Методическая разработка «Влияние пропаганды терроризма на современных подростков и пути противодействия этому»
методическая разработка (10 класс)

Домнин Андрей Вячеславович

Данная методическая разработка рассматривает вопрос влияния пропаганды терроризма на современную молодежь и дает практические советы по противодействию. Дает проктические советы родителям и учащимся по профилактике противодействия пропоганде терроризма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Влияние пропаганды терроризма на современных подростков и пути противодействия этому»

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодые граждане пополняют ряды террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

В последние годы отмечается активизация ряда террористических движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

   Сегодня в СМИ мы постоянно слышим, видим и читаем: терроризм, террористы, террористический акт.
Что же такое терроризм? Существует множество определений. Вот одно из них: терроризм - способ достижения политических целей путём диверсий, шантажа жизнями заложников и нагнетания страха в обществе. Суть терроризма – насилие с целью устрашения.

 Терроризм абсолютизирует роль насилия. Для террористов насилие – это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися правовыми, моральными, социальными нормами.
Террористы все чаще обращают свое внимание на подростков, как на легкодоступный для вербовки в свои ряды объект.

История. Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово «терроризм» произошло от латинского terror — «страх», «ужас» и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века.

В России о терроризме начали говорить, начиная со второй половины XIX в., когда некоторые политические организации пытались использовать его как средство борьбы с властью.

Современный терроризм возник в начале 60-х гг. прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения и в политическом, и в военном отношении. К концу XX в. террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей.

Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищений людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Все виды терроризма носят политический характер, т. е. служат в первую очередь политическим целям террористов. В настоящее время не существует принятой всеми специалистами классификации видов терроризма. Но можно их выделить по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности, либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками и т. п.

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Новые времена – новые возможности.

 В век новых информационных технологий социальные сети (соцсети) превратились в мощный инструмент управления сознанием и поведением молодых людей, в том числе и подростков. Этот инструмент активно, а главное, эффективно влияет на общественное мнение, как в России, так и за рубежом. Большинство террористических организаций ведут свою деятельность, в первую очередь, используя Интернет. Так проще захватить умы молодых людей, учитывая доступность и популярность социальных сетей в молодежной среде.
Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В Интернете существует большое количество сайтов, не связанных напрямую с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию.
Соцсети предоставляют экстремистским организациям большие преимущества для вовлечения молодых людей в их ряды. Это и простота доступа к информации, и независимость от географического расположения, и неограниченная потенциальная аудитория, и небольшие финансовые и материальные затраты

Отмечу ряд факторов и социальных явлений, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность:

-рост неудовлетворённости в обществе, прежде всего из-за большого разрыва в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными;

-снижение уровня защищённости жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз, снижение уровня жизни населения, безработица, — всё это способствует формированию в обществе настроений социальной отчуждённости, усилению эгоизма, апатии и иждивенчества со стороны значительной части населения;

-влияние организованной преступности на обострение и углубление противоречий в обществе, постепенное втягивание определённой части населения в криминальные отношения;

-упадок духовной жизни общества, разрушение исторических и культурных традиций народов России, утверждение культа индивидуализма, эгоизма и насилия, формирование в обществе неверия в способность государства защитить своих граждан, снижение значимости таких понятий, как долг, достоинство, честь и верность Отечеству;

-расширение возможностей по пропаганде идей терроризма с использованием современных средств коммуникаций, распространение технологических приемов организации и проведения террористических актов через СМИ и Интернет.

Приведу пример Варвары Карауловой, девушки-подростка, попавшей под влияние пропаганды терроризма.

Варвара Павловна Караулова родилась 29 ноября 1995 года, выросла и обучалась в США и Западной Европе, но после переезда матери в Москву поступила в российскую школу, занималась спортом (боксом, тайским боксом, стрельбой из лука, греблей, футболом) и окончила школу с золотой медалью. Поступила на отделение культурологии философского факультета МГУ. По словам Варвары, в 2012 году в социальной сети «Вконтакте», в группе болельщиков ЦСКА, она познакомилась с «Владом» (Айратом Саматовым из Казани, уже в процессе переписки с Варварой ставшим членом террористической организации ИГ «исламское государство»), после продолжительной переписки, с которым захотела жить по законам ислама и самостоятельно обратилась в эту религию. Караулова влюбилась в Саматова и в переписке просила его взять её в жёны и забрать в Сирию, куда тот собирался для участия в военных действиях на стороне ИГ.

