программа "Своими руками"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района
Принята на заседании методического совета от «___» ___________2021 г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей ____________ М.Г. Крылосова «___» ___________ 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СВОИМИ РУКАМИ»
Срок реализации: 4 года
Возраст учащихся: 8 - 15 лет
Автор-составитель:
Волошина Людмила Андреевна,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей
2021 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана согласно требованиям, к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы и следующим нормативно-правовым документам:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Своими руками» (далее – программа) имеет художественную направленность.
Актуальность программы заключается в том, что учащиеся осваивают хобби, связанное с изготовлением различных предметов своими руками, а это не только развивает мелкую моторику и художественное воображение, но и способно приносить заработок. Это явление, на иностранный манер именуемое "хенд-мейд" или "крафт", за пять лет из почти, что маргинальной субкультуры превратилось в привлекательное направление.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она призвана помочь детям быть здоровыми и получать положительные эмоции, уйти от массовости и однообразия, обратиться к творчеству и индивидуальности.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 8 до 15 лет.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 4 года обучения. Программа рассчитана на 576 часов (по 144 часа в год), включает теоретическую часть и практические занятия. Продолжительность каждого занятия 40 минут, перемена 10 минут.
Формы организации образовательного процесса: занятия могут проводиться как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий. Наполняемость одной группы составляет 9-12 человек.
В программе отводятся часы по отдельному плану на индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки к конкурсам и мероприятиям или для учащихся, которые по каким-либо причинам отстали от программы, а также для занятий с высокомотивированными детьми.
В студии могут заниматься дети, как младшего, так и среднего школьного возраста, поэтому при комплектовании групп рекомендуется записывать учащихся с разницей в возрасте не более одного-двух лет. Комплектование в группу детей одного возраста позволяет педагогу построить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход для распределения заданий, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы.
При формировании учебных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста и объединить детей в соответствии с их интересами и учетом образовательной базы учреждения, семьи.
Режим занятий
Год обучения | Кол-во часов/занятий в неделю | Общее кол-во часов |
1 год обучения | 2/2 | 144 |
2 год обучения | 2/2 | 144 |
3 год обучения | 2/2 | 144 |
4 год обучения | 2/2 | 144 |
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: обучить детей основным навыкам художественно-творческой деятельности при максимальном развитии творческого потенциала и сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи программы:
Образовательные:
- ознакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретать навыков учебно-исследовательской работы;
- научить понимать художественный язык народного искусства.
Развивающие:
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формировать у учащихся основы художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;
- развивать художественно-творческую активность;
- осуществлять обучение в условиях самовыражения и развития таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникабельность;
- создать условия для развития общей культуры детей, приобщение их к декоративно-прикладному искусству, к искусству малых народов, проживающих на территории ЯНАО.
Воспитательные:
- воспитать у обучающихся нравственные, семейные и патриотические чувства, и настроения;
- предоставить возможность полноценной организации свободного времени.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
