Методическая разработка в рамках пропаганды ЗОЖ «НарКОМА. Как не попасть в опасную паутину»»
методическая разработка (6 класс)
В рамках пропаганды здорового образа жизни представлен материал, в котором раскрывается тема борьбы с наркоманией, пагубном влиянии вредных веществ на организм человека и значимости жизненных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 862.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества станицы Калининской
Разработка
тематического занятия
«НарКОМА. Как не попасть в опасную паутину»»
для обучающихся детского объединения «Энергия детства» в рамках международного дня борьбы с наркоманией
Подготовила педагог дополнительного образования Ю.С. Иващенко
ст. Калининская
2021 г.
Цель: привлечение внимания обучающихся к проблеме наркомании в современном обществе, формирование активного противодействия употреблению наркотиков.
Задачи мероприятия:
1. сформировать у учащихся представление о наркомании как о заболевании;
2. создать условия для предупреждения первого употребления наркотиков, для формирования навыков противостояния жизненным трудностям и влиянию, оказываемому со стороны других людей;
3. способствовать воспитанию у подростков личностной устойчивости к наркогенному соблазну, пропаганда здорового образа жизни;
4. способствовать формированию мотивации здорового образа жизни.
Форма проведения: творческое занятие с элементами просмотра видофильма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Проблема наркомании в современном обществе», упражнения из психологического практикума, ватман, фломастеры, ромашки (по числу участников).
Этапы мероприятия:
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент. Определение темы (видеофрагмент)
2. Целеполагание. Проблемные вопросы
II. Основная часть
1. Проблема наркомании в современном обществе.
2. Причины употребления наркотиков.
3. Что должен знать каждый из нас о наркотиках? (Мифы и реальность)
4. Жизненные трагедии.
5. Элементы психологического практикума.
Упражнение «Отказ»
III. Заключительная часть.
IV. Рефлексия. Игра «Да здравствует жизнь!»
Планируемые результаты:
1. обучающиеся узнают о проблеме наркомании в современном обществе,
2. анализируют причины употребления наркотиков и их последствия под руководством учителя.
Методы, используемые в мероприятии: проблемно-ситуативный, словесные, наглядные.
Содержание мероприятия
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент. Определение темы (предъявление ситуации).
Цель: Обозначение проблемы, связанной с наркоманией, формирование мотивации для изучения данной проблемы.
Задачи:
- Создать условия для активных действий обучающихся в процессе занятия;
- выявить личную значимость проблемы для каждого.
Педагог: Здравствуйте. Сегодня мы поговорим с вами, ребята, об актуальной проблеме человечества. Я предлагаю вашему вниманию видеоряд, посмотрев который мы сформулируем тему нашей встречи сегодня.
(Видеоряд содержит страшные кадры о наркомании, её последствия на организм человека. В ходе просмотра предлагаю учащимся сформулировать тему занятия).
2. Целеполагание. Проблемные вопросы.
Учитель: О чём будет наш разговор сегодня? А зачем это нам нужно, ведь мы с вами абсолютно здоровые люди?
Как данная проблема может повлиять на будущее каждого из нас, на будущее России?
(обучающиеся высказывают свои мнения по данным вопросам)
II. Основная часть.
Цель: формирование активного противодействия проблеме наркомании.
Задачи:
- сформировать представление у обучающихся о проблеме наркомании;
- выявить причины и мотивы, побуждающие молодёжь употреблять наркотики;
- способствовать формированию у обучающихся умения сказать: «Нет!»;
- доказать необходимость поддержки людей, которые решили покончить с наркоманией.
- формирование у обучающихся активной жизненной позиции в отношении наркомании.
1. Проблема наркомании в современном обществе.
Педагог: В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах. В течение последних 6 лет распространённость наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в ад. Но если вы однажды столкнётесь с подобным выбором, вам необходимо знать не только об иллюзиях, которые предположительно дают наркотики, но и представлять ту грязь, самоунижение, с которыми рано или поздно можно столкнуться.
Определений этому явлению существует много. Предложенные варианты рассматривают данную проблему с точки зрения медицины, социологии, физиологии и психологии.
(Предлагаю учащимся рассмотреть определения и объяснить то, которое, наиболее точно отражает сущность понятия наркомании).
1. Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств.
2. Наркомания – вид отклоняющегося поведения личности.
3. Наркомания – болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психической и физиологической зависимости от этих веществ.
Как видите, все предложенные варианты являются правильными
2. Причины употребления наркотиков.
