Правовое поле современной России
методическая разработка (8 класс)
Данная рабочая программа «Правовое поле современной России» полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, соответствует основным требованиям ФГОС поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у
Обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа внеурочной деятельности по обществознанию « Правовое поле современной России» разработана на основе:
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12мая 2011 г. №03-296.
В современном мире очень важно чтобы обучающиеся смогли адаптироваться в социуме, при этом знать и уметь применить свои знания в сфере юриспруденции, в семейном и трудовом праве, а так же знать свои права и обязанности.
Некоторые считают, что это не имеет большого значения, а так же, что этот курс не научит никакой профессии, но он поможет школьнику формироваться как культурного, воспитанного и интеллигентного человека. Мы с точностью можем сказать, что этот фактор имеет особое влияние на общество, так как данный курс вмешивается во все сферы общества: культурной, политической, экономической и духовной. Человек правит всем обществом, поэтому необходимо понять действия людей, а главное, знать, как действовать в той или иной ситуации, в зависимости от действия других людей.
Решения и действия людей, а так же причины, которые послужили этому, объясняются в нашем курсе «Правовое поле современной России», а так нужно отметить, что этот курс учит нас жить в том обществе, которое нас окружает.
Наш курс не очень простой, даже если это может показаться на первый взгляд, пройдя его вы сможем комфортно себя чувствовать в современном обществе, а так же определиться с вашей будущий профессией.
Программа в положительной точки зрения в образовательном эффекте связана с тем, что уровень познавательного интереса у старших школьников выше, чем у школьников среднего звена, именно по этому программа внеурочной деятельности « Правовое поле современной России» рассчитана на обучающихся 8-9 классов и предназначено для формирования интеллектуальных умений , а так же содержит большой развивающий потенциал.
Эта возрастная категория детей наиболее подходит для формирования навыков социализации. Объектами исследования являются как привычные, так и новые для обучающихся сферы общества, которые можно встретить в повседневной жизни. Программа курса имеет практическую направленность. Курс направлен на приобретение знаний и навыков, направленных на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при зваимодействии с обществом.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 90.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Принята на заседании педагогического совета от «__» августа 202_ года Протокол №__ | Утверждаю: Директор школы _____________/ Н.А.Ковалева/ «__» августа 202_ года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно - научной направленности
«Правовое поле современной
России»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Сафронова Екатерина Владимировна учитель истории и обществознания
г. Ярцево, 2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Правовое поле современной России» полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, соответствует основным требованиям ФГОС поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у
Обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа внеурочной деятельности по обществознанию « Правовое поле современной России» разработана на основе:
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12мая 2011 г. №03-296.
В современном мире очень важно чтобы обучающиеся смогли адаптироваться в социуме, при этом знать и уметь применить свои знания в сфере юриспруденции, в семейном и трудовом праве, а так же знать свои права и обязанности.
Некоторые считают, что это не имеет большого значения, а так же, что этот курс не научит никакой профессии, но он поможет школьнику формироваться как культурного, воспитанного и интеллигентного человека. Мы с точностью можем сказать, что этот фактор имеет особое влияние на общество, так как данный курс вмешивается во все сферы общества: культурной, политической, экономической и духовной. Человек правит всем обществом, поэтому необходимо понять действия людей, а главное, знать, как действовать в той или иной ситуации, в зависимости от действия других людей.
Решения и действия людей, а так же причины, которые послужили этому, объясняются в нашем курсе «Правовое поле современной России», а так нужно отметить, что этот курс учит нас жить в том обществе, которое нас окружает.
Наш курс не очень простой, даже если это может показаться на первый взгляд, пройдя его вы сможем комфортно себя чувствовать в современном обществе, а так же определиться с вашей будущий профессией.
Программа в положительной точки зрения в образовательном эффекте связана с тем, что уровень познавательного интереса у старших школьников выше, чем у школьников среднего звена, именно по этому программа внеурочной деятельности « Правовое поле современной России» рассчитана на обучающихся 8-9 классов и предназначено для формирования интеллектуальных умений , а так же содержит большой развивающий потенциал.
Эта возрастная категория детей наиболее подходит для формирования навыков социализации. Объектами исследования являются как привычные, так и новые для обучающихся сферы общества, которые можно встретить в повседневной жизни. Программа курса имеет практическую направленность. Курс направлен на приобретение знаний и навыков, направленных на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при зваимодействии с обществом.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.
Актуальность программы определяется тем, что в современном мире от человека требуется умение ориентироваться в правовом пространстве, а так же важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивать свои права.