Вскоре студентка на два месяца потеряла связь с Саматовым, но с ней связались и предложили выйти замуж за боевика Джебхат ан-Нусра Надира. По словам Карауловой, приревновав Саматова к другой девушке, она пыталась отомстить ему, согласившись выйти замуж за Надира через трансляцию в Skype. Надир выслал ей деньги для переезда в Сирию, но в апреле 2015 года с ней связался Саматов, который убедил Варвару выйти замуж за него. Караулова приобрела билет в Стамбул на 27 мая 2015 года. Когда вечером 27 мая девушка не вернулась домой, её отец, Павел Караулов, используя сперва социальные сети, а потом свои связи в ФСБ, МИДе и других структурах, начал искать дочь. Эти поиски, к которым подключился и Интерпол, попали в ведущие СМИ страны, где преобладала информация, что девушка стала жертвой вербовщиков ИГ.

После прилёта в Стамбул члены ИГИЛ перевозили Караулову вместе с другими женщинами, предназначавшимися боевикам, в сторону Сирии, пока 4 июня её вместе с 12 другими россиянами и 4 азербайджанцами не задержали при попытке перейти границу в Килисе турецкие силовики.

Перевезена спецрейсом из Диярбакыра в Стамбул, откуда 11 июня прилетела в Москву. В тот момент было неизвестно, пройдёт ли девушка свидетелем по делу о вербовке в экстремистскую организацию (ст. 282.1 УК РФ) или её обвинят в покушении на участие в незаконном вооружённом формировании (ст. 208 УК)

4 июня 2020 года Кунцевский суд Москвы установил административный контроль над Варварой Карауловой, запретив ей до 2029 года находиться ночью (с 22:00 до 06:00) вне дома, если это не связано с рабочими обязанностями.

В июле 2020 года вышла замуж за адвоката Олега Елисеева, с которым познакомилась в 2019 году

16 апреля 2019 года Вологодский городской суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Варвары Карауловой. 27 апреля Караулова вышла из колонии ИК-1 в Вологде на свободу.

В июле 2020 года вышла замуж за адвоката Олега Елисеева, с которым познакомилась в 2019 году.

Почему именно подростки?

 Дело в том, что именно в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности. Так, дети в подростковом возрасте остро переживают несправедливость. У них нарушается социальная идентичность. Они стремятся завоевать признание окружающих, стараясь доказать свою взрослость, вступают в группы, которые ассоциируются у них с силой и независимостью. При этом вербовщики деструктивных организаций, в том числе террористических, в первую очередь используют такую особенность подростков и юношей, как тяга к героизму, приключениям, преодолению различных преград, и юношеский интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и тому подобное.

Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные террористические группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным террористам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению террористов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению террористических идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных, террористических и молодежных группировок.

Навязываемая террористами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.

Достаточно много преступлений террористической направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому, в целях пресечения террористической преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности

О профилактике проявлений терроризма среди общественных объединений, в том числе молодежных.

Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. Такая позиция зачастую приводит человека в протестные движения, группы и формирования, враждебные социуму и использующие для достижения своих целей асоциальные методы. Эти протестные организации почти всегда террористические. Существуют разные виды терроризма, а потому могут формироваться и различные террористические организации. Все движения, организации и объединения, которые пропагандируют ненависть и ксенофобию, сегодня рассматриваются в России как террористические. Работа с общественными объединениями, в том числе молодежными – одно из важных направлений деятельности по противодействию терроризму. Опасность терроризма заключается не только в вовлечении людей в преступную террористическую деятельность, но и в негативном воздействии на их личность.

Одним из основных и важнейших направлений противодействия сегодня терроризму в Российской Федерации является его профилактика – разъяснительно-предупредительная работа по противодействию террористическим проявлениям. Особенно это актуально и важно в среде молодого поколения и среди общественных объединений различного характера и толка. Эффективная борьба с террористическими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по искоренению причин, их порождающих и способствующих осуществлению террористической деятельности.
В обязанности государства входит не только создание условий для нормального функционирования общественных, в том числе молодежных организаций и сотрудничество с ними. Его обязанностью является и осуществление надзора, и контроль над деятельностью общественных объединений и организаций, во избежание развития среди них течений антигосударственной, антисоциальной, террористической направленности. Для этого необходимо своевременное выявление, предупреждение и пресечение террористической деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Противодействие террористической деятельности основывается на следующих принципах:

-признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
- законность;
- гласность;
- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
- приоритет мер, направленных на предупреждение террористической деятельности;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии террористической деятельности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности.


Законодательство отмечает, что противодействие террористической деятельности, в том числе деятельности неформальных молодежных организаций (группировок), преступлениям террористической направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами, терроризм искоренить нельзя. Поэтому предупреждение терроризма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений должно стать важнейшим направлением работы в данной сфере.

Так же можно использовать следующие направления по профилактике:

− Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде.

 − Снижение социальной напряженности в обществе;

− Противодействие терроризму через общественные организации, ученическое, студенческое самоуправление;

− Воспитание у молодежи установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

 − Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

 − Повышение роли семьи в формировании у детей и молодежи норм толерантности;

 − Внедрение в школьную, студенческую среду практики норм толерантного поведения;

 − Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания, такого рода преступления.

