Методическая разработка сценария детского праздника, посвященного дню Пасхи.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Ольга Викторовна Матвеева

Как сделать для ребенка  день Святой Пасхи необычным, превратить его в драгоценную жемчужину, дающую новые знания, новые чувства, учащую любить, прощать и понимать? Он (праздник) должен быть для ребенка наполнен особым смыслом, поэтому детям надо на доступном им языке объяснить, как этот великий праздник связан с нашими днями. Нередко в семьях все дело сводится к внешним символам и обрядам: Пасха – значит, куличи и яйца. Сохраняя зна-

чимыые для русских людей людей «преданья старины глубокой», необходимо органично вплести в программу детского праздника глубинный смысл, предлагая и детям, и взрослым стать участниками Евангельских событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пасхальный праздник96.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

              средняя общеобразовательная школа №8  

                с углубленным изучением математики  

г. Старая Русса

Методическая разработка

сценария детского праздника,

посвященного дню Пасхи.

                                                                Автор разработки:  учитель

                                                           русского языка и литературы

                                                           МАО УСОШ №8 с углубленным

                                                            изучением математики

                                                                      Матвеева О.В.

г.Старая Русса

2013г.

  Светлое Христово Воскресение – главный праздник всех право-

cлавных христиан, праздник праздников, торжество торжеств, как именуется он издавна нашей Церковью. Христос явился в мир научить людей Любви, за каждого из нас Он принял крестные муки, «смертию смерть поправ». Великий смысл этого праздника – во всеобъемлющей любви, заповеданной нам Сыном Божиим.

        Как сделать для ребенка этот день необычным, превратить его в драгоценную жемчужину, дающую новые знания, новые чувства, учащую любить, прощать и понимать? Он (праздник) должен быть для ребенка наполнен особым смыслом, поэтому детям надо на доступном им языке объяснить, как этот великий праздник связан с нашими днями. Нередко в семьях все дело сводится к внешним символам и обрядам: Пасха – значит, куличи и яйца. Сохраняя зна-

чимыые для русских людей людей «преданья старины глубокой», необходимо органично вплести в программу детского праздника глубинный смысл, предлагая и детям, и взрослым стать участниками Евангельских событий.

    Совершенно очевидно, что детям при подготовке к празднику во время репетиций нужно объяснить содержание сценки «И звери», в основу которой положен пасхальный рассказ известной поэтессы начала 20-го века Зинаиды Гиппиус. Не лишним также будет отметить, что к теме Пасхи обращались многие русские писатели и поэты.

        Детский праздник не должен быть перегружен большим количеством информации (стихов, песен, инсценировок), дети начинают уставать, отчего их внимание рассеивается, и они начина-

ют вести  себя неспокойно. Данное меропиятие рассчитано на уча-

щихся 5-6-ых классов.Приглашаются зрители – педагоги школы, родители детей. Почетный гость на празднике – батюшка, сотрудники музеев, Дома творчества, школы искусств, старшие товарищи.

     По окончании детского представления устраивается чаепитие с принесенными из дома или специально заказанными по случаю куличами, пирогами, конфетами.

    Украсит праздник выставка детских поделок  пасхальной тематики: коллекции сувенирных яиц, пасхальных открыток, вышивка и детские рисунки. Лучшими поделками  можно в качестве подарка   поделиться с гостями. Возможно, кто-то из детей или педагогов оформит презентацию, посвященную празднику (на-

пример, «Пасхальный сувенир», «Пасхальные открытки» и т.п.) : ее можно показать непосредственно перед началом представления. Возможно, учащиеся совершали какие-то паломнические поездки всем классом и смогут к празднику оформить фотовыставку и познакомить с ней своих гостей. Словом, необходимо во всем создать атмосферу праздника. Оформляя «сцену», обязательно надо  «продумать» место для праздничной иконы.

  Цель проведения мероприятия:

   - донести до учащихся (актеров и зрителей) смысл Великого христианского праздника, всегда занимавшего в духовной жизни русских людей особое место.

    Задачи:    

   - пробуждение и воспитание в детях  любви к ближнему и ко всему живому на земле – животным и природе;

   - знакомство с произведениями русских поэтов и  писателей, темой которых является Светлое Христово Воскресение.  

                             План проведения мероприятия:

1). Открытие праздника. Пение детьми Пасхального тропаря.

2). Поздравление с праздником всех собравшихся (ведущий, клас-

     ный руководитель).

3) .Слово батюшке, благословение  детей на праздник.