I. | Вводное занятие. Инструменты, материалы. | 2 | 2 | Беседа, опрос | |
II. | Изготовление бижутерии | 46 | 8 | 38 | Выставки, творческая работа |
1. | Плетение из газет | 6 | 1 | 5 | |
2. | Декупаж | 12 | 2 | 10 | |
3. | Сутаж | 4 | 1 | 3 | |
4. | Шнуры и узлы | 6 | 1 | 5 | |
5. | Фетр | 8 | 1 | 7 | |
6. | Креативные техники рукоделия | 10 | 2 | 8 | |
III. | Изготовление аксессуаров | 44 | 8 | 36 | Выставки, творческая работа |
1. | Цветы из ткани | 8 | 1 | 7 | |
2. | Вышивка | 4 | 1 | 3 | |
3. | Канзаши (японские заколки) | 8 | 1 | 7 | |
4. | Сутаж | 4 | 1 | 3 | |
5. | Бисер | 2 | 1 | 1 | |
6. | Декупаж | 10 | 2 | 8 | |
7. | Креативные техники рукоделия | 8 | 1 | 7 | |
IV. | Изготовление игрушек | 20 | 4 | 16 | Выставки, конкурсы, творческая работа |
1. | Куклы | 10 | 2 | 8 | |
2. | Одежда для кукол в различных техниках | 10 | 2 | 8 | |
V. | Изготовление предметов декора | 24 | 4 | 20 | Выставки, конкурсы, творческая работа |
1. | Декупаж | 8 | 1 | 7 | |
2. | Пэчворк и квиллинг | 10 | 2 | 8 | |
3. | Скрапбукинг | 6 | 1 | 5 | |
VI. | Одежда «Хенд-мейд» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа |
1. | Креативные техники рукоделия | 6 | 2 | 4 | |
VII. | Зачет | 2 | 1 | 1 | Выполнение творческой работы |
ИТОГО: | 144 | 32 | 112 |
Содержание учебно-тематического плана первого года обучения
I. Вводное занятие. Инструменты, материалы.
Теория: Знакомство с искусством хенд-мейд, известными и распространенными техниками рукоделия. Инструменты и приспособления: ножницы, клей, липкая лента, ленты, ткани, бусины и другое. Организация рабочего места рукодельницы. Безопасные приемы применения инструментов и приспособлений.
II. Изготовление бижутерии.
Теория: Знакомство с изготовлением бижутерии в различных техниках: плетение из газет, декупаж, сутаж, вязание крючком, шнуры и узлы, фетр и другие креативные техники рукоделия. Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т.п.), история, применение. Сутаж, история, изделия в данной технике. Вязание крючком. Виды крючков: металлические, пластмассовые и деревянные. Техника узлов применяется при работе с прочными цветными основами типа вощеных нитей, хлопковых, шелковых, прорезиненных, полиэстеровых и кожаных шнуров. Техники могут дифференцироваться по ярусам, видам основы и отличаться способами выполнения подвесок.
Практика: изготовление несложной бижутерии в различных техниках.
III. Изготовление аксессуаров
Теория: Знакомство на образце с различными примерами изготовления аксессуаров в различных техниках: цветы из ткани, вязание крючком, вязание спицами, вышивка, канзаши (японские заколки), сутаж, бисер, декупаж, креативные техники рукоделия.
Практика: изготовление несложных аксессуаров в различных техниках.
IV. Изготовление игрушек
Теория: Знакомство с техникой выполнения простейших приемов в изготовлении игрушек: куклы, папье-маше, одежда для кукол в различных техниках и историей национальных кукол.
Практика: изготовление кукол в различных техниках.
V. Изготовление предметов декора
Теория: Знакомство с различными техниками изготовления предметов декора: вязание крючком, декупаж, пэчворк и квиллинг, скрапбукинг, креативные техники рукоделия.
Практика: изготовление различных предметов декора для дома: фоторамки, фотоальбомы, абажуры, подсвечники, картины, маски и т.д.
VI. Одежда «Хенд-мейд»
Теория: Знакомство с способами преобразования одежды: украсить вещи вышивкой или аппликацией, бисер или пайетки.
Практика: преображение повседневной и вышедшей из моды одежды с помощью хенд-мейд приемов.
