Рабочая программа дополнительного образования.
рабочая программа
Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная ниточка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.obrazovanie.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ястребовская средняя школа»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по Директор школы
УВР__________________ _________________
(Л.В.Бронникова) (А.Н.Козлова)
Рабочая программа дополнительного образования на
2020-2021 учебный год
«ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА»
Учитель:А.В.Шорохова
с.Ястребово
2020-2021год.
Введение
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России.
Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.
Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.
Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек в возрасте с 7 до 15 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий: 68 ч. (1 раза в неделю по 2 часа).
Программа года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев, основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, особенностям кругового объемного вязания, технологии изготовления вязаной одежды.
Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании;
- Обучить правильно пользоваться инструментами;
- Познакомить с основными условным обозначениями;
- Обучить строить схемы для вязания по описанию;
- Научить четко выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям кроя и вязания различных моделей;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развить творческие способности;
- Развить произвольность психических процессов;
- Развить образное мышление;
- Развить воображение и фантазию;
- Развить моторные навыки.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Историю техники вязания крючком;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания крючком.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
- правильно пользоваться крючком, ножницами;
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные узоры;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
- Особенности вязания продольных и поперечных кружев;
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
- Вязать продольные и поперечные кружева;
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- Вязать узоры в технике пестрого вязания;
- Выполнять орнамент;
- Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;
- Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
- Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
- Вязать по выкройке и по расчету;
- Определять плотность вязания;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
- Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
- Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся, а также повышение престижа объединения.
Контроль за реализацией программы
Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.
С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Дома детского творчества, района и области.
Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.
Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.
Тематический план
1 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2 | Основные приемы вязания крючком | 30 | 6 | 34 |
3 | Вязание кружев | 36 | 6 | 34 |
Итого: | 68 | 14 | 54 |
Содержание программы
1 год обучения
1. «Вводное занятие» (2ч.)
Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.
2. «Основные приемы вязания крючком» (32ч.)
Теоретический компонент. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «витой столбик», «пышный столбик», «лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом», «накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.
Практический компонент. Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны», узоров, связанных с возвращением в предыдущие ряды, узоров, связанных пышными столбиками, узоров с перемещенными и крестообразными столбиками, узоров на основе рельефных столбиков, узоров с вытянутыми петлями.
3. «Вязание кружев» (34 ч.)
Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.
Работа в кружке вязание крючком осуществляется в соответствии с разработанной программой, которая включает 1 год обучения. В первый год обучения занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (крючки для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.
Используемая литература:
- Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
- Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
- Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
- Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
- Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
- Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
- Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
- Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.
- Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
- Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.
Литература для детей:
- Журналы «Валя – Валенти-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
- Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)
Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....