4). Пение всеми собравшимися тропаря праздника.

5). Чтение детьми праздничных стихотворений(6 небольших стихо-

     творений – речевок).

6). Детская песня на стихи  А.Майкова «Христос воскрес!»

7). Пасхальная инсценировка по мотивам рассказа З.Гиппиус

     «И звери».

8). Стихотворение И.А.Бунина «Христос воскрес!».

9). Чтение детьми стихотворения «Заповеди Божии».

10).Завершение праздничного концерта. Пение всеми     собравши-

      мися праздничного тропаря. Подарки гостям от детей в честь

      праздника Пасхи.

11).Приглашение  гостей к чаепитию. Чаепитие с куличами, пиро-

       гами, конфетами.

                             

             

                       СЦЕНАРИЙ    ПРАЗДНИКА.

Праздник начинается с пения пасхального тропаря. Поют стоя все вместе: и дети, и взрослые:

       

                     Христос воскресе из мертвых,

                     Смертию смерть поправ

                     И сущим во гробех

                     Живот даровав!

Классный руководитель (или ведущий) поздравляет всех собравшихся с праздником, желая всем добра, здравия, мира и душевного покоя. Свое обращение к гостям и детям следует начать традиционным пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» Естественно, что в ответ все скажут: «Воистину воскресе!» Затем предоставить надо  слово батюшке, прося у него благословения начать выступление.

     После того, как батюшка поздравит всех собравшихся, снова поется пасхальный тропарь. После этого 6 чтецов выходят на импровизированную сцену ( середину класса), выстраиваются в одну линию и поочереди начинают читать свои стихи.

     

  1. Играет солнце ласковое в сини

И слушает с раскрывшихся небес,

Как царствует, как льется по России:

- Христос воскрес!

-Христос  воскрес!

      (последние слова все произносят хором).

  1. Молитвы, слезы. В горле ком восторга.

Все любят всех. Сердца поют без слов.

И благовестно ширится с востока

По всей планете звон колоколов.

  1. Украшаются храмы

Алым светом парчи,

Перед праздником Пасхи

Все пекут куличи.

Теплой радугой краски

На яичках горят.

С этим праздником светлым

Жизнь меняет наряд.

          4).Для тебя отворятся

 Жертвой Бога врата,

 Надо лишь постараться

 Жить по правде Христа.

Эта правда  - в терпенье,

Пожигающем грех.

Жизнь твоя, как ступени:

Хочешь – вниз, хочешь – вверх.

        5).  Становясь у Распятья,

              Помни Божий урок:

              Ни хулы, ни проклятья

              Он с Креста не изрек.

              В небе вечном растаял,

              Но и Тело, и Кровь

              Нам Он, грешным, оставил,-

              Чтоб творили любовь.

   

        6).  И радость велию с небес

              Опять земные слышат веси:

             - Христос воскрес! Христос воскрес!

             - Воистину воскресе! ( эти слова дети произносят хором).

- А теперь наши дети исполнят песню «Христос воскрес!», написанную неизвестным композитором на стихи русского поэта Аполлона Николаевича Майкова:

(текст песни):

                      Повсюду благовест гудит.

                      Из всех церквей народ валит.

                      Заря глядит уже с небес…

                      Христос воскрес! Христос воскрес!

                               С полей уж снят покров снегов,

                               И реки рвутся из оков,

                               И зеленеет ближний лес.

                               Христос воскрес! Христос воскрес!

                       Вот просыпается земля,

                       И одеваются поля…

                       Весна идет, полна чудес!

                       Христос воскрес! Христос воскрес!

- Многих русских поэтов и писателей привлекала тема Светлого Христова Воскресения. Вся природа пробуждается в эти весенние дни, все обновляется, оживает, возрождается к новой счастливой

жизни. Вашему вниманию мы предлагаем пасхальную инсценировку «И звери», в ее основе – рассказ русской поэтессы Зинаиды Гиппиус с одноименным названием.

                   

                              Действующие  лица:

  1. I-ый  ведущий
  2. II-ой  ведущий
  3. Лошадь
  4. Курица
  5. Собака
  6. Осел
  7. Кошка
  8. Красношейка (птичка)
  9. Ангел

10) Волчица (или Волк)

I-ый ведущий    (можно читать, пользуясь папками):

           Когда  Христос  воскрес, то об этом прежде всего узнали с

            удивлением земляные  черви. Сказали кротам,которые  и

             сами уже об  этом  подозревали, кроты  поговорили  с  по-

              левыми  мышами,  а  мыши  часто  выбегают  из  норок:

              от мышей узнали  суслики   и  зайцы. Вскоре, таким  обра-

              зом, дело  это  стало  известно  всему   звериному  царству.

