Методическая разработка мероприятия "День детских шахмат"
классный час

Хавхунович Жанна Витальевна

Цель: Формировать интерес к игре в шахматы

Задачи: способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, культуре общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

ДЕНЬ ДЕТСКИХ ШАХМАТ

«ШАХМАТЫ – ГИМНАСТИКА УМА»

Ведущий: Добрый день, дамы и господа, господа гроссмейстеры, и просто любители шахмат!

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий:

 Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!  

Дети отвечают: шахматы

Ведущая:

Вся в квадратах – белых, чёрных –

Деревянная доска.

А ряды фигур точёных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют —

Гениальная игра!

Звучит гимн.

Ведущий: Сегодня хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное королевство. Это сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Его нельзя найти ни на одном географическом глобусе. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.  

 Две команды:

1)ИНДИЙСКИЕ СЛОНЫ

2)НЕУТОМИМЫЕ КОНИ

Стихи читают капитаны команд

СТАНЦИЯ «Загадки»

1)С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. 

Ответ: Шахматы (1балл)

 

2)Король с королевою

Без корон,

Ладья без весел,

Без хобота слон,

Конь без копыт, седла

И уздечки,

А рядовые — не человечки.

Белые латы, чёрные латы.

Что за солдаты? 

Ответ: Шахматы

 

1)На квадратиках доски 

Короли свели полки. 

Нет для боя у полков 

Ни патронов, ни штыков. 

Ответ: Шахматы

 

2)Съест коня, слоном закусит.

Все подметит, не упустит.

Прозевать ему нельзя —

Потеряет короля.

Ответ: Шахматист

 

1)На шахматной доске —

Сильнейший он.

«Плывет», ну, как ладья,

И «топает», как слон.

Ответ: Ферзь

 

 

2) бываю деревянный,

Из пластмассы — я литой.

Я скачу в игре всемирной.

Догадались, кто такой?

Ответ: Шахматный конь

1) Это правило известно,

Короля нам есть нельзя,

Но свободно, можешь. есть ты

Вместо этого…

Ответ: Коня

2) Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -…

Ответ: слон

(всего по 4 балла)

СТАНЦИЯ «Выполни верно» (для капитанов команд)

Ведущий: 

На черно-белом
Крыльце сидели:
Король, Королева,
У них 2 коня, 2 слона,
Возле башен — ладья
И строй солдат впереди.

Попробуй выстроить их ты.
(Расположить фигуры на демонстрационной доске с помощью стихотворения)

(Всего 6 баллов за правильность расположения)

 

 

СТАНЦИЯ «Волшебная Страна» (по 1 баллу за ответ)

(Отвечают на вопросы по очереди)

1) На каких полях ничего не растет? (шахматных)
2) Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
1) В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
2) Какой формы шахматная доска? (квадратная)

1)Сколько полей на шахматной доске (64шт.)

2)Сколько всего шахматных фигур в Шахматном Королевстве? (32шт.)  
 (Всего 3 балла)

СТАНЦИЯ «КТО БЫСТРЕЕ»

К доске вызываются два ученика,  им необходимо найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

(по 1 баллу за правильный ответ)

А сейчас, пока идёт подсчёт баллов у команд, послушаем,  легенду про шахматы.

Ведущий:

Это было давно, около полутора тысяч лет назад. Жил-был богатый индийский властелин по имени Шеран. У него была жена, прославившаяся на все ближайшие царства своим умом и 2 сына, которых он любил без памяти. И все было бы хорошо, но, подрастая, сыновья раджи устраивали бесконечные шалости, которые часто заканчивались ссорами между собой и драками…Став ещё старше, братья свои конфликты разрешали, устраивая стычки и бои между своими придворными и прислугой . Они даже одевать стали своих слуг в одежду разных цветов, чтобы те отличались друг от друга и не били своих в драке. Так их и самих и прозвали – Белый царевич и Черный царевич, позабыв их настоящие имена. А отец-раджа потакал любимчикам во всем.

 

Ведущая:

Шло время, страдали  все. Сердце матери сжималось от горя, видевшей забавы сыновей, страдания их слуг и простого народа, тоже частенько попадавших под «горячую руку» наследников. А больше всего её угнетало поведение мужа – их отца, забывшего долг правителя – заботиться о своем государстве и благополучии своих подданных.

