Мастер-класс в студии «Ботега» на тему: «Гончарное искусство», 2021 г.
методическая разработка
Изготовление кувшина на гончарном круге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharnoe_iskusstvo.pptx | 2.3 МБ |
goncharnoe_iskusstvo.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка «Был я на копанце , был я на топанце , был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре . Когда молод был, людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».
«Был я на копанце …» «…был я на топанце » «Был я на кружале…» «Был я на пожаре»
«Был я на обваре …» «А стар стал, пеленаться стал » Печной горшок «Пока молод был людей кормил»
Кружится глина на гончарном круге, руки мастера бережно ее направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания кувшина с широким дном и узким горлышком… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства. Гончарное искусство в России
Глина - это осадочная, мелкозернистая, горная порода, с органическими и минеральными добавками, которая имеет пылевидную структуру в сухом состоянии и пластичную во влажном состоянии.
Русский печной горшок – непосредственный предок нашей современной кастрюли. В течение многих веков, если не тысячелетий, он был главным бытовым сосудом на Руси. В нем не только хранили мёд, но и кипятили воду, готовили кашу и супы, тушили рыбу, мясо, запекали картошку, хранили крупы. А когда горшок давал трещину, его оборачивали берестой, чтобы еще немного продлить ему жизнь.
В разных русских губерниях, мастера изготавливали различную по форме и размерам керамическую посуду. Это и кружки, и крынки, и кувшины, огромные горшки для зерна и другого продовольствия. В качестве украшения использовали орнамент. Очень часто он был в виде линий или волн, кружков, зубчиков или ямочек.
Русская глиняная посуда
Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.
На Руси гончарный круг появился в 9 веке, это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие.
Потом появился более совершенный, имевший внизу маховое колесо, вращаемое ногами. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли.
Глину брали вблизи поселения (обычно на берегу реки, озера, в овраге). Искали чистую, без песка, без гальки, однородную, пластичную, не комковатую. У каждого деревенского гончара были небольшие заветные месторождения, а проще - ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями.
Обжиг посуды проводился в печах-горнах. Они состояли из двух уровней, на первом располагались дрова, на втором – просохшие изделия. Между уровнями находилась глиняная перегородка с проделанными отверстиями, через них горячий воздух проходил с первого уровня на второй. Внутри печи поддерживалась температура равная 1200 градусам.
Веками русские мастера трудились на гончарном кругу, совершенствуя свое мастерство, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Гончарное ремесло, как и кузнечное, было основано на использовании мощнейшей стихии – огня, поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
В древнерусской гончарной мастерской
Глиняную посуду продавали на базарах и ярмарках в городах и селах, а иногда и увозили в другие губернии .
Подбор сырья Подготовка глины Способ изготовления Сушка Обжиг Технология производства гончарного изделия Обработка поверхностей
Природные скопления глиняных пород называют месторождениями. Территория России богата месторождениями чистых пород глины, в которых содержится мало примесей. Они относятся к каолиновым и огнеупорным глинам.
Самые известные месторождения в России – Кыштымское , Астафьевское , Палевское . В настоящее время глину добывают карьерным способом с помощью экскаваторов. Глинистые карьеры могут быть различной глубины. Часто в одном карьере может производиться выработка различных типов глин . Транспортировка глины осуществляется авто и железнодорожным транспортом. Добыча глины
Виды глины Красножгущиеся глины - массы, приобретающие после обжига красный или коричневый цвет. До обжига могут быть любого цвета, в том числе, зеленого. Фаянс - это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, он применяется чаще всего для бытовых целей, например, для изготовления посуды.
Шамот - прочный и недорогой материал, отличающийся повышенными водостойкими и огнеупорными характеристиками. Повышенная прочность шамота сравнима разве что с прочностью камня. Фарфор - это самая дорогая глина, мелкого помола, которая не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из смеси каолина, шварца и полевого шпата.
