ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности по настольному теннису
рабочая программа
Содержание программы
Пояснительная записка |
|
|
Учебно-тематический план |
|
|
Содержание изучаемого курса |
|
|
Методическое обеспечение образовательной программы |
|
|
Список литературы |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolnyy_tennis_novaya_programma.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
детско- юношеский центр «Чайка»
Принята: Утверждена:
на педагогическом совете приказом ДЮЦ «Чайка»
ДЮЦ «Чайка» от 30.08.2019 г. №
протокол от 30.08.2019 г. № Е.В.Веселова ____________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
по настольному теннису
Возраст детей от 12 до 17 лет
Срок реализации 3 года.
Разработчики:
Тренер-преподаватель: А.И.Дубинов
г.Ветлуга
2019
Содержание программы
Пояснительная записка | …………………………………………. | 3 |
Учебно-тематический план | …………………………………………. | 6 |
Содержание изучаемого курса | …………………………………………. | 7 |
Методическое обеспечение образовательной программы | …………………………………………. | 9 |
Список литературы | …………………………………………. | 11 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по « настольному теннису» разработана на основе :
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального закона « О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 14.12.2007 № 329-ФЗ,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Приказ Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
На спортивно-оздоровительный этап(СО) не распостраняются требования Федеральных стандартов спортивной подготовки(Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ(ред.от 23.06.2014) О физической культуре и спорте в РФ ст.32.п.2.
Настольный теннис - массовый,увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей.Занятия настольным теннисом позволяют регулировать физические,психологические нагрузки на организм ребенка в зависимости от возрастных,физических особенностей здоровья.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению,
содержанию и организации учебно-тренировочного процесса по настольному теннису,
возможных результатах освоения программы и методах их оценки.
Направленность программы.
Данная программа имеет ярко выраженную физкультурно-спортивную
направленность и ориентирована на физическое совершенствование обучающихся,
приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
Отличительные особенности программы.
Основным достоинством настольного тенниса – это разнообразие движений,способствующих развитию координации.Кроме того игровая деятельность способствует укреплению нервной системы,двигательного аппарата,улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма.
Создание данной программы базируется на современных научно-методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности.
Организация процесса обучения по данной программе подчинена принципу
последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приёмов. Это обеспечивает прогресс в достижении поставленных целей.
При организации и осуществлении тренировочного процесса в настольном теннисе
следует руководствоваться следующими принципами обучения: принцип
сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип
систематичности.
Актуальность программы.
В настоящее время наблюдается активный интерес детей и юношества к
занятиям настольным теннисом. Современные тенденции к раскрепощению личности,
стремление к свободе и самоутверждению вызывают у молодёжи ожидания
адекватного физического и психологического состояния.
В то же время, отмечается значительное снижение уровня физической и
психической подготовленности подрастающего поколения к полноценной жизни.
Данная программа позволяет реализовать физкультурно-спортивное направление на основе обучения детей и подростков настольным теннисом.
Практическая значимость.
Используемые в настольном теннисе методы психофизического воспитания формируют навыки саморегуляции, позволяющие противостоять стрессам современной жизни,давая человеку возможность сконцентрировать силы на достижении своей жизненнойцели, на решение конкретных задач, возникающих проблем. Занятия настольным теннисом способствуют развитию социальной активности, целеустремлённости. Осознание собственной силы и возможностей формирует адекватную самооценку и снижает агрессивность.
Цель программы:
Основная цель программы - содействие гармоничному физическому и психическому развитию,разносторонней физической подготовке,укреплению здоровья обучающихся смелых,волевых,настойчивых,инициативных,трудолюбивых спортсменов,готовых к трудовой деятельности и защите Родины.
Задачи программы:
Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
–развитие у обучающихся мотивации к систематическим занятиям спортом;
–профилактика вредных привычек среди обучающихся;
–повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов
обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей
программы.
-обучение приемам техники игры и тактическим действиям.
- повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности.
- формирования интереса к настольному теннису.
Воспитательные:
–формирование навыков здорового образа жизни.