Ведущий:

И однажды не выдержала она и отправила своих трёх посланников в разные страны, посмотреть, в какие игры там играют, чтоб отвлечь наследников от их неблаговидных забав. А один из мудрецов по имени Сета остался при правительнице, помогая ей советами.

Прошло время… Вернулся первый мудрец. Он привез игру в кости. Понравилась игра, но ненадолго – стали они обманывать друг друга, и ссоры разгорелись с новой силой.

Ведущая:  

  Прошло время… Вернулся второй мудрец. Он привез игру  одного из соседних государств, которая называлась чатуранга ( но там только 4 участника и используются кости)

 Не зная покоя, жена раджи  предложила немного переделать игру чатуранга , убрав элемент случайности (кости) и изменив правила.

Ведущий: в изобретенной им игре был шах - самая главная, но не сильная фигура, ферзь – советник – сильная , но не главная фигура, и армия – слоны, конница и пехота. Интересно и поучительно то, что пехотинец , добравшись до края доски противника мог превратиться в ферзя-советника , напоминая , что солдат может стать генералом – главным помощником.

 Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич,( указывая на белые фигуры)

  А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич,(указывая на черные фигурки).

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.— Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

Ведущая:

А теперь слово предоставляется ЖЮРИ.

ДЛЯ ЖЮРИ

Название станции

Неутомимые кони

Индийские слоны

1.Загадки

2.Выполни верно

3.Волшебная Страна

4.Кто быстрее

Общая сумма баллов

Внимание на экран!

Демонстрируется шахматная доска и ход выставления на ней фигур.

Голос за кадром. Сейчас вы познакомитесь с шахматной доской и шахматными фигурами. Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.

Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.

Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.

По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.

Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.

По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.

Коней узнать легко.

Рядом с конями стоят слоны.

В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.

Шахматная королева. Ребята, только где бы нам найти того, кто рассказал бы о том, как появились шахматы?

Сюрпризный момент – появление Старика Хоттабыча.

Старик Хоттабыч. К вашим услугам! (кланяется).Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но позвольте всё по порядку.

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король-

Его хранит отряд.

Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибитах – тибитох…). Перед детьми выставляется шахматная доска с фигурами.

  • Старик Хоттабыч.А сейчас мы перенесемся в далекое прошлое. И посмотрим вместе, как же появились шахматы…….

Об истории создания шахмат существует много легенд

Хоттабыч(предлагает послушать и посмотреть сказку). Выходят участники

Много есть легенд о возникновении шахмат. Данный рассказ не претендует на историческую достоверность, но все могло быть именно так…

Есть такая легенда.

Старик Хоттабыч:И стал Сета обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.

Сета предлагает сыновьям раджи сыграть в новую игру. Они садятся на ковёр за шахматную доску, расставляют фигуры.

Звучит фонограмма песни Елены Чичериной «Шахматы» (стихи, музыка, исполнение монтаж видео — Елена Чичерина Фильм-песня «Шахматы»)

Мудрец Сета (объясняя правила игры, «поёт»):

Шахматы — тайна, загадка из прошлого — люди и лошади,
Ферзь с королём в строю монолитном — вышли на битву… 
Делаем ход легко и неспешно -двигаем пешки.
Не торопясь, развиваем фигуры – слушаем гуру…
Без толку пальцем фигуры не тронь — помни , что конь
Восемь окрестных полей сторожит — конём дорожи!
Слон твердолобо идёт в свои дали – по диагонали.
По вертикали и горизонтали плывут величаво ладьи в свои дали….
Ферзь, как ладья и как слон, — всемогущий — в атаке он лучший!
Двигай фигуры, но не оплошай: короля защищай!
Выстрой атаку — ни шагу назад –цель игры – шах и мат. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино

Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино...

Методическая разработка программы детского добровольного общественного объединения "Лесовичок"

1.1  Основное направление работы общественного объединения « Лесовичок»- развитие природоохранной и экологической деятельности учащихся, практическая деятельность по охране и защите ле...

Методические разработки занятий по шахматам.

Здесь представлены некоторые из моих рабочих уроков, а также конспекты открытых уроков....

Методическая разработка сценария детского праздника, посвященного дню Пасхи.

Как сделать для ребенка  день Святой Пасхи необычным, превратить его в драгоценную жемчужину, дающую новые знания, новые чувства, учащую любить, прощать и понимать? Он (праздник) должен быть для ...

Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»

Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...