Методическая разработка занятия "Поиграем в скороговорки"
план-конспект
Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.
Задачи:
- обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;
- развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;
- воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.
Занятие подготовлено для обучающихся младшей возрастной категории.
При планировании занятияособое внимание я обращала на то, что в театральном искусстве главное – это умение действовать словом, так как, прежде всего, через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karchina_o.p._zanyatie.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ)
Карчина Ольга Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Объединение: «Кукольный театр»
Образование: среднее профессиональное, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ивановской области «Ивановский колледж культуры и искусства», социально-культурная деятельность, организация и постановка культурно-досуговых мероприятий и театрализованных представлений, менеджер социально-культурной деятельности.
Стаж педагогической работы: 4 года
Стаж работы в данном учреждении: 4 года
Лянтор 2019
Пояснительная записка.
Тема занятия: «Поиграем в скороговорки».
Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.
Задачи:
- обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;
- развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;
- воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.
Занятие подготовлено для обучающихся младшей возрастной категории.
При планировании занятияособое внимание я обращала на то, что в театральном искусстве главное – это умение действовать словом, так как, прежде всего, через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Занятие состояло из 4 дидактических моментов:
1. Организационно-мотивационный момент.
2. Актуализация знаний о театральной деятельности.
3. Практический этап.
4. Рефлексия.
Форма проведения занятия: занятие-игра.
На занятии использовались следующие методы обучения: словесный, практический, наглядный, игровой, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах,групповая, коллективная.
Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия.
Кроме того, речевые этюды, которые использовались на занятии, служили хорошей эмоциональной разрядкой, способствовали поднятию творческой активности детей.
Тема занятия: «Поиграем в скороговорки».
Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.
Задачи:
- обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;
- развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;
- воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.
Предполагаемый результат:
- повышение интереса к устному народному творчеству;
- умение правильно произносить слова, фразы, скороговорки;
- дети получат положительный опыт коллективного взаимодействия.
Предварительная работа: чтение и разучивание скороговорок,составление альбома «Гимнастика для пальчиков и языка», «Чудо-загадки».
Используемое оборудование: конверты с картинками-подсказками, мяч, цветок с разноцветными лепестками, геометрические фигуры для деления на команды.
Словарная работа: чистоговорки, скороговорки.
Ход занятия.
1.Организационно-мотивационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии мы с вами узнаем много интересного, поиграем в различные игры. Вы готовы к занятию?
2. Актуализация знаний о театральной деятельности.
Педагог: Дети, любой из вас без труда произнесет слова «мама» или «папа», потому что звуки в этих словах лёгкие для произношения, они под силу даже маленькому ребенку. Но не каждый выговорит слова, в которых есть «трудные» звуки. Чтобы этому научится, мы с вами занимались произношением чистоговорок. Их можно произносить не торопясь, главное- четко произносить все звуки и слова. А чтобы научится ещё и быстро проговаривать слова с «трудными звуками», придумали специальные упражнения- скороговорки, что значит «скоро, быстро». Как называются эти упражнения (ответы детей).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Педагог:Вначале скороговорки обычно очень легкие. Давайте вспомним их. Для этого у меня есть для вас подсказки - вот такие волшебные и загадочные конверты (дети подходят к столу берут конверты в них картинка- подсказка).
Ребёнок рассматривает картинку, вспоминает скороговорку и проговаривает её. Затем проговаривают её 2-3 человека.
- Шла Поля по полю,
Рядом кони топали.
- Стрекочет сорока
На сосне высоко.
- Лежит ёжик у ёлки,
У ежа иголки.
- Мишка в снежную метель
Миску мёда съесть хотел.
- Маленькие мышки
Мыли с мылом миски.
- Ира с Игорем играла,
И игрушки разбросала.
3. Практический этап.
Педагог: Молодцы! Хорошо проговариваем скороговорки. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мяч эмоций».
Вы должны будете произнести скороговорку с той интонацией, которую я вам назову. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг.
Ход игры. Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребенку и называет одну из эмоций. Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией (дети садятся на стулья).
