Программа "Русская душа"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тимченко Елена Васильевна

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_dusha_programma.docx42.65 КБ

Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

                       

ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающей направленности

«РУССКАЯ ДУША»

Поло/возрастная группа: мальчики, 12 – 18 лет

Срок реализации: 6 месяцев

Приложение к программе коррекционно-развивающей направленности

«РОСИНКА»

Возраст: 3-18 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                        Разработала:

        Тимченко Елена Васильевна, воспитатель.

                                        

                                                

г. Белгород,  2019 г.

                                        Пояснительная записка.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.  Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.  В современных условиях  возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, к  богатствам народной культуры. Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.        Будущее страны всецело зависит от того, каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любящими свою Родину не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. У России великое прошлое и будущее ее должно быть таким же.        Первичные представления о Родине, традициях своего народа, дети, как правило, получают в семье по мере взросления. У несовершеннолетних, проживающих в реабилитационном центре, система элементарных социальных представлений не сформирована.  Данная подпрограмма должна помочь приобщить воспитанников к историко-культурным традициям русского народа через активизацию их творческого потенциала,     на фольклорном и этнографическом материале познакомить с тем, как наши предки понимали мир  и свое место в этом мире, изучить традиционный народный календарь, обычаи и обряды, связанные с  многообразием культурных традиций России. Особое внимание обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, толерантности, патриотизма и гражданственности.                                Реализация подпрограммы «Русская душа» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для школьников формах: беседа, фольклорный праздник, театрализованное представление, викторина, мастерская. 

Особенно привлекает то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой поэтической речи. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как когда - то наше прошлое творит традиции будущего.  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связанно с народной культурой. Это и русские обрядовые праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, и устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, и народные праздники, в которых заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Без знания прошлого, нет настоящего, и не может быть будущего. Подпрограмма «Русская душа» должна помочь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и традиции русского народа.                               

                           

Цель и задачи подпрограммы.

Цель: развитие у несовершеннолетних, находящихся в трудной  жизненной ситуации гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей.

         Задачи:

-  обогащение знаний детей о народных традициях России, календарных праздниках, образе жизни русского народа;

-   развитие духовно – нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными, формирование чувства долга и моральной ответственности перед коллективом, страной;

 -   развитие художественного вкуса и культуры воспитанников на примерах духовных традиций русского народа;

-   воспитание интереса к культуре русского народа и стремление сохранить его наследие;

-   воспитание чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине;

-  совершенствование организации досуга воспитанников, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований. 

Возраст детей, участвующих в реализации подпрограммы.   Сроки реализации подпрограммы.

Подпрограмма «Русская душа» рассчитана на полгода обучения. Подпрограмма ориентирована на детей школьного возраста.

Предполагаемые результаты реализации подпрограммы:

-   умение ориентироваться в традициях народной культуры, знать народные обряды, обычаи, народные игры, календарные праздники, символы и их значение;

 - пробуждение  любви к семье, родному дому, к своей Родине, осознание ответственности за судьбу страны; формирование чувств национального достоинства;

- приобретение знаний и навыков в театральном творчестве, фольклоре, а также умение их применять в быту и передавать эти знания другим людям.

  -  развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; 

- воспитание таких качеств, как отзывчивость, доброта, стремление к сопереживанию за близкого человека, вера в лучшее будущее.

Этапы реализации подпрограммы.

1. Диагностический.

Диагностический этап предполагает проведение педагогической диагностики (тестирование), проводимой с учетом возрастных особенностей детей. (Приложение 1).

2. Формирующий.

Формирующий этап предполагает разработку и реализацию основных мероприятий подпрограммы «Русская душа». Подпрограмма рассчитана на средний срок реабилитации воспитанников областного реабилитационного центра для несовершеннолетних и предполагает проведение 4х мероприятий в месяц. С ребенком, поступившим в реабилитационную группу в процессе реализации цикла мероприятий подпрограммы «Русская душа»  проводится диагностика и индивидуальная работа по темам, ранее реализованным с остальными детьми. Реализация подпрограммы «Русская душа» предусматривает  теоретическую и практическую деятельность и воплощается в доступных для школьников формах: беседа, фольклорный праздник, театрализованное представление, экскурсия в краеведческий музей, выставка – ярмарка, викторина, творческая мастерская.

3. Контрольный.

Контрольный этап предполагает оценку эффективности реализации  цикла мероприятий подпрограммы. Для контрольной диагностики используются те же диагностические методики, что и в диагностическом этапе подпрограммы.

Тематический план подпрограммы «Русская душа»

  1. Культура, традиции и обычаи русского народа.

