дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности танцевальной студии
рабочая программа
Программа дополнительного образования танцевальной студии, рассчитана на детей с разной степенью одарённости и склонности к танцевальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области
« Средняя общеобразовательная школа № 3»
Принята педагогическим советом Утверждена
ГБОУ СО « СОШ № 3» приказом от
Протокол от директор ГБОУ СО « СОШ№3»
___________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА,
художественной направленности
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Детство»
Возраст обучающихся 7-17 лет
Срок реализации 4 года
Составитель:
Шаргина Наталья Леонидовна ,
Преподаватель дополнительного образования
г. Верхотурье
2020г.
1.1Пояснительная записка
Направленность программы «Хореография» по содержанию является художественно-эстетической и рассчитана на детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству ; по функциональному предназначению–досуговой, учебнопознавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, общедоступной;
Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
В океане дополнительного образования программа по хореографии - это всего лишь маленький остров, согретый лучами любви
к искусству и детям, вступая на который ребенок не только продвигается к
вершине мастерства, преодолевая трудности образовательного процесса, но и
постоянно находится в коллективе единомышленников, развивается духовно,
эмоционально, интеллектуально, физически, приобретает навыки грациозных
движений, участвует в концертных выступлениях, учится аккуратности, целеустремленности. И преодолев часть пути к вершине мастерства, вовсе не обязательно становиться профессиональным танцором или избирать путь педагога –
балетмейстера. Достаточно уметь красиво двигаться, чувствовать музыку, легко
общаться с окружающими людьми и пронести по жизни любовь к танцу. Задача педагога – развить творческие способности ребенка, осуществить дифференцированный подход к личности и гуманизацию учебного процесса, направлять усилия воспитанников на достижение поставленных целей. Здесь активно используется идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель – воспитанник – педагог».
Актуальность программы
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения,
трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно
младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают
благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма. Позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость, способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно
воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве,
способствовать развитию ловкости и координации движений.
Танец имеет большое воспитательное значение как средство воспитания
национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов
и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и
этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет
свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история,
его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же
потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом заключены основы национального характера, этнической самобытности,
выработанные в течение многих веков.
Актуальность программы также обусловлена социальным заказом на
гуманистическую направленность образования и необходимостью художе-
ственного воспитания личности ребёнка, формирования общей культуры,
возможностью последующей самореализации в жизни.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что она в отличие от изученных программ данного профиля комплексная, направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Программа вариативная, модульная по форме. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.
В данной программе учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Отличительной особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.
Занятия направлены не столько на профессиональное обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных программ, которые в основном строятся в рамках какого-то одного направления, этот курс дает возможность овладеть разнообразием стилей, что в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности.
Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это –принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Программный материал изложен с учетом возрастных особенностей детей, их физической и психологической подготовки. Освоение материала идет последовательно - каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, но по спирали, что развивает умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. Основная задача – научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, побудить желание танцевать.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей в возрасте 7-17 лет. Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей).
Принимаются все желающие физически здоровые дети с 7 лет, имеющие
склонность к танцевальной деятельности. Необходимо также заключение врача
поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. В объединение принимаются и мальчики и девочки.
Цель данной Программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
- Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
- Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена).
Воспитательные:
- Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
- Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
- Формирование нравственных представлений.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
- Развитие эмоционально-волевых качеств.
При проведении занятий учитывается:
- Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;
- Самостоятельность ребенка;
- Особенности мышления. Познавательные интересы.
По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням, взаимосвязанным между собой: последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей. Каждая ступень программы имеет цель, решает определенные задачи и предполагает конечный результат. Теоретические и практические занятия интегрированы в учебно-тематическом плане. Также возможны изменения последовательности той или иной темы.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать:
- Основы хореографической грамотности;
- Правила самостоятельной и коллективной работы;
- Стилевые особенности хореографии
Уметь:
- Сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;
- Грамотно работать с музыкальным материалом;
- Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные – результатом изучения программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные – формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.
