Методические рекомендации "Технология проблемного диалога"
методическая разработка

Паршина Любовь Васильевна

Технология проблемного диалога - это умение педагога создать на занятии проблемную ситуацию, чтобы обучающиеся решили ее сами в процессе диалога, учились ставить вопросы. Технология проблемного диалога решает эту  проблему: во-первых, это ключ к успеху и творчеству;  во-вторых, это интересное и понятное занятие; в-третьих, "открытие" знаний самими обучающимися. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и "открытия" знаний. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogodialoga.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.»
Питер Клайн

В настоящее время современному обществу нужен человек, который не только много знает и умеет, но прежде всего, человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата, умеющий ориентироваться в большом потоке информации.

Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой, целеустремленной, креативной, коммуникабельной личности, способной к творчеству.

Перед современным педагогом стоит задача уйти от привычного объяснения, предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открывать для себя знания, уметь пользоваться ими, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Умение педагога создать проблемную ситуацию, чтобы учащиеся решили ее сами в процессе диалога, учились ставить вопросы – и есть технология проблемного диалога.

Технология проблемного диалога – это ключ к успеху и творчеству, это интересное и понятное занятие, это технология «открытия» знаний обучающимися.

Различаются два вида диалога:

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают работать учащимся творчески. Педагог побуждает детей выдвинуть и проверить гипотезы (обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок).
  • Подводящий диалог состоит из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и развивает логическое мышление школьников.

Чтобы создать проблемное занятие, надо провести детей через 4 этапа творчества:

  1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
  2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
  3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач, выражение «новых» знаний научным языком).
  4. Реализация продукта или творческое применение знаний.

1 этап - постановка проблемы. Можно выполнить одним из трех путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, и имеет развивающий эффект.

Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило, в форме вопроса, не совпадающего с темой.

Путь через проблемную ситуацию является наиболее сложным и для педагога, и для детей, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Педагог предлагает детям систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

Третий путь – сообщение темы занятия в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приема («яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал; «актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы занятия для самих учащихся). Этот метод, как и предыдущий, обеспечивает возникновение интереса к теме, но не несет развивающего эффекта.

2 этап - поиск решения проблемы может проходить также тремя путями.

Первый путь лежит через выдвижение и проверку гипотез (побуждающий диалог). В ходе проверки на ложные гипотезы приводятся контраргументы, решающая же гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием.

Второй путь поиска решения – подводящий диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. Так или иначе,  поставив учебную проблему, педагог пошагово приводит детей к открытию нового знания.

Третий путь – подводящий без проблемы диалог. Его единственное отличие от предыдущего заключается в том, что педагог сразу без вопроса или темы – начинает урок с системы посильных заданий, которые подводят детей к открытию нового знания. Это самый короткий и простой вариант проблемного введения материала.

3 этап - выражение решения.

В ходе решения учебной проблемы дети открывают «новые» знания. Для их выражения научным языком используются различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Можно предложить учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.

Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно дети перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приёмов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлекторному мышлению, а в целом, развитию внутриличностного интеллекта.

4 этап – творческое применение открытых знаний.

Реализация этого этапа возможна в результате составления детьми опорного сигнала или художественного образа.

Опорный сигнал – это образ, выражающий знание в предельно-абстрактном, концентрированном виде. Его можно выполнить либо на занятии, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально.

Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова. Составление опорных сигналов способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет учащимся представить значительный по объёму материал в оригинальной форме, помогает развивать такие приёмы умственных действий, как классификация, сравнение, анализ и синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога

тСовременные педагогические технологии...

Методическая разработка "Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

в методической разработке рассмотрены теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования; представлен цикл заняти...

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"

Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...