Тема мероприятия

Форма организации     мероприятия

1

«Знакомство с культурой  и традициями русского народа»

Информационный час

2

«История  русской одежды»

Познавательная беседа с использованием ТСО

3

Экскурсия в краеведческий музей. «Народный быт»

Музейный урок

4

«В гостях у русского самовара»

Час общения

Чаепитие

5

«Обрядовые куклы. Обереги»

Творческая мастерская. Изготовление оберегов.

6

Отношение к хлебу на Руси.

«И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»

Коррекционно-развивающее занятие

7

«Что мы знаем о русских народных традициях».

Игра-викторина

  1. Семейный уклад и быт русского народа.

8

«Семейный уклад наших предков. Русская изба»

Информационно-развивающее занятие

9

«Помни корни свои»

Познавательная беседа

10

«Каково в дому, таково и самому»

Нравственное занятие. Викторина.

  1. Русь, Россия, Родина моя.

11

«Россия – это часть тебя»

Час общения

12

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой».

Урок памяти. Экскурсия к памятнику Ф.С. Дзгоева.

13

«Русская березка – символ Родины моей»

Комплексное занятие

14

«В песне русская душа»

Музыкальная гостиная

15

«Гражданственность и патриотизм»

Анкетирование

IV. Народные и обрядовые   праздники. Игры на Руси.

16

«Рождество Христово. Святочная неделя»

Познавательно-развлекательное занятие

17

«Зимние посиделки»

Развлечение

18

«Широкая масленица» Проводы зимы, встреча весны

Фольклорный праздник

19

«Пасха - великий день»

Познавательное занятие с элементами рисования

20

«Святая Троица»

Летнее развлечение.

21

День Ивана Купала

Игровая программа

22

«Праздник трех великих Спасов»

Фольклорный праздник

23

«Осенние обрядовые праздники»

Развивающее занятие

24

«Покров Божией Матери»

Познавательное занятие

25

«Забытые старые русские игры»

Игровая программа

26

«Ярмарка народных игр»

Спортивное развлечение

27

«Зимне-весенние народные праздники»

Развивающее занятие

Календарно-тематический план подпрограммы «Русская душа»

2019 – 2020 год

Тема мероприятия

Содержание деятельности занятия (форма организации занятия)

Всего часов

Сроки реализа

ции

Теоретическая часть

Практическая часть

1

2

3

4

«Гражданственность и патриотизм»

«Россия – это часть тебя».

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой».

«Русская березка – символ Родины моей».

Час общения

Анкетирование

Урок памяти. Экскурсия к памятнику Ф.С. Дзгоева.

Комплексное занятие

4

Сентябрь

1

2

3

4

«В песне русская душа».

«Знакомство с культурой и традициями русского народа».

«История русской одежды».

 «Осенние обрядовые праздники»

Информационный час

Развивающее занятие

Музыкальная гостиная

Познавательная беседа с использованием ТСО

4

Октябрь

1

2

3

4

«В гостях у русского самовара».

«Обрядовые куклы. Обереги».

Отношение к хлебу на Руси.

«И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю».

«Что мы знаем о русских народных традициях».

Коррекционно-развивающее занятие

Час общения

Чаепитие

Творческая мастерская. Изготовление оберегов

Игра-викторина

4

Ноябрь

1

2

3

4

«Семейный уклад наших предков.

Русская изба».

«Помни корни свои».

«Каково в дому, таково и самому».

Экскурсия в краеведческий музей. «Народный быт».

Информационно-развивающее занятие

Познавательная беседа

Нравственное занятие. Викторина.

Музейный урок

4

Декабрь

1

2

3

4

«Рождество Христово».

«Святки-колядки»

«Зимние посиделки»

«Забытые старые русские игры»

Познавательно-развлекательное занятие

Развлечение

Спортивное развлечение

Игровая программа

4

Январь

1

2

3

4

«Зимне-весенние народные праздники».

«Русские народные сказки»

«Широкая масленица»

«Пасха – великий день»

Развивающее занятие

4

Февраль

1

2

3

4

«Гражданственность и патриотизм»

«Россия – это часть тебя».

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой».

«Русская березка – символ Родины моей».

Час общения

Анкетирование

Урок памяти. Экскурсия к памятнику Ф.С. Дзгоева.

Комплексное занятие

4

Март

1

2

3

4

«В песне русская душа».

«Знакомство с культурой и традициями русского народа».

«История русской одежды».

 «Осенние обрядовые праздники»

Информационный час

Развивающее занятие

Музыкальная гостиная

Познавательная беседа с использованием ТСО

4

Апрель

«В гостях у русского самовара».