Планируемый результат после изучения программы 1-го года обучения
По окончании первого года обучения программы учащиеся
должны знать:
- правила обращения, техники безопасности, хранения и пользования инструментами и принадлежностями;
- Знать об искусстве «Хенд-мейд»:
- различные техники изготовления бижутерии;
- техники изготовления аксессуаров;
- виды декоративно - прикладного искусства на основе хенд-мейд;
должны уметь:
- свободно пользоваться специальной терминологией
- пользоваться начальными навыками в различных техниках изготовления хенд-мейд изделий
- работать нужными инструментами и приспособлениями
- последовательно выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала)
- изготовить изделие по образцу
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
I. | Вводное занятие. Инструменты, материалы. | 2 | 2 | ||
II. | Изготовление бижутерии | 32 | 7 | 25 | Творческая работа |
1. | Сутаж | 4 | 1 | 3 | |
2. | Вязание крючком | 4 | 1 | 3 | |
3. | Шнуры и узлы | 4 | 1 | 3 | |
4. | Фетр | 4 | 1 | 3 | |
5. | Пластика | 4 | 1 | 3 | |
6. | Креативные техники рукоделия | 12 | 2 | 10 | |
III. | Изготовление аксессуаров | 48 | 7 | 41 | Творческая Работа, выставка |
1. | Цветы из ткани | 8 | 1 | 7 | |
2. | Прямое плетение | 6 | 1 | 5 | |
3. | Вышивка | 6 | 1 | 5 | |
4. | Канзаши (японские заколки) | 8 | 1 | 7 | |
5. | Сутаж | 6 | 1 | 5 | |
6. | Бисер | 4 | 1 | 3 | |
7. | Декупаж | 10 | 1 | 9 | |
IV. | Изготовление игрушек | 32 | 5 | 27 | Творческая работа, конкурс |
1. | Куклы | 12 | 2 | 10 | |
2. | Одежда для кукол в различных техниках | 10 | 1 | 9 | |
3. | Фетр | 2 | 1 | 1 | |
4. | Креативные техники рукоделия | 8 | 1 | 7 | |
V. | Изготовление предметов декора | 18 | 4 | 14 | Творческая работа, выставка, конкурс |
2. | Декупаж | 6 | 1 | 5 | |
3. | Печворк и квилинг | 4 | 1 | 3 | |
4. | Скрапбукинг | 4 | 1 | 3 | |
6. | Мыловарение | 4 | 1 | 3 | |
VI. | Одежда «Хенд-мейд» | 10 | 1 | 9 | |
1. | Креативные техники рукоделия | 10 | 1 | 9 | |
Выполнение творческой работы и тестирования | |||||
VII. | Зачет | 2 | 2 | ||
ИТОГО: | 144 | 26 | 118 |
Содержание учебно-тематического плана второго года обучения
I. Вводное занятие. Инструменты, материалы.
Теория: Краткая информацию об искусстве хенд-мейд. Задачи работы объединения. План работы. Организационные вопросы. Правила пользования швейными инструментами и принадлежностями. Расписание занятий, правила поведения в учреждении.
II. Изготовление бижутерии
Теория: Понятие техники изготовления украшений: сутаж, вязание крючком, шнуры и узлы, фетр, креативные техники рукоделия.
Практика: Изготовления бижутерии и совершенствуемся в уже изученных техниках.
III. Изготовление аксессуаров
Теория: Расширение базы знаний об уже изученных техниках изготовления аксессуаров: цветы из ткани, вязание крючком, прямое плетение, вышивка, канзаши (японские заколки), сутаж, бисер, декупаж.
Практика: Освоение уже известные техники и изучать новые.
IV. Изготовление игрушек
Теория: Расширение базы знаний об уже изученных техниках изготовления игрушек: куклы, одежда для кукол в различных техниках.
Практика: Освоение уже известные техники изготовления кукол и изучать новые.
V. Изготовление предметов декора
Теория: Расширение базы знаний о новых и уже изученных техниках изготовления предметов декора: вязание крючком, декупаж, печворк и квилинг, скрапбукинг, мыловарение, креативные техники рукоделия
Практика: Совершенствование в уже известных техниках и изучаем новые.
VI. Одежда «Хенд-мейд»
Теория: Знакомство с преображением своей одежды.
Практика: Освоение техники в преображении одежды.
