Программа дополнительного образования "Юный музыкант"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Ефимова Ольга Алексеевна

Эстетическое развитие и формирование творческого восприятия детьми музыкального искусства. Освоение игры на музыкальных инструментах. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности и предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Музыкально - эстетическое развитие и формирование творческого восприятия детьми большого музыкального искусства успешно ведется различными путями; через пение, слушание музыки, изучение музыкальной грамоты, посредством игры на различных музыкальных инструментах. Программа дополнительного  образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре образовательной программы направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования, примерной программой предметной области «Музыка» и требованиями к программам дополнительного образования детей. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности и предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей, социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации личности учащегося  через исполнение.

  Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности и предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей, социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации личности учащегося  через исполнение. Программа направлена на достижение единой цели разными средствами искусства. В процессе обучения (игра на фортепиано, вокальное исполнение) проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие способности детей, коммуникативные качества, умение слышать себя и своих партнеров по ансамблю, оценивать исполнение, посмотрев на себя со стороны. Программа включает в себя два вида музыкальной деятельности: музицирование (игра на фортепиано) и пение (вокальное исполнительство). Разработанные занятия легко варьируются от настроения детей, заменяются, процесс представляет собой схему творческих игр, этюдов, направленных на развитие музыкальных и эстетических способностей детей.

Актуальность программы состоит в том, что игра на музыкальных инструментах создает эмоционально наполненную среду увлечённых детей и педагогов. заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщения их к классической, народной и эстрадной музыке., раскрытия в детях разносторонних способностей.

В условиях внедрения ФГОС ООО второго поколения особую актуальность приобретает обновление дополнительного образования детей, которому отводится важная функция раскрытия личностного потенциала ребёнка. Освоение игры на музыкальных инструментах – стремление к истинности и искренности мыслей и чувств, своеобразная духовная жизнь, самовыражение, самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Инструментальное музицирование – самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь,

Цель программы: создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию исполнительской культуры дошкольника; развитие у детей всей системы музыкальных способностей.

Задачи программы.

Образовательные: - стимулировать формирования основ творческого воображения, мышления, фантазии; - учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание музыкального материала; - прививать навыки игры на музыкальных инструментах. - обучать умению использовать приобретенные навыки на практике.

Развивающие: - развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности; - развивать способности к самосозиданию и самовыражению; - формировать коммуникативные навыки.

 Воспитательные: - воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру, художественный вкус; - формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие

Основополагающие принципы программы: ∙ Принцип полноты и целостности музыкального образования детей – выражается в непрерывности процесса развития эмоциональной сферы, связанной с освоением различной исполнительской деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах). ∙ Принцип научности – предполагает подкрепление всех обучающих мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками. ∙ Принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. ∙ Принцип связи теории с практикой – формирует у детей умение применять свои знания, умения в повседневной жизни. ∙ Принцип активного обучения – обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппами, индивидуально и др.)

7. Организационные условия реализации программы В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка и вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремление воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в себе. Программа рассчитана на использование в дошкольном учреждении, поэтому данные занятия включены в общую стратегию воспитательной работы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста ( 6- 7 лет). Заниматься может любой ребенок, желающий красиво и грамотно петь, играть на детских музыкальных инструментах, изучать нотную грамоту, независимо от природных способностей. Ему предоставляется возможность раскрыть свою индивидуальность , скрытые способности, добиваться успехов на сцене.

Продолжительность занятий: 30-40 мин. Количество занятий: групповое – 1 раз в неделю во второй половине дня (каждый вторник), индивидуальное – по необходимости. Предполагается 31-33 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май.Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения подростками содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Формы занятий:

Формы работы с составами обязательно включают репетиции по группам инструментов, индивидуальную работу с солистами и со слабыми учащимися и сводные репетиции всего коллектива. От того, как руководитель организует всю предварительную работу, зависит эффективность и качество выступлений коллектива на концертах. Время для занятий и помещение должны быть постоянными, что играет немаловажную роль в воспитании дисциплины учащихся.

Формы подведения итогов и реализации данной программы:

Особое стимулирующее значение имеют публичные концерты коллектива. При подготовке к любому из них надо найти поощряющие моменты, которые превратят концерт в радостное событие. Единство цели и общность интересов у участников и руководителя не только порождает желание как можно лучше, выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и способствует формированию между ними отношений взаимоподдержки, взаимопонимания. Концерт — это не только подведение итогов. Это еще одна встреча с музыкой, со слушателем, которая определяет моральный климат в коллективе, успех всей его дальнейшей работы.