Гончарные круги Древнерусский Электрический Механический
Этапы работы на гончарном круге Центровка Формирование цилиндра Формирование углубления внутри цилиндра Вытягивание стенок Циклевание Расширение верхней части Сужение стенок Формирование горлышка Обтачивание Снятие сосуда с круга струной
Инструменты гончара Стеки, шильце , петли, цикли, струна , губка.
Изготовление кувшина 1. Скатать колобок из глины и резким движением бросить его в центр круга так, чтобы он прилип. Перед началом работы необходимо хорошо замесить глину, чтобы из нее ушли пузырьки воздуха, чтобы она стала пластичной, и не липла к рукам.
2. Закрепив глиняную массу, включить мотор и, смочив руки водой, отцентровать глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. 3. Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов - цилиндр, поэтому, прежде всего надо научиться лепить именно его.
4. В середине глиняной массы нужно плавно нажать большими пальцами и сделать цилиндрическое углубление. 5. Постепенно расширяя его, доводим диаметр до нужных размеров. Другой рукой формуем внешнюю стенку цилиндра.
6. Вытягиваем цилиндр двумя руками, одна из которых находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности. Чтобы руки хорошо скользили, почаще смачиваем их водой. 7. Из готового цилиндра формуем кувшин. Мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяем его. Обе руки должны двигаться синхронно.
8. Завершаем изготовление кувшина сужением верхней части и подравниванием краев. Воду, скапливающуюся внутри, убираем губкой. 9. Можно нарисовать полосы на кувшине стеком. Подрезаем края горлышка шильцем. 10. Остановим круг и дадим немного подсохнуть готовому кувшину, затем срежем его леской с ручками.
11. Выгнем кувшину носик. 12. Скатаем жгутик и слегка раскатаем его скалкой, сделав ручку кувшину. 13. Прикрепим ручку к кувшину с помощью шликера (жидкой глины) и прижмем покрепче.
Когда изделие высохнет, его отправляют в печь. Сушка проходит в течение 6-10 дней, в зависимости от температуры и влажности в помещении.
Дети за гончарным кругом в студии « Ботега »
Процесс обжига обычно проходит в два этапа. В первый (утильный) этап в печь попадает изделие без глазури и декора. После процедуры получается так называемый полуфабрикат. Политой обжиг (второй этап) проводится после того, как на изделие наносится глазурь и создаётся декор.
Готовые кувшины учащихся студии « Ботега »
Рекомендуемая литература для педагогов 1. М. Бугамбаев . Гончарное ремесло, Ч. 2, Керамика. - Ростов- на-Дону . Изд. Феникс, 2000 2. А. Поверин . Гончарное дело: Энциклопедия. Техника. Изд. Аст-Пресс , 2016 г. 3. А. Трудаков . Гончарные изделия своими руками. Изд. АСТ, 2018 4. Мария Долорс Росс и Фригола . Художественная керамика. Изд. Художественная школа, 2011 Рекомендуемая литература для детей 1. М. Коваленко. Керамика. Как лепить из глины. Изд. Коллектор, 2014 2. Джеки Эткин. Керамика для начинающих . Изд. Арт-Родник , 2005 Информационные источники В. Н. Молотова. История гончарного искусства. История керамических промыслов России. Изд. Декоративно-прикладное искусство, 2007 https://ru.russianarts.online/ https://www.ceramistam.ru/blog/Goncharnyi_kryg/ https://yandex.ru/images/
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»
Мастер-класс в студии «Ботега»
Тема: «Гончарное искусство»
Изготовление кувшина на гончарном круге
Рассолова Екатерина Александровна
Педагог ДО
Москва 2021
Цель занятия: изготовить кувшин из глины на гончарном круге
Актуальность темы:
Обучение гончарному делу способствует развитию эстетического вкуса у детей, дает большие возможности для воплощения различных идей в изготовлении глиняной посуды. Глина — природный, экологически чистый материал, который, благодаря своим свойствам, в руках мастера способен превращаться в удивительные по красоте и гармонии изделия. Работа с глиной исключительно благотворно воздействует на нервную систему ребенка, помогает расслабляться, снимать напряжение и просто получать уйму положительных эмоций. В рамках данной темы дети изучают историю возникновения гончарного искусства, приобретают опыт и ремесленные навыки работы на гончарном круге, знакомятся с различными приемами создания круглой посуды. Сложность и профессиональная направленность занятия повышают мотивацию учеников в работе на гончарном круге.
