ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Легкая атлетика»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Легкая атлетика» имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Легкая атлетика» разработана на основе программы Колодницкий В.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 623.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Богородского муниципального района Нижегородской области
МБОУ «Комаровская школа»
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Комаровская школа» № 189 от 03.09.2018 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Легкая атлетика»
(срок реализации - 1год, возраст детей 11-16 лет)
Автор-составитель:
Оринчук А.Н., учитель физической культуры,
высшей категории
п. Кудьма
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Легкая атлетика» имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Легкая атлетика» разработана на основе программы Колодницкий В.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011 год. – 93 с.
Новизна и актуальность программы обусловлены потребностью современного общества в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, способности активно включаться в разнообразные формы физкультурно-спортивной деятельности, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализаци. Сегодня большая часть детей заменяют двигательную активность усилением активности в компьютерных играх. Привлечь детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом можно через организацию занятий по доступным и увлекательным видам спорта, к которым можно отнести и легкую атлетику.
Педагогическая целесообразность основана на характеристике подросткового возраста как важнейшего этапа в гармоничном физическом развитии обучающихся. Легкая атлетика включает базовые виды двигательной активности человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Обучение легкоатлетическим упражнениям является хорошей основой для физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и достижения всестороннего физического развития занимающихся, овладения техникой отдельных видов легкой атлетики, выполнения на этой основе контрольных нормативов по физической подготовке; приобретения навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой.
Отличительные особенности программы
Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта. Занятия общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. Легкая атлетика – вид спорта, где результат зависит от уровня физической и технической подготовленности занимающегося. Занятия легкой атлетикой положительно влияют на развитие всех физических качеств человека: силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты движений.
К особенностям программы относятся:
1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
2. Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;
3. Уделение внимания психологической подготовке занимающихся: устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.
Адресат: обучающиеся в возрасте с 11 лет (5-9 классы). В секцию принимаются все желающие обучающиеся данного возраста, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Цель программы - создание условий для развития физических качеств и способностей, укрепления здоровья и формирования у воспитанников интереса к физической культуре и спорту, потребности в здоровом образе жизни, регулярных занятий спортом.
Содержание программы направлено на реализацию следующих задач:
образовательные:
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развивать основные физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту), необходимые для совершенствования двигательных умений и навыков, обучат и совершенствовать основы техники отдельных видов легкой атлетики;
- обучать правильному выполнению физических упражнений.
оздоровительные:
- способствовать укреплению здоровья;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- развивать двигательные способности детей;
- создавать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.п.
воспитательные:
- прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
- воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность, целеустремленность.
- способствовать воспитанию самоорганизации, самодисциплины, трудолюбия.
Объем и срок освоения программы: общее количество учебных часов - 70, временная продолжительность - 1 год.
Формы обучения: занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю по 2 часа.
Планируемые результаты
Результаты освоения программы представлены личностными, метапредметными и предметными результатами.
Результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Легкая атлетика».
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения программы, отражают:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе занятий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил безопасного поведения во время занятий и соревнований.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе занятий;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и тренировочных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в теоретической и практической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программного материала. Предметные результаты отражают:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний об истории легкой атлетики, правилах отдельных видов легкой атлетики, организации и проведении соревнований по легкой атлетике;
- освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий по легкой атлетике с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий по легкой атлетике с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
- овладение основами техники легкоатлетических упражнений, умением использовать их в разнообразных формах тренировочной и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
- теоретические и методические основы системы физического воспитания;
- анатомо-физиологические особенности развития своего организма и влияние различных упражнений на его развитие;
- технику отдельных легкоатлетических упражнений;
- основные правила соревнований по легкой атлетике, методику организации и проведения соревнований различного уровня;
- методы врачебного контроля в процессе занятий физической культурой и спортом.
В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:
- выполнять основные легкоатлетические упражнения;
- организовывать самостоятельные занятия по легкой атлетике;
- организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике.