Планируемый результат после изучения программы 2-го года обучения
По окончании второго года обучения программы учащиеся
должны знать:
- краткую информацию об искусстве хенд-мейд.;
- понятие техники изготовления украшений: сутаж, вязание крючком, шнуры и узлы, фетр, креативные техники рукоделия;
- разные способы украшения предметов своего гардероба;
- об уже изученных техниках изготовления аксессуаров и предметов декора;
должны уметь:
- изготовить бижутерию и совершенствуемся в уже изученных техниках;
- изготовить различные аксессуары;
- изготовить игрушку;
- изготовить предметы декора;
- пользоваться навыками в различных техниках изготовления хенд-мейд изделий;
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
I. | Вводное занятие. Инструменты, материалы. | 2 | 2 | ||
II. | Изготовление бижутерии | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
1. | Креативные техники рукоделия | 14 | 2 | 12 | |
III. | Изготовление аксессуаров | 28 | 3 | 25 | Творческая работа, выставка |
1. | Сутаж | 8 | 1 | 7 | |
2. | Канзаши | 12 | 1 | 11 | |
3. | Пластика | 8 | 1 | 7 | |
IV. | Изготовление игрушек | 16 | 2 | 14 | Творческая работа |
1. | Креативные техники рукоделия | 16 | 2 | 14 | |
V. | Изготовление предметов декора | 72 | 8 | 64 | Творческая работа, конкурс |
1. | Вышивка лентами | 10 | 1 | 9 | |
2. | Куклы | 12 | 1 | 11 | |
3. | Одежда для кукол | 10 | 1 | 9 | |
4. | Цветы из ткани | 8 | 1 | 7 | |
5. | Квилт и печворк | 12 | 1 | 11 | |
6. | Топиарий | 8 | 1 | 7 | |
7. | Свечи | 4 | 1 | 3 | |
8. | Мыловарение | 8 | 1 | 7 | |
VI. | Одежда «Хенд-мейд» | 10 | 1 | 9 | |
1. | Креативные техники рукоделия | 10 | 1 | 9 | Конкурс, выставка |
VII. | Зачет | 2 | 1 | 1 | Практическая работа и тестирования |
ИТОГО: | 144 | 19 | 125 |
Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения
I. Водное занятие. Инструменты, материалы и приспособления.
Теория: Разъяснения о необходимых инструментах и приспособлениях. Организация рабочего места вышивальщицы. Безопасные приемы применения инструментов и приспособлений.
II. Изготовление бижутерии
Теория: Расширение базы знаний на примерах изготовления украшений модными дизайнерами и известными мастерицами.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление авторского украшения.
III. Изготовление аксессуаров
Теория: Расширение базы знаний на примерах изготовления аксессуаров модными дизайнерами и известными мастерицами.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление авторского изделия.
IV. Изготовление игрушек
Теория: Знакомство с теоретической основой при изготовлении игрушек.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление авторской куклы.
V. Изготовление предметов декора
Теория: Осмысление примеров предметов декора от известных дизайнеров.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление предмета интерьера.
VI. Одежда «Хенд-мейд»
Теория: Расширение знаний в преображении своей одежды.
Практика: Осваиваем техники преображения одежды.
Планируемый результат после изучения программы 3-го года обучения
По окончании третьего года обучения программы учащиеся
должны знать:
- различные техники изготовления хенд-мейд изделий;
- теоретические основы изготовления игрушек;
- предметы декора известных дизайнеров;
должны уметь:
- разработать эскиз и самостоятельное изготовление авторское украшение;
- разработать эскиз и самостоятельное изготовление авторской куклы;
- разработать эскиз и самостоятельное изготовление предмета интерьера:
- пользоваться навыками в различных техниках изготовления хенд-мейд изделий;
Учебно-тематический план 4 года обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