              Звери  не  говорят  друг  с   другом  словами, как  люди,  а

              совсем  иным  способом   сообщаются,  и  притом   так  

               скоро  и  верно,  что  вести   между  ними   распространя-

              ются   по  всей  земле быстрее,  чем  по  телеграфу.

II-ой  ведущий: 

              Так вот,  когда  воскрес  Христос,  звери  тотчас  же

              об этом  заговорили. Сначала  они  были  просто в  недоу-

               мении,   потому  что   случилась  такая вещь  в первый  

               раз;  но едва выяснилось,  что  после  Воскресенья  Христа

                будут  воскресать и  все  люди,- звери  чрезвычайно  огор-

                 чились  и  обиделись. Люди  будут  воскресать-  а   про

                 зверей  ничего  не  известно.

                    Вот  собрались  они  в одну  такую  ночь,  когда  лю-

                    ди  праздновали  Воскресенье  Христа,  и   стали  друг

                 другу  жаловаться.

  Лошадь : 

       

                  Что это, в самом деле? Бьешься-бьешься  целую  жизнь,

                   ездит  на  тебе  человек,  а  потом   издохнешь.  И  кон-

                   чено.  А  человек  помрет – так  нет ,  воскреснет,  как

                    ни  в  чем  не  бывало,  и  опять  жить.  Прежде- лучше:

                    он   ездит,  ты  возишь,  ну  куда  ни  шло,  оба  одина-

                    ково  помрем,  одинаковый  конец  и  ему,   и  мне.  А

                     теперь -  просто  сил  терпеть  нету.

I-ый  ведущий : 

                      Была  на  собрании  больная   курица.  У  нее   по-

                      кривилась  шея,  потому  что  однажды  громад-

                       ный  щенок  бросился   на  ее  цыплят.  Она  бро-

                       силась   их   защищать,  и  щенок  куснул  ее  шею.

Курица :   

                    Да,  уж  если  с  нами   что   случается,  так  уж  конец.

                    Уж  нечего   ждать.  Одного  моего   сына,  которого

                    я у  собаки  вырвала,  люди  потом   зарезали    и

                    съели .

                             (  плачет,  прикрыв  глаза  крыльями)

                     И  все-таки  они  воскреснут. А  сын   мой  не   вос-

                     креснет,  и  я   его   больше   никогда  не   увижу.

                     Ведь  и  я   пропаду!

   II-ой  ведущий :      

                         

                           Собака      тоже   была  на  собрании  и  стала

                          бормотать,  извиняясь   перед  курицей.

      Собака         (подойдя  к  курице  и  склонившись  перед  ней):

                                Прости  меня,  я  была  тогда   молода,  глупа.

                               Я  хотела  только  поиграть  с  твоими  цыплят-

                                ками.  А  что  касается   людей…

           Осел :     

                           Что   касается  людей,  то  удивительно,  до  чего

                           они глупы,  медлительны,  непонятливы и слепы!

                            И  все-таки  им  позволено   воскресать!  Мы,

                             Звери,  мало  знаем,  но  уж  до  такой  степени

                             ничего  не  понимать  и  не  видеть,  как  люди,-

                              это  даже  странно. Например, мы  видим ангелов,

                              а они  их  совершенно  не  видят.

      Кошка :             (повернувшись к  Ослу, с  удивлением ):

                             

                            Неужели не видят? Ты уверен?

  ____Осел :

                         Ну, еще бы! Дети человеческие, самые маленькие,

                        видят, а чуть начнет говорить – теряет всякое зрение.

                        Подумайте! На моей прапрабабушке поехал раз чело-

                        век – Валаамом его звали –по какому-то нехорошему

                        делу. Едет по переулку. Ангел загородил дорогу. Че-

                      ловек не видит, - и ведь какой человек! Пророком

                      считался. Прапрабабушка видит ангела, - ну, конечно,

                      остановилась. Не идти же на ангела! А пророк ее бить.

                      До того дошло, что прапрабабушке, в виде снисхож-

                      дения позволено     было    человеческими   словами

сказать Пророку, что тут ангел стоит, не пускает  дальше. Нет!

                       Ничего они не видят!

I-ый_ведущий:

                      Все звери стали удивляться, потому что все они отлич-

                      но видели ангелов, где только ангелы ни проходили.