В результате освоения программы обучающиеся должны владеть:
- техникой отдельных легкоатлетических упражнений;
- навыками судейства соревнований по легкой атлетике.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Легкая атлетика»
Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе: | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Раздел I. Основы знаний - правила техники безопасности на занятиях по легкой атлетике; - правила проведения соревнований; - методика организации самостоятельной тренировки; - дневник самоконтроля, формы самоконтроля за состоянием здоровья. | 4 | 4 | |
Раздел II. Общая физическая подготовка - спортивные и подвижные игры; - силовая подготовка (с массой собственного тела, с отягощениями, с амортизаторами) - прыжковая подготовка; - специальные беговые упражнения; - специальные упражнения спринтера и барьериста | 20 | 20 | |
Раздел III. Кроссовая подготовка - кроссовый бег аэробный, аэробно- анаэробный, силовой; - переменный, интервальный бег по пересеченной местности на различные дистанции с заданной скоростью; - бег в гору и с горы; - бег с преодолением препятствий. | 8 | 8 | |
Раздел IV. Технико-тактическая подготовка - техника низкого старта и стартового разбега; - техника спринтерского, эстафетного бега и бега на выносливость; - тактическая борьба в беге на выносливость; - техника прыжка в длину с разбега; - техника прыжка в высоту с разбега; - тактика спортивной борьбы на отдельных соревнованиях. | 16 | 1 | 15 |
Раздел V. Специальная физическая подготовка - спринтерский бег (бег со старта и с ходу на отрезках до 60 м со скоростью 90-100% ); - эстафетный бег; - повторный, переменный бег (на отрезках до 100 м, до 300 м, свыше 300 м со скоростью 50-90% от максимальной); - прыжки в длину и в высоту с разбега. | 22 | 22 | |
Раздел VI. Контрольные испытания и соревнования - тестирование физической подготовленности; - на первенство школы; -поселковые, районные соревнования. | В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований | ||
Итого: | 70 | 5 | 65 |
Содержание учебного плана
Раздел I. Основы знаний (4 часа)
Краткие исторические сведения о возникновении легкой атлетики. История и пути развития современной легкой атлетики. Развитие легкой атлетики в России. Легкая атлетика как вид спорта для школьников.
Предупреждение травм при занятиях легкой атлетикой. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.
Правила соревнований в отдельных видах легкой атлетики. Основы судейства соревнований в беговых видах легкой атлетики, эстафетном беге, легкоатлетических прыжках и метаниях. Соревнования по легкой атлетике среди школьников.
Методика организации самостоятельной тренировки по легкой атлетике. Самоконтроль за состоянием здоровья и физическим состоянием во время занятий по легкой атлетике. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий легкой атлетикой.
Раздел II. Общая физическая подготовка (20 часов)
Строевые упражнения. Построения, перестроения, повороты на месте и в движении, организующие упражнения.
Гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов и с гимнастическими предметами: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
Упражнения для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы).
Упражнения с набивными мячами: метания, приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями, с отягощениями, с амортизаторами.
Спортивные игры. Баскетбол, волейбол, футбол. Ловля, передача, ведение мяча, основные технические действия в спортивных играх. Индивидуальные тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
Упражнения для развития основных физических качеств:
выносливость – кроссовый бег, спортивные игры, любые циклические упражнения, выполняемые в аэробном движении;
специальная выносливость – повторный бег, интервальный бег, переменный бег на отрезках 100-200 метров, фартлек, упражнения, выполняемые в смешенном (аэробно-анаэробном движении);
скоростная выносливость – бег до 150 м (упражнения), выполняемые в анаэробном режиме;
скоростно-силовые качества – упражнения с отягощениями, метания, бег на короткие дистанции, прыжковые упражнения, выполнение специальных беговых упражнений, барьерный бег, бег в гору и под гору, спортивные и подвижные игры с бегом (футбол, баскетбол, волейбол);
гибкость – выполнение упражнений на растягивание, релаксацию и гибкость.
Раздел III. Кроссовая подготовка (8 часов).
Кроссовый бег на дистанции 2000-4000 м (ЧСС во время бега 160-170 уд/мин.). Переменный бег по пересеченной местности на дистанциях 200-500 м. Фартлек на дистанции 2000-3000 м. Бег по пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков на дистанциях 100-300 м. Интервальный бег по пересеченной местности на дистанциях 200-500 м. Силовой кросс (аэробно-анаэробный) на дистанциях 1000-3000 м (ЧСС во время бега 170-180 уд/мин.)
