Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс)
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека,
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
У
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г. | «Утверждаю» _______________ .Приказ № ___ от «__» _____20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Спортивные игры»
возраст обучающихся: 7-10 лет
срок реализации: 1год
Автор: Изотова Галина Павловна,
педагог дополнительного образования
Казань, 2021г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | Стр.3 |
2. | Учебно-тематический план и содержание программы | Стр. 6 |
3. | Условия реализации программы | Стр. 8 |
4. | Методическое обеспечение программы | Стр. 8 |
5. | Рекомендуемая литература | Стр.9 |
6. | Приложение № 1 Оценочные материалы | Стр. 11 |
7. | Приложение № 2 Календарный учебный график | Стр. 13 |
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека,
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный № 48226) «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660), Концепцией развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.), Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Уставом ЦДТ.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность: Программа призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств. Дети, занимающиеся в спортивном объединении, практически не болеют, становятся не только крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что положительно сказывается на их успеваемости. Занятия физическими упражнениями способствуют оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузками, укреплению здоровья школьников, повышению их двигательной активности, повышению уровня физической подготовленности. Ещё одной важной задачей является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении.
Отличительные особенности: в процессе освоения материала у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом. Умственная нагрузка компенсируется у них физической нагрузкой. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют в поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Цель: укрепление психического и физического здоровья детей через занятия спортивными играми.
Задачи:
Образовательные
- сформировать знания и умения в области спортивных игр;
- обучить и совершенствовать технику двигательных действий;
- обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой, показателями физической подготовленности;
Воспитательные
- воспитать организованность, самостоятельность, активность в процессе двигательной деятельности;
- воспитать нравственные и волевые качества личности учащихся;
- воспитать привычку к самостоятельным занятиям;
Развивающие
- повысить техническую и тактическую подготовленность в данных видах спорта;
-развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию и гибкость;
- расширить функциональные возможности организма;
Оздоровительные
- укрепить физическое и психологическое здоровье;
-дозировать физическую нагрузку с учётом состояния здоровья и функциональными возможностями организма;
- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.
Адресат программы. Программа по спортивным играм рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 10 лет.
Возрастные особенности детей 7-10 лет (младший школьный возраст).
В период 7-10 лет ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период интенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга двигательные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации. Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологических свойств нервной системы. Период первого детства является временем максимальных возможностей для наиболее действенного формирования двигательных навыков. И чем больше двигательных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к условиям жизни.
В объединение принимаются дети с разным уровнем физического развития. Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься.
Число участников каждого объединения не менее 15 человек. При наличии свободных мест в объединении приём учащихся осуществляется в течение всего учебного года по результатам собеседования.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год (144 часа).
Формы и режим занятий: Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего на год отводится 144 часа.
При электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность занятия регулируется нормами СанПиН, принятых при работе учащихся за компьютером.
Форма реализация программы – очная, в особых обстоятельствах допускается реализация образовательной программы или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. При выполнении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организуется работа в пришкольных лагерях, проводятся спортивные мероприятия.
Уровень программы – стартовый
Ожидаемые результаты:
По итогам обучения учащиеся будут знать:
- историю развития спортивных игр.
- правила техники безопасности, оказание помощи при травмах и ушибах.
- названия разучиваемых элементов упражнений в спортивных играх.
- основное содержание правил соревнований в данных видах спорта.
будут уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной игры;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- управлять своими эмоциями;
- эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами.
В процессе освоения программы у учащихся сформируется интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом, дальнейшему
самосовершенствованию, представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов, следование основным принципам здорового образа жизни станет привычным для учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия;
- контроль по завершении освоения программы – сдача контрольных нормативов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | Собеседование наблюдение | ||
2 | Гигиена спортсмена и закаливание. | 1 | 1 | Опрос | ||
3 | Места занятий, их оборудование и подготовка. | 2 | 1 | 1 | Практика, наблюдение | |
4 | История спортивных игр. Знакомство с правилами соревнований. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
5 | Футбол | 36 | 1 | 35 | Текущий | |
6 | Волейбол | 30 | 1 | 29 | Текущий | |
7 | Настольный теннис | 17 | 1 | 16 | Текущий | |
8 | Баскетбол | 50 | 1 | 49 | Текущий | |
9 | Итоговое занятие | 4 | 4 | Соревнование. Выполнение контрольных нормативов | ||
ИТОГО: | 144 | 9ч. | 135ч. |
Содержание программы:
1.Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой. Техника безопасности во время занятий по спортивным играм. Знакомство с программой. Правила поведения на занятии и режим работы. Физическая культура и спорт в РФ. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины, влияние спорта на укрепление здоровья.
2. Гигиена спортсмена и закаливание.
Теория: Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий (в процессе занятий).
3. Места занятий, их оборудование и подготовка.
Теория: Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем (в процессе занятий)
Практика: Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям отдельными видам спортивных игр.
4. История спортивных игр. Знакомство с правилами соревнований.
Теория: Спортивные игры. История спортивных игр. Последние достижения на олимпиадах. Судейство соревнований в спортивных играх (футбол, волейбол, настольный теннис, баскетбол)
Практика: Правила ведения игр, основные приемы, тактика ведения, совершенствование техники ведения и координации.
