Методическая разработка сценария профориентационного марафона "Мир профессий"
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Методическая разработка сценария профориентационного марафона "Мир профессий" содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в комплексе, как отдельное мероприятие (мероприятие внеурочной деятельности, мероприятие в рамках работы ОДОД), а так же могут быть включены по отдельности в уроки учителями-предметниками или в классные часы, посвященные теме ранней профориентации.
данные профориентационные задания и упражнения позволяют реализовать задатки и способности (лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развиваются находчивость, внимательность), а так способствует расширению представлений о мире профессий, развивают эрудицию.
Сценарий профориентационной игры "Мир профессий" был апробирован и с успехом проводится уже много лет как внутришкольный, районный и городской конкурсы для учащихся 5-7 классов с усложнением заданий в соответствии с возрастной категорией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка сценария профориентационного марафона | 279.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Френкель Мария Владимировна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №102 Выборгского района
Профориентационные игры:
Условия и эффективность проведения в рамках дополнительного образования
Аннотация
Основной задачей школы была и остается социализация ребенка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им. На наш взгляд, наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности – лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развивать находчивость, внимательность, мышление, фантазию. Профориентационные игры служат решению не только этих задач, но и способствуют расширению представлений о мире профессий и развивают эрудицию.
Использование игр в профориентации
Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно.
В процессе обучения в школе учащиеся проходят несколько этапов профессиональной ориентации. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. В начальной школе (1-4 классы) у детей должно формироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду. Для учащихся 5-7 классов характерен поиско-зондирующий этап. В этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. На ориентирующем этапе (8-9 классы) у подростков должны быть сформированы умения, необходимые для профессионального выбора, они должны определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории. И, наконец, в 10-11 классах учащиеся корректируют и реализуют свои образовательно-профессиональные планы через более углубленное изучение профильных дисциплин. Таким образом, к концу старшей школы должен быть завершен выбор дальнейшего образовательного маршрута. Успешность выбора будет зависеть от качества той работы, которая была проведена ранее – в начальной и средней школе.
Следовательно, приоритетной целью для специалиста по профориентации в образовательном учреждении становиться создание оптимальных условий для реализации данных возрастных задач.
Современная система Российского образования находится в состоянии модернизации, что влечет за собой изменение приоритетов – на первый план теперь выходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие. Обязательным компонентом образования становится внеурочная деятельность, которая так же должна быть направлена на обучение, воспитание и всестороннее развитие учащихся.
В игре, как естественной форме обучения, изначально заложен огромный потенциал – она стимулирует познавательную активность учащихся, дает возможность получить знания в доступной форме, на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Так же игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горькой).
Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.
Специфика игры заключается в том, что ее можно использовать как элемент работы, включая в урок, как самостоятельную единицу, организуя внеклассные мероприятия профориентационной направленности, а также игра может являться компонентом программ по внеурочной деятельности в ОУ. При этом разнообразие профориентационных игр так велико, что они могут использоваться как в начальной школе (на этапе знакомства с миром профессий), так и в работе со старшими школьниками (при формировании осознанного выбора дальнейшей стратегии образования).
Ниже приведены примеры профориентационных игр, которые могут быть использованы как учителями-предметниками на своих уроках, так и специалистами школ – психологами, педагогами-организаторами и другими. Основной целью этих игр является расширение у участников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
- Снежный ком
Задание: назвать профессию (специальность, должность), начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Например: экскурсовод – дровосек – кондитер – режиссер – реставратор и т.д.
- Профессия на букву
Задание: назвать профессию на названную ведущим букву.
Начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).
- Профессии – омонимы
Задание: назвать слова, имеющие 2 значения, одно из которых – название профессии.
Примеры:
- Не только чемоданчик для документов, но и специалист по международным отношениям – Дипломат
- Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий – Конструктор
- Он/ Она
Задание: дать название профессии в мужском или женском роде.
Примеры:
- Она - балерина, он - … танцовщик.
- Она - стюардесса, он - … стюард.
- Он - пилот, она - ... пилот.
- Угадай профессию
Задание: угадать название профессии по словам, которые имеют к ней отношение, слова называются по одному – от сложного (слова, имеющие отношение к нескольким профессиям) к простому (слова, однозначно относящиеся к одной профессии).
Примеры:
- смелость, сила, охрана, закон, безопасность, погоня, правопорядок, преступник – Полицейский.
- тишина, фонд, знания, каталоги, столы, эрудиция, читатели, книги – Библиотекарь.
- Анаграммы
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. В качестве подсказки может быть указана буква, с которой должен начинаться правильный ответ и/ или характеристика отгадываемой профессии.
Примеры:
- терка => а Актер
(театральная и кинематографическая профессия);
- томат + голос => с Стоматолог
(зубной врач);
- риск + пачка => с Скрипачка
(женщина – музыкант);
Вариант игры: Говорящие фамилии
Задание: переставить буквы в фамилии, что бы получилось название профессии.
Примеры:
- Архипова=> Повариха
- Досадов => Садовод
- Катадов => Адвокат
- Ребусы
Задание: решить ребусы, получив название профессии или высказывание о труде в качестве ответа.