Раздел IV. Технико-тактическая подготовка (16 часов).
Техническая подготовка.
Техника бега со старта. Бег с высокого старта, бег с низкого старта, выбегание со старта из различных исходных положений. Бег со старта по виражу.
Техника спринтерского бега по дистанции. Повторный бег на отрезках 30-100 м. Бег с изменением скорости бега на дистанциях 50-200 м. Специальные беговые упражнения на дистанции 30-60 м.
Техника бега на средние дистанции. Повторный и переменный бег на отрезках 150-300 м. Бег с изменением скорости бега на дистанциях 200-400 м. Специальные беговые упражнения на дистанции 50-100 м.
Техника кроссового бега. Кроссовый бег на дистанции 2000-4000 м. Аэробный кроссовый бег, фартлек, силовой кросс на дистанциях 1000-4000 м. Повторный и интервальный бег по пересеченной местности на отрезках 100-500 м.
Техника эстафетного бега. Передача эстафеты в беге 4х100 м различными способами: снизу и сверху. Передача эстафеты на укороченных дистанциях 30-50 м. Передача эстафеты в беге 4х400 м.
Техника прыжка в высоту способом «перешагивание». Специальные прыжковые упражнения. Разбег в прыжках в высоту. Прыжки в высоту с укороченного разбега. Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Специальные прыжковые упражнения. Разбег в прыжках в длину. Приземление в прыжках в длину. Прыжки в длину с укороченного разбега. Прыжки в длину способом «согнув ноги».
Тактическая подготовка.
Тактика бега на средние и длинные дистанции. Тактика кроссового бега. Равномерное пробегание дистанций 200-500 м, бег с изменением скорости на дистанциях 50-200 м. Бег с заданной скоростью.
Тактика эстафетного бега.
Раздел V. Специальная физическая подготовка (22 часа).
Развитие быстроты движений и скоростных способностей - повторный бег на отрезках до 100м (скорость 50-60%), бег со старта и спринтерский бег на отрезках до 50м (скорость 70-80%), бег со старта и с хода бег на отрезках до 50м (скорость 80-90%). бег со старта и спринтерский бег на отрезках до 100м (скорость 90-100%). Специальные беговые упражнения.
Развитие скоростной выносливости - переменный бег на отрезках до 300м (скорость 50-60%), повторный бег на отрезках до 100м (скорость 80-90%)
Развитие координационных способностей - Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки в эстафете 4х400м. Передача эстафетной палочки в эстафете 4х100м.
Развитие скоростно-силовых способностей - прыжки в длину с укороченного разбега способом «согнув ноги», прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание», специальные прыжковые упражнения и упражнения метателя.
Развитие выносливости - равномерный бег в режиме умеренной интенсивности до 1000 м., чередование ходьбы и бега до 2000м, переменный бег с умеренной интенсивностью до 500 м.
Раздел VI. Контрольные испытания и соревнования (в процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований).
Принять участие в соревнованиях на первенство школы, поселка, района. Контрольные соревнования. Организация и проведение соревнований.
