СТАТЬЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПО ОРНИТОЛОГИИ ПУТЁМ СОЗДАНИЯ ПЛОЩАДКИ ПРИРОДЫ И ОБУЧАЮЩЕГО СТЕНДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья

Костырченко Светлана Николаевна

Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий с  юными любителями природы. Ведь птицы это одни из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен. Поэтому наблюдения и забота о птицах – это традиционная составная дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyrchenko_sn._statya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Костырченко Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПО ОРНИТОЛОГИИ ПУТЁМ СОЗДАНИЯ ПЛОЩАДКИ ПРИРОДЫ И ОБУЧАЮЩЕГО СТЕНДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий с  юными любителями природы. Ведь птицы это одни из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен. Поэтому наблюдения и забота о птицах – это традиционная составная дополнительного образования [1].  

Очень часто на территории образовательных учреждений создают экологические пространства - это специальные места, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Иными словами - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания учащихся и пропаганды экологических знаний среди взрослых [1].

На примере посильной помощи зимующим и не только птицам, а также для воспитания ответственного отношения к природе, на территории нашего образовательного учреждения была создана тематическая зона по орнитологии для проведения природоохранных и экопросветительских мероприятий и для формирования убеждения о необходимости беречь и охранять природу.

     Социальная значимость таких площадок природы заключается в том, что дети могут приходить небольшими группами, наблюдать за птицами.  Поэтому на территории МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района был создан экологический отдел «Птичий столб». Это объект, который устанавливаться в центре площадки высотой 3-4,5 метра, на нём крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху - домики для гнездования, на земле вокруг столба - желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год - зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Он предполагает проведение любой формы организации детской деятельности: познавательные занятия, подвижные игры, беседы, экологические сценки, экскурсий в природу в разное время года, наблюдения за птицами, слушание голосов птиц. 

Для повышения экологического сознания на территории площадки природы, позволяющей вести наблюдение с детьми за птицами,  обязательно нужно установить информационный стенд «Зимующие и перелётные птицы» с цветными картинками птиц. В качестве учебно- тематического обучающего стенда по орнитологии нами был оформлен стенд «Домики для птиц». Здесь ребята смастерили уменьшенные копии различных жилищ пернатых. И уже занятия и мероприятия, организованные и проведённые  ребятами в таком экологическом пространстве, направленны на погружение учащихся в проблему изучения и сохранения орнитофауны района. Также  нами были созданы агитационные материалы: это буклеты, листовки, публикации, призывающие не только помогать зимующим птицам, но и встречать весной перелетных птиц и вывешивать домики для выведения птенцов.

Анализируя свою работу, можно утверждать, что занятия и мероприятия, проводимые в таком экологическом пространстве являются интересными и актуальными для учащихся и педагогов МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района. О чём свидетельствует желание и участие подключиться к орнитологическим наблюдениям новых любителей природы. Нужно отметить, что дети не профессиональные орнитологи, но здесь они смогут найти себе дело для души - смогут наблюдать и определять птиц, научатся проводить учёты их численности, займутся фотоохотой, научатся проводить массовые акции, пропагандирующие защиту родной природы. А птицы будут проводниками в мир знаний и увлечений.

Список использованных источников

1. Галишева М.С., Крашенинникова О.В. Орнитологическая школа, как способ мотивации учащихся к исследовательской деятельности. МБОУ ДОД ГДЭЦ, Екатеринбург. Орнитологическая школа, как способ мотивации учащихся к исследовательской деятельности. МБОУ ДОД ГДЭЦ, Екатеринбург URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 23.11.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"

В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...

Статья "Формирование активной позиции родителей обучающихся с целью создания единого социокультурного пространства в учреждении дополнительного образования"

Статья посвящена вопросам приобщения родителей обучающихся творческих объединений к культурно-досуговой деятельности, развитию их активной позиции  в социокультурном пространстве детско-юношеског...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Опыт создания и реализации системы досуговых мероприятий на площадке учреждения дополнительного образования

Опыт создания и реализации досуговых мероприятий для общеобразовательных учреждений города с целью социальной адаптации обучающихся разных возрастов к разноплановым городским мероприятиям....