Одним из путей преодоления жизненных трудностей является повышение познавательной активности учащихся при которой внеурочная деятельность учащихся по обществознанию позволит устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по обществознанию и применении полученных знаний на практике, что позволит обучающимся в будущем чувствоваться себя уверенным у защищенным в современном обществе.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- научность;
- доступность;
- возможность практического применения полученных знаний;
Данный курс дает учащимся на практике применить все ранее полученные знания, знакомит их с социально-правовыми проблемами общества и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, поэтому в содержании курса рассматривается множество жизненных проблем, касающихся различных слоев населения, которые могут пригодиться обучающимся во взрослой жизни. Изучение данного курса позволит ощутить личностную значимость человека в обществе, умение пользоваться правовыми знаниями и умения ориентироваться в законодательстве. А так же поможет определиться с выбором дальнейшего жизненного пути обучающегося.
Новизна данной программы является возможность его использования учителями в своей деятельности, своеобразная универсальность разработки. В результате курса обучающиеся самостоятельно находят систему новых знаний, развивают свои способности находить правильное юридическое решение с учетом экономических, политических, правовых условий развития общества и криминогенной ситуации в РФ, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.
Цель:
Сформировать устойчивую гражданскую позицию и актуализировать систему знаний о правовой компетентности воспитанников для правильного выполнения социальных ролей и для дальнейшего изучения гуманитарных дисциплин.
Задачи:
Образовательные
- Умение исследовательских навыков , для выявления решения общественных проблем;
- Развить у обучающихся навыком работы с различными информационными источниками;
- Обучение правилам поведения в обществе, соответствующие гражданскому кодексу РФ ;
Развивающие
- Ознакомить обучающихся с нормативно-правовыми актами, с которыми обучающемся возможно придется сталкиваться во взрослой жизни;
- Развитие у обучающихся навыков защиты своих прав и соблюдения обязанностей;
- Обучение правовому поведению в обществе, соответствующих принципам общества;
Воспитательные
- Воспитать у обучающихся гражданскую политическую культуру;
- Воспитать ответственность за собственное будущее.
Организация занятий кружка.
По программе 2 года обучения обучающиеся занимаются 1 раз в неделю по одному часу. Одна группа. Количество обучающихся 15 человек. Занятия групповые. Возраст обучающихся – 14-15 лет. На ряду с теоретическими знаниями, важную роль играют практические работы, использование КИМов.
Формы организации учебного процесса
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Рабочая программа реализуется на уроках различных типов: изучения нового материала, обобщающих, комбинированных, возможна исследовательская деятельность. Программа способствует социализации личности школьников. Практических работы планируются на основе уровневой дифференциации: базовый, повышенный и высокий уровень. В программе предусмотрена подготовка к ЕГЭ, работа с КИМами.
Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к своей родине, к своему городу, к окружающим людям; понимания важности службы в армии; изучение важнейших понятий и ценностей правового государства и гражданского общества; изучить на примере законность различного рода действий; свобода и ответственность; уважение и долг перед старшими поколениями; семейно нравственные ценности.
Формы проведения занятий: семинары, дискуссии, урок-практикум, защита проекта.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- Изучить политические принципы, социальное чувство, содержанием которого является любовь и привязанность к Родине, преданность ей и готовность ее защиты, а так же выявить свою принадлежность к России и народу проживающему на территории РФ.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: научиться пользоваться выделенной учителем основной мыслью и планировать свои действия с поставленной задачей с учетом контроля результатов.
- Познавательные УУД: научиться создавать учебные проекты связанные с развитием своего города, района, области и страны. А так же творчески подходить к разрешению различных проблем.
- Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с другими обучающимися, при этом формировать собственное мнение и учиться приходить к общему знаменателю в совместной работе.
Предметные результаты:
- Знание об установленных основных законах страны – конституции РФ или специальными законами особые отличительные знаки государства. Которые в большинстве своем они сложились исторически и олицетворяющими независимость, национальный суверенитет и свободу российского народа.
Основное содержание
Курс предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правовой грамотности. Данная форма позволит, с одной стороны, дает возможность подготовится к ОГЭ, с другой – обеспечит большой охват обучающимися в области жизненно важных вопросов социализации человека, так же поможет лучше понять как действовать в той или иной ситуации. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся и формированию желания получать знания при самообучении.
В рамках программы используется работа в сети Интернет, оформление информационного уголка, использование кодексов РФ, ролевые ситуационные игры, просмотр кинороликов, создание круглого стола «Мой гражданский проект».
Рабочая программа по внеурочной деятельности строится с учётом следующих содержательных линий:
- учусь социальному мышлению;
- учусь управлять собой;
- учусь создавать гражданские проекты.