–воспитание волевых, смелых, обладающих высоким уровнем социальной
активности молодых людей.
–воспитание потребности к систематическим занятиям.
- воспитание основных психических качеств.
- формирование общественной активности.
Развивающие:
-развитие таких качеств личности, как ловкость, целеустремлённость,
настойчивость,смелость,быстроту мышления,глазомер и другие ценные качества.
-развитие физических, психических, интеллектуальных и нравственных качеств
обучающихся.
- развитие физических способностей,укрепление здоровья,закаливание организма.
- развитие самостоятельности,ответственности,активности,аккуратности.
Особенности возрастной группы обучающихся.
Данная программа охватывает обширный возрастной диапазон обучающихся.
Программой предусмотрен учебно-тематический план, рассчитанный на возрастную группу от12 до 17 лет. Состав групп постоянный.
В секцию по настольному теннису принимаются все желающие при наличии: медицинской справки, не имеющие противопоказаний для занятий . Без заключения
врача о состоянии здоровья обучащиеся к практическим занятиям не допускаются.
Добор в группу проводится в течение всего учебного года.
При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-
гигиенические требования, а также правила безопасности при проведении занятий.
В группах занимается от 8 до 12 обучающихся.
Формы занятий и срок реализации.
Срок реализации программы 3 года.
Основными формами занятий являются: групповые практические занятия по настольному теннису; индивидуальные уроки тренера с отдельными спортсменами; самостоятельные тренировки по заданию тренера (домашние задания); лекции и беседы; участие в соревнованиях.
Программа рассчитана на 36 учебных недель (216 часов в год,6часов в неделю).
Продолжительность одного занятия не должна превышать 2х часов.
Обучение ведется- 3 раза в неделю по 2 часа.
Режим образовательного процесса
и наполняемость .
Этапы подготовки | Возраст для зачисления | Год обучения | Минималь-ное число учащихся в группе | Максималь-ное количество учебных часов в неделю | Количество занятий в неделю | Количество часов в год |
СОГ | 12-17 лет | 2 | 8-12 | 6 | 3 | 216 |
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной подготовке; овладение теоретическими знаниями.
Для подведения итогов реализации программы кроме внутренних соревнований, обучающиеся могут в зависимости от показываемых результатов участвовать в городских и областных соревнованиях в соответствии с планом работы спортивной школы.
Критерии и способы определения результативности.
Основными показателями усвоения программы являются овладение
теоретическими знаниями и практическими навыками, которые определяются
системой контрольных нормативов и участием в спортивных мероприятиях.
Объем практических навыков определяется количеством изученных технических действий, которые способен выполнить обучающийся.
При оценке технической подготовки обучающихся наряду с количественными
показателями необходимо учитывать и степень владения техникой.
Степень владения техникой определяется следующими характеристиками:
1) стабильностью технических действий в стандартных условиях;
2) устойчивостью результата в меняющихся условиях;
3) сохранением двигательного умения при перерывах в тренировке;
4) «автоматизм» выполнения движения.
Комплекс контрольных нормативов для каждого года обучения, определяется
содержанием технической подготовки.
При анализе результатов педагогического контроля они должны сопоставляться с показателями участия в тренировочных семинарах и официальных спортивных
мероприятиях.
Участие в аттестациях и спортивных мероприятиях позволяет наиболее
комплексно определять уровень квалификации и состояние подготовленности
спортсменов.
Основное требование при сдаче зачёта - правильное и точное выполнение
изученных элементов.
В качестве контрольного норматива по специальной физической подготовке,
используется тестирование по программе присвоения разрядных норм.
оценивается: координация, скорость, амплитуда, целесообразность и эффективность движений.
Требования к базовой технике указаны ниже в «Минимальных квалификационных требованиях».
В качестве контрольных нормативов по технической подготовке используются
минимальные требования к традиционной базовой технике в настольном теннисе (входящие в программу), оценивается: соответствие стилю, эмоциональный настрой, координация, правильность выполнения отдельных элементов и умение их использовать в двухсторонней игре.
