Инновационная деятельность в Учреждении дополнительного образования
учебно-методический материал (5 класс)

Паршакова Юлия Васильевна

В последнее время в обществе наблюдаются социально-экономические преобразования, происходят изменения и в системе образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyaelnost_udo.docx345.7 КБ

Предварительный просмотр:

Паршакова Юлия Васильевна,

 Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом творчества

Железнодорожного района г.Улан-Удэ»

«Инновации в системе дополнительного образования детей»

В последнее время в обществе наблюдаются социально-экономические преобразования, происходят изменения и в системе образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования.

Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка, направленную на раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе, самоопределится со своей будущей профессией.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом сою профессиональную деятельность. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. Педагог, способный к творческой и профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ребенка, осуществлять личностно-ориентированный подход к ним.

Изначально термин «инновация» происходит от латинского «иноватио» - это нововведение, изменения, обновления. В широком смысле означает разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В области педагогики означает изменения в содержании образования и технологий, внедрение в педагогическую деятельность передовых методов, приемов и форм обучения и воспитания.

Направления инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей:

- совершенствование содержания образования;

- изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

- создание системы работы с одаренными детьми;

- совокупность методов, приемов, форм и средств обучения;

- совершенствование всей системы управления;

- информатизация образовательного процесса.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной:

- во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и ее продуктам.

- во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность. А функция педагога -  является умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение в возникающих проблемах, помочь освоить разнообразную информацию.

- в-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.

Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и  как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования.

Виды педагогических инноваций

Идеологические инновации  

Внутрипредметные инновации

Общеметодические инновации

Административные инновации  

- это обновление сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

- это инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения (освоение а технологий, создание  авторских методических разработок).

- это внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т.д.).

- это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.

 Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.

Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, приемов и способов, обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

- составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;

- учебные пособия;

- методические разработки;

- интернет выставки и экскурсии;

- модели;

- мультимедийные продукты;

- художественные и творческие работы;

- участие в конференциях;

- работа Web-сайтов педагогов.

Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.

Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

Список использованной литературы:

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная педагогика. Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – 2006. – 59 с. - ISBN 978-5-7087-0019-Х.

2. Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.

3. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Питюков. – М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое общество, 1999. – 192 с.

4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.

Использованные материалы Интернет-ресурсов:

1. http://www.spoken-english.ru/2012/06/05/pedagogicheskie-texnologii

2. https://ru.wikipedia.org/Педагогические_технологии

3. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php

4. http://educational_technology.academic.ru/9/Педагогическая_технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика деятельности современного учреждения дополнительного образования детей..

Современные требования к управлению УДОД предполагают повышения уровня компетентности кадров. Хороший работник – это не просто исполнитель, это человек, который в состоянии самостоятельно и творчески ...

Организация концертной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Организация концертной деятельности. С чего начать, как осуществить деятельность, что предпринять для того, чтобы концерт прошёл на УРА!!!...

Тема: «Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Статья "Инновационное занятие в учреждении дополнительного образования"

В статье рассматриваются термины "Новшество" и "Инновация", "Инновационная система образовательного учреждения", дается оценка функционированию инновационной системы. Понятие "Инновационное учебное за...

Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...