Дети войны
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Дети войны»
Авторы:
учащиеся 5 класса
Руководитель:
Рогожина О. В.
Педагог МБДОУ ДО ЦВР
« Мужество» г. Туапсе
2020г.
Проект «Дети войны»
Наш проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 75-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.
Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.
Цель: Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать художественную литературу по теме исследования.
2. Провести опрос в среде своих сверстников в классе, что им известно об участии детей в годы ВОВ.
3. Собрать материал о наших родственниках - участниках ВОВ, детях войны.
4. Провести встречи с ветеранами, взять у них интервью.
5. Выпустить газету «Мы помним тебя, солдат!»
6. Составить каталог памятников детям войны «Мы помним, мы гордимся!»
7. Составить рекомендательный список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся начальных классов.
8.Провести открытое мероприятие «Дети войны» - защита проекта по теме.
9.Развивать исследовательские способности детей, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Участники проекта:
учащиеся 5 класса.
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников в Великой Отечественной войне.
Проблемные вопросы:
- Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
- Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?
- Могли ли дети быть героями войны?
- Как увековечена память о детях войны?
Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.
Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа, интервью.
Продолжительность проекта - долгосрочный (февраль – апрель 2020 года)
Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках, во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы школы.
Сценарий защиты проекта «Дети войны»
Слайд 2
Ученик:
Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле, и добрые, и злые. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.
Этот год знаменателен в истории нашей страны. 75 лет Великой Победы!
Слайд 3
На уроках, классных часах мы много говорили на эту тему, участвовали в открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие». Мы подвели итоги и показали хорошие результаты. 89% ребят знают, когда началась и закончилась война, с кем мы воевали, но когда учитель спросила нас: «Как жили дети в годы войны?» Оказалось, что мы мало знаем о детях войны.
Слайды 4,5
Поэтому нам стало интересно узнать:
- Как дети пережили годы войны?
- Могли ли они быть героями войны?
- Как увековечена память о детях войны?
Так возникла идея о проекте «Дети войны».
Слайд 6
Мы предположили, что в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне с взрослыми.
Слайд 7
Выяснились наши интересы, и мы разделились на 4 группы, где коллективно проводили обсуждение вопросов, выбирали правильные действия. Нам помогали учитель и родители. Что у нас получилось, мы сейчас расскажем.
Слайд 8
1 группа – литераторы
Ученик 1:
Мы ходили в школьную библиотеку, библиотеку им. Никонова, школьный музей, подбирали книги, читали их, написали отзывы о прочитанных книгах и составили с помощью учителя рекомендательный список книг для чтения о ВОВ для учащихся начальной школы. (Приложение 1)
Ученик 2:
Некоторые книги представлены на нашей выставке. Хотим обратить внимание на книгу «Дети войны». У неё есть дарственная надпись от совета ветеранов Туапсинского района. Книга была подарена музею нашей школы. В книгу вошли воспоминания туапсинцев, которым в годы войны было по пять – пятнадцать лет.
Слайд 9
Ученик 3:
А я прочитал о пионерах – героях.
Герой Советского Союза партизан Леня Голиков получил орден Ленина в 15 лет, но так и не успел узнать о награде – пока оформляли документы, он погиб в бою под старой Руссой. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.
Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, был разведчиком у партизан. При выполнении задания был обнаружен фашистами. Юный патриот подорвал себя гранатой и окружавших его врагов.
Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, ходила в разведку, распространяла листовки, зверски замучена фашистами. Удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно.
Сережа Алешков – самый юный из героев войны. Начал службу в партизанском отряде в 6 лет после казни матери и старшего брата. Был усыновлен 142-м гвардейским стрелковым полком. В 7 лет обнаружил 2-х фашистских диверсантов и спас жизнь командиру полка, награждён медалью «За боевые заслуги». И таких героев было много.
Ученица 4:
А я узнала из рассказа М. Пришвина «Козочка» о том, что многие дети в годы войны остались сиротами, и война заставила их рано повзрослеть. (Читает рассказ наизусть)
Слайд 10
Ученик 5:
Мне было интересно узнать из книги Ильи Миксона «Жила, была» о судьбе ленинградской школьницы Тане Савичевой. Она вела дневник, в котором делала краткие записи о том, как у неё на глазах умирали родственники. Эпизод, который мне запомнился больше всего из книги - это ёлка, которую устроили в годы войны для ребят – ленинградцев. Каждый получил сокровенный подарок – один мандарин. Для них это была огромная радость.
Слайд 11
2 группа – историки
Ученик 1:
Дети войны жили и живут среди нас, только мы об этом не всегда знаем, ведь это наши прабабушки и прадедушки.
Мы собрали материал о наших родственниках – участниках и детях войны. Об этом нам рассказали наши бабушки и дедушки, наши родители. Этот материал мы передадим в школьный музей.