Педагог: проблема потребления наркотиков существует на протяжении сотен лет во всех цивилизованных странах. Но, сегодня общественность говорит о том, что эта проблема приняла масштабы эпидемии. Как вы считаете, почему молодые, красивые, талантливые люди начинают употреблять наркотики? ( Предлагаю обучающимся назвать возможные причины и мотивы, побуждающие молодёжь употреблять наркотики.)
Действительно, по данным статистики ваши сверстники ответили так же.
(Использую таблицу наиболее распространённых мотивов употребления наркотических средств для формирования у обучающихся способности анализировать материал и высказывать свою точку зрения.)
подражание другим | 25.3% |
«от скуки» | 3.1% |
«чтобы друзья не считали меня мокрой курицей» | 13.3% |
желание забыться | 9.6% |
психическая травма | 2.3% |
незнание тяжёлых последствий | 1.3% |
назначение наркотиков в качестве средств лечения | 7.5% |
чтобы придать себе смелость и уверенность | 8.4% |
чтобы легче общаться с другими людьми | 10.1% |
желание испытать чувство эйфории, кайфа | 68.3% |
3. Что должен знать каждый из нас о наркотиках? (Мифы и реальность)
Педагог: существует много мифов о наркотиках, способах и последствиях их употребления. (Предлагаю обучающимся обсудить данный вопрос, используя видеоряд. Обучающиеся высказывают мнения, основываясь на материалы. После каждого выступления подводим итог).
Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.
Реальность. Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное употребление наркотика приводит к зависимости.
Миф 2.Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.
Реальность. Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции, как и при выкуривании первой сигареты. Появляется тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория от 3-4 доз быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день.
Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания.
Реальность. Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.
Миф 4. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.
Реальность. Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных, создаваемых произведения искусства под «кайфом».
Миф 5. Наркоманами становятся только слабые и безвольные.
Реальность. Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.
Миф 6. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.
Реальность. Любой способ употребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон для всех без исключения.
4. Жизненные трагедии.
(Предлагаю обучающимся прослушать истории из жизни и высказаться по ситуациям.)
Педагог: Мы с вами живём в небольшой станице, а не в городе. Но даже здесь мы не изолированы от данной проблемы. Предлагаю вам обсудить историю из жизни.
«Что делать, если любишь человека с такой судьбой? Как почувствовать его мир изнутри? Как с ним жить? Единственный путь помочь наркоману – пройти путь вместе с ними».
Девушка, которой принадлежат эти слова, вот уже 7 лет живёт с мужем-наркоманом, и сама регулярно употребляет наркотики.
В жизни каждого человека есть выбор. Как вы считаете, правильный вывод сделала она? (обучающиеся высказывают свои мнения, приводя аргументы)
Педагог: если рассуждать таким образом, как рассуждает наша героиня, то получается следующее: единственный путь помочь инвалиду – тоже стать инвалидом. Подобные формулы – попытка оправдать собственное бессилие. Есть ли другой путь? – Да, конечно же есть! Попробуем найти их вместе.
Если ваш близкий друг (подруга) употребляет наркотики, и вы об этом узнали. Как быть?
Предполагаемые ответы обучающихся:
- перестану с ним общаться;
- буду продолжать общаться;
- расскажу своим родителям;
- расскажу его родителям;
- анонимно проконсультируюсь у нарколога, а потом решу, что делать дальше;
- посоветуюсь с друзьями;
- постараюсь помочь измениться.
Педагог: но ещё более страшно, более трагично, когда человек становится наркоманом не по своей воле. Обратимся к письму из редакции.
( Предлагаю учащимся прослушать и обсудить ситуацию).
Ещё один волшебный момент. Крик новорождённого. Счастливая мама, рядом малыш. Проходит несколько часов. Весь медперсонал борется за жизнь крохи. Новорождённый кричит, корчится в конвульсиях. Что только не предпринимают врачи, медсёстры. Дрожь всё время сотрясает маленькое тельце, оно то сворачивается в клубочек, то вытягивается в струну. С ребёнком происходит что-то непонятное. Признаки сильного отравления. – Мамочка, какие лекарства вы принимали? Крохе становится всё хуже и хуже. Врачи паникуют…- Вы наркоманка? Молодая мама плачет и молчит.