5.Футбол
Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов футбола.
Практика: Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. 6. Волейбол Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов волейбола. Практика: Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. Групповые действия игроков. Взаимодействие игроков передней линии при приеме от подачи. Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. Контрольные игры и соревнования. 7.Настольный теннис Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов настольного тенниса. Практика: Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры. Техника перемещений. Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач. Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. Свободная игра. Игра на счет. Соревнования. 8.Баскетбол Теория: Изучение особенностей выполнения технических приемов баскетбола. Практика: Основы техники и тактики. Техника нападения. Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами. 9. Итоговое занятие Практика: Заключительное соревнование, сдача нормативов, подведение итогов. |
Условия реализации программы:
Занятия должны проходить в просторном, проветренном спортивном зале, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т.д.). Для тренировок, успешных и разносторонних, зал должен быть оборудован и обеспечен разнообразным спортивным инвентарем: мяч волейбольный, мяч футбольный, мяч баскетбольный, шведская стенка, маты, скамейки. Каждый занимающийся должен иметь удобную спортивную одежду и спортивную обувь.
Методическое обеспечение программы:
В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), больше половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.
Организуя учебно-воспитательный процесс, следует использовать методы физического воспитания:
- Методы регламентированного упражнения - деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
- В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
- В возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;
Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков.
- Игровой метод - игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность, является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
- Соревновательный метод- соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач - воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.
- Использование словесных и сенсорных методов. Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставя задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Общепедагогические методы - дидактический рассказ, беседа, обсуждение и т.д.
Сенсорные методы основаны на наглядности - показ самих упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе); демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий и т.п.; видео демонстрация - из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе и в замедленном темпе и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы и т.д.
Список литературы
Литература для педагогов:
- Методические рекомендации «Обучение приемам игры в волейбол». Изд. ПГПУ имени В.Г.Беленского, под редакцией А.М.Кулясов, В.С.Куракин, 1994г.
- Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова Спортивные игры, Москва 2002 г.
- Е.А.Воронова Здоровый образ жизни в современной школе, Ростов на Дону 2007 г.
- Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.
- Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт,2007.
- Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка (настольный теннис)
- Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.
- Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. https://search.rsl.ru/ru/record/01007737318
Литература для обучающихся:
1. Башкиров, В. Профилактика травм у спортсменов / В.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 176 с., ил.
2. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007.–128 с.
3. Логинов, М. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / М.Логинов. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.
4. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.
Интернет ресурсы:
- http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.
- http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.
- http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям,
- http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
- http://spo. 1september.ru Газета в газете «Спорт в школе».
Приложение № 1
Оценочные материалы
Контрольные упражнения по технике волейбола
№ | Контрольные упражнения | Девочки | Мальчики |
1. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 (из 5) | 4 | 4 |
2. | Передача мяча сверху двумя руками стоя у стены (чередование) | 4 | 4 |
3. | Подача верхняя прямая в пределы площадки (из 5) | 3 | 3 |
4. | Прием подачи и первая передача в зону 3(из 5) | 3 | 3 |
5. | Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера (из 5) | 3 | 3 |
6. | Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий) | 10 | 10 |
Контрольные упражнения по технике настольного тенниса
№ | Контрольные упражнения | Девочки | Мальчики |
1 | «накат» справа по диагонали (кол-во раз из 10) | 4 | 6 |
2 | «накат» слева по диагонали (кол-во раз из 10) | 4 | 6 |
3 | «накат» справа по прямой (кол-во раз из 10) | 4 | 6 |
4 | «топ-спин» справа против подрезки (кол-во раз из 10) | 1 | 3 |
Контрольные упражнения(баскетбол)
Мальчики девочки
1. «Змейка» с ведением мяча 2х15 м,
обводка ориентиров через 3 м(с) 8,4 8,7
2. Челночный бег с ведением мяча
3х10 м (с) 8,0 8,3
3. Штрафной бросок (из 10 бросков) 6 5
4. Бросок в движении от средней линии
два шага, ведение, бросок (из 10 попыток) 8 6
5. Передача мяча в стенку за 30 с
(количество передач) 22 20
Контрольные упражнения (футбол)
Мальчики девочки
1. Бег 30м с ведением мяча (с) 6,1 6,2
2. Вбрасывание мяча с места на дальность 16 15
3. Обводка трех стоек (через 12м) с ударом
в цель с 6 м(с) 10 12
4. Челночный бег с мячом 5х30 м(с) 31,6 32,4
5. Удар по мячу на дальность (суммарный
результат ударов правой и левой ногой) 70 65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/23/picture-760315-1456245719.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843687-1478346138.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843687-1478346138.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа физкультурно - спортивной направленности "Степ-аэробика"
Цель курса аэробики: создать условия для оптимальной организации двигательного режима младших школьников, обеспечить их активный отдых, удовлетворить естественную потребность в движении, развитие твор...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-752404-1697384417.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА» Принятана заседании методического объединенияП...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-860764-1692625089.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-963177-1508769038.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...
Программа ШСК «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет
нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...