Методическое обеспечение
Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Отчеты танцевальной студии могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники, в дни зимних каникул танцевальная студия принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
На занятия, обучающиеся должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.
I ступень : (стартовый уровень) занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, всего 72 часа в год (первые классы занимаются по тридцать минут, один раз в неделю) ; в каждой группе не более 10 человек.
II ступень: ( базовый уровень) занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут , либо один раз в неделю два часа с перерывом 10 минут, всего 72 часа в год ; в каждой группе не более 10 человек.
III ступень : ( продвинутый уровень) занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут, всего в год 37 часов; в каждой группе не более 10 человек.
I с т у п е н ь обучения
Цель: начальное, музыкально-ритмическое развитие детей, выявление интереса и способностей детей к танцу.
Задачи:
1.Дать детям необходимые двигательные навыки.
2.Развить музыкальность, умение связывать музыку с движением.
3.Развить костно-мышечный аппарат: помочь устранить нарушения осанки и развить физически.
4.Развить творческую активность детей.
1год обучения- занятия для 1-а и 1-б классов, один раз в неделю по 30 минут, всего 37 часов в год.
2год обучения- занятия 2-а и 2-б классов , два раза в неделю по 45 минут, всего 74 часа в год.
3 год обучения-занятия 3-а и 3-б классов два раза в неделю по 45 минут, всего 74 часа в год.
4 год обучения- занятия 4-х классов два раза в неделю по 45 минут, всего 74 часа в год.
Учебный план I ступень
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1 Учебно-тренировочная работа.. | |||||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | игра | |
1.2 | Подготовительные упражнения | 3 | 1 | 2 | Рассказ,тренировочные упражнения | Опрос |
1.3 | Основные позиции, положения | 4 | 1 | 3 | Беседа,тренировочные упражнения | опрос |
1.4 | Элементы партерной гимнастики | 5 | 5 | |||
2. | Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности» | |||||
2.1 | Развитие ритма | 4 | 4 | беседа,тренировочные упражнения | Опрос,тренировочное упражнение | |
2.2 | Развитие координации и двигательно-слуховых навыков | 4 | 4 | беседа,тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Тренировочное упражнение | |
3. | Раздел 3. «Хореографическая азбука» | |||||
3.1 | Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела | 3 | 1 | 2 | беседа,тренировочные упражнения | Опрос,тренировочное упражнение |
3.2 | Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук | 3 | 1 | 2 | беседа,тренировочные упражнения | Опрос,тренировочное упражнение |
4. | Раздел 4. «Занятия на середине зала» | |||||
4.1 | Элементы танца | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
5. | Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
5.1 | Постановка танцев на основе изученных элементов | 3 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Отработка элементов танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
6. | Раздел 6. « Концертная деятельность» | |||||
6.1 | Выступления | 1 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||
ИТОГО ЧАСОВ: | 37 | 5 | 32 |
Учебный план 2,3, 4 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1 Учебно-тренировочная работа.. | |||||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | игра | |
1.2 | Подготовительные упражнения | 6 | 1 | 5 | Рассказ, тренировочные упражнения | Опрос |
1.3 | Основные позиции, положения | 10 | 2 | 8 | беседа тренировочные упражнения | опрос |
1.4 | Элементы партерной гимнастики | 10 | 10 | |||
2. | Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности» | |||||
2.1 | Развитие ритма | 6 | 6 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение | |
2.2 | Развитие координации и двигательно-слуховых навыков | 8 | 8 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Тренировочное упражнение | |
3. | Раздел 3. «Хореографическая азбука» | |||||
3.1 | Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела | 6 | 1 | 5 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
3.2 | Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук | 6 | 1 | 5 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
4. | Раздел 4. «Занятия на середине зала» | |||||
4.1 | Элементы танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
5. | Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
5.1 | Постановка танцев на основе изученных элементов | 6 | 6 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Отработка элементов танца | 8 | 8 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
6. | Раздел 6. « Концертная деятельность» | |||||
6.1 | Выступления | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||
ИТОГО ЧАСОВ: | 74 | 6 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 ступень обучения
Раздел 1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2:Подготовительные упражнения.
Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Содержание материала: Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
Тема 1.3: Основные позиции, положения
Цель: Развивать выворотность и силу ног, правильную постановку тела. Развить костно-мышечный аппарат: помочь устранить нарушения осанки и развить физически.
Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса на середине зала . Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 на середине зала.
Тема 1.4: Элементы партерной гимнастики.
Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.
Содержание материала: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности».
Тема 2.1: Развитие ритма
Цель: Развивать ритмический слух, чувство ритма.
Содержание материала: отхлопывание в ладоши простого ритмического рисунка по показу и по слуху; ходьба с хлопками; ускорение и замедление ходьбы ( бега) при изменении звучащей музыки; переход с ходьбы на бег ( и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки.
Тема 2.2: Развитие координации и двигательно-слуховых навыков
Цель: Создание условий для развития координации движений и эмоциональной выразительности обучающихся путем повторения и отработки пройденных движений.
Содержание материала: знать основные понятия - по линии танца, поклон, координация, движение, различные виды ходьбы, спиной в круг, лицом в центр круга.
Раздел 3. «Хореографическая азбука»
Тема 3.1 Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела
Цель: обретение чувствования и осознанности собственного «Я», развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств
Содержание материала: Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения)
Тема 3.2 Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук
Цель: научиться владеть своими руками под музыку и перед зеркалом
Содержание материала: упражнения различного характера- мягкие, резкие, плавные, отрывистые. Вращение кистей от локтя и в плечевом суставе. Волны, ножницы, подъёмы и опускания. Различные движения в национальном характере. Всевозможные упражнения на усмотрение педагога.
Раздел 4. «Занятия на середине зала»
Тема 4.1 Элементы танца
Цель: выполнять различные танцевальные движения, вырабатывать грацию и пластичность
Содержание материала: Уметь исполнять танцевальный шаг, бег, прыжки, подскоки. Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца. Элементы русского народного танца. Работа по диагонали. Работа в парах
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа»
Тема 5.1 Постановка танцев на основе изученных элементов
Цель: Развитие исполнительского мастерства и артистизма
Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции ,танцевальные этюды
Тема 5.2 Отработка элементов танца
Цель: Работа над четкостью исполнения движений и над синхронностью исполнения движений
Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции, создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин ,работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца
Раздел 6. « Концертная деятельность»
Тема 6.1 Выступления
Цель: Диагностика танцевальных навыков приобретенных за первую ступень обучения
Содержание материала: Отчётный концерт, выступления
К концу первой ступени обучения дети должны знать/ уметь:
1.Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
2.Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
3.Приобрести пластику.
4.Знать позиции ног и рук классического танца.
5.Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).
6.Знать положение ног. Знать разницу между круговым движением и прямым.
7.Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4).
8.Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге.
9.Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
10.Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы русского танца.
II ступень обучения
Цель: заложить основу формирования комплекса знаний, умений, навыков и качеств танцевального исполнительства, усвоение танцевальной азбуки.
Задачи:
- выработать правильную осанку
- усвоить основные движения классического экзерсиса на основе выработки мышечных ощущений;
- сформировать определённое количество навыков и умений по народному танцу;
- развить исполнительские навыки.
5.Формирование знаний об ансамбле, как согласованном движении в паре и коллективе по темпу, амплитуде, характеру.
занятия 5 классов, два раза в неделю по 1часу, всего в год 74 часа
занятие 6 классов, два раза в неделю по 1 часу, всего в год 74 часов
занятия 7-8 классов 1 раз в неделю 2 часа (с перерывом 10 минут), всего в год 74 часа.