Ребёнок появился на свет наркоманом. Таким сделала его мать, которая уже полтора года принимала наркотики. Часть новой дозы с кровью поступала в организм ребёнка. После рождения физиологическая связь оборвалась, наркотик перестал поступать, у новорождённого началась ломка. Страшно видеть ломку взрослого человека, ещё страшнее, когда она крутит и раздирает крошечное тельце беспомощного младенца. Окончательно избавить организм ребёнка от этой зависимости врачам удалось, но только через несколько месяцев. Вырастет ли он здоровым, полноценным человеком? – Этого не знает никто!
Педагог: каждый из нас когда-нибудь становится перед выбором. К сожалению, для этой мамы легкомысленное отношение к своему ребёнку омрачило счастье материнства. Она не смогла сказать «Нет!» своим желаниям. Часто и мы попадаем в такие ситуации, когда нам неудобно отказать другу, человеку, которому мы симпатизируем, когда мы хотим, чтобы человек был рядом.
5. Элементы психологического практикума.
Упражнение «Отказ»
Существуют психологические упражнения для решительного отказа. Мы можем использовать 3 варианта отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Убедительнее звучит уверенный отказ, агрессивный - может пробудить ответную агрессию, неуверенный - демонстрирует ваше сомнение. Значит вас можно переубедить. Отказываясь, проявите такт, уважение и уверенность. Например,
(Предлагаю учащимся разыграть ситуации, в которых они находят как можно больше аргументов для решительного отказа.)
1. Одноклассник просит оставить у тебя дома книги о приготовлении наркотиков.
Предполагаемый ответ: Это не украсит мою библиотеку. Это не порадует моих родителей. Мне это не интересно.
2. Одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию».
Предполагаемый ответ: Мне это не интересно. Я забочусь о своём здоровье. И тебе не советую этого делать.
3. Одноклассник просит достать для него наркотик.
Предполагаемый ответ: Я не хочу и не буду участвовать в этом.
Педагог: Я уверена, что вы сделаете правильный выбор, вовремя сказав «Нет!»
III. Заключительная часть.
Цель: краткий отчёт о степени и качестве достижения цели занятия.
Задачи:
- Дать качественную оценку работы обучающихся;
- Формировать устойчивую мотивацию к сохранению здоровья.
IV. Рефлексия. Игра «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!»
Педагог: сегодня мы с вами обозначили одну из актуальных проблем нашего общества. Мы говорили о проблеме наркомании в современном мире, о причинах и мотивах употребления наркотиков, учились говорить решительное «Нет!». Помните! Здоровье каждого из нас - в наших руках. Мне бы хотелось, чтобы каждый день вы начинали с девиза: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ». Я предлагаю создать символическое поле для здоровых людей. Для этого мы будем использовать ромашки, которые издревне являются на Руси символом любви, солнца, тепла и семейного счастья. А это и есть ценности здоровых людей. На ромашках вы видите слова «Я не буду употреблять наркотики, так как…» Закончите предложения и приклейте ромашки на наше поле.
Предполагаемые ответы: …я люблю свою семью.
… я хочу, чтобы мои близкие были счастливы.
… я понимаю, что это не принесёт мне счастья.
(Раздаю участникам ромашки со словами «Я не буду употреблять наркотики, так как…». предлагаю каждому закончить фразу и наклеить свою ромашку на ранее заготовленное поле.).
Педагог: Мне было приятно работать с вами. Я хочу, чтобы все ваши мечты сбылись. Для этого просто нужно быть здоровым и любить жизнь! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Сценарий новогоднего праздника для детей 1,5 - 3 лет вместе с родителями « Как Умка хотел попасть на Новогоднюю Ёлку»
Сценарий рекомендован для групп развития и кратковременного прибывания в ДОУ "Мама и малыш"....
Методическая разработка мероприятия по пропаганде ПДД «Пусть говорят, но правила надо соблюдать»
Мероприятие по пропаганде ПДД (выступление агитбригады, ролевая игра, станционная игра)...
Методические разработки в рамках внедоения и адаптации образовательной программы.
26 сентября 2017 года прошла рабочая встреча проекта "Игры всерьез" семинар-практикум был посвящен презентации образовательной программы "Развитие коммуникативной компетенции детей и по...
Методическая разработка "Акция по пропаганде ношения световозвращающих элементов "Засветись! Носи световозвращатель!"
Проект «Акция «Засветись! Носи световозвращатель!» представляет собой ряд мер по обеспечению детей световозвращающими элементами, созданными ими самостоятельно из бросового производс...
Методическая разработка в рамках регионального творческого конкурса "О Москве на английском языке"
Методическая разработка в рамках регионального творческого конкурса «О Москве на английском языке для МЭШ» Тема: «Достопримечательности Москвы»...
Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)
Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особеннос...