I. | Вводное занятие. Инструменты, материалы. | 2 | 2 | Беседа, опрос | |
II. | Изготовление бижутерии | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
1. | Креативные техники рукоделия | 6 | 1 | 5 | |
III. | Изготовление аксессуаров | 46 | 6 | 40 | Творческая работа, выставка, конкурсы |
1. | Сутаж | 8 | 1 | 7 | |
2. | Цветы и ткани | 6 | 1 | 5 | |
3. | Скрапбукинг | 8 | 1 | 7 | |
4. | Канзаши | 8 | 1 | 7 | |
5. | Пластика | 8 | 1 | 7 | |
6. | Креативные техники рукоделия | 8 | 1 | 7 | |
IV. | Изготовление игрушек | 8 | 1 | 7 | Творческая работа, выставка |
1. | Креативные техники рукоделия | 8 | 1 | 7 | |
V. | Изготовление предметов декора | 70 | 9 | 61 | Творческая работа, выставка, конкурсы |
1. | Вышивка биссером | 6 | 1 | 5 | |
2. | Вышивка лентами | 8 | 1 | 7 | |
3. | Декупаж | 8 | 1 | 7 | |
4. | Мыловарение | 4 | 1 | 3 | |
5. | Свечи | 4 | 1 | 3 | |
6. | Квилт и печворк | 10 | 1 | 9 | |
8. | Куклы | 12 | 1 | 11 | |
9. | Одежда для кукол | 10 | 1 | 9 | |
10. | Креативные техники рукоделия | 8 | 1 | 7 | |
VI. | Одежда «Хенд-мейд» | 10 | 1 | 9 | Творческая работа, выставка |
1. | Креативные техники рукоделия | 10 | 1 | 9 | |
VII. | Зачет | 2 | 2 | Творческая работа тестирование | |
ИТОГО: | 144 | 20 | 124 |
Содержание учебно-тематического плана четвертого года обучения
I. Водное занятие. Инструменты, материалы и приспособления.
Теория: Разъяснения напоминания о необходимых инструментах и приспособлениях. Организация рабочего места рукодельницы. Безопасные приемы применения инструментов и приспособлений.
II. Изготовление бижутерии
Теория: Примеры изготовления украшений модными дизайнерами и известными мастерицами.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление авторского украшения.
III. Изготовление аксессуаров.
Теория: Примеры изготовления аксессуаров модными дизайнерами и известными мастерицами.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление авторского изделия.
IV. Изготовление игрушек.
Теория: Расширение базы знаний на примерах изготовления игрушек в различных техниках и разными дизайнерами.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление авторской куклы.
V. Изготовление предметов декора.
Теория: Примеры предметов декора от известных дизайнеров.
Практика: Разработка эскиза и самостоятельное изготовление предмета интерьера.
VI. Одежда «Хенд-мейд»
Теория: Закрепление темы преображения своей одежды.
Практика: Осваиваем техники преображения одежды.
Планируемый результат после изучения программы 4-го года обучения
По окончании четвертого года обучения программы учащиеся
должны знать:
- различные техники изготовления хенд-мейд изделий;
- теоретические основы изготовления игрушек;
- предметы декора известных дизайнеров;
- о современном декоративно-прикладном искусстве;
- разные способы украшения предметов своего гардероба;
должны уметь:
- разработать эскиз и самостоятельное изготовление авторское украшение;
- разработать эскиз и самостоятельное изготовление авторской куклы;
- разработать эскиз и самостоятельное изготовление предмета интерьера:
- пользоваться навыками в различных техниках изготовления хенд-мейд изделий;
- создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям;
- свободно ориентироваться в мире декоративно-прикладного искусства и хенд-мейд технологий;
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
Количество учебных недель – 36 недель
Количество учебных дней – 273 дня
Продолжительность каникул: зимние - с 1 по 9 января
летние - с 1 июня по 31 августа
Календарно-тематический план составлен для каждой учебной группы согласно приложению к программе.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет;
- стол, стулья;
- швейные машины;
- оверлок.
Материалы и инструменты:
- нитки (мулине, шерстяные, шелковые);
- иглы простые и вышивальные;
- ткань;
- ленты;
- рамочки для декорирования;
- ножницы;
- пяльцы.
Информационное обеспечение:
- видеоматериалы;
- фотоматериалы;
- интернет-источники
Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
2.3. Формы аттестации
Программой предусмотрены:
- входной контроль проводится в начале курса для учащихся первого года обучения.
- промежуточная аттестация проводится в конце первого и второго полугодия для учащихся каждого года обучения.
- итоговая аттестация проводится в конце четвертого года обучения.
- текущий контроль: творческие работы, практические задания, самостоятельные работы, тестирование, участие в выставках конкурсах разного уровня.
2.4. Оценочный материал
Для мониторинга результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе используем методику Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. и психолого-педагогическую методику «Изучение качеств личности воспитанников», разработанную на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
Приложение 1. Входной контроль.
Приложение 2. Промежуточная аттестация учащихся.
Приложение 3. Итоговая аттестация учащихся.
2.5. Методический материал
Индивидуальный подход в работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ребенка. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Перед учащимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделия. Проявляется творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. Во время просмотра литературы, электронных выставок много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой. Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности. По окончании каждого года обучения дети оформляют выставку. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
По типу – занятия комбинированные, в них предусматривается смена методов обучения и деятельности учащихся. В комбинированном занятии можно выделить следующие основные этапы:
- Организационный момент.
- Инструкция по ТБ при работе с ножницами и иголкой.
- Объяснение новой темы.
- Практическая работа.
- Подведение итога занятия.