− Выявление и контроль за интернет-ресурсами, оказывающие неблагоприятное воздействие на молодежь.

 − Ужесточение наказания за террористические преступления, а также за подстрекательство.

Заключение.

Для того чтобы не подпасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т. д.).

Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали и куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди.

На что чаще всего рассчитывают террористы, вербуя себе пособников среди подростков? Прежде всего, они рассчитывают на вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

Для того чтобы снизить для себя опасность быть вовлеченным в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надежных друзей. Важно также иметь твердую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

Советы родителям.

Приведу простые правила, которые помогут родителям снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды терроризма:

- Разговаривайте с ребенком! Вы должны знать, с кем ребенок общается, как он проводит время и что его волнует. Помните, что «проповедники» терроризма отлично ориентируются в подростковой психологии и знают, что молодежи тяжело разобраться в паутине мирового социума. Поэтому держите за правило при каждом удобном случае обсуждать с ребенком политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Тем самым вы поможете ребенку понять действительное положение вещей.

- Обеспечьте досуг ребенка! Спортивные секции, школьные кружки по интересам, общественные организации и военно-патриотические клубы являются отличной возможностью для самореализации и самовыражения ребенка, значительно расширят круг его общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок! Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях Интернета зарегистрирован и на каких сайтах бывает.

Если вы подозреваете, что подросток попал под влияние экстремизма, действуйте быстро и решительно.

- Не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы! Вместо этого попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно, правильно расставьте приоритеты.

- Начните «контрпропаганду»! Ее основой должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных рас, национальностей и вероисповедания вместе добивались положительных для себя и общества целей.

- Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

- Помните, что общение с подростком не должно быть чрезмерно твердым и навязчивым, поскольку такая тактика точно обернется протестом и не достигнет поставленной цели - оградить ребенка от идей экстремизма и помочь ему стать полноценным членом нашего общества.

                                                                                                                                                       

Как  избежать попадание под влияние пропаганды терроризма:

- не вступайте в диалог с проповедниками, агитаторами, предлагающими посетить собрание организации

- если вам предложили листовку, брошюру, журнал и т.п., поблагодарите и вежливо откажитесь

- при посещении собрания помните, что задача организаторов — убедить вас принять их учение. Ваша цель — разобраться и не попасть в сети деструктивной организации

- для сохранения душевного и физического здоровья подумайте, стоит ли причинять боль близким, вступая в ряды объединений нетрадиционного направления

- не пытайтесь найти цель в жизни, успех и покой в организациях, миссиях, церквях и т.п. нетрадиционного направления

Если вы уже подверглись физическому или моральному террористическому давлению или стали свидетелями данных проявлений, если в ваш адрес поступают предложения о совершении действий террористического характера, просим вас незамедлительно проинформировать об этом, позвонив на   единый экстренный телефон полиции – 112.

Интернет - ресурсы:

1.http://admlangepas.ru/city/safety/prevention-of-terrorism/news-block/the-social-network-teen-terrorism/

2.https://cao.mos.ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terrorism-in-the-yout/

3.http://volchanskadm.ru/safety/publicsafetyantiterror/activities/media/2018/6/18/terrorizm-ugroza-sovremennogo-obschestva/

4.https:/56.мвд.рф/news/item/19531580

5.https:/www.berezovo.ru/inform/63773/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе: «Да разве об этом расскажешь…». В.И. Дегтев «Последний парад. Реквием»

Цели:Раскрыть своеобразие творчества В.И. Дегтева, основанного на традициях мировой и  русской классики;Закрепить понятия «реминисценция» и «антитеза» в процессе анализа произведения;Продолжить р...

Влияние наушников на здоровье современных подростков

Влияние наушников на здоровье современных подростковТезисы Исследование данной работы лежит в области биологии (здоровье человека) и посвящено изучению влияния наушников на здоровье современных п...

Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

В методической разработке описано, какими способами школа формирует патриотизм, гражданскую позицию, активность участников образовательного процесса, так чтобы обучающиеся могли противостоять террориз...

«Влияние социальных сетей на современных подростков»

Данная работа рассматривает роль социальных сетей в жизни современной молодежи на примере учеников МБОУ СОШ№15...

Методическая разработка «Влияние физкультминуток и упражнений для развития дивергентного мышления на усвоение учебного материала у учащихся»

Методическая разработка содержит основные виды физкультминуток, их влияние на организм, а также рассказывает об их необходимости. Кроме того, немаловажным является и развитие ума, или мозга, на заняти...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка классного часа «Терроризм- угроза обществу»

Вопросы о здоровье, о безопасности рассматриваются во всем мире. Основной идеей классного часа является формирование и развитие чувства ценностного отношения к себе, как человека; личной причастности ...