Методическая разработка мероприятия "День детских шахмат"
классный час
Цель: Формировать интерес к игре в шахматы
Задачи: способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, культуре общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
ДЕНЬ ДЕТСКИХ ШАХМАТ
«ШАХМАТЫ – ГИМНАСТИКА УМА»
Ведущий: Добрый день, дамы и господа, господа гроссмейстеры, и просто любители шахмат!
Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Дети отвечают: шахматы
Ведущая:
Вся в квадратах – белых, чёрных –
Деревянная доска.
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют —
Гениальная игра!
Звучит гимн.
Ведущий: Сегодня хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное королевство. Это сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Его нельзя найти ни на одном географическом глобусе. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.
Две команды:
1)ИНДИЙСКИЕ СЛОНЫ
2)НЕУТОМИМЫЕ КОНИ
Стихи читают капитаны команд
СТАНЦИЯ «Загадки»
1)С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.
Ответ: Шахматы (1балл)
2)Король с королевою
Без корон,
Ладья без весел,
Без хобота слон,
Конь без копыт, седла
И уздечки,
А рядовые — не человечки.
Белые латы, чёрные латы.
Что за солдаты?
Ответ: Шахматы
1)На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Ответ: Шахматы
2)Съест коня, слоном закусит.
Все подметит, не упустит.
Прозевать ему нельзя —
Потеряет короля.
Ответ: Шахматист
1)На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья,
И «топает», как слон.
Ответ: Ферзь
2) бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой?
Ответ: Шахматный конь
1) Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно, можешь. есть ты
Вместо этого…
Ответ: Коня
2) Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
Ответ: слон
(всего по 4 балла)
СТАНЦИЯ «Выполни верно» (для капитанов команд)
Ведущий:
На черно-белом
Крыльце сидели:
Король, Королева,
У них 2 коня, 2 слона,
Возле башен — ладья
И строй солдат впереди.
Попробуй выстроить их ты.
(Расположить фигуры на демонстрационной доске с помощью стихотворения)
(Всего 6 баллов за правильность расположения)
СТАНЦИЯ «Волшебная Страна» (по 1 баллу за ответ)
(Отвечают на вопросы по очереди)
1) На каких полях ничего не растет? (шахматных)
2) Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
1) В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
2) Какой формы шахматная доска? (квадратная)
1)Сколько полей на шахматной доске (64шт.)
2)Сколько всего шахматных фигур в Шахматном Королевстве? (32шт.)
(Всего 3 балла)
СТАНЦИЯ «КТО БЫСТРЕЕ»
К доске вызываются два ученика, им необходимо найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
(по 1 баллу за правильный ответ)
А сейчас, пока идёт подсчёт баллов у команд, послушаем, легенду про шахматы.
Ведущий:
Это было давно, около полутора тысяч лет назад. Жил-был богатый индийский властелин по имени Шеран. У него была жена, прославившаяся на все ближайшие царства своим умом и 2 сына, которых он любил без памяти. И все было бы хорошо, но, подрастая, сыновья раджи устраивали бесконечные шалости, которые часто заканчивались ссорами между собой и драками…Став ещё старше, братья свои конфликты разрешали, устраивая стычки и бои между своими придворными и прислугой . Они даже одевать стали своих слуг в одежду разных цветов, чтобы те отличались друг от друга и не били своих в драке. Так их и самих и прозвали – Белый царевич и Черный царевич, позабыв их настоящие имена. А отец-раджа потакал любимчикам во всем.
Ведущая:
Шло время, страдали все. Сердце матери сжималось от горя, видевшей забавы сыновей, страдания их слуг и простого народа, тоже частенько попадавших под «горячую руку» наследников. А больше всего её угнетало поведение мужа – их отца, забывшего долг правителя – заботиться о своем государстве и благополучии своих подданных.
Ведущий:
И однажды не выдержала она и отправила своих трёх посланников в разные страны, посмотреть, в какие игры там играют, чтоб отвлечь наследников от их неблаговидных забав. А один из мудрецов по имени Сета остался при правительнице, помогая ей советами.
Прошло время… Вернулся первый мудрец. Он привез игру в кости. Понравилась игра, но ненадолго – стали они обманывать друг друга, и ссоры разгорелись с новой силой.
