Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа (6, 7, 8 класс)
Рабочая программа кружка "Краевед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_kraeved.docx | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5.2
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»
Адаптированная дополнительная образовательная программа
кружка по искусствоведческому краеведению «Краевед»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Период функционирования рабочей программы: 3 года
Ф.И.О. разработчика программы: Пономарева Ольга Владимировна
учитель географии и ИЗО
Николаевск-на-Амуре
2019
Пояснительная записка
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной.
Направленность программы кружка «Краевед»:
- по содержанию является научно-познавательной (краеведческой);
- по функциональному предназначению – художественно-прикладной;
- по форме организации – кружковой;
- по времени реализации – трехгодичной.
Рабочая программа кружка «Краевед» составлена на основе примерных программ художественно-эстетического цикла.
Новизна программы состоит в том, что программа совмещает в себе художественно-эстетическое направление с краеведческим уклоном. Учащиеся раскрывают и реализовывают творческие способности через поисковую и проектную деятельность по краеведению.
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на развитие мотивации к познанию прошлого и настоящего их большой и малой Родины с точки зрения традиционной культуры и самобытного творчества коренных народов Дальнего Востока.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- в формах и методах обучения (активные методы: частично-поисковый, конкурсы, экскурсии, выставки и др.).
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ученику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, познать красоту и уникальность своей малой родины.
Возраст обучающихся — 12-15 лет
В группу осуществляется набор детей с задержкой психического развития, имеющих заключение ТПМПК.
Срок реализации программы – 3 года
Цель и задачи программы: развитие и реализация творческих способностей учащихся через поисковую и проектную деятельность по искусствоведению.
Задачи программы
Предметные:
-познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства народов Нижнеамурья;
- применить знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, географии, литературы и способствовать их систематизации;
-изучить истоки творчества народов Хабаровского края;
Метапредметные:
-сформировать образное, пространственное мышления и научить выражать свою мысль через эскиз, рисунок, объемные формы;
- изучить инструменты и приспособления для обработки различных материалов;
-научить работе по проекту;
Личностные:
-организовать работу в группе;
-сформировать творческие способности, духовную культуру;
-организовать участие в выставках, конкурсах, группах профессионального мастерства.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Коррекционная направленность:
-формирование внимания, наблюдательности;
-коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
-развитие умения анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
-коррекция познавательной деятельности;
-развитие познавательных процессов: восприятия, мышления;
-развитие пространственного восприятия;
-развитие воображения, фантазии, умение творчески подходить к заданию, неординарность учить абстрагироваться;
-формирование навыков самостоятельной работы;
-активация творческих проявлений;
-развитие координации движений, мелкой моторики рук;
-формирование положительной мотивации к художественной деятельности;
-умение работать с географической картой,
-вырабатывание графических навыков и умений работать с различными средствами и материалами.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПин к устройству, содержание и организация режима работы (от 04.07.2014 г. № 41);
- Проект «Доступное дополнительное образование для детей»;
- Национальный проект «Образование»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов» № Т-551 от 20.02.2019 г.