Задачи
Образовательные
- Познакомить детей с гончарным кругом.
- Показать, какие бывают формы глиняной посуды.
- Показать различные приемы работы на гончарном круге.
- Продолжить обучение в технике лепки из глины.
- Закрепить навыки работы с инструментами и материалами для керамики.
Воспитательные
- Прививать любовь к созидательной деятельности
- Развивать способность наблюдать.
- Пробудить интерес к познанию предметного мира.
- Привить интерес к лепке из глины и формотворчеству.
Коррекционно-развивающие
- Улучшить мелкую моторику в работе с глиной.
- Развить творческое воображение, зрительную память, фантазию.
- Расширить кругозор.
- Формировать позитивный подход к жизни.
Здоровьесберегающие
- Обеспечить правильную посадку детей
- Организовать хорошо оборудованное и удобное рабочее место
- Создать благоприятный психологический климат в коллективе
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
- Историю печного горшка
- Правила работы на гончарном круге
- Правила работы с инструментами и глиной
Дети должны уметь:
- Мять глину
- Разглаживать глину руками
- Работать стеками
- Доводить работу до конца
Оборудование и материалы
Для педагога: компьютер и мультимедийная перзентация на тему «Гончарное искусство».
Наглядные пособия: глиняная посуда различных форм – кувшины, крынки, горшки.
Для учащихся: глина (фаянс), стеки, миска с водой, тряпка, губка, фартук.
Тип урока:
Практический.
Вид урока:
Работа на гончарном круге.
Форма урока:
Фронтальная.
План урока
1. Организационный момент
2. Просмотр презентации и введение в тему
3. Физминутка
4. Знакомство с готовыми изделиями
5. Техника безопасности
6. Практическая работа
7. Краткий анализ
8. окончание занятия
Ход урока
1. Организационный момент
Педагог организует рабочие места, раскладывает инструменты и материалы для лепки. Ставит на стол глиняную посуду.
2. Просмотр презентации «Гончарное искусство» и введение в тему:
- Ребята, сегодня тема нашего занятия «Гончарное искусство». Мы с вами попробуем сделать небольшой кувшин на гончарном круге.
А для начала отгадайте загадку из русского фольклора:
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары на Руси называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали босыми ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие из нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.
- Гончарное дело – одно из самых древнейших ремесел в мире. На Руси гончарный круг появился в 9 веке, это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Потом появился более совершенный, имевший внизу маховое колесо, вращаемое ногами. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли.
Глину брали вблизи поселения (обычно на берегу реки, озера, в овраге). Искали чистую, без песка, без гальки, не комковатую. Хорошая глина должна быть однородной, пластичной, хорошо разминаться в руках, при сжатии в кулак - держать форму. У каждого уважающего себя деревенского гончара были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще — ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями.
В зависимости от времени и области Руси, мастера изготавливали различную по форме и размерам керамическую посуду. Это миски, сковородки, кружки, крынки, огромные горшки для зерна и другого продовольствия, горшки с толстыми стенками для приготовления пищи на огне, игрушки для детей, ритуальная посуда. В качестве украшения использовали орнамент. Очень часто он был в виде линий или волн, но также встречались и в виде кружков, зубчиков или ямочек.
Обжиг посуды проводился в печах-горнах. Они состояли из двух уровней, на первом располагались дрова, на втором – просохшие изделия. Между уровнями находилась глиняная перегородка с проделанными отверстиями, через них горячий воздух проходил с первого уровня на второй. Внутри печи поддерживалась температура равная 1200 градусам.
