Обзор музыкальной жизни Иркутска 30-70-х гг.
методическая разработка
Обзор музыкальной жизни Иркутска 30-70-х гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_muzykalnoy_zhizni_irkutska_30-70-h_gg.docx | 36.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обзор музыкальной жизни Иркутска 30-70-х гг.
Исключительно большой вклад в музыкальную жизнь города внесла деятельность Иркутского радиокомитета, при котором сложились такие творческие коллективы, как симфонический оркестр, хор народных инструментов, различные по составу ансамбли, в том числе концертный и детский симфонические оркестры, джаз-оркестр. Благодаря совместным усилиям пианиста и музыковеда В.Ф. Сухиненко, скрипача и композитора Г.Э. Ланэ (ставшего в последствии единственным В Иркутской области членом СК СССР), дирижера и хормейстера В.А. Патрушева, хормейстера Н.Н. Глаголева, радиокомитет вскоре превратился в основной центр музыкального просвещения народных масс. Весной 1931г. под управлением дирижера М. Калиновского при Восточно-Сибирском радиоцентре сформировался небольшой ансамбль, который вскоре вырос в настоящий симфонический коллектив. 31мая 1933г.состоялся его первый большой концерт, в программу которого вошли Третья («Героическая») симфония Бетховена, увертюра к опере «Руслан и Людмила» и «Арагонская хота» Глинки. Дирижировал Богуслав Врана -чех по национальности, ставший главным дирижером оркестра. С августа 1935г.его сменил московский дирижер С. Огарев. Концертная практика оркестра развивалась очень успешно. В 196г. прошел цикл концертов с участие выдающихся музыкантов. Советского Союза. Начался он выступлениями в марте виолончелиста Г. Цомыка, исполнившего в одном из концертов «Вариации на тему рококо» П. Чайковского. Концерт из произведений Р. Глиэра с его участием состоялся 9 апреля. Кроме симфонического в Иркутске прошли и камерные концерты Р.Глиэра. Дирижеры продолжали сменять один другого. С лета 1936г. с оркестром работал К. Брауэр, а вскоре к нему присоединился получивший впоследствии большую известность Н.Факторович. К этому времени симфонический коллектив радио количественно значительно вырос, повысилось и его художественное мастерство. В 1938г. оркестр возглавил уже ранее упоминавшийся В. Патрушев. Деятельность этого музыканта в Иркутске исключительно плодотворна. На радио он работал с 1929г.и именно он явился создателем здесь 1932г.хора.
Репертуар оркестра значительно расширился, когда с ним стали выступать
такие солисты местного радио, как великолепный скрипач Л. Рештейн и иркутская пианистка Т.Бендлин, окончившая в 1940г. Московскую консерваторию. Благодаря им, появилась возможность включать в программы фортепианные концерты Ф. Шопена, Э. Грига, П. Чайковского, А. Глазунова, А. Хачатуряна. Специальные программы предназначались для школьников.
Особенно возросла шефская работа в годы ВОВ. Сборы с открытых симфонических концертов шли в фонд обороны Родины, в фонды помощи эвакуированным детям, детям фронтовиков. О размахе этой работы 9 сентября 1941г. в свободное от производственной деятельности время и в выходные дни специальные бригады, созданные радиокомитетами, дали153 шефских концерта для чат ей Красной Армии.
Первый послевоенный сезон симфонического оркестра открылся 30 октября 1946г. концертом под управлением В. Патрушева. В течение ноября были исполнены интересные программы, одна из них, посвященная П. Чайковскому. прошла с участием пианиста Ю. Брюшкова. Актуальную роль в концертах играл радиокомитетский хор. С его участием в начале 50-х гг. впервые исполнялась здесь оратория Д. Шостаковича. «Песнь о лесах»; прозвучали также кантаты «Весна» С. Рахманинова, «Александр Невский» С. Прокофьева, «Песня о Родине» А. Арутюняна, сюита «Река- богатырь» В. Макарова. Расширяя репертуар и стараясь выявить большие творческие возможности оркестра, дирижёры включали в программы произведения разных жанров и стилей, в том числе ранее не звучавшие в Иркутске сочинения советских композиторов, например, Первую симфонию О.Тактакишвили « Молдавская сюита» Н. Пейко, Концерт для фортепиано с оркестром Т. Николаевой. До 1950г. открытые симфонические концерты проводились в просторном, обладающем прекрасными акустическими условиями актовом зале педагогического института.
С октября 1950г. лекции-концерты проводились в открывшимся концертном зале Иркутской филармонии, ставшей средоточием и симфонических концертов. В этом же году в симфонических и камерных концертах радиокомитета начала выступать Л.Н. Семенцова, в 1951г. к ней присоединилась Л.П. Холодилова. Обе молодые пианистки были воспитанницами Иркутского музыкального училища, затем окончили Московскую консерваторию и, вернувшись в родной город, активно включились в его музыкальную жизнь.
Помимо симфонической и камерной музыки Иркутский радиокомитет регулярно пропагандировал оперное искусство. Эта сфера его деятельности была столь значительна, что о ней следует сказать особо.
Работа велась по двум направлениям. Во-первых, солисты, хор и оркестр разучивали оперные произведения для передачи их по радио. В. Сухиненко был инициатором исполнения малопопулярных опер (например, в сентябре 1936г. в Иркутске впервые была исполнена комическая опера Ц. Кюи «Сын мандарина») Второе направление- это постановка полноценных спектаклей на сцене областного драматического театра под руководством дирижёров радиокомитета, режиссеров Н. Буторина, Р. Арнольдова и Н. Попова, в оформлении художников В. Ломоносова и В. Косыгина. При радиокомитете была набрана специальная балетная группа из 25 человек.
В суровые годы войны музыкальная жизнь Иркутска неожиданно оказалась богатой и интересной. Параллельно со стационарным театром музыкальной комедии работал эвакуированный сюда Киевский театр оперы и балета имени Шевченко. За полтора года (с 4 декабря 1942г.по 22 мая 1944г.) он поставил 8 опер и 6 балетов. Каждый спектакль повторялся многократно. Жители Иркутска сохранили память о замечательных киевских артистах- З.Гайдай, М. Бем, М.Литвиненко-Вольгемут, Н. Захарченко, о целом созвездии прекрасных солистов балета, о дирижёрах В. Йорише и В. Тольбе, о художественном руководителе театра, режиссере Н. Смоличе.
В послевоенные годы в практику Иркутского радиокомитета вошла подготовка оперных монтажей для концертного исполнения и для трансляций из студии В таком виде шли оперы: «Русалка» А. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
В начале 50-х г. на музыкальную жизнь Иркутска ощутимое влияние стала оказывать областная филармония. Она открылась весной 1939г., и на первых порах её функции ограничивались организацией концертных бригад для обслуживания районов иркутской области. С появлением концертного зала деятельность филармонии значительно расширилась. Только за один сезон 1951/52г.город посетило свыше 30 различных концертных бригад. Здесь побывали такие видные исполнители, как пианисты Г. Гинзбург и А. Ведерников, певцы П. Амиранашвили, М. Михайлов, Н.Казанцева (уроженка Иркутска часто приезжала сюда) композитор Д.Покрасс.
Музыкально вырос и коллектив самой филармонии. Работая под художественным руководством опытного А.Львова, музыканты Иркутска показали в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» (октябрь 1951г.), «Травиата» (январь 1952г.), В сезоне 1952/53г. была исполнена «Царская невеста».
Лекторий филармонии развернул широкую пропаганду музыки, разработав пять циклов лекций-концертов для взрослых и один для школьников. Симфонические концерты впервые стали абонентными.
В конце 1956г. филармония предложила В. Патрушеву возглавить небольшой симфонический оркестр (оркестр радиокомитета был распущен в 1953г.); в него, наряду с музыкантами старшего поколения, вошли учащиеся и преподаватели музыкальных учебных заведений. Окончательно симфонический оркестр иркутской филармонии общей численностью в 50 человек сформировался осенью 1958г. В него были приглашены многие выпускники высших учебных заведений страны. Во главе оркестра встали выпускники Ленинградской консерватории, лауреат Всероссийского фестиваля И. Соколов (главный дирижёр), выпускник Московской консерватории Ю. Перцев (второй дирижёр) и музыкант из Кисловодской филармонии В. Рождественский (третий дирижёр).
В первое пятилетие выявились три основные тенденции оркестра. Прежде всего репертуарную политику определяло стремление как можно более разнообразить исполняемые сочинения, знакомя слушателей с музыкальными новинками.
Вторая тенденция определяется участием в симфонических концертах местных молодых исполнителей. Облик музыкального Иркутска нельзя себе представить без таких разносторонних музыкантов и превосходных пианистов, как Л. Холодилова, Л. Семенцова и её ученик, а затем воспитанник Ленинградской консерватории Д. Басков.
Л. Холодиловой присуще удивительное умение проникать в содержание музыки самых разных стилей, будь то Моцарт или Гершвин, Шопен или Прокофьев, Бах или Шостакович. За годы своего творческого содружества с оркестром она с большим успехом сыграла не менее 20 фортепианных концертов. В её исполнении произведений Моцарта, Шумана, Шопена, Грига подкупают тонкость, поэтичность, изящество трактовок.
Для исполнительской манеры Л. Семенцовой более характерны строгость, академизм в лучшем смысле этого слова, особенно ярко проявляющиеся в произведениях классического стиля (Бах, Бетховен). С иркутским симфоническим оркестром она выступала до середины 60-хгг. переключившись затем почти исключительно на камерную музыку и зарекомендовав себя изумительной ансамблисткой.
Д. Баскова можно назвать пианистом крупно масштабным как по широте охвата фортепианной музыки, так и по тяготению к монументальным произведениям.
Много интересных событий в музыкальной жизни Иркутска произошло в пятилетие 1965-1970гг. при главном дирижёре симфонического оркестра В. Барсове. В этот период, как и в прошлые годы, было много премьер, причем, наряду с классическими произведениями, такими как «Симфонические танцы» С. Рахманинова или Вторая симфония А. Скрябина, особенно широко звучала советская музыка.
Во второй половине 60-х гг. жители Иркутска познакомились с искусством болгарского дирижёра М.Мехмедова, пианистов П. Резеля и Г. Коотца (ГДР), З. Манфугас (Республика Куба), Я. Паненка (ЧССР), болгарки О.Шевкеновой, канадца М. Яблонского, венгра Г.Габоша, скрипачей Юрико Куронума ( Япония) и З.Брожа ( ЧССР).
Особенно тесные творческие связи у иркутских музыкантов завязались с музыкантами города –побратима Карл- Марк-Штадта.
Яркими эпизодами художественной жизни оркестра были встречи с молодыми советскими дирижёрами Илмаром Лапиньшем, под руководством которого в мае 1971г. были исполнены «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза и редко звучащие произведения Д. Гершвина-концерт для фортепиано с оркестром (солистка Л. Холодилова), симфоническая поэма «Американец в Парижек»
В 1974г. у симфонического оркестра появился младший собрат-камерный оркестр, который по праву может гордиться Иркутская филармония.
Говоря о музыкальной жизни города, необходимо отметить, что 60-70-е гг. он неоднократно становился центром проведения музыкальных праздников областного и даже республиканского значения.
Описание концертной и всей музыкальной жизни Иркутска на протяжении последних лет не может быть полным, если исключить хотя бы краткое упоминание о деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Хор студентов медицинского института широко популяризирует искусство, дав за время своего существования свыше 1600концертов в городах и районах Иркутской области. Этот замечательный коллектив являлся постоянным участником всех смотров художественной самодеятельности, праздников песни, фестивалей, театрализованных представлений. В 1963г. за активное и многолетнее участие в эстетическом воспитании молодежи, за пропаганду искусства среди широких
масс населения и высокохудожественный исполнительский уровень хору Иркутского медицинского института было присвоено почетное звание народного академического, а в июле 1964г. он выступил с десятью отчетными концертами в Москве, как лучший самодеятельный коллектив Иркутской области.
Среди других многочисленных самодеятельных коллективов выделялся русский народный хор Дома культуры имени Гагарина (руководитель Н. Мищенко).
Хор мальчиков, состоявший из 100 юных певцов в возрасте от7 до 14 лет, был организован в январе 1968г. при обкоме профсоюза работников просвещения и хоровом обществе под руководством В.А. Патрушева, который возглавлял хор более десяти лет (бессменный концертмейстер хора-И.Х. Патрушева).
Большой авторитет завоевала в Иркутске детская музыкальная школа №1, ведущая свою историю с 1923г., будучи основанной при музыкальном техникуме. ДМШ№1 стала базой для создания в 1936г. музыкального училища, куда были приглашены на педагогическую работу авторитетные иркутские музыканты: хоровой дирижёр Н.Н. Глаголев, певец М.Г. Тополев и В.Ф. Сухиненко, последний в разные годы вёл классы специального фортепиано и камерного ансамбля, преподавал музыкальную литературу и инструментоведение. Музыкальное училище стало настоящей кузнецей кадров, оно обеспечило преподавателями полностью все музыкальные школы Иркутска и иркутской области.
В Иркутске издавна складывались свои театральные традиции, театр становился важным средством общественного воспитания. Но никогда он не пользовался таким успехом, такой любовью, как в советское время. Интересна история создания здесь театра музыкальной комедии. 17 октября 1940г. в здании бывшего клуба Октябрьской революции спектаклем «Свадьба в Малиновке» открыл свой сезон приехавший на гастроли Горьковский театр музыкальной комедии. Коллектив так понравился иркутянам, что областные и городские партийные, советские и общественные организации обратились в Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР с просьбой оставить Горьковский театр на постоянную работу в Иркутске. Весной 1941г. эта просьба была удовлетворена. Организатором и директором Иркутской музкомедии стал известный актёр Л.Сагайдачный. Затем его сменил Ф.Блиц, тоже актёр и один из организаторов театра. Коллектив музыкальной комедии прошёл сложный путь. Он показал большое количество классических оперетт, современных западноевропейский и особенно много советских музыкальных комедий.
Иркутский областной театр музыкальной комедии занимал одно из ведущих мест среди театров Советского Союза. Об этом свидетельствует высокая оценка его деятельности, данная центральной печатью в связи с гастролями в августе-сентябре 1958г., и летом 1983г. в Москве. Это же подтверждает обилие почетных грамот и ценных подарков, которыми коллектив театра награждался во время ежегодных летних гастролей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Музыкальная жизнь Франции"
Работа выполнена учениками 11 класса. В работе содержится паспорт проектной работы, цель, задачи проекта, тип проекта, содержание проекта....
Музыкальная жизнь вашего ребёнка
Развитие общей музыкальности в детском саду и дома. Возможности и решения....
Информационно – практика - ориентированный проект. Тема: « Шаг из школьного урока в музыкальную жизнь ».
Проект проводится в ходе совместной работы преподавателей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» и МБОУ ДОД «ДШИ №3».Работа над проектом позволяет использовать нетрадиционный подход к школьному ...
Музыкальная жизнь дальних уголков нашей Родины
Подробное описание музыкального развития станицы...
План урока "Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани
Кубановедение в 6-ом классеРаздел №2Музыкальное искусство КубаниУрок 22 Тема урока: Музыкальная жизнь дореволюционной КубаниЦель: Вызвать у школьников интерес к участию в общешкольном исследовательско...
Музыкальная культура г. Иркутска. Концертная жизнь г. Иркутска в предреволюционное двадцатилетие.
Музыкальная жизнь города Иркутска. Концертная жизнь города Иркутска в предреволюционное двадцатилетие....
Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г-1917г.). Музыкальное образование.
Музыкальная культура Иркутска предреволюционного двадцатилетия (1897г.-1917г.). Музыкальное образование....