2. Учебный план
№ п/п | Раздел образовательной деятельности | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретическая подготовка | 4 | - | -4 |
2 | Общая физическая подготовка | 88 | 88 | |
3 | Специальная физическая подготовка | 73 | 73 | |
4 | Тактико-техническая подготовка | 49 | 49 | |
5 | Контрольно-переводные нормативы | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 4 | 212 | 216 |
3.Содержание изучаемого курса
Рабочая программа
1.Теоретическая подготовка.
- Правила техники безопасности и пожарной безопасности.
- Безопасное поведение в спортзале или другом месте тренировок. Действия при пожарной тревоге. Запрещённые действия.
- Правила поведения на тренировках по настольному теннису (понятие о дисциплине и самодисциплине) .
- Обзор истории настольного тенниса в мире.
- Основы гигиены ( значение гигиенических мероприятий при занятиях спортом. Использование естественных факторов природы солнца,воздуха и воды для укрепления здоровья).
- Правила соревнований.
- Краткий обзор истории настольного тенниса.
- Терминология.
2.Общая физическая подготовка
Упражнения для рук,кистей рук и плечевого пояса
Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
Упражнения для шеи и туловища
Упражнения для всех групп мышц
Упражнения для развития общей выносливости
Упражнения для развития силы
3.Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
Упражнения для развития игровой ловкости
Упражнения для развития специальной выносливости
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Упражнения с отягощениями
Технику безопастности при выполнении упражнений(СФП)
4. Технико – тактическая подготовка
Исходные положения(стойки): правосторонняя,нейтральная,левосторонняя
Способы передвижений: бесшажный,шаги,прыжки,рывки
Способы держания ракетки: вертикальная хватка-(пером),горизонтальная
хватка(рукопожатие)
Подачи: по способу расположения игрока,по месту выполнения контакта ракетки
с мячом
Технические приемы нижним вращением: срезка,подрезка
Технические приемы без вращения: толчок,откидка,подставка
Технические приемы с верхним вращением: накат,топс-удар
Оценочные материалы.
Контрольные нормативы (вводный и итоговый контроль)
Вопросы по теоретической подготовке.
1. Физическая культура и спорт в России. (место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. Значения физической культуры и спорта для трудовой деятельности людей.
2. Развитие настольного тенниса в России и за рубежом.
3. Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировки.
4. Строение и функции организма человека.
5. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.
6. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
7. Основы техники в настольном теннисе.
8. Планирование спортивной тренировки.
9. Правила соревнований, их организация и проведение.
Общая физическая подготовка
№ | Вид упражнения | мальчики | ||
3 | 4 | 5 | ||
1 | Бег на 30 м(сек) | 5.9 | 5.7 | 5.5 |
2 | Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 сек. | 20 | 17 | 15 |
3 | Прыжки через скакалку за 30 сек | 45 | 40 | 35 |
4 | Отжимания | 20 | 25 | 30 |
5 | Прыжки в длину с места(см) | 185 | 190 | 195 |
6 |
Специальная физическая подготовка
№ | Вид упражнений | мальчики | ||
3 | 4 | 5 | ||
1 | Дальность отскока мяча,м | 6 | 6,2 | 6.3 |
2 | Бег 60 м,сек | 11 | 10.5 | 10 |
3 | Отжимание от стола,раз/мин. | 40 | 45 | 50 |
4 | Бег вокруг стола,с | 23 | 21-22 | 18-20 |
Тактико-техническая подготовка
1.Игра накатами справа по диагонали 20-30 раз.
2.Игра накатами слева по диагонали 20-30 раз.
3.Сочетание наката справа и слева в правый угол стола 15-20 раз.
4.Выполнение наката справа в правый и левый угол стола 15-20 раз.
5.Откидка слева со всей левой половины стола(кол-ство ошибок за 3 мин) 3-5 раз.
4.Методическое обеспечение.
Основной формой занятий в спортивных школах являются: групповые практические занятия.