Ожидаемый результат:

К концу  первого года обучения воспитанник должен:

–        усвоить общую постановку

–        правильную постановку рук. Пальцев при игре на инструменте.

–        Знать длительности нот.

–        Расположение нот на нотном стане.

–        Правила звукоизвлечения на инструменте.

–        Удобную для него позицию пальцев игры на инструменте.

–        Правила дыхания во время игры.

–        Способы звукоизвлечения с участием языка и без участия языка.

–        За время обучения воспитанник должен выучить 7 — 8 народных мелодий и уметь свободно играть на инструментах.

К концу второго года обучения воспитанник   должен знать:

–        тональность настройки инструмента.

–        Обозначение штрихов.

–        Читать цифровой текст.

–        Исполнение штрихов: легато, стаккато, маркато, деташе.

–        Исполнение произведений на инструментах различной настройки.

–        Ансамблевое исполнение несложных произведений.

–        должен выучить 5 — 6 мелодий.

К концу третьего года обучения воспитанник должен:

–        ритмическую организацию триолей, квинтолей и синкоп.

–        Смешанные и переменные размеры.

–        Различные виды мелизмов.

должен освоить:

-мажорные и минорные гаммы в три октавы и арпеджио.

- Несложный аккомпанемент вокалисту, инструменталисту.

- Ансамблевое исполнение

- Чтение с листа несложных произведений.

- Качественное исполнение всех штрихов и приемов звукоизвлечения.

должен выучить 12 — 16 народных мелодий, 3 — 4 произведения композиторов — инструменталистов.

В результате  обучения по программе  у ребёнка будут сформированы не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

Личностные

У детей будут сформированы:

  • положительное отношение к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими  принципами;

Регулятивные

Ребёнок научится:

  • организовывать свою деятельность;
  • принимать учебно-познавательную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачу;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
  • подводить под понятие на основе  выделения существенных признаков  природных и социальных объектов;

Коммуникативные

  • осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
  • вступать в учебное сотрудничество с педагогом , одноклассниками.

 Выпускник получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком;
  • планировать, сотрудничая со взрослыми;
  • проявлять инициативу  в поиске и сборе информации;
  • уважать позицию партнёра.

Учебно — тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

УУД

ЦОР

всего

теоретические

практические

1

Инструктаж по т/б.

Вводное занятие.

2

2

-

-

-

2

Обучение игре на музыкальных инструментах. Индивидуальные занятия.

137

15

122

Познавательные.

Личностные.

Диск «Музыкальный класс»

презентация «Русские музыкальные инструменты»

3

История музыкальной культуры.

17

11

6

Коммуникативные.

Диск «Мировая музыкальная культура»

4

Ансамбль

32

8

24

регулятивные

Музыкальная энциклопедия.

5

Основы музыкальной грамоты

28

16

12

Познавательные

личностные

Диск «Самоучитель»

6

Всего:

216

52

164

Учебно — тематический план

2 год обучения

тема

Количество

часов

УУД

ЦОР

всего

теоретические

практические

1

Инструктаж по т/б.

Вводное занятие.

2

2

-

Познавательные.

Личностные.

Диск «Музыкальный класс»

презентация «Русские музыкальные инструменты»

2

Обучение игре на музыкальных инструментах. Индивидуальные занятия.

137

15

122

Коммуникативные.

Диск «Мировая музыкальная культура»

3

История музыкальной культуры.

17

11

6

регулятивные

Музыкальная энциклопедия.

4

Ансамбль

32

8

24

познавательные

Диск «Самоучитель»

5

Основы музыкальной грамоты

28

16

12

Диск  Музыкальная грамматика

6

Всего:

216

52

164

Учебно — тематический план

3 год обучения

тема

Количество

всего

Часов

теоретические

Часов

практические

Универсальные

учебные действия

ЦОР

(цифровые образовательные ресурсы)

1

Инструктаж по т/б.

Вводное занятие.

2

2

-

-

-

2

Обучение игре на музыкальных инструментах. Индивидуальные занятия.

137

15

122

Познавательные.

Личностные.

Диск «Музыкальный класс»

презентация «Русские музыкальные инструменты»

3

История музыкальной культуры.

17

11

6

Коммуникативные.

Диск «Мировая музыкальная культура»

4

Ансамбль

32

8

24

Регулятивные

Музыкальная энциклопедия.

5

Основы музыкальной грамоты

28

16

12

Познавательные

Диск «Самоучитель»

6

Всего:

216

52

164

Содержание программы 1 года обучения.

1.        Вводное занятие.

        Техника безопасности и правила поведения на занятиях

        Инструктаж по технике безопасности. Обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Проверка и анализ музыкальных способностей.

  1. Обучение игре на музыкальных инструментах (индивидуальные занятия).

