программа "Выбор профессий" 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Наряду с существующими программами организации профориентационной работы в образовательных учреждениях, которые, безусловно, имеют большое значение в профессиональном определении выпускников, имеет место необходимость введения внеурочной деятельности, позволяющей более глубоко раскрыть мир профессий и направить учащихся в нужное русло уже в младшем подростковом возрасте. Это позволит получить больший процент выпускников, осознано выбравших свой профессиональный путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_professiy_8_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Золотарева Петра Ивановича с. Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области _______________________________________________________________

        

«Одобрена»

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «31 » августа 2020 года

Председатель   ___________/Л. Н. Анюхина /

«Утверждено»

Приказ № 161

от « 31 »  августа    2020 года

И.о.директора____________ /А.П. Дремов/

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности

« Мир профессий»

                                                                        8 класс

Направление: общеинтеллектуальное

Составители: 

Насыров М.Р., учитель ОБЖ

 «Согласовано»

И.о. заместителя директора по ВР

____________/ Т.Н. Дремова /

«31 »  августа   2020 г.

                           Рабочая программа кружка «Мир профессий».

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Мир профессий» разработана  в соответствии с правовыми и нормативными локальными актами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача российской федерации от 29.12.2010г. № 189.
  • Концепцией  духовно-нравственного  развития и воспитания  личности гражданина России.
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
  • - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Москва «Просвещение» 2011г.
  • - Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
  • - Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково  утверждённая  приказом № 161 от 31.08.2020 года

  • Положением об организации внеурочной деятельности учащихся в ГБОУ СОШ с. Летниково, утверждённым приказом директора от 30.08.2013 г. № 98.
  • Учебным планом ГБОУ СОШ с. Летниково
  • Календарным учебным графиком на 2020-2021  ГБОУ СОШ с. Летниково

Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей.

Наряду с существующими программами организации профориентационной работы в образовательных учреждениях, которые, безусловно, имеют большое значение в профессиональном определении выпускников, имеет место необходимость введения внеурочной деятельности, позволяющей более глубоко раскрыть мир профессий и направить учащихся в нужное русло уже в младшем подростковом возрасте. Это позволит получить больший процент выпускников, осознано выбравших свой профессиональный путь.

Цель: создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи: 

  • расширить систему профинформирования;
  • получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • стимулировать творческое саморазвитие и самосовершенствование личности школьника;

     

3. Описание места программы в учебном плане ГБОУ СОШ с. Летниково

Рабочая программа «Мир профессий» разработана на 1 год,  34 часа.

В процессе реализации рабочей программы «Мир профессий» используются следующие формы работы:

  • Групповые формы работы;
  • Индивидуальные формы работы;
  • Развивающие упражнения;
  • Дискуссии;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Психодиагностические процедуры

Используются следующие методы работы: современные методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой работы в рамках оказания психологической помощи, поисковая деятельность учащихся.

Итоги подводятся после каждого года обучения, а также по окончанию всего курса в форме мониторинга личного плана и результативности участия в конкурсах.

4. Личностные и метапредметные результаты освоения

рабочей программы  «Мир профессий»

Личностные универсальные учебные действия

Личностными результатами рабочей программы «Мир профессий» будут следующие умения:

  • Развитие познавательных интересов;
  • Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
  • Признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие психологические процессы, развитие смыслообразования, развитие самопознания.

Регулятивные универсальные учебные действия

В процессе реализации рабочей программы «Мир профессий» учащиеся научатся:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • Высказывать свое предположение (версию);
  • Работать по предложенному плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные универсальные учебные действия

  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;
  • Самостоятельное формулирование познавательной цели;
  • Умение находить ответы на вопросы;
  • Делать выводы в результате совместной работы;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Рефлексия (способность выражать свои чувства словами);
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся в ходе реализации рабочей программы «Мир профессий» научится:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Научится  работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
  • Получит навыки в планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • Приобретет навыки в постановке вопросов;
  • Получит навыки разрешения конфликтов;
  • Получит навыки управления поведением партнера.

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

 5. Содержание рабочей программы «Мир профессий»

8  класс.

Раздел 1. Введение в курс

Занятие 1.

Тема: Вводное занятие «Здравствуйте».

Цель: Создание доверительной обстановки. Познакомить участников с содержанием программы на год. Настроить учащихся на продуктивную деятельность.

Занятие проводится в групповой форме, включает в себя психогимнастические упражнения, дискуссии.

Раздел 2. Мир профессий вокруг нас

Занятие 2.

Тема: Запрос рынка труда.

Цель:  Раскрытие понятия рынка труда. Информирование о востребованных профессиях.

Занятие проходит в лекционно-дискуссионной форме.

Занятие 3 

Тема: Новые модные профессии.

Цель: Расширение знаний о современных профессиях и их специфики.