Раздел «Роль права в жизни человека, общества и государства» направлен на развитие важного метода познания – правового мышления. Сформировывается понятие у обучающихся о гражданском праве. В данном разделе закладываются основы культуру общества. На примере изучаются разновидности правовых норм и появляется возможность изучение личных прав гражданина Российской Федерации. А так же изучить и четко знать, что грозит за нарушения прав и свобод.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Раздел «Право на образования» предусматривает освоение основного принципа образования. Узнать для чего нам нужно образование. Самостоятельно выяснить, почему образование считается приоритетной задачей для государства. Узнать все формы и виды образования. Важно изучить закон об образовании и его важнейших в наше время аспектов, заметных нововведений, анализу его роли в современных условиях. Осознание человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о деятельности. Эту деятельность осуществляется путем сбора фактов, их постоянного обновления, систематизации и критического анализа. Изучает историю зарождения и развитие университетов, а так же разделы современного профессионального образования.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, официальными документами, работа с КИМ).
В раздел «Семейные правоотношения» обобщаются родительские права и права детей. Разбираются системы правовые нормы, регулирующих семейные отношения, рассматриваются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
К большому сожалению не все семьи с годами остаются такими же крепкими, поэтому, важно изучить правоотношение возникающее на основании предусмотренных законом юридических фактов: соглашения об уплате алиментов или решения суда о взыскании алиментов, в силу которого одни члены семьи вправе требовать выплаты алиментов от других членов семьи, а последние обязаны их выплачивать.
В рамках Федерального закона государством предусмотрены социальные пособии, субсидии и социальные услуги, о которых мы так же поговорим в этом разделе.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, со специалистами органов ЗАГС, работа с КИМ).
В разделе «Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика» изучаются, конституционные права граждан на жилище, предполагает гарантированную законом возможность приобретения и владение собственным жильем, при этом возможность стабильно пользоваться имеющимся имуществом, а так же разбираются права на неприкосновенность жилища, права на улучшения жилищных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (Изучение Жилищного кодекса Российской Федерации, исследовательская работа в библиотеке, Интернете, работа с КИМ).
Раздел «Права потребителя: законодательство и реальная практика»
поможет знать свои права и уметь ими пользоваться. Основываясь на Закон РФ «О защите прав потребителей», при этом выяснить кто такой потребитель, изготовитель и что такое услуги.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, работа с КИМ).
Раздел «Трудовое право» предусматривает освоение принципа трудовых отношений основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы) за заработную плату. Для того что бы трудящийся человек чувствовал себя под защитой в РФ работает комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства. Важным пунктом этого раздела является выяснение трудовых гарантий работника и компенсаций.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (Изучение Трудового кодекса Российской Федерации, исследовательская работа в библиотеке, Интернете, консультация у специалистов центра занятости населения).
Раздел «Уголовное право» изучает отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют преступность и наказуемость деяния, а также основания уголовной ответственности и освобождения от нее.
На примерах выясним чем отличается умысел от неосторожности. Узнать какое наказание ждет лицо за преступление и за преступление лиц по предварительному сговору.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, со специалистами ОВД).
Ситуационная игра.
Раздел «Обобщение по курсу» связывает курс «Правовое поле современной России» с другими науками. Выяснить что такое государство, его признаки и его историческое становление. В ходе изучения материала обучающийся должен понять кто такой гражданин Российской Федерации.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, работа с КИМ).
Практикум.
Кинопоказ: «Я – гражданин России»
Раздел «Заключение» включает в себя проведение круглого стола на тему «Мой гражданский проект».
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Правовое поле современной России» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой)
Практикум.
Демонстрация итогов круглого стола.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Роль права в жизни человека, общества и государства (6 часов)
Что такое гражданские права. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Характеристика личных прав. Нарушение прав и свобод.
Тема 2. Право на образования (13 часов)
Для чего нужно образование. Образование – приоритетная задача государства. Закон об образовании. Формы получения образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Тема 3. Семейные правоотношения (8 часов)
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак. Раздел имущества. Родительские права. Алиментные отношения. Дети. Государственная социальная помощь семьи.
Тема 4. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика (3 часов)
Нормы государственного права и обязанности, имущественные отношения, заключение договоров, виды договоров. Право собственности, сделки.
Тема 5. Права потребителя: законодательство и реальная практика (4 часов)
Потребитель и его права. Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя»
Тема 6. Трудовое право (12 часов)
Право на труд, трудовой договор (контракт). Трудовые правоотношения. Трудовые нормы для несовершеннолетних. Расторжение трудового договора, сверхурочная работа, трудовые споры и порядок их разрешения. Органы социального партнерства. Коллективные договоры и соглашения. Трудовые гарантии и компенсации. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Ответственность за нарушение трудового законодательства.