Слайд 12
Ученик 2:
Я хочу рассказать про моего прадедушку Шемарова Алексея Григорьевича (1925 – 1986)
После окончания школы прадедушка работал в родном селе Ахматово Большеболдинского района механизатором. Когда началась война, ему было только 17 лет. Приписав в военкомате себе ещё один год, добровольцем ушёл на фронт. Алексей Григорьевич участвовал в знаменитом сражении на Волоколамском шоссе. Вместе со своими боевыми товарищами попал в окружение, где был тяжело ранен. После госпиталя участвовал во многих боях и храбро защищал нашу Родину. Я горжусь своим прадедушкой!
Ученица 3:
Мой прадедушка Липин Михаил Афанасьевич (20.08 1925 – 12.12 1985) проходил службу в 189 Зенитном – артиллерийском полку. Награждён медалью «За оборону Ленинграда». 5 ноября 1943 года был тяжело ранен в лицо, находился по 28 февраля 1944 года в госпитале. Был уволен из армии по ранению. Прадедушка вернулся домой и работал в колхозе. Об окончании войны узнал от председателя колхоза, работая в поле. Несколько раз Михаил Афанасьевич ездил в Ленинград, встречался со своими боевыми товарищами. Умер от сердечного приступа, посмертно награждён орденом Отечественной Войны 1 степени. Фронтовые письма, награды прадедушки у нас хранятся дома. Я горжусь своим прадедом!
Слайд 13
Ученица 4:
А я открыла удивительный факт. Оказывается, в нашей школе работала учительница начальных классов Конопацкая Алина Васильевна, которая была малолетним узником концлагеря в Германии. Вот, что рассказывает Алина Васильевна:
«Наша семья жила в Белоруссии, в деревне Стеберяки. Мне было 3 года, когда началась война. Фашисты захватили и сожгли нашу деревню, а наша семья вместе с узниками из Бельгии и Франции оказалась под г. Гамбургом на сельхозработах. Родители трудились на ферме по 12 часов в сутки, а трое малолетних полуголодных детей ютились в холодном сарае. Спали на соломе, без постельных принадлежностей, питались 1-2 раза в сутки объедками, за малейшее замечание нас наказывали, били, постоянно унизительно называли «русскими свиньями», держали взаперти. Освобождение пришло в мае 1945 года, мы были возвращены на Родину». Сейчас Алина Васильевна проживает в Белоруссии, у дочери.
3 группа – журналисты
Слайд 14
Ученик 1:
К сожалению, тех, кто участвовал в войне, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Наша задача в том, чтобы не забывать об их подвиге, ведь тогда и те, кто погиб во время войны, и те, кто уходит теперь, обретут новую жизнь – жизнь в памяти. Поэтому так важно расспросить и записать рассказы о войне. Но для победы были важны не только героические подвиги, но и ежедневная работа, которую делали все. Наша группа выпустила газету «Мы помним тебя, солдат!»
Ученик 2:
Я вместе с мамой ходил к ветеранам домой, чтобы пригласить их в школу на вручение юбилейной медали. Я познакомился с Наумовой Ниной Владимировной, Алтаевой Раисой Васильевной, Абросимовой Марией Алексеевной. Спасибо учителю за это поручение. Я был под впечатлением от общения с ветеранами. Особенно меня поразили слова Марии Алексеевны: есть было нечего, а мы пели песни, шутили, подбадривали друг друга. Всем бы нам такого оптимизма! Наверное, мы последнее поколение, кто может общаться с теми, кто подарил нам мир. Спасибо ветеранам!
Слайды 15,16
Ученицы:
А мы присутствовали на вручении юбилейных медалей ветеранам, участвовали в концерте и брали интервью у ветеранов, которые проживают на нашем микроучастке.
Интервью с ветераном Толокиным Владимиром Викторовичем
Сколько Вам было лет, когда началась война?
- Мне было 8 лет.
Что из военного детства Вам больше всего запомнилось?
- Отца забрали на фронт, а я со старшим братом и сестрой Ниной работал в колхозе: собирали колоски в поле, картошку. Всегда хотелось есть.
Чтобы Вы хотели пожелать детям?
- Счастливого детства!
Интервью с ветераном Коршенинниковой Ларисой Павловной
Сколько Вам было лет, когда началась война?
- Мне было 14 лет. Я окончила 7 классов.
Что из военного детства Вам больше всего запомнилось?
- Когда началась война, я отдыхала в пионерском лагере на Украине. Три дня нам не говорила, что началась война. Ночью сказали, что надо возвращаться в город. Мы шли ночью пешком 5 километров, старшие несли на руках младших. Когда мы прибыли в город Николаев, уже вовсю шли уличные бои, на улицах много было трупов.
В войну приходилось носить раненых моряков, оказывать первую помощь раненым. Помню, мы с подругой несли одного моряка, который был при смерти, и он сказал: «Девочки, это мы вас должны носить на руках!» Я эти слова запомнила навсегда, ведь они были для него последними. Когда мы его принесли в госпиталь, моряка уже не приняли, он умер.
Чтобы Вы хотели пожелать детям?
- Мира, добра, любите свою Родину, дети!