- Приведение рабочего места в порядок.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз;
- воплощение в материале.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления различных предметов.
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у детей развиваются творческие начала.
Словесные методы обучения: беседа, рассказ, комментарии педагога – необходимы как информационная и методическая основа для самостоятельной деятельности обучающихся.
Наглядные методы обучения: показ схем, картин усиливают и дополняют словесные методы обучения. Иллюстрирование, демонстрация – это эмоциональная и познавательная составляющие беседы, рассказа, диалога.
Индивидуальный подход. Работа с каждым ребенком обязательна, она является определяющим принципом работы с группой в целом: только обращаясь к одному, другому, третьему и т. д. конкретному ребенку, можно работать с группой детей.
Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми о художественных произведениях, комментариев педагога, различных игр, просмотров иллюстративного материала, видеофильмов и закрепляется затем практическим освоением тем.
Практические занятия рассматриваются в программе как наиболее эффективная форма обучения, т. к. предусматривает освоение различных видов художественной творческой деятельности.
Продуктивный метод обучения - создание детьми собственных изделий, разработка проектов.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях рукоделием обучающиеся получают знания, умения и навыки в данной области с преимуществом изделий выполненных из разных материалов, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
2.6. Список литературы, используемый педагогам
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево: Домашнее рукоделие.- М.: Астрель: Аст, 2001.- 96с: ил. – (Семейный клуб выходного дня).
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: Картины из цветов и листьев.- М.: Эксмо, 2006. – 64с.: ил.
- Витковская, Куров В.Н. Детский сад: день за днем Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 96с.
- Гибсон Р. Поделки. Папье маше. Бумажные цветы. – М.: РОСМЭН, 1998.- 64с.
- Годдард М. Вязаные игрушки: Более сорока занимательных идей / пер. с англ. Л. Крыловой. - М.: Континент, 2003.- 79с.
- Гореева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.
- Домоводство для девочек: Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделий.- М.: Эксмо, 2003.- 464.: ил.
- Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000
- Кононович Т.П. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк.- М.: Рипол Классик ; СПб: Валерч СПБ, 2002.- 112с.: ил. – Х. Мур, Т. Стоктон, - Ростов н/Д. :Феникс, 2005.- 94 с.: ил. (Энциклопедия рукоделия)
- Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь.. - 1999. - №7.
- Литвиненко В.М. Семья Самоделкиных / Литвиненко В.М., Аксенов М.В. – Спб.: Кристалл, 1998.- 192с.: ил.
- Ляукина М.В. Камешки.- М.: Дрофа-Плюс, 2005.- 144с.: ил. – (Для начинающих).
- Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.
- Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая подготовительная группа /Худож. Н.И.
- Мур Х. Креативный пэчворк. / Мур, Т. Стоктон, - Ростов н/Д. :Феникс, 2005.- 94 с.: ил. - (Энциклопедия рукоделия)
- Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов / И.В. Новикова, Л.В. Базулина / худож. Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: академия холдинг, 2003.- 160 с.: ил. – (Умелые руки).
- Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. - М.: Просвещение-АСТ, 2000. - 146 с.
- Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981.
- Попивщая С. Азбука вышивания / С. Попившая .- М.: Рипол Классик; СПб . : Валери СПб, 2000.- 240с.
- Румянцева Е.А. Забавные открытки. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 68с.: цв. ил. – (Веселое творчество).
- Румянцева Е.А. Мастерим игрушки. - М.: Айрис – пресс, 2006.- 66с.: цв. ил. – (Веселое творчество).
- Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
- Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XIII веков. - Л.: Аврора, 1981. – с. 218
- Семенова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М.: Издат. Дом МСП, 2000.- 96с.: ил.
- Соколова С. Школа оригами : Апликации и мозаика. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 176с.: ил. – ( Академия «Умелые ручки»).
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Просвещение, 1998. - 84 с.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981. - 166 с.
- Хмара З.А. Поделки из бисера / З.А. Хмара, А.В. Хмара. – М.: АСТ; Донецк: «Сталкер», 2004. – 62с.: ил. – (Подарок своими руками).
- Черныш И.В. Поделки из природных материалов.- М.: АСТ-Пресс, 1999.- 160с.: ил. – (Основы художественного ремесла)
- Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей / худож.: Л.В. Кирильчева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, академия Холдинг, 2000. – 192с.: ил. – («Умелые руки»).