Тема 7. Уголовное право (8 часов)
Признаки преступления. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Умысел или неосторожность, в чем их различие. Преступления лица и лиц по предварительному сговору. Причины совершения преступления. Уголовная ответственность.
Тема 8.Обобщение по курсу (10 часов)
Политика и власть. Правовое государство и его основные признаки. Защита гражданских прав. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Я – гражданин России.
Тема 9. Заключение (4 часов)
Круглый стол «Мой гражданский проект».
Тематическое планирование
(68 ч внеурочной деятельности в 8-9 классах)
Темы, входящие в этот раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
Раздел 1. Роль права в жизни человека, общества и государства | |||
Что такое гражданские права | Что представляет собой гражданское право. Какие существуют источники гражданского права. Каковы принципы гражданского права. Гражданское право как совокупность правовых норм. Что такое гражданская правоспособность. Равенство правового режима субъектов гражданского права | Называть предмет изучения науки обществознание. Дать определение понятиям «гражданское право», «гражданские правоотношения», «правовой режим». Выяснить, что является предметом гражданского права. Объяснить важность гражданско-правовых норм. Приводить примеры того где мы можем столкнуться с гражданским правом. Охарактеризовать систему гражданского права. Выяснить, кто относится к субъектам и объектам гражданских правоотношений. | |
Правовая культура | Что такое правовое сознание. Как формируется правовая культура. Что такое презумпция невиновности. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность | Дать определение юридической ответственности. Выяснить что такое презумпция невиновности. Узнать, что такое уголовная ответственность и за что она отвечает. Последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения. Виды дисциплинарного взыскания. Выяснить, что такое материальная ответственность. Что такое убытки и как их избежать. Изучить виды санкций, которые применяются при неисполнении договорных обязательств и период их возмещения. | |
Разновидности правовых норм | Что такое правовые нормы. нормы права по характеру регулируемых отношений. Классификация норм права по методу правового регулирования. Классификация норм права по социальному назначению. Изучить ряд правовых норм. | Дать определение следующим понятиям «Нормы гражданского права», «Нормы административного права», «Нормы финансового права», «Нормы конституционного права», «Нормы семейного права», «Нормы трудового права», «Нормы уголовного права». Изучить нормы права по характеру регулируемых отношений. Анализировать изученный материал охарактеризовать императивные нормы права, рекомендательные нормы права, диспозитивные нормы права и поощрительные нормы права. Изучить связь и различие абсолютно-определенных правовых норм, относительно-определенных правовых норм и альтернативные правовые нормы. Выделить особенности региональных норм права, общефедеральных и локальных норм права. | |
Основные отрасли права | Что такое отрасль права. Материальные права. Как делятся отрасли права по предметному единству. Как делится право по регулируемым отношениям (по сфере интересов). Основные отрасли права РФ. | Дать определение отрасли права. Объяснить разницу материальных и процессуальных назначений отрасли права. Выяснить что такое «основные права», «вторичные права», «комплексные права». Изучить совокупность отраслей права, защищающих общий интерес благо всего государства. Изучить совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей. Назвать базу всех отраслей права. Дать определение понятиям «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Земельное право», «Семейное право», «Трудовое право», «Уголовное право», «Финансовое право», «Гражданско-процессуальное право», «Международное право». | |
Характеристика личных прав | Право на жизнь. Право на свободу. Право на охрану достоинства личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни. Право на защиту своей чести. Право на неприкосновенность жилища. Право на свободу передвижения. Свобода совести и вероисповедания. | Назвать определение понятия личности. Анализировать статьи закрепленные в Конституции РФ. Изучить Всеобщую декларацию прав человека. Изучить Международный пакт о гражданских и политических правах. Выяснить достоинства личности о которой говорится в Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применение достижений биологии и медицины. | |
Нарушение прав и свобод | Кто следит за соблюдением прав человека. Статье 136 Уголовного кодекса РФ. | Рассмотреть при каких обстоятельствах прокуратура может применить меры при нарушении прав и свобод человека и гражданина. Изучить статью УК РФ Статья 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». | |
Раздел 2. Право на образования | |||
Для чего нужно образование | Почему людям нужно образование? Что такое образование. Какую роль играет образование в жизни человека. Что такое непрерывное образование. Для чего нужно иметь высшее образование. | Назвать определение понятиям «образования» и «непрерывное образование». Выяснить, почему нужно образование. Называть существующие виды образования. Узнать, как образование влияет на мировоззрение и жизненные ориентиры человека. Выяснить, почему высшее образование помогает стать человеку независимым как финансово, социально, так и эмоционально. | |