Веками мастера на Руси учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Пожалуй, наряду с металлообработкой, гончарное дело на Руси было самым важным из ремесел.
3. Физминутка
- Дети, давайте разомнем руки перед работой.
1. Сожмем руки в кулачки и разожмем несколько раз.
2. Потрем ладошки друг об друга.
3. Разомнем пальцы.
4. Повращаем кистями рук.
- Знакомство с готовыми изделиями
Педагог показывает изделия профессиональных мастеров: горшки, кувшины и крынки.
- Техника безопасности
- Ребята, с острыми стеками надо обращаться аккуратно. Работайте плавно, стараясь не делать резких движений.
6. Практическая работа
- А теперь начинаем работать. Глину нужно положить на круг строго по центру - гончары называют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму, близкую к шару, несильным, но резким движением нужно бросить его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу.
Закрепив глиняную массу, включить мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентровать глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее вытягивают в высокий конус, и снова придают первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторяют несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пузырьки, и она станет плотной и однородной.
Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов - цилиндр, поэтому, прежде всего надо научиться лепить именно его. В середине глиняной массы нужно плавно нажать большими пальцами и сделать цилиндрическое углубление. Постепенно расширяя его, доводим диаметр до нужных размеров. Другой рукой формуем внешнюю стенку цилиндра. Затем вытягиваем цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности. Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещаются от дна вверх, добиваясь получения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяем до тех пор, пока не добьемся нужной высоты цилиндра. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, почаще смачиваем их водой.
Из готового цилиндра формуем сосуд. Вначале лепим основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяем его. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. Завершаем изготовление сосуда подравниванием краев. Подрежем их шилом по кругу. Воду, скапливающуюся внутри, убираем губкой. Готовый сосуд срежем с остановленного круга леской с ручками. Когда изделие немного подсохнет, его отправляют в печь.
7. Краткий анализ
- Ребята, вы сегодня выполнили сложную творческую работу, изготовили керамический горшочек на круге. Вы все молодцы, хорошо потрудились. У кого-то из вас не получился ровный горшочек, но не унывайте, в следующий раз вы обязательно справитесь с этой нелегкой задачей.
9. Окончание занятия
- А теперь давайте все дружно уберем свои рабочие места: положим инструменты на место, выльем воду, и помоем руки. До свидания, дети, до следующего занятия!
Рекомендуемая литература для педагога
1. История культуры Древней Руси. Домонгольский период. Т. I. Материальная культура. М.; Л., 1951.
2. А. Поверин. Искусство и ремесла. Культура и традиции. Научно популярное. 2002
3. Гончарное дело: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1989.
5. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова. Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Лекции 5-8, М., Первое сентября, 2007.
Рекомендуемая литература для детей
1. Солнечная керамика. Альбом для детского художественного творчества. Грушина Л.В., Савушкин С. Н. Изд. Карапуз, 2008 г.
2. Джеки Эткин. Керамика для начинающих . Изд. Арт-Родник, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)
1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...
мастер-класс работа с документом на примере темы "Политические партии" 9 класс.
В курсе истории и обществознания в большом количестве используются исторические документы, СМИ, нормативно-правовая база, мемуары, фотографии, иллюстрации и даже историческая карта.Особое место занима...
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»
Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...
Мастер-класс "Моё открытие Китая" (Урок по теме "Одна и две Н в суффиксах прилагательных", 6 класс)
Мастер-класс для изучения темы "Н и НН в суффиксах прилагательных", урок русскоо языка в 6 классе. Изучение на основе культуры Китая....
План-конспект занятия в студии "Ботега" на тему: «Дымковская игрушка», 2021 г.
Роспись керамической формы Дымковской игрушки....
УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (с 2017 по 2021 гг.)
УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ2021 годIII ОТКРЫТАЯ ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПАНО...