РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОРИГАМИ»
статья

Маркитан Екатерина Дмитриевна

С этими словами трудно не согласиться, с каждым годом становиться все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Практика показывает, что придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществление тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_origami_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №539 Кировского района СПб

Маркитан Екатерина Дмитриевна

РАЗВИТИЕ      МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ОРИГАМИ»


 «Человеческие руки - это тот инструмент, при помощи которого можно

повлиять на общее развитие ребенка»

С этими словами трудно не согласиться, с каждым годом становиться все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Практика показывает, что придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществление тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условие развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития современных детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики, поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания.

Складывание фигур из бумаги (оригами) имеет большое значение для обучения и воспитания школьников. Оно способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Оригами – это традиционное японское искусство складывание декоративных предметов, цветов и фигурок животных из бумаги. Его рождение связано с изобретением                                   бумаги в Древнем Китае, но подлинное признание и широкое распространение оригами получило в средневековой Японии. Со временем оригами стало известно во всем мире, и популярность этого искусства неизменно растет.

Оригами развивает мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь - поэтому занятия оригами особенно полезны детям. Кроме того, работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые помогут ребенку успешно учиться в школе.

Создание игрушек из бумаги - процесс творческий. А творчество основывается на умении и мастерстве. Поэтому и существуют творческие объединения, в которых дети создают своими руками бумажные подделки, совершенствуя при этом мелкую моторику рук, координацию движений, точность выполнения действий.

О значимости развития мелкой моторики у детей знает каждый педагог. На примере моего объединения можно увидеть поэтапное развитие у детей логического мышления, пространственного воображения, наблюдательности, фантазии, используя простейший материал – цветную бумагу, картон, клей, ножницы и т.д.

В течение учебного года дети занимаются оригами. Они увлечённо выполняют все виды работ, что помогает в формировании их эстетических представлений, художественного восприятия окружающей жизни, творческого мышления и развитию мелкой моторики.

Необходимо помнить о физических особенностях детей младшего школьного возраста, а именно дети этой возрастной группы составляют основную массу посещающих моё объединение, требующих динамики и разнообразия в работе. Важно не допускать, чтобы дети, закончившие задания раньше других, сидели без дела, мешали другим. В течение года следует периодически устраивать выставки работ детей, лучшие работы можно представить на итоговой выставке в конце года.

Занятие по оригами построены таким образом, что дети продвигаются от освоения простейших фигурок к все более сложным конструкциям. Например, на основе базовой формы «треугольник» дети сначала учатся делать плоские, весёлые мордочки зверей. Затем задача усложняется, выполняются объемные фигуры животных и растений.

Если работа сложная, то ее выполнение лучше спланировать на несколько занятий. Темы занятий могут быть самые разнообразные.

На занятиях мы создаём подвижные игрушки. Дети с большим удовольствием строят, делают различные модели. Очень важно, чтобы ребята не просто копировали готовые изделия, а создавали что-то своё.

Результатом обученности детей по программе является определений объем знаний и умений. К концу программы ребята должны знать историю возникновения бумаги, классифицировать бумагу, владеть навыками обработки бумаги (сгибать, складывать, сминать, разрывать), складывать базовые формы, проектировать предстоящую деятельность и многое другое.

В своей работе я ставлю основную цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Для учащихся создаются максимально комфортные условия для развития творчества и воображения. На занятиях царит атмосфера взаимопомощи. Во время занятий ребята свободно перемещаются по кабинету, помогают тем, у кого возникают сложности с выполнением задания. Ребята не выполняют задания за своего товарища, а на собственном примере показывают, в чем была ошибка и как её исправить.

Технологии освоения знаний, умений и навыков должны быть достаточно гибкими, адаптированными под возраст детей.

Таким образом, обучение проводится по спирали, каждый последующий образовательный виток проходит на более высоком уровне. Развивая и укрепляя у ребят мелкую моторику рук.

В заключении отмечу развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и всех начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Важно отметить, что мелкая моторика рук связана с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координации, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Любые творческие достижения наших детей не должны оставаться без внимания, поэтому интересные работы оформляются в виде выставки на базе ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в объединении "Оригами" на тему "Герои национальных сказок. Две мухи"

Данная разработка предназначена для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VIII вида  в объединениях дополнительного образования «Оригами».Те...

Конспект занятия в объединении «Оригами» на тему «Рыбки Эшера»

Конспект занятия описывает изготовление в группе обучающихся панно в технике оригами по мотивам рисунков художника и графика Мориса Эшера.Данные методические рекомендации могут использоваться для заня...

Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Оригами для начинающих", авторы: педагог дополнительного образования Дьяченко Г.И., методист Поварова И.Ф.

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися 4-7 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

Дьяченко Г.И. Поварова И.Ф. Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Цикл занятий "Собаки"

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Японский журавлик", авторы: педагог дополнительного образования Дьяченко Г.И., зам.директора Поварова И.Ф.

ОРИГАМИ – в переводе с японского («ору гами») означает «складывать бумагу». Это искусство складывать из бумаги поразительные по своей красоте фигуры. Журавлик является си...

Развитие мелкой моторики рук учащихся с ОВЗ на уроках художественной керамики.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях лепкой весьма актуальна, так как при работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работ...