Практические занятия. Соревнования в отдельных видах легкой атлетики, легкоатлетическому многоборью, эстафетному бегу. Выполнение контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 14.00-15.30 | Основы знаний. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике, правила организации и проведения соревнований по легкой атлетике | 2 | Теоретическое занятие | Спортзал | Ведение дневника самоконтроля | ||
Раздел II. Общая физическая подготовка – 20 часов | ||||||||
сентябрь | 14.00-15.30 | Силовая подготовка (упражнения с массой собственного тела и партнером) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | Сдача контрольных нормативов по ОФП | ||
сентябрь | 14.00-15.30 | Подвижные игры на быстроту и координацию движений | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
сентябрь | 14.00-15.30 | Специальные беговые и прыжковые упражнения | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
сентябрь | 14.00-15.30 | Силовая подготовка (с отягощениями) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
октябрь | 14.00-15.30 | Специальные упражнения спринтера | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
октябрь | 14.00-15.30 | Подвижные игры с элементами скоростно-силовой подготовки | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
октябрь | 14.00-15.30 | Специальные упражнения для метания | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
октябрь | 14.00-15.30 | Силовая подготовка (упражнения с массой собственного тела и партнером) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
ноябрь | 14.00-15.30 | Специальные беговые и прыжковые упражнения | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
ноябрь | 14.00-15.30 | Специальные упражнения барьериста | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
Раздел III. Кроссовая подготовка – 8 часов | ||||||||
ноябрь | 14.00-15.30 | Переменный бег по пересеченной местности | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП | ||
декабрь | 14.00-15.30 | Бег с преодолением подъемов и спусков | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
декабрь | 14.00-15.30 | Интервальный бег по пересеченной местности | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
декабрь | 14.00-15.30 | Аэробно-анаэробный кроссовый бег | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
декабрь | 14.00-15.30 | Основы знаний. Методика организации самостоятельной тренировки с элементами легкой атлетики. Формы самоконтроля за состоянием здоровья. | 2 | Теоретическое занятие | Спортзал | Ведение дневника самоконтроля | ||
Раздел IV. Технико-тактическая подготовка – 16 часов | ||||||||
январь | 14.00-14.45 14.45-15.30 | Техника бега на средние и длинные дистанции. Основы техники беговых и прыжковых упражнений | 1 1 | Теоретическое занятие Тренировочное занятие | Спортзал | Оценка техники выполнения отдельных элементов бега и прыжков | ||
январь | 14.00-15.30 | Техника и тактическая борьба в кроссовом беге | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
январь | 14.00-15.30 | Техника спринтерского и эстафетного бега | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
февраль | 14.00-15.30 | Техника высокого старта и стартового разбега в беге на короткие дистанции | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
февраль | 14.00-15.30 | Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
февраль | 14.00-15.30 | Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись» | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
март | 14.00-15.30 | Техника низкого старта и стартового разбега в беге на короткие дистанции | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
март | 14.00-15.30 | Техника эстафетного бега и передачи эстафеты в беге 4х100м | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
Раздел V. Специальная физическая подготовка – 22 часа | ||||||||
март | 14.00-15.30 | Повторный бег на отрезках до 100м (скорость 50-60%) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по легкой атлетике. Сдача контрольных нормативов СФП. Выполнение массовых спортивных разрядов. | ||
март | 14.00-15.30 | Бег со старта и спринтерский бег на отрезках до 50м (скорость 70-80%) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
март | 14.00-15.30 | Переменный бег на отрезках до 300м (скорость 50-60%) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
апрель | 14.00-15.30 | Бег со старта и с хода бег на отрезках до 50м (скорость 80-90%) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал | |||
апрель | 14.00-15.30 | Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки в эстафете 4х400м | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал. Стадион | |||
апрель | 14.00-15.30 | Прыжки в длину с укороченного разбега способом «согнув ноги» | 2 | Тренировочное занятие | Стадион | |||
апрель | 14.00-15.30 | Повторный бег на отрезках до 100м (скорость 80-90%) | 2 | Тренировочное занятие | Спортзал. Стадион | |||
май | 14.00-15.30 | Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки в эстафете 4х100м | 2 | Тренировочное занятие | Стадион | |||
май | 14.00-15.30 | Прыжки в длину с укороченного разбега способом «согнув ноги» | 2 | Тренировочное занятие | Стадион | |||
май | 14.00-15.30 | Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки в эстафете 4х100м | 2 | Тренировочное занятие | Стадион | |||
май | 14.00-15.30 | Бег со старта и спринтерский бег на отрезках до 100м (скорость 90-100%) | 2 | Тренировочное занятие | Стадион |
Оценочные материалы
Нормативы общей физической подготовки
Таблица 1
Оценка общей физической подготовленности учащихся 11-15 лет (по В.И.Ляху)
Таблица 1.Продолжение.
Таблица 1. Продолжение
Таблица 2
Оценка общей физической подготовленности учащихся 16-17 лет (по В.И.Ляху)
Методика тестирования общей физической подготовленности
Тест 1. Бег 30 м с высокого старта. В беге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» принимают положение старта и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с.
