программа Своими руками начальный уровень
рабочая программа
программа для работы с дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_svoimi_rukami_n_ur_2.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района
Принята на заседании методического совета от «___» ___________2021 г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей ____________ М.Г. Крылосова «___» ___________ 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СВОИМИ РУКАМИ»
начальный уровень
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 6-7 лет
Автор-составитель:
Волошина Людмила Андреевна,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей
2021 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Программа разработана согласно требованиям, к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы и следующим нормативно-правовым документам:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Своими руками» (начальный уровень) (далее – программа) имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников.
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Не все дети хотят стать художниками, скульпторами, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности очень полезны для всех.
Отличительные особенности программы
Особенности данной программы отображаются в изучении различных видов декоративно-прикладного искусства. Широкое и многообразное введение различных видов творчества в программу научит эстетически воспринимать окружающий быт. Программа дает учащимся представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни человека, об основах композиции, материаловедения для художественной обработки и декорирования изделий.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия различной деятельностью формируют интерес у детей к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворяют потребность детей в самовыражении. На занятиях лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией лепки, аппликации.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 6 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 года обучения. Программа рассчитана на 36 часов, включает в себя теоретическую часть и практические задания. Продолжительность занятий 30 минут.
Формы организации образовательного процесса: занятия могут проводиться как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса: в студии могут заниматься дети, младшего дошкольного возраста.
Комплектование в группу детей одного возраста позволяет педагогу построить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход для распределения заданий, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы. Наполняемость группы составляет 10-15 человек.
При формировании учебных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста и объединить детей в соответствии с их интересами и учетом образовательной базы учреждения.
Режим занятий
Этап обучения | Кол-во часов/занятий в неделю | Общее кол-во часов |
1 год обучения | 1/1 | 36 |
- Цели и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством лепки.
Задачи:
Образовательные:
- овладеть элементарными навыками и умениями лепки;
- усвоить знания о разнообразных материалах, используемых на занятиях лепкой, аппликацией;
- формировать творческую активность, художественный вкус.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- формировать чувство цвета.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, аккуратность;
- воспитывать у детей интерес к скульптурной деятельности;
- воспитывать умение доводить до конца начатое дело.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
I | Вводное занятие. Лепка из разного материала. Инструменты, материалы, ТБ. | 1 | 1 | Наблюдение, опрос, самостоятельная работа | |
II | Лепка из пластилина | 12 | 0,5 | 11,5 | |
III | Лепка из теста | 10 | 10 | ||
VI | Лепка из массы | 13 | 13 | ||
Итого | 36 | 0,5 | 35,5 |
I. Вводное занятие (1час)
Теория. Задачи работы объединения. План работы. Организационные вопросы. Правила пользования с инструментами и принадлежностями для лепки.
II. Лепка из пластилина (12 часов)
Теория. характеристика пластилина и способы лепки.
Практика: расширение знаний из области декоративно-прикладного искусства, знакомства с творчеством народных мастеров, знакомство с новыми приемами лепки,
III. Лепка из теста (10 часов)
Теория: Знакомство с консистенцией и принципами лепки из теста
Практика: анализ форм, умение выбрать нужные цвета и исходные формы, развивать стремление детей быть оригинальным в создании образа деда Мороза (Снегурочка, елочки, снеговика).
VI. Лепка из массы (13 часов)
Теория: знакомство со свойствами массы и способах лепки;
Практическая часть: формирование представления о строении различных фигур.
По завершении обучения по программе учащиеся
должны знать:
– технологию лепки изделий, свойства массы, способы лепки;
– правила безопасности труда и личной гигиены при лепке;
– организацию рабочего места;
– инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).
должны уметь:
– различать и лепить формы: шара, конуса, цилиндра;
– владеть способами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным
– убирать своё рабочее место;
- проявлять творческую индивидуальность.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
Количество учебных недель – 36 недель
Количество учебных дней – 273 дня
Продолжительность каникул: зимние - с 1 по 9 января
летние - с 1 июня по 31 августа
Календарно-тематический план составлен для каждой учебной группы согласно приложению к программе.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет;
- стол, стулья.
Материалы и инструменты:
- пластилин;
- тесто для лепки;
- масса для лепки;
- доска, коврик для лепки;
- стеки, нож;
Информационное обеспечение
- видеоматериалы;
- фотоматериалы;
- интернет-источники.
Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
2.3. Формы аттестации
Программой предусмотрены:
- входной контроль проводится в начале учебного года;
- промежуточная аттестация проводится по итогам первого полугодия.
- итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
- текущий контроль: творческие работы, участие в выставках и конкурсах разного уровня.
2.4. Оценочные материалы
Для мониторинга результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе используем методику Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. и психолого-педагогическую методику «Изучение качеств личности воспитанников», разработанную на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий уровень).
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями.
«Художественное творчество. Лепка»
№ группы:__________
Дата проведения мониторинга:______________
№ | Ф.И.ребенка | Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали. | Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов, посуды и т. д. | Знает свойства пластических материалов (глины, пластилина, теста, пластической массы), понимает какие предметы можно из них лепить | Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней | Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у детей развиваются творческие начала.
Словесные методы обучения: беседа, рассказ, комментарии педагога – необходимы как информационная и методическая основа для самостоятельной деятельности обучающихся.
Наглядные методы обучения: иллюстрирование, демонстрация – это эмоциональная и познавательная составляющие беседы, рассказа, диалога.
Индивидуальный подход: работа с каждым ребенком обязательна, она является определяющим принципом работы с группой в целом: только обращаясь к одному, другому, третьему и т. д. конкретному ребенку, можно работать с группой детей.
Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми о художественных произведениях, комментариев педагога, различных игр, просмотров иллюстративного материала, видеофильмов и закрепляется затем практическим освоением тем.
Практические занятия рассматриваются в программе как наиболее эффективная форма обучения, так как предусматривает освоение различных видов художественной творческой деятельности.
Продуктивный метод обучения - создание детьми собственных изделий.
2.5. Методические материалы
Существуют разнообразные классификации методов обучения. Выбор метода всецело зависит от направленности, целевой установки занятия, поставленных и реализуемых задач. Традиционно методы трудового обучения подразделяются на словесные, наглядные, практические, однако преимущественно применяются комбинированные методы обучения. Но решения поставленных задач достигаются в результате исполнения всей совокупности методов ми методических приемов в различных сочетаниях.
Словесный метод обучения представлен в деятельности педагога очень широким набором приемов. Как правило, на занятии по швейному делу педагог сообщает новые сведения в рассказе, в ходе которого используются объяснения, краткое пояснение. Если же учащиеся имеют некоторый запас знаний и представление по изучаемому вопросу, целесообразно провести беседу. Эти методы применяются в различных сочетаниях: рассказ прерывается беседой, беседа – объяснением.
Традиционно к наглядному методу обучения относятся методы (приемы) демонстрации и организованного наблюдения. Применение наглядного метода опирается на общеизвестные принципы и требования.
Индивидуальный подход. Работа с каждым ребенком обязательна, она является определяющим принципом работы с группой в целом: только обращаясь к одному, другому, третьему и т. д. конкретному ребенку, можно работать с группой детей.
Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми о художественных произведениях, комментариев педагога, различных игр, просмотров иллюстративного материала, видеофильмов и закрепляется затем практическим освоением тем.
Практические занятия рассматриваются в программе как наиболее эффективная форма обучения, т. к. предусматривает освоение различных видов художественной творческой деятельности.
Продуктивный метод обучения - создание детьми собственных изделий, разработка проектов.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрены индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые формы организации работы, в зависимости от категории обучающихся
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
индивидуализации обучения
группового обучения
дистанционного обучения
игровой деятельности
коммуникативная
2.6. Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1996.
2. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. для воспитателей д/с / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1991.
3. Комарова, Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Уч. пособие / Т.С. Комарова, А.И. Савенков – М., 1998
4. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей д/с и родителей / Е.Е. Кравцова. – М., 1996
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Демонстрационный материал. Изобразительная
деятельность в детском саду. Тематические папки: картинки «Насекомые», «Домашний натюрморт», «Зоопарк»,
«Игрушки», «Кто гуляет во дворе», «Кто пасется на лугу» «Герои мультфильмов» и др. – М.: Цветной мир,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...
Программа кружка "Чудеса своими руками"
Программа курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народ...
Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"
Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками" охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...
Программа работы кружка "Подарки своими руками"
Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов малокомплектных сельских школ. Включает в себя пояснительную записку, содержание программы, цели и задачи, тематическое планирование....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Своими руками. Декупаж"
Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в технике декупаж, отработанные веками мастерами.Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую де...
программа "Своими руками"
рабочая программа...
Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»
Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому возде...