Методическая разработка по вокалу для детей «Высокие и низкие звуки». Автор: Храмова Елена Сергеевна
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества «Дагомыс» г. Сочи
Методическая разработка по вокалу
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Высокие и низкие звуки».
Разработчик:
Педагог дополнительного образования Храмова Елена Сергеевна
г. Сочи, 2021 г.
«Высокие и низкие звуки».
Пояснительная записка.
Умение различать свойства звука составляет основу музыкальных способностей и воспроизведения вокальных звуков. Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми высоких и низких звуков, поможет ребенку понять через собственное голосовое воспроизведение каким может быть звук. Это очень важно для развития вокального слуха.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных спектаклях, в исполнительской песенной деятельности развивая свои творческие способности.
Для этого мной был разработан материал по теме: «Высокие и низкие звуки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста на начальном этапе обучения вокалу. Предлагаю несколько элементов занятий для изучения, повторения и закрепления материала, а так же для диагностики изучаемой темы.
Цель: Научить детей различать понятия в вокальной музыке «низкий» и «высокий» звук и точно его воспроизводить во время пения.
Задачи:
- - Образовательная: обобщить и закрепить знания о низких и высоких звуках:
а) Определить визуально понятия «высоко» и «низко» и соотнести их на слух, воспроизводя голосом.
б) Способствовать развитию образного восприятия понятий «высокий» и «низкий» звук посредством воспроизведения распевок.
в) Самостоятельный поиск высоких и низких звуков. Учить детей слышать и воспроизводить голосом направление мелодии.
- –Развивающая: способствовать:
а) развитию звуковысотного слуха, вокальной импровизации;
б) развитию элементарных вокальных навыков посредством распевок на расширение диапазона;
в) развитию творческого воображения через слушание вокальной музыки;
- –Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к вокальной деятельности, умение взаимодействовать в коллективе.
Перед знакомством темы «Высокие и низкие звуки» предлагается провести предварительную работу родителям с детьми дома – прочитать сказки: «Маша и медведь» или «Три медведя и Маша», «Колобок». Поговорить о современном и древнем животном мире. Повторить (познакомить) с геометрической фигурой - треугольник.
Так же нам нужны будут: картинка динозаврика; фигурки треугольник; карточки для музыкально – дидактической игры музыкальные инструменты - бубенчики.
Методическая разработка.
1.Оздоровительное и фонопедическое вокально - изобразительное упражнение «Динозаврик».
Программное содержание: Развивать музыкальную память и гибкость голоса, учить детей исполнять мелодию изобразительного характера соединённую в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Описание: Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-а-о-и" при помощи звуков: высокие, средние и низкие. Указательным пальцем показывают наверх (голова динозаврика) и тоненьким, почти писклявым звуком на выдохе коротко произносят звук «У». Затем, спускаясь сверху вниз (шея) делаем глиссандо (как будто спускаемся с горки) от высокого до низкого регистра на звуке «И». Рисуя в воздухе руками огромный круг (туловище) и в самом низком регистре, какой может изобразить ребёнок, произносим «О». В заключение, от самого низкого к самому высокому регистру поднимаемся наверх (хвост) на звуке «И». Хвостик динозаврика можно ещё изобразить штро – басом или скрипом, что помогает раскрепостить (расслабить) связки.
Цель: Закрепить знание о регистрах при помощи художественного образа, при этом развивать гибкость голосовых связок.
Данное упражнение подходит для изучения темы «Высокие и низкие звуки», и для распевания перед работой над песенным репертуаром. Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию. Также, с этим упражнением можно провести путешествие в увлекательный древний мир к загадочным животным.
Можно изобразить голосом разных зверей: жирафа или слона…
2.Пение и движение. Пение-распевание (авторский материал).
* «Полёт на луну». Учащимся предлагается «Полетать» на ракете в космос на Луну. Дети присаживаются на корточки, складывают ладошки вместе (имитируя верхушку ракеты) и на звук «У» (можно «А») очень медленно с самого низкого звука, какой можно исполнить, «взлетают» в космос, звуком изображая полёт всё выше и выше. (Изображаем голосом хроматическую гамму). В самом конце «полёта» наверх воспроизвести самый высокий (тоненький, писклявый) звук, какой только можно изобразить голосовыми связками на выдохе.
Можно предложить детям попутешествовать по планетам и изобразить голосом встреченных там инопланетян (или превратиться в них, представить, как бы они могли петь)…
После «возвращаемся» на землю, имитируя полёт от самого высокого звука до самого низкого, присев в конце упражнения обратно на корточки.
* «Машинки». Предлагается детям на звук «Бр» (трель губами или звук игры в машинку) покататься на машине в гору и с горки (вверх и вниз). Сперва «заводим» (имитируем звуком губ) мотор у машины на среднем по высоте звуке, затем едем в гору, с постепенным повышением высоты звука (от самого низкого в диапазоне звука к очень высокому), затем спускаемся в низ (от самого высокого звука до самого низкого в диапазоне звука).