- Порядок организации и осуществление образования детей по дополнительной общеобразовательной программе (приказ Мин просвещения Российской Федерации №196 от 09.11.2018 г.);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (№ ВК-641/09 от 29.03.2018г.);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
Учебно-методический план
№ | Название модулей | Формы занятий | Приемы и методы реализации образовательного процесса (в рамках занятия) | Материально-техническое, информационное обеспечение | Формы подведения итогов |
1. | Этнография родного края | Анкетирование беседа, теоретические и практические занятия индивидуальные и групповые формы занятий со сменным составом учеников, экскурсия, выставки; презентации; проектная деятельность; конкурсы профессионального мастерства; изучение специальной литературы | Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, методы проектов | Географическая литература, энциклопедии, тематические карты, детские работы; компьютер, мультимедийный проектор; бумага, краски (гуашь, акрил, акварель), кисти | Анализ результатов анкетирования, участие в реализации школьного проекта «Карта Хабаровского края» |
2. | Культура коренных малочисленных народов Дальнего Востока в литературе. | беседа индивидуальные и групповые формы занятий со сменным составом учеников, экскурсия, творческие занятия, конкурсы профессионального мастерства; изучение специальной литературы | словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, методы проектов | картины, фотографии, книги с иллюстрациями, компьютер, мультимедийный проектор; фоторамки, краски, кисти | создание реферата или сообщения к заданной теме, выставка работ, участие в конкурсе «Абилимпмкс» |
3. | Народное декоративно-прикладное искусство | беседа индивидуальные и групповые формы занятий со сменным составом учеников, экскурсия, творческие занятия, участие в выставке | словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, методы проектов | картины, фотоальбомы компьютер, мультимедийный проектор; кожа, замша, мех, бисер, бусины; клей ПВА, нитки, ножницы, канцелярский нож, шило, иглы; бумага, картон, восковые мелки, краска гуашь, кисти раздаточный материал | участие в выставке детского творчества, в краевом творческом конкурсе, в фотовыставке, участие в мастер-классе, в фестивале «Пьедестал успеха» |
4. | Творчество художников Хабаровского края | беседа индивидуальные и групповые, со сменным составом учеников., экскурсия, творческие занятия | словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, исследовательские, методы проектов | картины, фотографии, компьютер, мультимедийный проектор | создание презентации участие в Ученических чтениях |
Содержание материала:
1. Этнография родного края
«Что мы будем делать на занятиях кружка?». Анкетирование кружковцев. Знакомство с содержанием: чем мы будем заниматься, в каких направлениях работать, в каких мероприятиях участвовать. Инструктаж по технике безопасности. 2 ч.
Знакомство с картой «Малочисленные народы Дальнего Востока». Названия народов. Места проживания. Оформление проекта «Карта Хабаровского края». Вырезание и прикрепление фигурок в национальных костюмах на карту. 4 ч.
Коренные народы. Принадлежность народов к языковой семье и группе. Происхождение народов: нанайцев, ульчей, эвенков и эвенов. Традиционные занятия. Рисование эскиза на выбор: «Рыбалка», «Оленеводы», «Охота на зверя» (бумага, акварель, гуашь). 2 ч.
Коренные народы. Малочисленные народы: нигедальцы, орочи и удегейцы. Нивхи – народ, говорящий на изолированном языке. Традиционные занятия. Рисование эскиза на выбор: «Рыбалка», «Оленеводы», «Охота на зверя» (бумага, акварель, гуашь). 2 ч.
Как жили коренные народы края. Быт коренных народов края. Виды жилищ. Стойбища. Экскурсия в национальную усадьбу Центра Национального творчества. 2 ч.
Внутреннее убранство жилищ амурских народов. Экскурсия в краеведческий музей им. Розова. 2 ч.
Рыбацкий поселок. Изготовление коллажа (оберточная бумага, гуашь, тушь). 4 ч.
2. Культура коренных малочисленных народов Дальнего Востока в литературе. Фольклор народов Приамурья. Пословицы, поговорки, сказки, мифы и легенды. Сохранение и развитие культурного наследия. Дальневосточная школа этнографов. 2 ч.
Сказки народов Приамурья. Знакомство с книгой писателя-дальневосточника Д. Нагишкина «Амурские сказки» - этнографическая энциклопедия края. Содержание книги. Творчество хабаровского художника Г. Павлишина. Чтение и рисование иллюстрации к сказке на выбор (простой карандаш). 2 ч.
Иллюстрация к «Амурским сказкам». Работа в цвете (акварель, акрил, гуашь). 4 ч.
"Хехцирские сказки" Знакомство с творчеством А. Лепетухина – хабаровским художником-графиком. Иллюстрирование сказок. 2 ч.