Тест 2. Челночный бег 3х10 м. В забеге могут принимать участие два или три человека. Перед началом забега отмечаются две линии старта и финиша, на которых устанавливаются конусы.. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и готовятся к выполнению старта. По команде «Марш!» бегут к линии финиша, оббегают конус, не останавливаясь, возвращаются назад, оббегают конус на линии старта, и далее бегут и пересекают линию финиша. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент пересечения линии финиша. Время фиксируется с точностью до 0,1 с.
Тест 3. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию, перпендикулярно ей закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет.
Тест 4. Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спортивном зале (по разминочной дорожке), так и на стадионе (по кругу). В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением длины дистанции. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10-20 м. По истечении 6 минут бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Тест 5. Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу мелом наносится линия А, а от ее середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А. Расстояние между пятками – 20-30 см, ступни вертикально. Партнер (или двое) фиксируют колени тестируемого. Выполняется три разминочных наклона и затем четвертый, зачетный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
Тест 6. Подтягивание. Мальчики выполняют из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки – из виса лежа на подвесной перекладине (до 80 см). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При сгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.
Нормативы специальной физической подготовленности
Нормативы специальной физической подготовленности
для обучающихся 11 лет
№ п/п | Контрольное упражнение | Мальчики | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
1 | Бег 60м, с | 9,8 | 10,2 | 10,8 | 10,5 | 10,8 | 11,3 |
2 | Тройной прыжок с места, см | 530 | 480 | 430 | 450 | 400 | 350 |
3 | Бросок набивного мяча из-за головы, см | 400 | 350 | 300 | 350 | 280 | 230 |
4 | Бег 300м, мин., с | 1.03,0 | 1.06,0 | 1.10,0 | 1.05,0 | 1.08,0 | 1.13,0 |
Нормативы специальной физической подготовленности
для обучающихся 12 лет
№ п/п | Контрольное упражнение | Мальчики | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
1 | Бег 60м, с | 9,3 | 9,8 | 10,3 | 10,0 | 10,5 | 11,0 |
2 | Тройной прыжок с места, см | 600 | 500 | 450 | 500 | 450 | 380 |
3 | Бросок набивного мяча из-за головы, см | 450 | 370 | 340 | 420 | 340 | 300 |
4 | Бег 300м, мин., с | 59,0 | 1.04,0 | 1.08,0 | 1.01,0 | 1.06,0 | 1.12,0 |
5 | Бег 600м, мин., с | 2.05,0 | 2.15,0 | 2.25,0 | 2.25,0 | 2.35,0 | 2.45,0 |
Нормативы специальной физической подготовленности
для обучающихся 13 лет
№ п/п | Контрольное упражнение | Мальчики | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
1 | Бег 60м, с | 8,7 | 9,3 | 10,0 | 9,7 | 10,2 | 10,7 |
2 | Тройной прыжок с места, см | 620 | 550 | 500 | 530 | 470 | 400 |
3 | Бросок набивного мяча из-за головы, см | 550 | 430 | 380 | 480 | 380 | 340 |
4 | Бег 300м, мин., с | 53,0 | 59,0 | 1.05,0 | 57,0 | 1.01,0 | 1.10,0 |
5 | Бег 600м, мин., с | 1.54,0 | 2.05,0 | 2.20,0 | 2.13,0 | 2.25,0 | 2.35,0 |
Нормативы специальной физической подготовленности
для обучающихся 14-15 лет
№ п/п | Контрольное упражнение | Юноши | Девушки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
1 | Бег 60м, с | 8,2 | 8,7 | 9,3 | 9,4 | 9,9 | 10,5 |
2 | Бег 100м, с | 13,4 | 14,2 | 15,2 | 15,8 | 17,0 | 18,0 |
3 | Тройной прыжок с места, см | 720 | 650 | 600 | 560 | 500 | 440 |
4 | Бросок набивного мяча из-за головы, см | 700 | 600 | 500 | 450 | 420 | 360 |
5 | Бег 800м, мин., с | 2.30,0 | 2.40,0 | 2.50,0 | 3.00,0 | 3.15,0 | 3.30,0 |
Нормативы специальной физической подготовленности
для обучающихся 16 лет
№ п/п | Контрольное упражнение | Юноши | Девушки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
1 | Бег 60м, с | 7,8 | 8,2 | 8,7 | 8,9 | 9,4 | 9,9 |
2 | Бег 100м, с | 12,7 | 13,4 | 14,2 | 14,8 | 15,8 | 17,0 |
3 | Тройной прыжок с места, см | 750 | 700 | 640 | 600 | 550 | 500 |
4 | Бросок набивного мяча из-за головы, см | 750 | 650 | 550 | 480 | 430 | 380 |
5 | Бег 800м, мин., с | 2.20,0 | 2.30,0 | 2.40,0 | 2.45,0 | 3.00,0 | 3.15,0 |
Методическое обеспечение программы
Основные формы занятий.