Примечание: можно, поэтому же принципу, поиграть в мотогонки – работа на динамику, где приближение машины – это громкий звук, а удаление – тихий.
* «Чайки». В верхнем регистре можно поизображать чаек: полетать по кабинету, помахать руками – как крыльями, на выдохе и на хорошем зевке, ударяя звук в передние зубы, издавать звук на стаккато - гласную «А».
3.Театрализация.
Предварительная работа: Накануне занятия родителям предлагается дома прочитать или повторить сказки: «Маша и медведь» или «Три медведя и Маша», «Колобок». (Взаимодействие с родителями)
На занятие с помощью высотности звуков в виде театрализации обыгрываем данные сказки. Маша – высоким звуком, Медведь – низким звуком. Детям предлагается по ролям с нужными интонациями звуковысоты данного им героя инсценировать сказку.
Также можно послушать мюзикл (в интернете есть большой выбор для разного возраста) или самим инсценировать сказку «Колобок», или поиграть (для детей дошкольного возраста) в музыкально – дидактическую игру: «Кого встретил колобок?» (см. Использованные материалы).
4.Диагностика. (Авторский материал).
Не все дети понимают только акустически (на словах), а могут воспринять информацию лишь визуально (зрительно). Для этого разработан простой и понятный наглядный и раздаточный материал.
Дидактический материал: Для занятия приготовить разноцветные треугольники из картона. Каждому ребёнку раздаются фигурки.
Верхушка треугольника – это высокие звуки.
Середина треугольник – средние.
Основание треугольника – низкие.
Педагог проигрывает и пропевает вокальный фрагмент в разных регистрах (можно прослушать вокальную музыку (бас, тенор, сопрано) на любом музыкальном носителе в различных регистрах). Детям предлагается пальчиками показывать (или держать) ту часть фигуры, которая соответствует услышанному звуку (регистру) – верх, середина и основание.
5.Музыкально-дидактические игры.
В данном разделе можно использовать огромный материал. Предлагаю один из них: Музыкально – дидактическая игра «Бубенчики»
Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон.
У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» — звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку «Дан-дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому.
Посмотрите на эти три линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех?
Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.
А также такие музыкально-дидактические игры (см. Использованные материалы), как: «В ЛЕСУ», «Учёный кузнечик» и «Найди нужный колокольчик», «Угадай – кА!», «Музыкальные вагончики».
Заключение:
Данный материал может быть использован в дополнительном, в дошкольном и в начальном музыкальном образовании при:
- Организации образовательной деятельности;
- В совместной образовательной деятельности в режимных моментах;
- Для совместной игровой деятельности родителей и детей в семье.
Список использованной литературы
1. Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» (Издательство «Лань» 2007 год).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Картинка динозаврика: http://peppapigpig.altervista.org/wp-content/uploads/dinosauro-dinosaurs.jpg и http://desenhoparacolorir.net/wp-content/uploads/de-dinossauro-para-colorir-1-9-animais.gif
2. Упражнение В. Емельянова «Динозаврик» http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/08/01/ispolzovanie-igrovykh-priyomov-na-nachalnom
3. Использование музыкально-дидактических игр: Бубенчики: http://www.muz-urok.ru/page896.htm
Предложенные игры:
«Кого встретил колобок?», «В лесу» -
http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/08/24/muzykalno-didakticheskie-igry
«Музыкальные вагончики»: http://festival.1september.ru/articles/557023/
«Учёный кузнечик» и «Найди нужный колокольчик»:
http://www.muz-urok.ru/page899.htm
«Угадай – кА!»: http://detsad-kitty.ru/art/demo/9885-muzykalno-didakticheskaya-igra-ugadaj-ka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)
Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....
Методическая разработка урока английского языка для 6 класса УМК Starlight, авторы Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др.
Методическая разработка урока английского языка для 6 класса УМК Starlight, авторы Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др.. Тема урока: "Discovering Paces of Interest" (Уро...
Методическая разработка по инженерной графике для преподавателей рецензирующих контрольные работы. Автор - Бельков А.П.
методическая разработка выполнена для преподавателей дисциплины "Инженерная графика" , котрые проверяют и рецензируют контрольные работы студентов-заочников....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку "Мир празднует Рождество!" Авторы: Пономаренко И.В. Охотина Н.А.
Настоящий сценарий составлен в качестве программы заключительного занятия первого полугодия обучения немецкому языку для учащихся 12-13 лет (7класс). Грамматические темы, аспекты обуч...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Методическая статья: «Организация и проведение соревнований по оказанию первой помощи». Авторы: Саукконен Аделина Сергеевна, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Балтийский берег»; Мокряк Максим Юрьевич, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Б
В статье рассказывается о том, как проверить приобретенные учащимися знания и умения в области оказания первой помощи. Предлагается обратиться к основам десмургии, навыкам работы в команде. Узнать и д...
Методическая разработка "ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ВЫСОКОГО КЛАССА"
Актуальность исследования в спорте высших достижений в спортивном ориентировании физическая и техническая подготовленность спортсменов ориентировщиков находится примерно на одинаковом уровне, результа...