Ведущая:
Прошло время… Вернулся второй мудрец. Он привез игру одного из соседних государств, которая называлась чатуранга ( но там только 4 участника и используются кости)
Не зная покоя, жена раджи предложила немного переделать игру чатуранга , убрав элемент случайности (кости) и изменив правила.
Ведущий: в изобретенной им игре был шах - самая главная, но не сильная фигура, ферзь – советник – сильная , но не главная фигура, и армия – слоны, конница и пехота. Интересно и поучительно то, что пехотинец , добравшись до края доски противника мог превратиться в ферзя-советника , напоминая , что солдат может стать генералом – главным помощником.
Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич,( указывая на белые фигуры)
А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич,(указывая на черные фигурки).
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.— Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
Ведущая:
А теперь слово предоставляется ЖЮРИ.
ДЛЯ ЖЮРИ
Название станции | Неутомимые кони | Индийские слоны |
1.Загадки | ||
2.Выполни верно | ||
3.Волшебная Страна | ||
4.Кто быстрее | ||
Общая сумма баллов | ||
Внимание на экран!
Демонстрируется шахматная доска и ход выставления на ней фигур.
Голос за кадром. Сейчас вы познакомитесь с шахматной доской и шахматными фигурами. Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.
Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.
Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.
По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.
Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.
По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.
Коней узнать легко.
Рядом с конями стоят слоны.
В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.
Шахматная королева. Ребята, только где бы нам найти того, кто рассказал бы о том, как появились шахматы?
Сюрпризный момент – появление Старика Хоттабыча.
Старик Хоттабыч. К вашим услугам! (кланяется).Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но позвольте всё по порядку.
Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король-
Его хранит отряд.
Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах – тибитах – тибитох…). Перед детьми выставляется шахматная доска с фигурами.
- Старик Хоттабыч.А сейчас мы перенесемся в далекое прошлое. И посмотрим вместе, как же появились шахматы…….
Об истории создания шахмат существует много легенд
Хоттабыч(предлагает послушать и посмотреть сказку). Выходят участники
Много есть легенд о возникновении шахмат. Данный рассказ не претендует на историческую достоверность, но все могло быть именно так…
Есть такая легенда.
Старик Хоттабыч:И стал Сета обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.
Сета предлагает сыновьям раджи сыграть в новую игру. Они садятся на ковёр за шахматную доску, расставляют фигуры.
Звучит фонограмма песни Елены Чичериной «Шахматы» (стихи, музыка, исполнение монтаж видео — Елена Чичерина Фильм-песня «Шахматы»)
Мудрец Сета (объясняя правила игры, «поёт»):
Шахматы — тайна, загадка из прошлого — люди и лошади,
Ферзь с королём в строю монолитном — вышли на битву…
Делаем ход легко и неспешно -двигаем пешки.
Не торопясь, развиваем фигуры – слушаем гуру…
Без толку пальцем фигуры не тронь — помни , что конь
Восемь окрестных полей сторожит — конём дорожи!
Слон твердолобо идёт в свои дали – по диагонали.
По вертикали и горизонтали плывут величаво ладьи в свои дали….
Ферзь, как ладья и как слон, — всемогущий — в атаке он лучший!
Двигай фигуры, но не оплошай: короля защищай!
Выстрой атаку — ни шагу назад –цель игры – шах и мат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140771-1352469146.jpg)
Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино
Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200918-1360522570.jpg)
Методическая разработка программы детского добровольного общественного объединения "Лесовичок"
1.1 Основное направление работы общественного объединения « Лесовичок»- развитие природоохранной и экологической деятельности учащихся, практическая деятельность по охране и защите ле...
Методические разработки занятий по шахматам.
Здесь представлены некоторые из моих рабочих уроков, а также конспекты открытых уроков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344564-1384443348.jpg)
Методическая разработка сценария детского праздника, посвященного дню Пасхи.
Как сделать для ребенка день Святой Пасхи необычным, превратить его в драгоценную жемчужину, дающую новые знания, новые чувства, учащую любить, прощать и понимать? Он (праздник) должен быть для ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224618-1363718648.jpg)
Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»
Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-565221-1421347520.jpg)
Методическая разработка "Выставка детских художественных работ как форма творческого отчета и средство анализа продуктивности образовательной программы"
Изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество в дополнительном образовании детей...