- Шахова Н.В. Сувениры из кожи: броши, колье, панно, аксессуары. – Донецк: ООО ПКФ «БЛО». 2006.- 48с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
- Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево: Домашнее рукоделие.- М.: Астрель: Аст, 2001.- 96с: ил. – (Семейный клуб выходного дня).
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: Картины из цветов и листьев.- М.: Эксмо, 2006. – 64с.: ил.
- Гибсон Р. Поделки. Папье маше. Бумажные цветы. – М.: РОСМЭН, 1998.- 64с.
- Годдард М. Вязаные игрушки: Более сорока занимательных идей / пер. с англ. Л. Крыловой. - М.: Континент, 2003.- 79с.
- Домоводство для девочек: Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделий.- М.: Эксмо, 2003.- 464.: ил.
- Кононович Т.П. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк.- М.: Рипол Классик; СПб: Валерч СПБ, 2002.- 112с.: ил. – Х. Мур, Т. Стоктон, - Ростов н/Д. :Феникс, 2005.- 94 с.: ил. (Энциклопедия рукоделия)
- Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая подготовительная группа /Худож. Н.И.
- Мур Х. Креативный пэчворк. / Мур, Т. Стоктон, - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 94 с.: ил. - (Энциклопедия рукоделия)
- Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов / И.В. Новикова, Л.В. Базулина / худож. Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: академия холдинг, 2003.- 160 с.: ил. – (Умелые руки).
- Попивщая С. Азбука вышивания / С. Попившая .- М.: Рипол Классик; СПб . : Валери СПб, 2000.- 240с. :
- Румянцева Е.А. Забавные открытки. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 68с.: цв. ил. – (Веселое творчество).
- Румянцева Е.А. Мастерим игрушки. - М.: Айрис – пресс, 2006.- 66с.: цв. ил. – (Веселое творчество).
- Соколова С. Школа оригами: Апликации и мозаика. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 176с.: ил. – ( Академия «Умелые ручки»).
- Хмара З.А. Поделки из бисера / З.А. Хмара, А.В. Хмара. – М.: АСТ; Донецк: «Сталкер», 2004. – 62с.: ил. – (Подарок своими руками).
- Черныш И.В. Поделки из природных материалов.- М.: АСТ-Пресс, 1999.- 160с.: ил. – (Основы художественного ремесла)
- Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей / худож.: Л.В. Кирильчева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, академия Холдинг, 2000. – 192с.: ил. – («Умелые руки»).
- Шахова Н.В. Сувениры из кожи: броши, колье, панно, аксессуары. – Донецк: ООО ПКФ «БЛО». 2006.- 48с.
Электронные ресурсы.
- http://mastera-rukodeliya.ru/
- http://www.osinka.ru/
- http://igrushka.kz/
- http://www.darievna.ru/
- http://www.rukodelie.by/
- http://www.formula-rukodeliya.ru/
- http://www.rukodelie.net/
- http://www.rukodelie.by/
- http://www.vsehobby.ru/
- http://forum.hobbyportal.ru/
- http://stoys.narod.ru/
- http://klk.pp.ru/
Приложение 1
Входной контроль для учащихся первого года обучения
Проводиться в форме опроса с целью выявления базовых умений и знаний в области декоративно – прикладного искусства.
Вопросы:
- Что вы знаете о декоративно – прикладном искусстве?
- Какие виды искусства вам известны?
- Какими видами искусства вы увлечены?
- С каким видом деятельности вы хотели бы заниматься?
- Что такое техника безопасности?
- С какими инструментами для рукоделия вы знакомы?
- В каком виде должны храниться ножницы, канцелярский нож?
- Знаете ли вы для чего нужны спицы?
- Для чего нужен клеевой пистолет?
- Из какого материала делают искусственные цветы?
Приложение 2
Промежуточная аттестация учащихся по итогам первого года обучения
1. Какой материал мы использовали для плетения корзины?
_________________________
2. Как называется техника, которую мы используем для декорирования различных предметов?
__________________________
3. Для каких изделий мы используем сутажную ленту?
