Программа дополнительного образования "Юный музыкант"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Эстетическое развитие и формирование творческого восприятия детьми музыкального искусства. Освоение игры на музыкальных инструментах. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности и предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Музыкально - эстетическое развитие и формирование творческого восприятия детьми большого музыкального искусства успешно ведется различными путями; через пение, слушание музыки, изучение музыкальной грамоты, посредством игры на различных музыкальных инструментах. Программа дополнительного образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре образовательной программы направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования, примерной программой предметной области «Музыка» и требованиями к программам дополнительного образования детей. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности и предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей, социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации личности учащегося через исполнение.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности и предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей, социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации личности учащегося через исполнение. Программа направлена на достижение единой цели разными средствами искусства. В процессе обучения (игра на фортепиано, вокальное исполнение) проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие способности детей, коммуникативные качества, умение слышать себя и своих партнеров по ансамблю, оценивать исполнение, посмотрев на себя со стороны. Программа включает в себя два вида музыкальной деятельности: музицирование (игра на фортепиано) и пение (вокальное исполнительство). Разработанные занятия легко варьируются от настроения детей, заменяются, процесс представляет собой схему творческих игр, этюдов, направленных на развитие музыкальных и эстетических способностей детей.
Актуальность программы состоит в том, что игра на музыкальных инструментах создает эмоционально наполненную среду увлечённых детей и педагогов. заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщения их к классической, народной и эстрадной музыке., раскрытия в детях разносторонних способностей.
В условиях внедрения ФГОС ООО второго поколения особую актуальность приобретает обновление дополнительного образования детей, которому отводится важная функция раскрытия личностного потенциала ребёнка. Освоение игры на музыкальных инструментах – стремление к истинности и искренности мыслей и чувств, своеобразная духовная жизнь, самовыражение, самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Инструментальное музицирование – самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь,
Цель программы: создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию исполнительской культуры дошкольника; развитие у детей всей системы музыкальных способностей.
Задачи программы.
Образовательные: - стимулировать формирования основ творческого воображения, мышления, фантазии; - учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание музыкального материала; - прививать навыки игры на музыкальных инструментах. - обучать умению использовать приобретенные навыки на практике.
Развивающие: - развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности; - развивать способности к самосозиданию и самовыражению; - формировать коммуникативные навыки.
Воспитательные: - воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру, художественный вкус; - формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие
Основополагающие принципы программы: ∙ Принцип полноты и целостности музыкального образования детей – выражается в непрерывности процесса развития эмоциональной сферы, связанной с освоением различной исполнительской деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах). ∙ Принцип научности – предполагает подкрепление всех обучающих мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками. ∙ Принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. ∙ Принцип связи теории с практикой – формирует у детей умение применять свои знания, умения в повседневной жизни. ∙ Принцип активного обучения – обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппами, индивидуально и др.)
7. Организационные условия реализации программы В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка и вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремление воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в себе. Программа рассчитана на использование в дошкольном учреждении, поэтому данные занятия включены в общую стратегию воспитательной работы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста ( 6- 7 лет). Заниматься может любой ребенок, желающий красиво и грамотно петь, играть на детских музыкальных инструментах, изучать нотную грамоту, независимо от природных способностей. Ему предоставляется возможность раскрыть свою индивидуальность , скрытые способности, добиваться успехов на сцене.
Продолжительность занятий: 30-40 мин. Количество занятий: групповое – 1 раз в неделю во второй половине дня (каждый вторник), индивидуальное – по необходимости. Предполагается 31-33 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май.Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения подростками содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Формы занятий:
Формы работы с составами обязательно включают репетиции по группам инструментов, индивидуальную работу с солистами и со слабыми учащимися и сводные репетиции всего коллектива. От того, как руководитель организует всю предварительную работу, зависит эффективность и качество выступлений коллектива на концертах. Время для занятий и помещение должны быть постоянными, что играет немаловажную роль в воспитании дисциплины учащихся.
Формы подведения итогов и реализации данной программы:
Особое стимулирующее значение имеют публичные концерты коллектива. При подготовке к любому из них надо найти поощряющие моменты, которые превратят концерт в радостное событие. Единство цели и общность интересов у участников и руководителя не только порождает желание как можно лучше, выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и способствует формированию между ними отношений взаимоподдержки, взаимопонимания. Концерт — это не только подведение итогов. Это еще одна встреча с музыкой, со слушателем, которая определяет моральный климат в коллективе, успех всей его дальнейшей работы.
Ожидаемый результат:
К концу первого года обучения воспитанник должен:
– усвоить общую постановку
– правильную постановку рук. Пальцев при игре на инструменте.