Учебный план
II ступень обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1. | Раздел 1.Введенеи в курс программы | |||||
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | беседа | игра |
2. | Раздел 2. «Классический экзерсис» | |||||
2.1 | Повтор материала первой ступени обучения | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Опрос , тренировочное упражнение | |
2.2 | Основа классического экзерсиса. | 10 | 2 | 8 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Опрос |
2.3 | Начальная диагностика знаний, умений обучающихся | 2 | 2 | беседа , самостоятельная работа | Опрос , самостоятельная работа | |
3. | Раздел 3. «Занятия на середине зала» | |||||
3.1 | Элементы народного танца | 10 | 2 | 8 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
3.2 | Элементы историко-бытового и бального танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение | |
3.3 | Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей | 8 | 8 | беседа, тренировочные упражнения | опрос, тренировочные упражнения | |
4. | Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
4.1 | Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов | 10 | 10 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
4.2 | Отработка композиции танцев | 10 | 10 | беседа, тренировочные упражнения | опрос, тренировочные упражнения | |
4.3 | Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности | 8 | 2 | 6 | беседа, тренировочные упражнения | опрос, тренировочные упражнения |
5. | Раздел 5. « Концертная деятельность» | |||||
5.1 | Диагностика знаний , умений приобретенных за 2 ступень обучения | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Контрольные занятия и выступления | 4 | 4 | Самостоятельная работа | самостоятельная работа | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 74 | 7 | 67 |
Содержание курса
II ступень обучения
Раздел 1. «Введение в курс программы»
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Вспомнить и дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Раздел 2. «Классический экзерсис»
Тема 2.1 Повтор материала первой ступени обучения
Цель: Предупреждение травматизма, определение физических данных детей.
Содержание материала: Повторение пройденного материала за первую ступень обучения.
Тема 2.2 Основа классического экзерсиса.
Цель: Значение экзерсиса для творческого развития и изучения элементов танца, правила выполнения элементов экзерсиса, терминология.
Содержание материала: Развитие ритма и координации. Усложнение материала первого года обучения (виды элементов).
Тема 2.3 Начальная диагностика знаний, умений обучающихся.
Цель: Определение физических данных детей.
Содержание материала: Выполнение элементов в темпе и характере.
Раздел 3. «Занятия на середине зала»
Тема 3.1 Элементы народного танца
Цель: Знать и различать разнообразие видов народных танцев, их особенности. Содержание материала: Элементы русского народного танца. Элементы украинского и белорусского танца. Элементы уральского танца.
Тема 3.2 Элементы историко-бытового и бального танца.
Цель: Различать историко-бытовые и бальные танцы, развитие и особенности танцев.
Содержание материала: Элементы историко-бытового танца. Элементы бального танца.
Тема 3.3 Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей
Цель: История развития современных видов танцев.
Содержание материала: Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей. Заключения танцевальных композиций. Работа по диагонали. Работа в парах.
Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа»
Тема 4.1 Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов
Цель: Отличительные особенности постановки танцев разных стилей
Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции.
Тема 4.2 Отработка композиции танцев
Цель: Работа над четкостью исполнения движений и над синхронностью исполнения движений.
Содержание материала: Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин. Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом. Работа над четкостью исполнения движений.
Тема 4.3 Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности.
Цель: Развитие исполнительского мастерства и артистизма.
Содержание материала: Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца. Работа над синхронностью исполнения движений .
Раздел 5. « Концертная деятельность»
Тема 5.1 Диагностика знаний, умений приобретенных за 2 ступень обучения.
Цель: Определение физических данных детей за 2 ступень обучения.
Содержание материала: Самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев.
Тема 5.2 Контрольные занятия и выступления.
Цель: Диагностика танцевальных навыков приобретенных за вторую ступень обучения.