Педагог: Легкие скороговорки мы с вами вспомнили, но чем дальше, тем скороговорки сложней.
И поможет их нам вспомнить вот этот необычный цветок (на лепестках которого изображены картинки).
Дети открывают лепесток и читают скороговорку. 2- 3 человека повторяют её.
Педагог: Ребята, будьте внимательны, скороговорки могут быть и очень трудные.
- Божью коровку
Закрыли в коробку.
Ты открой коробку,
Освободи коровку.
- Две очень умных мышки,
С утра читали книжки.
И за день эти крошки,
Изгрызли книжки в крошки.
- В кладовке кадушки.
В кадушках квакушки.
Квакнули квакушки,
Лопнули кадушки.
- Миску мишке предложили,
Мяса в миску положили.
Мишка мясо лапой мял,
Мишка мяса есть не стал.
- Залечил однажды зубр,
В зоопарке зебре зуб.
И теперь, как встретит зубра,
Зебра зубру скалит зубы.
Педагог:Молодцы! Чтобы четко и быстро проговаривать скороговорки, тренироваться надо каждый день, как хорошим спортсменам. Не беда, если сразу все не получится.
- Чтобы четко говорить,
Нужно с пальцами дружить.
И сейчас мы с вами вспомним гимнастику для пальчиков и языка. Это веселое упражнение, которое называется «Краб». (дети садятся на ковёр и выполняют)
- Шкряб, шкряб,шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. (левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх; пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев; широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад).
Упражнение ах – ох – иех.
- Сверху вниз летит орех. (кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз; высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз)
- Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. (пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю; с напряженим тянуть язык к подбородку).
- Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? (с помощью жестов и мимики изобразить удивление).
Повторяем всё ещё раз.
- Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом. (подушечками пальцев обеих рук погладить щёки; имитировать процесс жевания).
- Ну и чудик этот краб! (большими и указательными пальцами оттянуть руки; высунуть язык).
Педагог:Асейчас у нас сюрприз. Андрей приготовил для вас интересную скороговорку. Будьте очень внимательны, а потом кто - то из вас попробует её повторить. (ребёнок рассказывает).
- Ну, а сейчас у нас будет соревнование «Кто больше знает скороговорок?».
Но для этого нам необходимо разделится на две команды (дети делятся на команды).
Скороговорки нужно проговаривать четко, быстро, чтобы всем было понятно.
Педагог: Ну вот и закончилась наша игра. А как называются упражнения, которые помогают научиться четко и быстро проговаривать слова и произносить все звуки?
Дети:Скороговорки.
Педагог: правильно скороговорки.Послушайте какое я знаю стихотворение:
Люди разговорчивые,
Говорят разборчиво.
Чисто, четко, внятно.
Каждому приятно,
Вы согласны с этим (рассуждения детей).
Педагог:Надеюсь, что все вы будете говорить красиво и понятно.
Вы сегодня справились со всеми заданиями, показали, как вы много знаете скороговорок, и поэтому я хочу вам вручить медали «Наши знатоки».
Рефлексия: Педагог вручает памятные медали, дети по традиции аплодируют друг другу в конце занятия и прощаются до следующего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка "Скороговорки для начальной школы. Английский язык."
Методическая разработка"Скороговорки для начальной школы. Английский язык."...
Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет
Материал предназначен для занятий с детьми 5-7 лет в рамках образовательной программы студии мультипликации "Капитошка"...
Учебно-методическая разработка. Правила чтения и СКОРОГОВОРКИ на французском языке (50слайдов).
Предлагаемая презентация поможет начинающим учить французский язык освоить правила чтения и произношения французских слов и звуков. В ней представлены правила чтения и скороговорки, собранные из учебн...
Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга» - «Скороговорка дикторов»
Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга»«Скороговорка дикторов» Руководитель объединения: Смирнов Сергей ...
Учебно методическая разработка (PPT). Театральные упражнения/ ГОЛОС-дыхание, скороговорки!!!!
В данной разработке представлены различные театральные игры и разминочные упражнения. Использовать эти упражнения рекомендуется в начале, в середине или в конце театрального занятия....