__________________________
4. Какие петли мы набираем в начальной стадии вязания крючком?
_________________________
5. Какие изделья мы можем изготовить с помощью шнуров и узлов?
___________________________
6. Как называется техника вязание игрушек ключком?
____________________________
7. Какой материал используется для попье- маше?
____________________________
8. Как можно еще назвать технику лоскутного шитья?
_____________________________
9. Как называется искусство бумага кручения?
_____________________________
10 Техника изготовления фотоальбомов своими руками?
_____________________________
Промежуточная аттестация учащихся по итогам второго года обучения
1. Как называется искусство изготовления цветов из ткани?
а) мыловарение б) канзши в) квилинг
2. Скрапбукинг - это?
а) искусство по изготовлению книг
б) Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей
в) другое______________________________________________________
3. что такое декупаж?
а) техника декорирования различных предметов
б) искусство украшения зданий
в) техника которая применяется в архитектуре
4. какой материал используют при изготовлении мягкой игрушки?
а) молоток, гвозди, ДВП.
б) ткань, иголки, нитки, синтепон, шерсть и т. д.
в) другое___________________________________________
5. Какие инструменты для скрапбукинга вам знакомы из перечисленных:
а) дырокол б) гвоздь в) ножницы г) биговка д) нож канцелярский
6. где мы используем трехслойные салфетки
_____________________________________________________________________________
7. Чем мы обрабатываем стеклянную поверхность перед декорированием
_____________________________________________________________________________
8. какой материал мы используем при изготовлении японских заколок
_____________________________________________________________________________
Промежуточная аттестация учащихся по итогам третьего года обучения
1. Что мы изготавливаем из плоский и тонкий плетенный шнур для отделки одежды?
__________________________
2. Как называется челночное кружево?
__________________________
3. Как называется техника смешенного плетения фриволите и бисероплетения?
______________________
4. Как называется искусство по вязанию игрушек?
__________________________
5. Какую технику мы используем при изготовлении изделий из полимерной глины?
___________________________
6. Как называется вид японского рукоделия вышивки на шарах?
____________________________
7. Какой материал используется при мыловарении?
____________________________
8. Что мы изготавливаем из парафина и воска?
_____________________________
9. Как называется техника яркие витражные композиции из стекла?
_____________________________
10. Как называется объемная вышивка, которая очень схожа на вышивку полукрестиком?
_____________________________
Приложение 3
Итоговая аттестация учащихся по завершении обучения по программе
1. Какой шнур используется при изготовлении украшения?
а) шнурки
б) сутаж
в) тесьма
2. Техника изготовления украшений из атласных лент способом складывания и спаивания?
а) фриволите
б) декупаж
в) канзаши
3.Что такое папье-маше?
а) масса изготовленная из бумаги и клея
б) смесь клея
в) мятая бумага
4.Что такое пэчворг?
а) куски ткани
б) смесь клея и мятой бумаги
в) лоскутное шитье
5.Что такое квиллинг?
а) изготовление аппликаций из бумаги и клея
б) изготовление аппликаций из полосок бумаги и клея
в) изготовление аппликаций из рваной бумаги и клея
6. Как называется искусство, в основе которого лежит техника оригами?
а) канзаши
б) оригами
в) папье-маше
7. Как называется объемная вышивка, которая очень схожа на вышивку полу-крестиком?
а) гладь
б) гобелен
в) полукрестик
8) Как называется искусство бумагокручения?
а) оригами
б) канзаши
в) квиллинг
9) Как называется челночное кружево?
а) фриволите
б) анкарс
в) габелен
10) Как называется техника смешенного плетения фриволите и бисероплетения?
а) анкарс
б) бисероплетение
в) квилинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Программа "Рука в руке" по профилактике суицидального поведения
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в ОУ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»
Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...
Районная акция "Рука в руке"
Так сложилось, что Пуровский район Ямало-Ненецкого АО за все время его существования стал большим общим домом для людей разных национальностей. Национальные диаспоры глубоко интегрированы во все...
Проект по взаимодействию школы и семьи "Рука в руке"
Цель проекта: Обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации им индивидуального потенциала в условиях школьной ж...
Презентация проекта «Рука об руку»
Совершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями....
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...