Виноградова Валерия, Седышева Анастасия, 5 класс
Слайд 17
4 группа – искатели
Ученик 1:
Наша группа искала ответы на вопросы:
Зачем людям нужны памятники?
Как увековечена память о детях войны?
Мы искали в книгах, энциклопедиях, сети Интернета информацию о том, что такое памятник, выбирали памятники, установленные детям войны в разных городах России. Составили каталог памятников детям войны «Мы помним, мы гордимся!»
Ученик 2:
Памятник «Цветок жизни» расположен в Ленинградской области. Создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944г»
Слайд 18
Ученик 3:
В рабочем посёлке Шатки Нижегородской области был открыт мемориальный комплекс «Тане Савичевой и детям войны посвящается». 12 бетонных арок и стоящая за ними в полный рост фигура Тани.
Слайд 19
Ученик 4:
Памятник «Непокорённый человек» в Хатыни. Белоруссия.
22 марта 1943 года всё население деревни Хатыни согнали в колхозный сарай, заперли в нём, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Те, кто пытался бежать, убивали на месте. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них75 детей, младше16 лет.
Ученик 5:
Мы должны чтить память погибших в годы войны детей и уважать ныне живущих ветеранов. Память – это главный враг войны. Пока жива память – не повторится война.
Учитель:
-Что же вы узнали о детях войны?
(Составляем кластер на доске)
Слайд 20
Ученик 6:
Наше предположение подтвердилось. Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами.
Слайд 21
Учитель:
-Дети войны? Кто они?
Ученики:
- Это наши сверстники с очень трудной, но интересной судьбой, которые пережили страшные лишения и испытания.
- Которые, беззаветно любили свою Родину.
- Которые, несмотря на все ужасы войны, сохранили в своих сердцах тепло, добро, любовь к жизни.
- Сумели в будущем стать настоящими людьми.
Учитель:
-Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
(Ответы детей)
Ученики:
Дети войны -
И веет холодом,
Дети войны -
И пахнет голодом.
Дети войны -
И дыбом волосы -
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими.
И не советскими.
Их кровь алеет.
На плацах маками,
Трава поникла -
Где дети плакали.
Дети войны -
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….
(Ю. Воронов)
Слайд 22
Учитель:
Почтим минутой молчания тех, кого рядом с нами нет, героев войны.
Вечная память детям, погибшим в годы войны!
(Минута молчания)
Учитель:
-Ребята, вы собрали такой богатый материал о детях войны. Давайте подумаем, где его можно использовать?
Расскажем ребятам из других классов на классном часе, дошкольникам из МБДОУ №8 родителям на собрании, материал о ветеранах передадим в школьный музей, можно организовать выставку «Семейные реликвии» (Фото, письма, награды ветеранов)
Слайд 24
Спасибо, за внимание!
Приложение1
Рекомендательный список книг для чтения о Великой Отечественной войне
для учащихся начальной школы
«Их подвиг бессмертен»:
- Георгиевская С. «Галина мама»
- Дмитриев Ю. «Брестская крепость»
- Исаковский М. «И для тебя, и для меня…»
- Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
«Дети и война»:
- Берестов В. «Военная игра», «Мужчина», «Великан»
- Воронкова Л. Ф. «Девочка из города»
- Евтушенко Е. «Поколение»
- Исбах А. «Одноглазый медвежонок»
- Катаев В. «Сын полка»
- Коринец Ю. «Отцовская песня»
- Кубанев В. «Ты должен помогать»
- Кузнецов В. «Давнее»
- Миксон И. «Жила-была»
- Морозов В. «Марат Казей»
- Наджаров Г. «Валя Котик»
- Надеждина Н. А. «Партизанка Лара»
- Орлов О. «Легкий груз»
- Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога»
- Передреев А. «Воспоминание о старшем брате»
- Пришвин М. «Козочка»
- Рыленков Н. «Бой шел всю ночь, а на рассвете…»
- Симонов К. «Майор привез мальчишку на лафете…», «Сын артиллериста»
- Твардовский А. «Рассказ танкиста»
- Тушнова В. «Кукла»
«Военные реликвии»:
- Благинина Е. «Шинель»
- Жигулин А. «Медали»
- Митяев А. «Медаль», «Бескозырка»
- Приставкин А. «Бинокль»
«Солдатская смекалка»:
- Алексеев С. «Гвоздильный завод», «Паричи»
- Соболев Л. «Страшное оружие»
- Полевой Б. «За «языком»»
- Твардовский А. «Василий Теркин» (отрывки)
«Салют Победы»:
- Ахматова А. «Памяти друга»
- Беликов Б., Жданов Н. «В эту ночь никто не спал»
- Белозеров Т. «Майский праздник»
- Лиханов А. «Последние холода»
- Мишин А. «День Победы»
- Федоров В. «Радуга победы»
- Шаховский Б. «9 мая 1945 года»
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"
Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель Л.В. Шатилова, объявила о ра...
дети войны и дети мира
Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)
Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....