В форме выступления учащихся с докладами.

Занятие 4

Тема: Конкурс «Кто больше знает о профессиях?»

Цель: Расширение знаний о мире профессий.

Занятие проходит в соревновательной форме.

Занятие 5

Тема: Составление профессиограммы.

Цель: Создание картотеки профессиограмм.

Поисково-исследовательские методы.

Занятие 6

Тема: «Здравствуйте, я - профессионал».

Цель: Расширение знаний о мире профессий.

На занятия приглашаются различные специалисты.

Занятие 7

Тема: Профориентационные игры.

Цель: Развлекательно-познавательная цель.

На занятиях используются различные профориентационные игры, соответствующие возрасту учащихся.

Раздел 3. Самопрознание

Занятие 8

Тема: Смысл и цель жизни человека.

Цель: сформировать понимание собственного смысла и цели жизни.

Дискуссионная форма проведения занятия.

Занятие 9

Тема: Система представлений о себе.

Цель: Сформировать способность в совокупности анализировать свои качества и возможности.

Дискуссионно-лекционная форма проведения с решением проблемных ситуаций.

Занятие 10

Тема: Изучение особенностей личности учащихся.

Цель: Исследование психофизиологических особенностей личности, для дальнейшего составления психологического портрета.

На занятиях проводятся психодиагностические процедуры, ведутся индивидуальные журналы.

Занятие 11

Тема: Открытие.

Цель: Подготовка материалов для участия в конкурсах.

Поиск конкурсов для участия, подготовка материалов для конкурсов.

Раздел 4. Заключение

Занятие  12

Тема: Заключительное занятие.

Цель: Подведение итогов.

Занятие построено в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений.

   Тематическое планирование. 8 класс.

Название раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Раздел 1. Введение в курс

1

1

Вводное занятие «Здравствуйте»

1

Раздел 2.Мир профессий вокруг нас

22

2

Запрос рынка труда

2

3

Новые модные профессии

2

4

Конкурс «Кто больше знает о профессиях?»

2

5

Составление профессиограммы

3

6

Изучение теоретического материала, методики составления, практическое составление

2

7

Здравствуйте, я – профессионал…»

2

8

Активное обсуждение вопроса

2

9

Профориентационные игры

4

10

Изготовление карточных профориентационных игр,

знакомство с методикой игры,

участие в играх в групповой, микро групповой и индивидуальной форме

3

Раздел 3. Самопознание и саморазвитие

10

11

Смысл и цель жизни человека

2

12

Активное обсуждение вопроса, развивающие и релаксационные упражнения

2

13

Система представлений о себе

2

14

Изучение особенностей личности учащихся

2

15

Открытие

2

Раздел 4. Заключение

1

16

Заключительное занятие

1

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности

  1. В.Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11классы [Текст] / Шмидт В.Р..М.:Творческий центр. 2006г
  2. Мей Р. Искусство психологического консультирования. [Текст] /  Мей Р. - М., 1994.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Текст] / Рудестам К. -  М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
  4. Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-opиентированной психотерапии и психотехнике [Текст]  /   Сост. В. Ю. Баскаков. – М.: НПО "Психотехника", 1992. – 108 с.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие» [Текст] / Волков Б.С., Волкова Н.В. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 208с.
  6. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И., Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя [Текст] / Чистякова С.Н., Шалавина Т.И., - М.: Просвещение, 1999. – 189с.
  7. Чистякова С.Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя [Текст] / Чистякова С.Н. - М.: Просвещение, 1998. – 112с.
  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения [Текст] / Пряжников Н.С– М.: Академия, 2008. – 258 с.
  9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Ученое пособие. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  10. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  11. Берг В. Карьера – супер игра. [Текст] / Берг В - М.: АО Интерэксперт, 1998.

      Список литературы для учащихся.

  1. http://psihologvshkole.webnode.com/news/rabochaja-programma-psikhologichjeskogo-kruzhka-zjerkalo-dushi/ 
  2. http://Mirtestoff.ru/
  3. Алан Пиз «Язык телодвижений». [Текст] / Алан Пиз - М.: Просвещение, 2000.
  4. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. [Текст]  / Харрис Т. -  М., 1993.
  5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. [Текст]  / Самоукина Н. В. -  М., 1993.
  6. Фопель К Психолоrические иrры и упражнения. [Текст]  / Фопель К - М., 2001.
  7. Киннер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. [Текст]  / Киннер Д. – М.: Независимая фирма "Класс", 1993. – 224 с.
  8. Абрамов Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие [Текст]  / Абрамов Г.С.   – М., 2001.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения [Текст] / Пряжников Н.С– М.: Академия, 2008. – 258 с.
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Ученое пособие. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  11. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. [Текст] / ПряжниковН.С. – М.: Академия, 2008. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....