Примеры:
Рис. 1 – Повар | Рис. 2 – Доярка |
Рис. 3 – Поспешишь – людей насмешишь |
- Профессии – синонимы
Задание: назвать синоним предложенной профессии.
Примеры:
- стоматолог - ... (дантист, зубной врач)
- дрессировщик - ... (укротитель)
- стюардесса - ... (бортпроводница)
- Словарь профессий
Задание: соединить название профессии и ее описание.
Примеры:
Геолог | специалист, который изучает земную кору. |
Калькулятор | это не предмет, это человек, так называют бухгалтера, который определяет себестоимость или цену произведенной продукции. |
Метролог | специалист по контролю точности измерительной техники. |
Табл. 1
- Пословицы
Задание: соединить карточки, получив пословицу или поговорку о профессиях или о труде.
Примеры:
Без топора - не плотник, | без иголки - не портной. |
Какова пряха, | такова на ней рубаха. |
Мастером нельзя родится, | мастерству надо учиться. |
Табл. 2
Вариант игр с пословицами в форме теста: Дано начало пословицы и 4 варианта окончания. Игрокам необходимо выбрать верный вариант ответа.
Примеры:
- Терпенье и труд всё …
- разотрут
- оботрут
- перетрут
- притрут
- Землю красит солнце, а человека …
- парикмахер
- маникюрша
- гример
- труд
- Будешь ленится – узнаешь …
- кнут
- голод
- директора
- на ком жениться
- Самая – самая
Задание: назвать профессии, которые больше всего подходят заданной характеристике.
Примеры:
- Самая умная профессия
- Самая сладкая профессия
- Самая нежная профессия
- Отгадай профессию по ….
Задание: отгадать профессию по определенному признаку.
А. отгадать профессию по действию – предложенному глаголу.
Примеры:
- Строит – строитель
- Лечит – врач
- Стрижет – парикмахер
Б. отгадать профессию по орудию труда
Примеры:
- кисть, палитра, мольберт – художник
- градусник, стетоскоп, шприц – врач
- швейная машинка, нитки, ножницы – швея
В. отгадать профессию по походке – учащиеся по желанию демонстрируют походки представителей разных профессий (артист балета, военный, программист), остальные участники угадывают название профессии.
Представленные примеры игр являются универсальными с точки зрения возраста участников. В зависимости от возрастной группы и уровня подготовленности учащихся игровые задания-вопросы могут варьироваться от более простых к более сложным.
В рамках статьи невозможно осветить все профориентационные игры, поэтому мы предложили игры, которые не требуют специальной подготовки от проводящего их педагога. Различных ресурсов, предлагающих игры по профориентации великое множество, и любой заинтересованный специалист может пополнять свою картотеку самостоятельно.
Источники и литература
Литература
- Агеева, И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов/ И. Д. Агеева// Последний звонок. – 2007. – № 7. – c. 3-8.
- Емельянова, Л. Угадай профессию/ Л. Емельянова// Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 1. – c. 73-76.
- Коданева Л.Н. Поле чудес: Игры, конкурсы, викторины, творческие задания. 5-6 классы. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с. (Развитие и воспитание).
- Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 352 с. (Библиотека учителя).
- Окинина, Г. В. Лабиринт профессий/ Г.В. Окинина// Читаем, учимся, играем. – 2006. – №7. – c. 67-69.
- Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. (Здравствуй школа!).
- Толстик, С. Турнир "Клуб знатоков профессий": занятие для учащихся 9-х классов/ С. Толстик// Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". – 2007. – № 4. – c. 46-47.
Источники
- http://festival.1september.ru/search?searchid=1987306&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#
- http://nsportal.ru/shkola/
- http://pedsovet.su/index/0-39?searchid=1034006&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#
- http://www.pandia.ru/text/77/191/15647.php
- http://www.proshkolu.ru/user/avdeevacut/file/4496456/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Путешествие в мир профессий"
Возраст участников: 7-9 классы Обоснование значимости и актуальности: всемерно утверждать в сознании обучающихся значимость и важность выбора профессии Место в воспитательном проце...
Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)
Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в комплексе, ...
Методическая разработка Диалог-клуб «Все профессии важны, все профессии нужны»
Многие обучающиеся с ОВЗ не задумываются о своей будущей профессии, так как не имеют достаточных представлений. Данное мероприятие поможет детям просветиться в области профессионального рынка труда, а...
Методическая разработка конспекта профориентационного занятия «Звуковые эффекты комиксов»
Методическая разработка представляет собой конспект занятия по программе "Графический дизайн на компьютере" и включает в себя профориентационные формы работы с учащимися в области компьютерн...
Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)
Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в комплексе, ...
Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)
Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в комплексе, ...
Методическая разработка конспект урока «Мир профессий. Профессия повар, технолог общественного питания, их востребованность на рынке труда».
Методическая разработка конспект урока «Мир профессий. Профессия повар, технолог общественного питания, их востребованность на рынке труда».Методическая разработка конспект урока «Ми...