– Знать длительности нот.
– Расположение нот на нотном стане.
– Правила звукоизвлечения на инструменте.
– Удобную для него позицию пальцев игры на инструменте.
– Правила дыхания во время игры.
– Способы звукоизвлечения с участием языка и без участия языка.
– За время обучения воспитанник должен выучить 7 — 8 народных мелодий и уметь свободно играть на инструментах.
К концу второго года обучения воспитанник должен знать:
– тональность настройки инструмента.
– Обозначение штрихов.
– Читать цифровой текст.
– Исполнение штрихов: легато, стаккато, маркато, деташе.
– Исполнение произведений на инструментах различной настройки.
– Ансамблевое исполнение несложных произведений.
– должен выучить 5 — 6 мелодий.
К концу третьего года обучения воспитанник должен:
– ритмическую организацию триолей, квинтолей и синкоп.
– Смешанные и переменные размеры.
– Различные виды мелизмов.
должен освоить:
-мажорные и минорные гаммы в три октавы и арпеджио.
- Несложный аккомпанемент вокалисту, инструменталисту.
- Ансамблевое исполнение
- Чтение с листа несложных произведений.
- Качественное исполнение всех штрихов и приемов звукоизвлечения.
должен выучить 12 — 16 народных мелодий, 3 — 4 произведения композиторов — инструменталистов.
В результате обучения по программе у ребёнка будут сформированы не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.
Личностные
У детей будут сформированы:
- положительное отношение к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Регулятивные
Ребёнок научится:
- организовывать свою деятельность;
- принимать учебно-познавательную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачу;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
- подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
Коммуникативные
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с педагогом , одноклассниками.
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком;
- планировать, сотрудничая со взрослыми;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации;
- уважать позицию партнёра.
Учебно — тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | УУД | ЦОР | |||
всего | теоретические | практические | |||||
1 | Инструктаж по т/б. Вводное занятие. | 2 | 2 | - | - | - | |
2 | Обучение игре на музыкальных инструментах. Индивидуальные занятия. | 137 | 15 | 122 | Познавательные. Личностные. | Диск «Музыкальный класс» презентация «Русские музыкальные инструменты» | |
3 | История музыкальной культуры. | 17 | 11 | 6 | Коммуникативные. | Диск «Мировая музыкальная культура» | |
4 | Ансамбль | 32 | 8 | 24 | регулятивные | Музыкальная энциклопедия. | |
5 | Основы музыкальной грамоты | 28 | 16 | 12 | Познавательные личностные | Диск «Самоучитель» | |
6 | Всего: | 216 | 52 | 164 |
Учебно — тематический план
2 год обучения
№ | тема | Количество часов | УУД | ЦОР | |||
всего | теоретические | практические | |||||
1 | Инструктаж по т/б. Вводное занятие. | 2 | 2 | - | Познавательные. Личностные. | Диск «Музыкальный класс» презентация «Русские музыкальные инструменты» | |
2 | Обучение игре на музыкальных инструментах. Индивидуальные занятия. | 137 | 15 | 122 | Коммуникативные. | Диск «Мировая музыкальная культура» | |
3 | История музыкальной культуры. | 17 | 11 | 6 | регулятивные | Музыкальная энциклопедия. | |
4 | Ансамбль | 32 | 8 | 24 | познавательные | Диск «Самоучитель» | |
5 | Основы музыкальной грамоты | 28 | 16 | 12 | Диск Музыкальная грамматика | ||
6 | Всего: | 216 | 52 | 164 |
Учебно — тематический план
3 год обучения
№ | тема | Количество всего | Часов теоретические | Часов практические | Универсальные учебные действия | ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) | |
1 | Инструктаж по т/б. Вводное занятие. | 2 | 2 | - | - | - | |
2 | Обучение игре на музыкальных инструментах. Индивидуальные занятия. | 137 | 15 | 122 | Познавательные. Личностные. | Диск «Музыкальный класс» презентация «Русские музыкальные инструменты» | |
3 | История музыкальной культуры. | 17 | 11 | 6 | Коммуникативные. | Диск «Мировая музыкальная культура» | |
4 | Ансамбль | 32 | 8 | 24 | Регулятивные | Музыкальная энциклопедия. | |
5 | Основы музыкальной грамоты | 28 | 16 | 12 | Познавательные | Диск «Самоучитель» | |
6 | Всего: | 216 | 52 | 164 |
Содержание программы 1 года обучения.
1. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях
Инструктаж по технике безопасности. Обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Проверка и анализ музыкальных способностей.
- Обучение игре на музыкальных инструментах (индивидуальные занятия).