                     В Светлую ночь Воскресенья Христа  они обыкновенно

                     слетали на землю толпами, скользили и поодиночке.

                    Молоденькая птичка тут же заметила одного, который

                    пролетал в эту минуту над лесом, и повернула к нему

                    свою красную шейку.

II-ой ведущий :

                     

                      Красная она у нее была оттого, что вела она свой род

                      от серых птичек, которые летали над крестом, когда

                      Христа распинали. Птички эти старались клювами вы-

                      дернуть гвозди у Него из рук, и кровь Его брызнула

                       им на шейку. Так и стали у них с тех пор расти там

                       красные перышки.

( через полянку как бы «пролетает» ангел, делая круг, красношейка

 следит за его полетом)

Красношейка :

                         Послушайте, что мы все спорим да мучаемся? Время

                         идет. Отчего мы не спросим у ангела? Давно бы нам

                         спросить. Терпим-терпим…Пусть нам ангел скажет,

                         за что мы обижены! Ну-ка, я полечу за ним, позову!

_I-ый  ведущий :

                           Но лететь за ангелом не пришлось. Он сам в эту

                           минуту остановился над ними, точно прислушался,

                           где его зовут, медленно опустился на землю, мерцая

                           светом широких крыльев, потом сложил крылья и

                           сел на большой, поросший мохом камень среди

                           зверей.

    ( Ангел все это изображает. Звери смущаются, смолкают).

  _Собака     ( после небольшой паузы ):

                     

                                  Христос  воскрес!

   _Ангел  (  радостно и серьезно ) :

                                    Воистину  воскрес!

 _ Волчица (или Волк) :

                    Вот люди за ним воскресают, а мы воскреснем?

                (умоляюще скрещивает лапы на груди )

                                      Воскреснем?

Лошадь, Осел, Кошка, Собака :

                     Чем люди лучше зверей?

Красношейка, Курица :

                        За что им дано воскресенье?

Кошка (пожимая плечами ) :

                         Они противные, глупые и злые. Да, впрочем, и

                         Звери  все глупы и противны. Если сказать правду,

                         лучше бы и Звери не воскресали. Мне бы одной

                         вечно жить, а до других мне ни малейшего дела нет.

                         Люди же – полное ничтожество. Смеют еще воскре-

                         сать!

Собака  ( неожиданно, сразу же после слов Кошки) :

                           - гав - гав – гав- !

              ( с лаем набрасывается на кошку)

       

              Не могу я так! ( громко) Не могу! Я – собака! Люди меня

              часто не понимают, и сдохну я под забором,- а все-таки

              хочу, чтоб если не мы – так хоть люди пусть воскресают!

              Пусть они, милые, воскресают! Я и сдохну, а любить их

              буду, потому что кого же мне любить, если они совсем

              умрут?

Курица ( клохчет -ко-ко-ко-ко (изобразить куриное кудахтанье) :

                Вот  правда! Вот и я так! Только я не о людях! Я о сынке

                думаю: пусть я пропаду, только бы он жив был! Кого ж

                мне любить, коли его нету?

Ангел ( поднимается с камня, улыбается, оглядывая каждого,

             говорит ласково) :

             

           Звери вы, Звери! Что же вы еще знать хотите, когда сами

           все знаете? О чем меня спрашиваете?

Собака ( робко ) :

             Да вот…Воскреснем мы или нет?

Ангел ( ласково улыбаясь, гладит Собаку по спине ) :

            Ты сама знаешь. Ты сама сказала, что хочешь всегда любить.

             Любовь никогда не пропадает. Если любишь, значит, и вос-

             креснешь. И ты, Курица. Любишь сынка -ну,и воскреснешь,

             чтобы любить его дальше.

Собака ( лизнув кончик крыла у ангела ) :

               А Кошка-то, значит, не воскреснет? Мне ее жалко. Она

               просто глупая.

 ( Все звери с сожалением глядят на Кошку. Кошка стыдится, съё-

 жившись , произносит:мяу!)

Неожиданно звучит Пасхальное песнопение –или в записи- или в исполнении

подготовленных детей- Стихира, глас 6:

                     Воскресение Твое, Христе Спасе,

                     Ангели поют на небесех,

                     И нас на земли сподоби

                     Чистым сердцем тебе славити.

Можно следом ( или вместо Стихиры) Пасхальный тропарь:

                     Христос воскресе из мертвых,

                     Смертию смерть поправ,

                     И сущим во гробех живот даровав.