Легенды и сказки коренных народов Приамурья. «Опоздавшая черепаха». Легенда, «Сказка о смелой девочке Носке» Знакомство с творчеством нанайского писателя А. Пассара. Ульчский писатель А. Вальдю. Художник-иллюстратор Г. Палкин. Чтение и иллюстрирование сказок. 2 ч.
Проект-книга "Сказки дремучей тайги". Э. Кириченко автор и художник «Сказок дремучей тайги. Знакомство с творчеством, графические работы. 2 ч.
3. Народное декоративно-прикладное искусство
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством народов Приамурья. Материалы и инструменты Беседа. 2 ч.
Первобытное искусство. Экскурсия в музей. Петрография. 2 ч.
Предметы быта. Орнаменты народов Нижнеамурья. Эскиз халата, украшение узорами (бумага, гуашь, тушь). 2 ч.
Художественные изделия из меха и кожи ручной работы. Работа с шаблонами. 2 ч.
Изделия из рыбьей, оленьей кожи. Изготовление эскиза. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Работа с кожей. Раскрой. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Работа с мехом. Раскрой. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Изготовление шнурка из кожи.1 ч.
Украшение из кожи и меха. Изготовление бахромы из кожи. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Обработка мелких деталей. 1 ч.
Украшение из меха и кожи. Соединение и скрепление деталей с помощью клея. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Аппликация. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Соединение и скрепление деталей с помощью шила и шнурка. 1 ч.
Украшение из кожи и меха. Изготовление изделия. 1 ч.
Маска. Скульптура. Изготовление маски из папье-маше. 4 ч.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать основы в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства народов Нижнеамурья;
- применять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, географии, литературы и способствовать их систематизации;
-изучить истоки творчества народов Хабаровского края;
Метапредметные:
-сформировать образное, пространственное мышления и научить выражать свою мысль через эскиз, рисунок, объемные формы;
- изучить инструменты и приспособления для обработки различных материалов;
-уметь работать над проектом;
Личностные:
- работать в группе;
-формировать творческие способности, духовную культуру;
- участвоввать в выставках, конкурсах, группах профессионального мастерства.
Формы подведения итогов:
Участие в выставках, в конкурсной деятельности, использование технологии проектной деятельности, индивидуальной и коллективной форм работы, мастер-классы.
Работа с родителями:
- сопровождение на экскурсиях;
- посещение занятий, выставок;
- оказание помощи детям при создании проектов.
Список литературы
1. Белобородова К. П. Приамурские узоры. Ленинград, 1975
2. Волков И.П. Учим творчеству. М., 1989
3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982
4. Даринский А. В. Краеведение. М.: «Просвещение», 1997
5. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1984
6. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. М., 1983
7. Окладников А. П. Древнее искусство Приамурья. Ленинград, 1981
8. Нагишкин Д. Амурские сказки. С-П – М.: «Речь», 2015
9. Поневина Г. Н. Мой край. (6кл.) Хабаровск: «Частная коллекция», 2000
12. Атлас Хабаровского края. Хабаровск, 2004
Декларация прав ребенка;
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
Всеобщая декларация прав человека;
Декларация о правах инвалидов;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенция о правах инвалидов;
Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями;
Конституция РФ;
Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
Сан Пин к устройству, содержание и организация режима работы (от04.07.2014 г. № 41;
Проект «Доступное дополнительное образование для детей;
Проект «Образование»;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
Концепция развития дополнительного образования детей;
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.;
Порядок организации и осуществление образования детей по дополнительной общеобразовательной программе (приказ Мин просвещения РФ №196 от 09.11.2018 г.);
Профессиональный стандарт «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (№ ВК-641/09 от 29.03.2018г.);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
Методические рекомендации по материально-техническому оснащению № Р-41 от 29.03.2018г
Письмо Министерства просвещения РФ «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов» № Т-551 от 20.02.2019 г.
Копия верна
директор КГКОУ Школа 5 ЕВ Киреева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)
Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....