Освоение музыкальной грамоты. Постановка правой руки. Постановка левой руки. Развитие слуха. Извлечение звука на инструменте. Упражнение со звуком «И — А» - на один удар язычка. «А-И» «ОЙ-ОЙ-ОЙ» на один удар язычка. «Кукушка» - беззвучное произношение слогов» Ритмические упражнения: исполнение ритмических фигураций. Исполнение мелодических фрагментов из репертуара. Работа над звуковыми эффектами. Закрепления навыков дыхания. Разучивание музыкальных произведений. Подчинения движения пальц и характеру музыки.

3.        История музыкальной культуры.

            Русские народные инструменты и оркестры. 

4. Ансамбль

Значение термина «Ансамбль». Ансамбль как слитное слаженное исполнение произведения всеми музыкантами. Понятие «аккомпанемент». Единовременное окончание и начало игры. Слаженная и уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Разучивание песен и аккомпанирование солистом. Развитие музыкально — слуховой дисциплины.

5.Основы музыкальной грамоты.

Звук. Звукоряд, основные ступени. Различие звуков по высоте. Название октав. Нотоносец. Скрипичный ключ, басовый ключ, расположение нот. Длительности нот. Значение точки около ноты. Лига в двух понятиях. Фермата. Ее обозначение. Знаки альтерации. Размер, ритм, тактовая черта. Паузы. Знаки альтерации. Размер, ритм, тактовая черта. Паузы. Знаки сокращенного письма. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тон и полутон. Мотив. Фраза. Кульминация и их выразительность. Оркестровое «тутти». Термины обозначающие темпы. Динамические оттенки. Строение мажора и минора. Понятие о ладе. Главные ступени лада. Наиболее употребительные термины.

Содержание программы 2 года обучения

        1. Вводное занятие. Ознакомление с техникой безопасности на кружке.  Обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся. Проверка и анализ музыкальных способностей.

        2. Обучение игре на музыкальных инструментах. Освоение музыкальной грамоты. Работа над репертуаром. Знакомство с цифровой записью. Ритмические упражнения, гаммы, звукоряд. Исполнение мелодических фрагментов из репертуара. Работа над звукообразованием Закрепление навыков игры в процессе разучивания репертуара. Работа над эмоционально — художественной выразительностью исполнения. Подбор репертуара. Индивидуальные занятия с учащимися, работа с группами.

Содержание программы 3 года обучения.

Вводное занятие.

Проверка и анализ музыкальных способностей. Обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Ознакомить и расписаться в журнале по технике безопасности на кружке.

 Обучение игре на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Аббревиатура (сокращенные обозначения письма).

Буквенное обозначение; ноты. Аккорды, пение, игра на инструменте. Письменные упражнения. Гармония как предмет, выразительные музыкальные средства музыки. Трезвучия и их роль в ладу. Понятие — подголосочность, разнотемность. Имитация, полифония как склад музыкального письма. Конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы. Отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фестивалях. 

Основы музыкальной грамотности

Ритмические и звуковысотные импровизации. Закрепление знаний за два года обучения. Чтение нот с листа. Исполнение различных ритмических рисунков. Настройка инструмента. Подготовка сольных композиций.

Ансамбль  

Звуковой баланс в аккомпанирующей группе. Разучивание песен и инструментальных пьес, их исполнение. Основы сценического дыхания. Характер музыки. Особенности ритмов(по записи и на слух). Подготовка сольных композиций.

История музыкальной культуры

В.А. Моцарт — гениальный австрийский композитор 18 века. Симфония соль минор. Л.В.Бетховен — немецкий композитор начала 19 века. Лунная соната — ор. 14. Музыкальная викторина по произведениям учебного периода. Творчество выдающихся пианистов — исполнителей. Прослушивание записей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

ЦРТДиЮ г.Озёрска 21.10.17г. Праздничная программа «Посвящение в музыканты» (для уч-ся муз.худ. отдела) Действующие лица: Фея Музыки, Девочка Песенка; Диссонанс

(звучит музыка, на экране фрагменты сказки, которую читает за кадром ведущая) (за кадром) ВЕДУЩИЙ: В некотором царстве, в некотором государстве в музыкальной стране жила-была девочка-песенка. (выходит...

Программа дополнительного образования "Юный музыкант"

Эстетическое развитие и формирование творческого восприятия детьми музыкального искусства. Освоение игры на музыкальных инструментахДополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант&r...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (краткосрочная) «БУДУ МУЗЫКАНТОМ!»

Актуальность   программы заключается в потребности детей к изучению музыкальной грамоты, исполнению несложных пьес, приобщении к инструментальной музыке. В процессе изучения, дети осваивают ...