(Во время пения все актеры встают, поднимают вверх глаза).

 

I-ый ведущий (по окончании песнопений ) :

            Все увидели, что низко под облаками летят целые рои

            ангелов. Летят и поют : «Христос воскресе! Христос

            воскресе!»

( Несколько маленьких детей в костюмах ангелов медленно на носочках

как бы «пролетают»  по сцене из одного ее конца в другой).

                  И звери смотрели, слушали. Звериным своим существом

               они почуяли, что ничем они не обижены, что не для людей

               одних воскрес Христос, а и для них, бессловесных. И

               радостно стало зверям.

II-ой ведущий :

               Ангел поднялся с камня, еще раз улыбнулся, распустил

               свои широкие-широкие крылья, так что они над всеми  

               зверями сидящими распростерлись, и полетел вверх за

               улетевшим роем братьев, который пел о том, что из мерт-

               вых воскрес Христос.                        

 

- Еще одно стихотворение, посвященное великому празднику-

Иван Алексеевич Бунин «Христос воскрес!» - читает наш ученик…

( называем имя ребенка) :

 

                              Христос воскрес! Опять с зарею

                              Редеет долгой ночи тень.

                              Опять зажегся над землею

                               Для новой жизни новый день.

               

        Еще чернеют чащи бора,

        Еще в тени его сырой,

        Как зеркала, стоят озера,

        И дышат свежестью ночной.

                                Еще в синеющих долинах

                                Плывут туманы…Но смотри:

                                Уже горят на черных льдинах

                                 Лучи огнистые зари!

 

           Они в выси пока сияют

           Недостижимой, как мечта,

           Где голоса земли смолкают

           И непорочна красота.

                                   Но с каждым часом приближаясь,

                                   Из-за сияющих вершин,

                                   Они заблещут, разгораясь,

                                   И в тьму лесов, и вглубь долин.

           Они взойдут в красе желанной

           И возвестят с высот небес,

           Что день настал обетованный,

            Что Бог воистину воскрес!

- Наше выступление подходит к концу. Мы знаем, что Господь явился в мир, чтобы дать людям  Заповедь новую, чтобы научить их любви. Он так возлюбил нас грешных, что принял на Кресте за всех нас страшные муки. Мы должны помнить об этом, стараться исполнять Заповеди Божии. (4 учащихся читают поочереди стихо-

творение «Заповеди Божии» - выстраиваются в одну линию в центре «сцены»):

     

        - Помните, дети, всегда Заповеди Божии:

          «Несчастного от своего порога не отгоняй,

           И у тебя просящему «ради Бога» всегда подай!

           От Бога все, что человек имеет.

           Завет его: «Дающего рука не оскудеет» и верь ему!

-          Если ты врагам не хочешь

           От души обид простить,

           То и сам напрасно будешь

            У творца того просить.

-          Только тот получит милость,

             Отпущение грехов,

             Кто с любовию  прощает,

             Молит Бога за врагов.

 -           Помня Заповедь Христову,

             Дети, будем же всегда

             В мире жить, любить друг друга,   }   эти последние строчки

             Зла не делать никогда!                     }   дети произносят громко

                                                                              все вместе.

-  Мы поздравляем от души всех пришедших на наш праздник гостей со Светлым Христовым Воскресением, благодарим Вас за внимание и сейчас хотим подарить Вам в память о нашей встрече небольшие подарки, сделанные нашими собственными руками.

( дети подходят к сидящим за столиками гостям, дарят открытки, поделки -  кто что пожелает). После этого все поют стоя пасхальный тропарь, батюшка благословляет чаепитие и все приступают к трапезе.

                             

             

   

                                       

                     

             

                 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященный принятию в детскую организацию «САТУРН».

Развитию самостоятельности, проявлению лидерских качеств способствует детская организация «Сатурн». Деятельность организации направлена насовершенствование жизни учащихся и педагогов школы, развитие а...

Сценарий детского праздника “Посвящение в кружковцы или Добро пожаловать, друзья!”

Театрализованное представление с игровыми элементами и сказочными персонажами для знакомства и посвящения в воспитанники детских творческих объединений....

Методическая разработка школьного праздника, посвященного окончанию учебного года "Ура! У нас каникулы!"

Данный материал можно использовать для подготовки школьного праздника, посвященного окончанию учебного года. В нашей школе это стало уже доброй традицией....

Методическая разработка спортивного праздника, посвященного Дню защиты детей.

Методическая разработка спортивного праздника, посвященного Дню Защиты детей....