Методы используемые на занятиях: словесный, наглядный и практический. Основным методом подготовки обучающихся является игровой метод, а так же метод повторного выполнения упражнения с обязательным использованием методов вариативного упражнения. Кроме этого, используются соревновательный метод, а также группы воспитательных методов, определяющих отношения тренера и ученика, их взаимодействия и взаимосвязь.
Соревновательный метод способствуют воспитанию бойцовских качеств, способности быстро решать поставленные задачи, умения выбирать оптимальный вариант действий, тактических способностей, умения терпеть и т.д.
Поставленные цели и задачи достигаются тренировками, просмотром видео материалов и соревнований, выполнением практических заданий в игровой форме, лекциями, беседами, наглядной демонстраций.
Основным средством подготовки внастольном теннисе , как и в других видах спорта, являются физические упражнения, подразделяющиеся на общеразвивающие (ОРУ) и специальные (СУ).
Задача ОРУ - всестороннее гармоничное развитие дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной систем и обще-двигательной подготовки.
Задача СУ - воспитание двигательных, психических, морально-волевых качеств, применительно к каратэ. В группу СУ входят упражнения на развитие двигательных качеств, упражнения, используемые для обучения, имитационные упражнения, упражнения для воспитания психологических и моральных качеств на основе принципов каратэ (терпение, решимости, воли в достижении цели, психологической устойчивости, дисциплины)
Программа обеспечена необходимой литературой, конспектами занятий, методическими разработками.
Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических
положений:
-использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования;
-объем и интенсивность упражнений возрастают по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения;
-поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);
- моделирование соревновательной деятельности в учебно-тренировочном процессе;
Теоретическая подготовка – формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной спортивной деятельности, осуществляется в ходе практических занятий.
Интегральная подготовка - направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
В процессе занятий обязательны регулярные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения за состоянием здоровья занимающихся, динамикой физического развития подростков и юношей, приспособляемостью организма к тренировочным нагрузкам и изучение его функционального состояния. Медицинское обследование, занимающихся настольным теннисом , производится 2 раз в год.
В основе планирования тренировочного процесса лежат закономерности развития спортивной формы. Поскольку развитие спортивной формы зависит от уровня подготовки, то и тренировочный процесс, следует строить дифференцированно для каждого года обучения.
№ п/п | Раздел или тема программы | Форма организации и форма проведения занятий | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Теоретическая подготовка | Беседа, лекция | Словесный, наглядный | Литература | Текущий опрос |
2 | ОФП | Групповые практические занятия | Наглядный, игровой, повторного выполнения | Не скользящее покрытие,гимнастическая скамейка | Вводный и итоговый тест |
3 | СФП | Групповые практические занятия | Наглядный, игровой, повторного выполнения | Не скользящее покрытие,скакалка,Теннисные столы. | Вводный и итоговый тест, текущий зачёт. |
4 | Тактико-техническая подготовка | Групповые практические занятия | Наглядный, игровой, повторного выполнения | Не скользящее покрытие,теннисные столы,ракетки,мячи,сетки,экипировка. | Текущий зачёт, итоговый экзамен, соревнование. |
Помещение для тренировок должно быть оборудовано теннисными столами, гимнастической скамейкой, «шведской стенкой», скакалками,роботом-тренажером.
Во время практических занятий необходимо использовать спортивную экипировку: шорты,футболку,кроссовки на белой подошве.
Список литературы.
1.Захарова Г.С. Настольный теннис: Школа игры. Изд-ство(Талка) 1991 г.
2.Барчуков Г.В.,Шпрах С.Д. Игра доступная всем- Знание 1991 г.
3.Амелин А.Н.,Пашинин В.А. Настольный теннис(Азбука спорта) ФиС 2000г.
4.Богушас В.М. Играем в настольный теннис Просвещение 1987 г.
5.Амелина А.Н. Современный настольный теннис ФиС 1982 г.
6.Захаров Г.С. Настольный теннис: Теоретические основы.Верхне-Волское изд.1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....
Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности по настольному теннису
Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение образовательной программы Список литературы...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис»имеет физкультурно-спортивную направленность.Актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволяют обучающимся...