"Современные педагогические технологии
статья
"Современные педагогические технологии
в деятельности педагога дополнительного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 668.32 КБ |
Предварительный просмотр:
"Современные педагогические технологии
в деятельности педагога дополнительного образования"
Педагог дополнительного образования-
Курицина Елена Константиновна
.
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
• обновление содержания образования;
• внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
В своей работе использую следующие образовательные технологии:
1. Групповая технология.
Авторы: Дьяченко В. К.
Первин И. Б.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Можно выделить уровни деятельности в группе:
• одновременная работа со всей группой;
• работа в парах;
• групповая работа на принципах дифференциации.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.
Этапы внедрения:
1.Малые группы получают одно и то же задание, а выполнив, представляют свои результаты, соотносят с результатами деятельности других групп, при этом дополняя друг друга, исправляя ошибки и оценивая эффективность групповой работы.
2. Группы получают разное задание, но работают на общий результат. По окончании работы групп результаты сводятся вместе и происходит групповое взаимодействие.
3. Группы получают разное задание, а выполнив, предоставляют на общее обсуждение.
4.В групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Примеры коллективных проектов с применением групповых
технологий:
- Проект «Времена года» в технике ирландского кружева.
Проект представляет собой четыре картины, символизирующие время года. Каждая группа работает над определенным временем года.
- Храм Василия Блаженного.
Каждая группа выполняет одну башню храма.
- Вязаные шахматы.
Две группы работают над созданием шахмат и одна создает шахматное поле.
2.Коллективная творческая деятельность
(И.П Иванов)
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.
В центре внимания— освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.
Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно.
Примеры коллективных проектов объединения «Декоративная мастерская»:
Храм Василия Блаженного;
Вязаные шахматы;
Черепаха (вязание крючком)
Бисерные деревья;
Бисерная орхидея
Корзина с цветами (макраме)
;
Панно ко Дню победы;
Панно»Пауки».
Изготовление декораций.
Организация и оформление выставок;
3. Технология игрового обучения
(Г. К. Селевко)
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
к учебной деятельности.
На своих занятиях часто использую игровую деятельность в синтезе со здоровьесберегающими технологиями, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить здоровье обучающихся, создать условия для психического развития, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.
Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.
Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.
Когда дети устают, я предлагаю детям представить, что они листочки, которые качаются, когда ветер слабо повеет. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног, покачивая ими. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Это заряжает на трудовую деятельность.
Пример:
Игра «Капелька». По сигналу ведущего дети начинают стучать сначала одним пальцем правой руки по ладони левой (первые капли дождя), затем двумя, тремя (дождь набирает силу), наконец все аплодируют (идёт проливной дождь). Затем по убывающей, по сигналу ведущего «солнце» враз прекращают аплодировать.
Важно эмоционально комментировать ход игры:
1. «Начинается лёгкий летний дождик, он тихо стучит по крышам, по асфальту, по листикам».
2. «Дождь набирает силу, тучи сгущаются, становятся тяжёлыми ...»
3. «Напряжение, злость, которая скопилась в туче и вас прорывается в сильном ливне».
4. «Вся усталость и напряжение из тучки вышло вместе с дождиком. Тучка стала облачком, дождик затихает, становится мелким и начинает проглядывать солнышко».
5. «Солнышко выглянуло, дождик перестал, (дети перестали хлопать), пригрело деревья, дома, каждого человека. Вы чувствуете, как отдохнули, забыли всё неприятное и обидное, стали весёлыми и сильными».
4.Метод проектной деятельности.
Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий,
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том,что:
1) происходит развитие творческого мышления;
2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
3) вводятся элементы исследовательской деятельности;
4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально ;
5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Педагог превращается в куратора или консультанта:
• помогает обучаемым в поиске источников;
• сам является источником информации;
• поддерживает и поощряет учащихся;
• координирует и корректирует весь процесс;
• поддерживает непрерывную обратную связь.
Проекты различаются по следующим признакам:
1. Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная, ознакомительно-ориентировочная и пр.
2.Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3.по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий, скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количеству участников проекта.
6. Продолжительности выполнения проекта (в рамках одного занятия; нескольких занятий; месяц, год и т. д.)
Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.
Каждый обучающийся в объединении «Декоративная мастерская» в течении учебного года выполняет несколько индивидуальных творческих проектов. Тему проекта ребенок выбирает самостоятельно, опираясь на знания полученные при изучении того или иного модуля программы.
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.
5. Технология применения информационно-компьютерных средств
в предметном обучении
(Автор Г.К.Селевко)
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
Информационная технология - целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.
Этапы внедрения:
1) разработка электронных презентаций;
2) применение разработок на занятиях;
3) формирование информационной поддержки образовательной среды;
4) ведение электронных журналов,;
5) поддержание обратной связи с родителями.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике.
Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...