Образование – приоритетная задача государства | Приоритеты государственной политики в области образования. Стратегические цели согласно Национальной доктрины образования. | Выяснить, как образование влияет на формирование национального самосознания и сохранения национальной культуры. Узнать о равенстве людей в образовании. Изучить этапы модернизации школ и их последствия. Изучить стратегические цели в доктрине. | |
Закон об образовании | Главные цели ФЗ «Об образовании в Российской федерации». Основные особенности изложенные в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». | Изучить закон «Об образовании». Узнать, каким образом закон «Об образовании» регулирует права и ответственность участников образовательного процесса. Назвать прописанные в законе термины «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика». Узнать о разделении полномочий органов власти в сфере образования. | |
Формы получения образования | Статья 17 Федерального закона №273- ФЗ. Формы получение образование в организации. Форма получения образования вне организаций. | Выяснить что такое очная форма обучения и ее преимущества. Выяснить что такое заочная форма обучения и ее преимущества. Узнать что такое очно-заочная форма обучения и ее преимущества. Причины обучения на дому. Определить разницу между семейным образованием и самообразованием. | |
Роль науки в современном обществе | Наука и ее роль в современном обществе. Понятие науки и ее характерные черты. Объект и предмет науки | Выяснить предпосылки возникновения и этапы развития науки. Назвать определение понятия «наука». Наука как система знаний. Изучить основные черты научных знаний. Наука как вид деятельности. Наука как социальный институт. | |
Сочетание научной и педагогической функций в университете | Функции университетов. Главные задачи университетов. | Выяснить потребность общества в квалифицированных специалистах. Охарактеризовать государственную научную политику. Выяснить систему организации и проведение научно-исследовательских работ. | |
Классификация наук | Классификация наук по предмету исследования. Что такое многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений. | Выяснить, что изучают естественные науки. Что изучают гуманитарные науки. Что изучают теоретические и эмпирические науки Выяснить что такое фундаментальные и прикладные науки. | |
Школа как способ приобщения к основам науки | Социокультурные функции образования. Развивающийся потенциал современного образования Образование как практика социализации человека. | Дифференцировать образование как один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Выяснить каким образом образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. Изучить трансляцию культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. | |
Структура, функции, история и формы высшего образования | Структуры высшего профессионального образования. Главные задачи (основной деятельностью) высшего учебного заведения. | Изучить три уровня высшего профессионального образования, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам. Назвать главные задачи (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются. Назвать определение понятиям «Университет», «академия», «институт», «колледж». | |
Зарождение и развитие университетов | Предпосылки появление высшего образования. Программу семи свободных искусств | Проанализировать историю начала появления первых университетов в XII веке. Проанализировать чем отличались школы от университетов. Отметить, как в XIV веку складывается концепция университета. | |
Правовое регулирование отношений в сфере образования | Какова государственная политика в области образования? Как можно реализовать свое право на образование? | Выяснить, что такое образовательные правоотношения. Изучить Федеральный государственный образовательный стандарт. Дать определение понятиям «Образовательное право». | |
Раздел 3. Тема 3. Семейные правоотношения | |||
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ | Что такое семейное право? Предмет семейного права. Различия в семейном праве различных стран. Источники семейного права. | Изучить систему правовых норм, регулирующих семейные отношения. Проговорить что такое предмет регулирования семейного права. Что включает в себя и регулирует брачно-семейные отношения в семье. Изучить в каких формах может заключаться брак. Сравнить семейные отношение в семье в России и США. Выяснить в каких актах и кодексах, прописано семейное право. | |
Брак | Брачный союз. Виды брака. Формы брака. | Разобрать брак по правовым последствиям и особым формам брака. Рассмотреть виды брака по отношению к законодательству. Изучить особые формы брака. | |
Раздел имущества | Основные понятия. Этапы раздела имущества. | Назвать определение понятиям «Имущество», «общее имущество», «нажитое имущество». Изучить как и по какому принципу может делиться общее имущество супругов. | |
Родительские права | Совокупность прав родителя по воспитанию. Защита родительских прав. Защита родительских прав. Ограничение родительских прав. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. | Выяснить в чем заключаются родительские права. Проговорить права несовершеннолетних родителей. Проговорить исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. Пояснить принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам). | |