Освоение музыкальной грамоты. Постановка правой руки. Постановка левой руки. Развитие слуха. Извлечение звука на инструменте. Упражнение со звуком «И — А» - на один удар язычка. «А-И» «ОЙ-ОЙ-ОЙ» на один удар язычка. «Кукушка» - беззвучное произношение слогов» Ритмические упражнения: исполнение ритмических фигураций. Исполнение мелодических фрагментов из репертуара. Работа над звуковыми эффектами. Закрепления навыков дыхания. Разучивание музыкальных произведений. Подчинения движения пальц и характеру музыки.
3. История музыкальной культуры.
Русские народные инструменты и оркестры.
4. Ансамбль
Значение термина «Ансамбль». Ансамбль как слитное слаженное исполнение произведения всеми музыкантами. Понятие «аккомпанемент». Единовременное окончание и начало игры. Слаженная и уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Разучивание песен и аккомпанирование солистом. Развитие музыкально — слуховой дисциплины.
5.Основы музыкальной грамоты.
Звук. Звукоряд, основные ступени. Различие звуков по высоте. Название октав. Нотоносец. Скрипичный ключ, басовый ключ, расположение нот. Длительности нот. Значение точки около ноты. Лига в двух понятиях. Фермата. Ее обозначение. Знаки альтерации. Размер, ритм, тактовая черта. Паузы. Знаки альтерации. Размер, ритм, тактовая черта. Паузы. Знаки сокращенного письма. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тон и полутон. Мотив. Фраза. Кульминация и их выразительность. Оркестровое «тутти». Термины обозначающие темпы. Динамические оттенки. Строение мажора и минора. Понятие о ладе. Главные ступени лада. Наиболее употребительные термины.
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие. Ознакомление с техникой безопасности на кружке. Обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся. Проверка и анализ музыкальных способностей.
2. Обучение игре на музыкальных инструментах. Освоение музыкальной грамоты. Работа над репертуаром. Знакомство с цифровой записью. Ритмические упражнения, гаммы, звукоряд. Исполнение мелодических фрагментов из репертуара. Работа над звукообразованием Закрепление навыков игры в процессе разучивания репертуара. Работа над эмоционально — художественной выразительностью исполнения. Подбор репертуара. Индивидуальные занятия с учащимися, работа с группами.
Содержание программы 3 года обучения.
Вводное занятие.
Проверка и анализ музыкальных способностей. Обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Ознакомить и расписаться в журнале по технике безопасности на кружке.
Обучение игре на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Аббревиатура (сокращенные обозначения письма).
Буквенное обозначение; ноты. Аккорды, пение, игра на инструменте. Письменные упражнения. Гармония как предмет, выразительные музыкальные средства музыки. Трезвучия и их роль в ладу. Понятие — подголосочность, разнотемность. Имитация, полифония как склад музыкального письма. Конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы. Отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фестивалях.
Основы музыкальной грамотности
Ритмические и звуковысотные импровизации. Закрепление знаний за два года обучения. Чтение нот с листа. Исполнение различных ритмических рисунков. Настройка инструмента. Подготовка сольных композиций.
Ансамбль
Звуковой баланс в аккомпанирующей группе. Разучивание песен и инструментальных пьес, их исполнение. Основы сценического дыхания. Характер музыки. Особенности ритмов(по записи и на слух). Подготовка сольных композиций.
История музыкальной культуры
В.А. Моцарт — гениальный австрийский композитор 18 века. Симфония соль минор. Л.В.Бетховен — немецкий композитор начала 19 века. Лунная соната — ор. 14. Музыкальная викторина по произведениям учебного периода. Творчество выдающихся пианистов — исполнителей. Прослушивание записей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
ЦРТДиЮ г.Озёрска 21.10.17г. Праздничная программа «Посвящение в музыканты» (для уч-ся муз.худ. отдела) Действующие лица: Фея Музыки, Девочка Песенка; Диссонанс
(звучит музыка, на экране фрагменты сказки, которую читает за кадром ведущая) (за кадром) ВЕДУЩИЙ: В некотором царстве, в некотором государстве в музыкальной стране жила-была девочка-песенка. (выходит...
Программа дополнительного образования "Юный музыкант"
Эстетическое развитие и формирование творческого восприятия детьми музыкального искусства. Освоение игры на музыкальных инструментахДополнительная общеразвивающая программа «Юный музыкант&r...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (краткосрочная) «БУДУ МУЗЫКАНТОМ!»
Актуальность программы заключается в потребности детей к изучению музыкальной грамоты, исполнению несложных пьес, приобщении к инструментальной музыке. В процессе изучения, дети осваивают ...