Здоровьесберегающая миссия дополнительного образования: реальность и перспективы. Рисование цветным кварцевым песком.
статья
Научить беречь свое здоровье и веси здоровый образ жизни - это совместная задача родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_tsvetnym_kvartsevym_peskom_.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МИССИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. РИСОВАНИЕ ЦВЕТНЫМ КВАРЦЕВЫМ ПЕСКОМ.
О.Е. Горбунова
ГБОУ СОШ № 506 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга
«Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили…»
Антуан де Сент-Экзюпери
Организация дополнительного образования в образовательном учреждении позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные вопросы интеграции основного и дополнительного образования.
Задача ОДОД – развитие творческих способностей ребенка, создание комфортных условий для занятий разными видами деятельности.
Работа во второй половине дня требует от организма ребенка дополнительных усилий и затрат, поэтому вопрос сбережения и укрепления здоровья обучающихся является для педагога дополнительного образования актуальным и предъявляет к его профессиональной деятельности применения инновационных технологий, направленных на обеспечение баланса между обучением и здоровьем. В этом мы видим особую миссию дополнительного образования – не потерять здоровье ребенка при интенсивной вечерней занятости. Что такое здоровье? Как его сохранить?
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Следовательно, здоровье – понятие комплексное.
Педагог дополнительного образования должен создать условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья обучающихся. Организация занятий с применением здоровьесберегающих технологий позволит сделать процесс обучения безопасным и позитивным, время будет лететь незаметно и с большой пользой.
Взаимодействие с песком – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством). Справедливо считается, что занятия с натуральным материалом, таким как цветной кварцевый песок, позволяют избавиться от стрессов, страхов, способствуют снятию напряжения, тревожности, стрессов.
Основное преимущество арт-терапевтических методик в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество – является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Не менее важно позитивное воздействие самого процесса арт-терапии. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Творчество увлекает детей, подключает эмоциональные резервы организма. Занятия с песком помогают гиперактивным детям учиться контролировать свои импульсы, способствуют формированию произвольного поведения, усидчивости, аккуратности. Результат этих занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз: развитие тонкой моторики, наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления, формирование познавательного интереса.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев (при работе в песочнице активно задействованы обе руки) является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, что влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» /С.А. Сухомлинский/.
Развитие необходимых коммуникативных навыков происходит у детей постепенно от занятия к занятию. Они учатся договариваться, высказывать свое мнение. Таким образом, развиваются навыки конструктивного общения, терпеливость, умение сотрудничать.
Музыка стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией, поэтому приятная, спокойная музыка (музыкотерапия) усиливает эффект от занятия и самопомощь.
Обязательное проведение на занятиях в кружке динамических пауз, физкультминуток, коммуникативных игр, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга, способствуют развитию крупной моторики и тонизируют весь организм.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Такие технологии на занятиях с песком предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Говоря о перспективах здоровьесберегающей миссии дополнительного образования хочется сказать, что охрана здоровья детей – это приоритетное направление деятельности любого общества, так как только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать знания, а в будущем заниматься производительно-полезным трудом.
Научить беречь свое здоровье и вести здоровый образ жизни – это совместная задача родителей и педагогов, которая должна успешно решаться через любую программу дополнительного образования.
«Здоровье так же заразительно, как и болезнь»
Ромен Ролан
Литература
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников. Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997. 139с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004. 296с.
- Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 267с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Миссия дополнительного образования в современной модели образования.
Миссия дополнительного образования в современной модели образования....
Методическая разработка «Техника рисования цветным песком»
Предлагаю, разработанный мною, конспект занятия в старшей группе по этой теме. Занятие направленно на закрепление умений выполнять работу с песком.Методические рекомендации....
Статья "Обучение рисованию цветным песком детей с тяжёлой умственной отсталостью"
Статья "Обучение рисованию цветным песком детей с тяжёлой умственной отсталостью"...
Конспект занятия: «Рисование цветным песком».
Конспект занятия: «Рисование цветным песком»....
Выступление на Совете школы "Филологическое образование. Реальность и перспективы."
В статье описываются напрвления работы учителей немецкого языка в настоящее время и в перспективе....
Методическая разработка на тему: «Создание узоров внутри сосуда с помощью цветного кварцевого песка»
Цель методической разработки: научить создавать узоры из цветного кварцевого песка внутри сосуда. Песок дает возможность сочетать разные виды творчества и использовать подручные материалы....
Методическая разработка занятия .Нетрадиционная техника рисования цветным песком. «Морские обитатели».
Методическая разработка по нетрадиционной техники рисования цветным песком - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё. Это огромная возможность для ...