Алиментные отношения | Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. | Выяснить размер твердой денежной суммы определяемый судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Изучить родительские права о содержании своих несовершеннолетних детей. | |
Дети | Ребёнок в возрасте до одного года. Анатомо-физиологические особенности. | Изучить возрастные категории детей. Выяснить подростковые особенности детей. Изучить развитие личности младшего школьника. | |
Государственная социальная помощь семьи | Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ. | Назвать определение понятиям «государственная социальная помощь», «социальное пособие», «субсидия». Изучить перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом. | |
Раздел 4. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика | |||
Нормы государственного права и обязанности, имущественные отношения, заключение договоров, виды договоров | Понятие нормы права, признаки и её структура. Имущественные права супругов. | Изучить сложную и многообразную систему юридических норм. Назвать определение понятию «имущественные права». В чем состоит характерная особенность нормы права. Описать имущественные права супругов. | |
Право собственности, сделки | Права собственника. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору | Назвать определение понятиям «собственность», «экономический агент», «Владение», «пользование», «распоряжение». Выяснить с какого момента возникает право собственности у приобретателя вещи по договору. | |
Раздел 5. Права потребителя: законодательство и реальная практика | |||
Потребитель и его права | Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. | Выяснить перечень предъявляемых требований при обнаружении недостатка в товаре. Выяснить и привести пример технически сложного товара. Проговорить порядок проведения проверки качества товара и экспертизы. | |
Потребитель, изготовитель, услуги. | Понятие о потребителе. Качество товара (работы, услуги). Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. | Назвать определение понятиям «потребитель», «изготовитель», «услуги», «исполнитель», «продавец». Своими словами объяснить, что обязаны делать продавец и изготовитель. | |
Закон «О защите прав потребителя» | Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей". | Изучить все нюансы настоящего Закона регулирующего отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. | |
Раздел 6. Трудовое право | |||
Право на труд, трудовой договор (контракт) | Всеобщая декларация прав человека | Выражать свое отношение к труду. Доказать что труд важен для человека. Изучить права человека на труд. Составить инструкцию по разработки соглашения между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности. | |
Трудовые правоотношения | Стороны трудовых отношений. Основание возникновения трудового договора. | Выяснить на основании чего заключается трудовой договор. Изучить характерные признаки трудового правоотношения (отграничение его от смежных, в том числе гражданско-правовых, отношений) | |
Трудовые нормы для несовершеннолетних | Ограничения, предусмотренные в связи с возрастом. | Изучить все нюансы официальное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. | |
Расторжение трудового договора, сверхурочная работа, трудовые споры и порядок их разрешения | Причины прекращения трудового договора. | Изучить основание прекращение трудового договора. Кок должен прекращаться срочный трудовой договор. | |
Органы социального партнерства | Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. | Выяснить чем отличаются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. На каком уровне финансируется полное или частичное финансирования из бюджета трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. | |
Коллективные договоры и соглашения | Что такое коллективный договор. Содержание и структура коллективного договора. Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения. Действие коллективного договора. Изменение и дополнение коллективного договора. Соглашение. Порядок разработки проекта соглашения и его заключений. Действие соглашений. | Дать определение понятию «коллективный договор». Выяснить, кто может принимать участие в трудовом договоре. Узнать, кто имеет право ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации. Сформировать четкое понимание урегулирование разногласий в коллективном договоре. Выяснить, что может включаться в содержание коллективного договора. Изучить законы по которым разрабатывается порядок проекта коллективного договора и его заключения. Узнать на какой срок заключаются коллективные договора. Проговорить каким образом проходит изменение и дополнение коллективного договора. Изучить виды трудовых соглашений. Рассмотреть содержание и структура соглашения. Изучить порядок разработки проекта соглашения в ходе коллективных переговоров. Узнать на кого распространяется соглашение. Как происходит прекращение членства в объединении работодателей. Что можно внести в изменение и дополнение соглашения. | |
Трудовые гарантии и компенсации | Гарантии и компенсации. Случаи предоставления гарантий и компенсаций. | Дать определение понятиям «гарантии» и «компенсации». В каких случаях работникам предоставляется гарантии и компенсации. | |
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников | Дифференциация трудового права. | Изучить деление рабочей сферы предприятия на отдельные категории работников, где в учет принимается не только личные данные человека, но и условия его деятельности, в которых ему предстоит работать. | |
