Методическая разработка "Технология обучения лепке"
методическая разработка
Цель и задачи: способствовать формированию мотивации воспитателей, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования района, к использованию лепки из глины в своей образовательной деятельности; познакомить с основными этапами и приемами лепки; научить лепить стилизованную игрушку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_2019_tehnologiya_hlizgliny.30.10.19.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Технология обучения детей художественной лепке из глины»
Цель и задачи: способствовать формированию мотивации воспитателей, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования района, к использованию лепки из глины в своей образовательной деятельности; познакомить с основными этапами и приемами лепки; научить лепить стилизованную игрушку.
Участники: воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов школ района.
Форма и метод работы: групповая; наглядный, словесный и практический.
Материально-техническое оснащение: глина, доски, стеки, ноутбук, презентация, литература, выставка игрушек.
План-конспект
- Приветствие участников семинара. Определение цели, задач и содержания встречи
Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.
- Как организовать обучение по лепке?
-Чем полезны занятия лепкой?
-Как распознать пригодность глины и подготовить её?
-Какие инструменты, материалы и оборудование нужны для лепки?
- Какие информационные ресурсы могут Вам пригодиться? И т.д.
2. Теоретическая часть.
2.1. Лепка – это один из видов ИЗО деятельности, в результате которой рождаются объемные, полуобъемные, рельефные фигуры, картины и целые композиций из пластических материалов.
2.2. Материалы для лепки.
Выбор пластических материалов на сегодня большой, это - пластилин, тесто, полимерная глина, кинетический песок, природная глина, тесто-пластилин и т.д.
В нашем кружке дети лепят из экологически чистой, природной глины. Главные критериями моего выбора это - доступная заготовка глины в больших количествах; отсутствие особых трудностей в подготовке её к работе; вариативность в обработке и декорировании; способность сохранять форму длительный срок.
! Доступная по цене, возможности иметь в большом количестве, экологически чистый материал.
2.3. Значение лепки на развитие ребенка
Занятия лепкой считаются самым динамичным, жизнерадостным, детским творчеством. Его результатом являются слепленные поделки-игрушки, как бы маленькие копии настоящих вещей, значительно обогащающих жизненный опыт ребенка. Игрушки можно подарить, с ними можно играть, ими можно украсить свой дом.
Потенциал занятий лепкой велик и многогранен. Ведь недаром отечественный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Образовательный потенциал. Занятия лепкой позволяют: расширить кругозор детей в области как традиционных, так и современных видов декоративно-прикладного искусства; познакомиться с разными её видами: сюжетной, декоративной, предметной; формировать основы художественной грамотности. Дети учатся видеть целое и части, соотносить их с сенсорными эталонами; соблюдать пропорции, работать с цветом.
Темы наших занятий разнообразны. Мы учимся лепить игрушки по мотивам народных промыслов, русских народных сказок, декоративную посуду, украшения, панно, животных, птиц, создаем сувениры к календарным и народным праздникам.
Развивающий потенциал. Процесс лепки базируется на взаимодействии всех психических процессах. Лепка развивает общие и специальные (художественные) способности, активизирует согласованную работу всех психических функций, мелкую моторику и эмоционально-волевую сферу ребенка.
У детей формируются умение планировать и организовывать свою деятельность; принимать нестандартные решения, видеть необычное в обычном, умение переносить имеющийся опыт для решения других творческих, учебных задач.
Воспитательный потенциал. На занятиях обучающиеся приобретают опыт труда, общения, дружбы, взаимопомощи, опыт соревновательности, разрешения конфликтных ситуаций и презентации своего творчества, участвуя в выставках, конкурсах и фестивалях.
Коррекционно-диагностический потенциал. Лепка является дополнительным средством педагогической диагностики и неспецифическим (косвенным) методом коррекции различных сторон развития и деятельности ребенка - гиперактивности, нарушения речи, агрессивности, неуверенности.
Социокультурный потенциал. Занятия лепкой способствуют социализации детей с ОВЗ.
С 2012 года наше объединение является открытой и вариативной площадкой для обучения не только детей с нормальным ходом психофизического развития, но и детей с ОВЗ. Сегодня в нашем кружке обучается четыре ребенка с ОВЗ (НОДА, СД-2, РАС)
2.4. Как распознать пригодность глины и подготовить её к работе
В зависимости от количества песка в составе глины, она бывает тощая – больше 50% песка, жирная менее 50% песка и средняя – золотая середина.
Глина бывает разная по цвету. Название она получает после обжига, приобретая тот или иной оттенок. Наша глина красножгущая, имеет после обжига красно-оранжевой оттенок.
Опыт 1. «Привезли мы глину с дальнего бугра»
2.5. Материально-техническое оснащение занятий лепкой
Глина, подкладочные доски, стеки, ткань, краски-гуашь, ВЭ, кисти.
2.6. Основные этапы, способами и приемами лепки
Способы лепки - пластический, комбинированный, конструктивный
2.7. Специфика обследования в лепке
Порядок действий в лепке соответствует порядку действий при его обследовании. Я учу детей сначала видеть - целое, соотносить его с сенсорным эталоном, а затем уже видеть части.
2.8. Информационные ресурсы
Литература. Интернет-ресурсы (сайты, группы в соц.сетях) и обмен педагогическим опытом.
3. Практическая часть. Декоративная лепка по образцу «Совушка-сова, большая голова»
3.1. Проверка рабочего места
3.2. Правила лепки:
«Правило ведущей руки».
«Слепил сам, помоги соседу».
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
«у нас порядок такой – слепил, убери за собой».
3.3. Упражнение «Делай, как я. На что похоже»
3.4. Лепка совы.
3.5.Уборка рабочего места.
4. Рефлексия. Итог семинара
Вопрос-ответ (мне вопросы)
-Соответствуют ли Ваши конечные результаты Вашим первоначальным мыслям, чувствам и желаниям? Что Вы ожидали и что в итоге получили?
- Какую информацию Вы ещё бы хотели узнать?
- Нужны ли такие встречи в дальнейшем? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В методических рекомендациях обобщен опыт работы по обучению лепке.Лепка - это один из доступных и благоприятнгых видов деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.Методические рекомендации ...
Методическая разработка по лепке "Дымковская игрушка. Конь."
В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: знакомство с народно-прикладным искусством, приобщение к миру красоты....
методическая разработка по лепке из глины КОМПОЗИЦИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДМЕТОВ
При работе с глиной очень важно дать возможность детям познакомиться с ее свойствами. Это позволит им в дальнейшем более творчески подходить к работе с этим материалом....
Методическое пособие. Приемы лепки элементов пейзажа
Данное методическое пособие по теме «Приемы лепки элементов пейзажа» предназначено для педагогов, занимающихся тестопластикой в системе дополнительного образования и на уроках технологии. В предлагаем...
Методическая разработка по лепке из глины. Технологическая карта декоративного панно "Снеговичок"
Технологическая карта декоративного панно "Снеговичок"...
Методическая разработка урока "Лепка из соленого теста"
Лепка-самый осязаемый вид художественного творчества!Творить и созидать-это великолепные моменты нашей жизни,это радость и свет в душе!Лепка,как деятельность в большей мере,чем рисование и аппликация,...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются возрастные и психологические особенности обучения лепки учащихся 5-6 классов. Целью статьи является раскрытие основных закономерностей развития художественно-творческих способ...