«Обрядовые куклы. Обереги».

Отношение к хлебу на Руси.

«И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю».

«Что мы знаем о русских народных традициях».

4

Май

4

Июнь

4

Июль

4

Август

                                                                                                       

                                                                                      Приложение 1.

Методика диагностики  выявления интереса школьников к русской традиционной культуре.

Цель диагностики: Определить представления и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности и заинтересованности.

Задачи:

1. Изучить интерес у детей младшего школьного возраста к  культуре русского народа, к его обычаям и традициям.

2. Определить своеобразие представлений о русской традиционной культуре у детей.

3. Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в разных видах деятельности.

Задание 1.        

         Цель: Определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта, одежды, занятий.

Тест-опросник:

1. Какие предметы домашнего обихода можно было увидеть в крестьянской избе? (Чугунок, ухват, кочерга и т. п.)

2. Что считается самым главным в крестьянской избе? Почему? (печь)

3. Что такое «красный угол» в крестьянской избе?

4. В каком порядке садились за стол? Кто садился первым? Почему?

5. Какую одежду носили на Руси женщины? Мужчины?

 6.Назовите головные уборы, которые носили девушки, женщины, мужчины?

7. Чем занимались люди в старину?

8. Какие русские народные обычаи и традиции вы знаете?

Критерии оценки для обработки результатов:

-  знание названий и назначений предметов быта;

-  представления о русской народной одежде;

 -  о занятиях людей в старину;

-  интерес к теме.

Задание 2.

Цель: Выяснить особенности отношения и представления о календарной жизни русского народа (будни и праздники).

Тест-опросник:

1. Что такое календарь, зачем он нужен?

2. Как вы думаете, что такое народный календарь?

3. Чем праздники отличаются от будней.

4. Какие праздники вы знаете?

5. Как обычно вы отмечаете праздники дома?

6. Назовите основные праздники, которые праздновали на Руси?

7. Что вы знаете об этих праздниках?

8. Выберите из перечисленных праздников те, которые вам не известны. («Новый год»,  «Покров», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица»)

9.  Хотели бы вы узнать о традициях празднования этих и других народных праздников? 

Критерии оценки для обработки результатов:

-  понимание понятий;

-  доказательность – умение обосновать;

-  знание признаков праздника (одежда, песни, угощения);

-  активность при обсуждении;

-  стремление к получению новых знаний.

Задание 3.

Цель: Определить особенности интереса детей к русским народным играм, к жанрам устного народного творчества.

1. Назовите игры, которые вам нравятся больше других. Чем они вам нравятся?

2. Знаете ли вы игры, в которые играли наши предки?

3. Хотели бы вы узнать о них и поиграть?

4. Любите ли вы хороводные игры?

5. Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Приведите примеры.

Критерии оценки для обработки результатов: 

- интерес детей к русским народным играм;

- знание загадок, пословиц, частушек, поговорок;

- желание узнать новое, стремление к получению новых знаний.

- желание детей отражать имеющиеся представления о русской народной культуре в различных видах деятельности.

Критерии анализа особенностей развития интереса и представлений о традиционной культуре России:

- интерес детей к культуре русского народа, народным традициям и обычаям, укладу российской семьи;

- представления об особенностях русского быта, обрядовых праздниках и наиболее важных нравственных ценностях русского народа;

- желание отражать представления в различных видах деятельности;

- самостоятельность суждений.

На основе данных критериев можно выделить 3 уровня, характеризующие своеобразие интереса и представлений о традиционной культуре.

Низкий уровень характеризуется неустойчивым или отсутствием интереса, не дифференцированностью представлений, неумением выделять объекты национальной культуры. Ребенок самостоятельно называет не более 3 видов национального костюма.  Затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого.

Средний уровень характеризуется проявлением положительного интереса к традиционной культуре. Усвоение традиций детьми правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях. Ребенок затрудняется определить некоторые элементы национального костюма, но называет принадлежность костюма.  Знает частушки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но не может  раскрыть их смысл. Называет не более 2-3 народных праздников,  раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.

Высокий уровень  характеризуется устойчивым   интересом к  народной культуре; правильным, обобщенным представлением об  образе жизни русского народа, укладе российской семьи,  выражающимся в развернутом суждении о нем. Ребенок называет все элементы национального костюма, дает их описание. Знает народные игры и вовлекает в коллективные игры других детей. Называет жанры фольклора,  объясняет смысл пословиц и поговорок, использует их в речи. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции, обычая и обряды. Активно участвует в  культурно - массовых мероприятиях  по духовно-нравственной тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...