор, материала из разных источников (внеурочная деятельность)
- Подготовка иллюстративного материала (внеурочная деятельность)
- Анализ и обобщение материала (2 урок 20 мин.)
- Практическая работа (2-3 урок, 2 урока технологии)
а) изготовление тряпичной куклы;
б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».
Вариант 1
«Изготовление тряпичной куклы»
1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его. Ткань надо взять размером с мужской носовой платок.
2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой.
3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее.
4. Выполнить рукава рубахи.
5. Сшить сарафан (рубаху и поневу, кофту и юбку).
6. Пришить к валику рукава.
7. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие части одежды.
8. Выполнить головной убор.
9. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор.
10. Дополнить костюм куклы украшениями.
Вариант 2
Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной»
1.Нарисовать женскую фигуру.
2.Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем.
3.Приклеить рукава.
4.Аналогично выполнить грудь рубахи.
5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний край мелкими складками и приклеить на рисунок.
6. Снизу украсить юбку пышной оборкой.
7.Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.
8.Прорисовать лицо и ладони.
9. Из ниток сплести косу и приклеить ее.
10.Выполнить головной убор.
11.Приклеить или нарисовать украшения.
12.Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.
- Оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)
Тема сообщения:
« Костюм – это просто одежда, или часть культуры народа».
- Основные элементы русского костюма.
- Символичность цветового решения костюма.
- Конструкция и основные типы женских головных уборов.
- Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.
- Украшение головных уборов.
- Вышивка, как ритуал.
- Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.
- Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.
4. Завершение проекта ( 4 урок)
Защита проекта представителем от каждой группы.
Выставка работ.
Рефлексия
Учащиеся оценивают
качество проекта, достижение целей, доказательность гипотез;
продуктивность работы группы;
качество сотрудничества;
выбирают лучшие творческие работы;
определяют степень удовлетворенности работой.
Учитель оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по руководству проектной деятельности детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаешь ли ты какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? Как выглядели праздничные и будничные костюмы, как и зачем их украшали?
В течении нескольких веков в разных концах Русской земли складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Костюм юга России Костюм севера России Костюм донских казаков
Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто – то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.
Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
Тема проекта "Наряды для Василисы Прекрасной"
По окончании работы вы должны будете ответить на основополагающий вопрос: Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?
План работы Разработка проекта. (1 урок, 20 мин) Сбор информации из разных источников. (внеурочная деятельность) Подготовка иллюстративного материала. (внеурочная деятельность) Анализ и обобщение полученной информации. (2 урок, 20 мин)
Практическая работа: а) изготовление тряпичной куклы; б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной». (2-3 урок, 2 урока трудового обучения) Оформление материала для презентации. (внеурочная деятельность) Защита проекта . ( 4 урок)
Посмотрите внимательно на иллюстрации И.Я.Библина к сказке «Василиса Прекрасная»
Художник изобразил Василису одетой в занавеску. Занавеской называлась длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом сзади до лопаток. Надевалась она через голову. По подолу и краям рукавов украшалась вышивкой.
Какие наряды носила бы Василиса Прекрасная если б она жила: На севере России? На юге России? В нашем регионе? В наше время?
Гипотезы Основой женского костюма была рубаха.
Старинная праздничная одежда имеет трехъярусный строй украшений.
Женский костюм сильно варьировался в зависимости то местности.
Мужской костюм был одинаков в разных областях России.
Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.
Украшение костюма не простая забава.
Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.
Тема сообщения: « Костюм – это просто одежда, или часть культуры народа». А) Основные элементы русского костюма. Б) Символичность цветового решения костюма. В) Конструкция и основные типы женских головных уборов. Г) Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость. Д) Украшение головных уборов. А) Вышивка, как ритуал. Б) Традиционные элементы русской вышивки, их семантика. В) Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.
Литература Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.” Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”. Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”. Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”. Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI — XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.
Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Донской народный костюм. Горяева Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.
Практическая работа
Вариант 1 «Изготовление тряпичной куклы» 1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его. Ткань надо взять размером с мужской носовой платок. 2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой. 3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее. 4. Выполнить рукава рубахи.
5. Сшить сарафан (рубаху и поневу, кофту и юбку). 6. Пришить к валику рукава. 7. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие части одежды. 8. Выполнить головной убор. 9. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор. 10. Дополнить костюм куклы украшениями.
Вариант 2 Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной» 1.Нарисовать женскую фигуру. 2.Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем. 3.Приклеить рукава.
4.Аналогично выполнить грудь рубахи. 5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний край мелкими складками и приклеить на рисунок. 6. Снизу украсить юбку пышной оборкой. 7.Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.
8.Прорисовать лицо и ладони. 9. Из ниток сплести косу и приклеить ее. 10.Выполнить головной убор. 11.Приклеить или нарисовать украшения. 12.Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.
Смело приступай к работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий сказки «Сказка о Василисе Прекрасной, или Как дигорцы Василису спасли»
ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ (НА НОВЫЙ ЛАД)...
Внеклассное мероприятие «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ, ПРЕМУДРАЯ…?»
Сценарий праздника 8 марта в 5 классе...
Социально-педагогический проект "Наряди живую елку"
Цель проекта: повышение уровня экологической культуры обучающихся, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию вокруг себя, в осознании личной ответственности за сохранность ок...
Творческий проект "Наряд для летнего завтрака"
Проблемная ситуация В конце учебного года я решила сделать сюрприз моим родным и организовать семейный завтрак. Я хочу появиться на нём в новом наряде....
конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта «Наряд для семейного обеда»
конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта «Наряд для семейного обеда»6 класс (девочки)ФГОС...
Василисы Прекрасные и Премудрые
Методическая разработка внеклассного мероприятия...
Урок- сказка "Как Иван-царевич спасал Василису Прекрасную" (5, 6 класс)
Урок- сказка проводился в рамках недели уителей математики, направлени на формирование познавательного интереса, носит развлекатеьный характер. публикация содержит презентацию к уроку....