Ответственность за нарушение трудового законодательства | Виды ответственности. В каком законе установлены виды ответственности. | Изучить виды ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. | |
Раздел 7. Уголовное право | |||
Признаки преступления | Признаки преступления. Категории преступлений. | Дать определение понятие «преступление». Разобрать что такое преступное деяние. В каком случае лицо может оказаться виновным. Проговорить все признаки преступления. | |
Формы совершения преступления: действие и бездействие | Преступное действие. Преступное бездействие. | Проанализировать системообразующий элемент объективной стороны преступления Изучить степень сложности преступного действия. Проанализировать пассивное поведение человека, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей, которые оно должно было и могло выполнить в данных конкретных условиях. | |
Умысел или неосторожность, в чем их различие | Виды умысла. Виды неосторожности. | Дать определение понятие «умысел» Сравнить заранее обдуманный и внезапно возникший умысел. Сравнить прямой и косвенный умысел. Сравнить чем отличается преступное легкомыслие от преступной небрежности. Изучить неосторожность в уголовном праве России. Составить таблицу различий умысла и неосторожности. | |
Преступления лица и лиц по предварительному сговору | УК РФ Статья 35. Признаки совершения преступления группой лиц. | Изучить и проанализировать статью УК РФ «Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)». | |
Причины совершения преступления | Причины преступления. Классификация причин и условий. | Изучить социально-психологические факторы совершения преступления. Изучить по каким основаниям классифицируются детерминанты преступности. | |
Уголовная ответственность. | Аспекты уголовной ответственности. Теории уголовной ответственности. | Найти разницу в позитивной и негативной уголовной ответственности. Изучить законы Российской Федерации. Сравнить уголовную ответственность в РФ и Республике Беларусь. | |
Раздел 8. Обобщение по курсу | |||
Политика и власть | Что включает в себя политика? Признаки власти. Как делится политическая власть. | Дать определение понятиям «политика», «власть», «политическая власть». Изучить признаки власти. Выяснить формы передачи власти. Проговорить виды и функции политической власти. Выяснить элементы политической системы. | |
Правовое государство и его основные признаки | Правовое государство. Цели правового государства. Правление по закону. | Проговорить идеи правового государства. Изучить ограничение и направление процесса осуществления власти. Дать определение понятию «правление по закону». | |
Защита гражданских прав | Способы защиты гражданских прав. | Сформировать пути осуществления гражданских прав. | |
Понятие о правовом государстве и история его становления | Понятие правового государства. | Проговорить понятие конституционного демократического государства. Изучить историю возникновения правового государства, этапы формирования и развития идей. | |
Признаки правового государства | Главный признак правового государства | Прописать признаки правового государство. | |
Участие граждан в политической жизни | Формы участия граждан в политической жизни. Политические партии. | Изучить формы участия, когда каждый человек непосредственно может принять участие в государственных делах, внести свой вклад в решение вопросов, важных для всей страны. Выяснить принципы по которым государство позволяет гражданам создавать партии. | |
Политические партии и движения | Классификация политических партий. | Изучить идеологическую направленность участия в осуществлении власти. Охарактеризовать характер членства. Оценить шкалу политического спектра. Способ деятельности политических партий. | |
Я – гражданин России | Что такое Родина. Кто такой гражданин. Обязанности гражданина РФ. Принципы гражданства Российской Федерации. | Дать определение понятию «гражданин». Дать четкую характеристику обязанностям гражданина. Выяснить может ли гражданин РФ быть лишен гражданства или выслан за пределы страны. | |
Раздел 9. Заключение | |||
Круглый стол «Мой гражданский проект» | Результаты освоения курса внеурочной деятельности. | Задуматься о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире, выразить своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному», осознать свою принадлежность к России, российскому народу; уважительно относиться к символам своей страны, объяснять значение понятия «Родина», признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом. |
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ П/П | Название разделов, тем уроков | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактическая | |||
34 час, 1 час в неделю 1год обучения
Тема 1. Роль права в жизни человека, общества и государства (6 ч) | ||||
1.1 | Что такое гражданские права | 1 | ||
1.2 | Правовая культура | 1 | ||
1.3 | Разновидности правовых норм | 1 | ||
1.4 | Основные отрасли права | 1 | ||
1.5 | Характеристика личных прав | 1 | ||
1.6 | Нарушение прав и свобод | 1 | ||
Тема 2. Право на образования (13 ч) | ||||
2.1 | Для чего нужно образование | 1 | ||
2.2 | Образование – приоритетная задача государства | 1 | ||
2.3 | Закон об образовании | 1 | ||
2.4 | Формы получения образования | 2 | ||
2.5 | Роль науки в современном обществе | 1 | ||
2.6 | Сочетание научной и педагогической функций в университете | 1 | ||