В процессе занятий по общей физической подготовке используются средства, которые используются на уроках физической культуры и знакомы обучающимся. Целесообразно выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением учащихся технике легкоатлетических упражнений. Кроме средств легкой атлетики, составной ее частью являются специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения барьериста и метателя, подготовительные и имитационные упражнения, играющие важную роль на начальном этапе обучения.
Методы организации занятий.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Содержание занятий построено таким образом, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общей и специальной физической подготовке проводятся в режиме тренировочных занятий по 1 часу в неделю.
Теоретическая подготовка проходит в процессе тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил соревнований в отдельных видах легкой атлетики, действия судей и формирование судейских бригад.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по легкой атлетике и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
В ходе тренировочных занятий широко используются различные практические методы: методы расчлененного и целостного выполнения упражнений, метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, и метод круговой тренировки.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в спортивном зале и школьном стадионе. Для проведения занятий в секции легкой атлетики необходимо следующее оборудование и инвентарь:
№ п/п | Оборудование и инвентарь | Количество |
Беговая дорожка | 1 шт. | |
Палочка эстафетная | 4 шт. | |
Свисток | 1 шт. | |
Сектор для прыжков в длину | 1 шт. | |
Рулетка 10 м | 1 шт. | |
Скамейка гимнастическая | 6 шт. | |
Стенка гимнастическая | 8 шт. | |
Гимнастический мат | 8 шт. | |
Стойки и планка для прыжков в высоту | 1 комплект | |
Фитнес коврик | 10 шт. | |
Скакалка | 16 шт. | |
Мяч набивной 1 кг | 5 шт. | |
Мяч набивной 2 кг | 5 шт. | |
Мяч набивной 3 кг | 5 шт. | |
Экспандер лыжника | 10 шт. | |
Конусы | 20 шт. | |
Компьютер | 1 | |
Видео проектор | 1 |
Список литературы
- Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.
- Жилкин, А. И. Легкая атлетика : учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М. : Академия , 2008. - 464 с.
- Колодницкий, В. А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011 год. – 93 с.
- Лахов В. И. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. - М.: Советский спорт, 2004 - 512с.
- Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры / Под редакцией Н.Г. Озолина и В.И. Воронина. - М., Физкультура и спорт, 1978
- 598с. - Лях, В. И. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. И. Лях. - М. : Просвещение, 2014. - 208 с.
- Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008.
- Лях, В. И. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеев, А. П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012 год.
- Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Российская академия наук, Российская академия образования – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
- Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Российская академия наук, Российская академия образования – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
- Никитушкин, В. Г., Губа В.П., Ганеев В.И. Легкая атлетика: учебно-методическое пособие – М.: Олимпия Пресс, 2006 – 224 с.
- Оринчук, В. А. Легкая атлетика и методика преподавания: учебное пособие для студентов всех форм обучения / В.А. Оринчук, А.Н. Оринчук. - Нижний Новгород: ООО «Издательство «Пламя», 2012. - 120 с.
- Орлов Р. П. Легкая атлетика. - М.: Олимпия пресс, 2006. - 527 с.
- Попов, В. Б, Суслов Ф.П. Юный легкоатлет. - М.: ФиС,
1984 - 224с. - Правила соревнований по легкой атлетике (редакция 2016 года).
- Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика. Учебник / Под общ. ред. Г.В. Грецова, А.Б. Янковского. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд. пер. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Легкая атлетика"
Программа предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, воспитания интереса к занятиям спортом, созд...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...
Программа ШСК «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет
нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...