2.7 | Классификация наук | 1 | ||
2.8 | Школа как способ приобщения к основам науки | 1 | ||
2.9 | Структура, функции, история и формы высшего образования | 1 | ||
2.10 | Зарождение и развитие университетов | 1 | ||
2.11 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 2 | ||
Тема 3. Семейные правоотношения (8 ч) | ||||
3.1 | Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ | 2 | ||
3.2 | Брак | 1 | ||
3.3 | Раздел имущества | 1 | ||
3.4 | Родительские права | 1 | ||
3.5 | Алиментные отношения | 1 | ||
3.6 | Дети | 1 | ||
3.7 | Государственная социальная помощь семьи | 1 | ||
Тема 4. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика (3 ч) | ||||
4.1 | Нормы государственного права и обязанности, имущественные отношения, заключение договоров, виды договоров | 2 | ||
4.2 | Право собственности, сделки | 1 | ||
Тема 5. Права потребителя: законодательство и реальная практика (4ч) | ||||
5.1 | Потребитель и его права | 1 | ||
5.2 | Потребитель, изготовитель, услуги. | 2 | ||
5.3 | Закон «О защите прав потребителя» | 1 | ||
2 год обучения - 34 час | ||||
Тема 6. Трудовое право (12 ч) | ||||
6.1 | Право на труд, трудовой договор (контракт) | 1 | ||
6.2 | Трудовые правоотношения | 2 | ||
6.3 | Трудовые нормы для несовершеннолетних | 1 | ||
6.4 | Расторжение трудового договора, сверхурочная работа, трудовые споры и порядок их разрешения | 2 | ||
6.5 | Органы социального партнерства | 1 | ||
6.6 | Коллективные договоры и соглашения | 1 | ||
6.7 | Трудовые гарантии и компенсации | 1 | ||
6.8 | Особенности регулирования труда отдельных категорий работников | 2 | ||
6.9 | Ответственность за нарушение трудового законодательства | 1 | ||
Тема 7. Уголовное право (8 ч) | ||||
7.1 | Признаки преступления | 1 | ||
7.2 | Формы совершения преступления: действие и бездействие | 2 | ||
7.3 | Умысел или неосторожность, в чем их различие | 1 | ||
7.4 | Преступления лица и лиц по предварительному сговору | 1 | ||
7.5 | Причины совершения преступления | 1 | ||
7.6 | Уголовная ответственность. | 2 | ||
Тема 8.Обобщение по курсу (10 ч) | ||||
8.1 | Политика и власть | 1 | ||
8.2 | Правовое государство и его основные признаки | 1 | ||
8.3 | Защита гражданских прав | 1 | ||
8.4 | Понятие о правовом государстве и история его становления | 2 | ||
8.5 | Признаки правового государства | 1 | ||
8.6 | Участие граждан в политической жизни | 1 | ||
8.7 | Политические партии и движения | 1 | ||
8.8 | Я – гражданин России | 2 | ||
Тема 9. Заключение (4 ч) | ||||
9.1 | Круглый стол «Мой гражданский проект» | 4 |
Система оценивания и формы контроля
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различный уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа в рамках данной темы.
Формы контроля:
- Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома.
- Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов (индивидуально).
- Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по теме.
- Письменное тестирование
- Проверка сформированности УУД при решении индивидуальных заданий ГИА
- Контроль знания основных терминов и понятий (решение кроссвордов)
- Контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом.
Перечень литературы и средств обучения
Источники
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
Литература
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. М.,Обществознание2017.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2009.
- Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2002.
- Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 класс. М, 2010.
- Павликов С.Г. Конституционное право: Учебное пособие/Павликов С. Г., Умнова И. А. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с.
- Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2014. – 348с.
- Григонис Э., Григонис В. Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2014. – 254 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юристь, 2016- 520с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правоведение Исследовательская работа Тема: «Правовое государство в России- миф или реальность?»
Данная работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Во...
Информационное поле современного подростка
Все мы родом из детства. Фраза, уже ставшая фольклорной. Как всегда, вспомню психологов: все приобретенные в подростковый период комплексы и страхи имеют прочную основу и предрасполагают заболевания в...
Презентация "Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX века".
Декабристы — так называли русских дворянских революционеров, поднявших восстание против самодержавия и крепостного права. Почти все организаторы восстания были участниками Отечественной войны 18...
Чарнецкий С. Н. Правовая компетентность современного учителя общественных дисциплин
Статья опубликована в журнале "Эксперимент и инновации в школе", 2014 №1...
Родительское собрание «Правовое поле»
Цель: расширить представление о законах РК для родителей и их исполнении.Задачи:ü ознакомить родителей с ключевыми понятиями и нормативно-правовыми основами соблюдения и выполнения законов РК по воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле? по материалам Буйловой Л.Н.
Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам....
«Правовая помощь детям в современной России»
несмотря на особое внимание российского законодателя к институту защиты прав и интересов детей в нашей стране, механизм обеспечения детей квалифицированной юридической помощью на сегодня таков, что ре...