Содержание материала: Отчётный концерт, выступления
К концу II ступени обучения обучающиеся должны знать/ уметь:
1.отличительные особенности танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
2.основные танцевальные движения и комбинации танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
3.самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев;
4.передавать эмоциональную окраску композиции танца;
5.соотносить свои движения с услышанной музыкой;
6.выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно или после предварительного инструктажа
III ступень обучения
Цель: осваивать сумму основных , технических и выразительных приёмов, опираясь на тот фундамент знаний, навыков и умений, который получен на II ступени.
Задачи:
- формирование умений грамотно исполнять программные движения и танца
- формирование умения оценивать выразительность друг друга (находить исполнительские средства выразительности у других, применять «находки» в своём собственном исполнении.
- формирование умений ориентироваться в пространстве и коллективе (выполнять повороты, двигаясь по линии танца, вправо и влево по одному и в паре; сохранять интервалы при перестроении, чётко строить графический рисунок танца относительно центра площадки)
4.формирование умений свободно держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.
занятия 9 классов один раз в неделю по 1 часу, всего в год 37 часов
занятия 10 класса один раз в неделю по 1 часу, всего в год 37 часов
занятия 11 класса один раз в неделю по 1часу, всего в год 37 часов.
Учебно-тематическое планирование III ступени обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1 Введение в курс программы | |||||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | игра | |
2. | Раздел 2. « Классический экзерсисс» | |||||
2.1 | Повтор изученного за вторую ступень обучения | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Опрос , тренировочное упражнение | |
2.2 | Диагностика знаний , умений , навыков обучающихся | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Тренировочное упражнение | |
2.3 | Усложнение материала | 4 | 4 | Беседа, тренировочные упражнения | опрос | |
3. | Раздел 3 . «Народно-сценический экзерсис» | |||||
3.1 | Элементы характерные для народно-сценического экзерсиса | 4 | 1 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
3.2 | Комбинации элементов | 4 | 1 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
4. | Раздел 4. «Занятия на середине зала» | |||||
4.1 | Элементы народного танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
4.2 | Элементы историко-бытового и бального танца | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
4.3 | Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
5. | Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
5.1 | Постановка танцев на основе изученных элементов | 3 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Отработка элементов танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
6. | Раздел 6. « Концертная деятельность» | |||||
6.1 | Выступления | 3 | 3 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 37 | 3 | 34 |
Содержание курса
III ступень обучения
Раздел 1. «Введение в курс программы»
Цель: Цели и задачи третьего года обучения, режим и план работы
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Раздел 2. « Классический экзерсис»
Тема 2.1 Повтор изученного за вторую ступень обучения
Цель: Определение физических данных детей.
Содержание материала: Повторение пройденного материала за вторую ступень обучения .
Тема 2.2 Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся
Цель: Определение физических данных детей.
Содержание материала: Развитие исполнительского мастерства. Выполнение элементов в темпе и характере.
Тема 2.3 Усложнение материала
Цель: Совершенствование классического экзерсиса и элементов танца.
Содержание материала: Основы актерского мастерства. Усложнение упражнений экзерсиса.
Раздел 3 . «Народно-сценический экзерсис»
Тема 3.1 Элементы характерные для народно-сценического экзерсиса
Цель: Пантомима и жест в хореографическом номере.
Содержание материала: Элементы народно-сценического экзерсиса .Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев .
Тема 3.2 Комбинации элементов
Цель: Правильное и чёткое исполнение элементов.
Содержание материала: Элементы экзерсиса с увеличением амплитуды движения Элементы экзерсиса с продвижением по залу.
Раздел 4. «Занятия на середине зала»
Тема 4.1 Элементы народного танца
Цель: Рисунок танца и хореографический образ
Содержание материала: Повторение материала пройденного за вторую ступень обучения. Элементы русского народного танца. Элементы украинского танца. Элементы белорусского танца. Элементы цыганского танца .
Тема 4.2 Элементы историко-бытового и бального танца
Цель: Рисунок танца и хореографический образ
Содержание материала: Элементы историко-бытовых танцев . Элементы бальных танцев.
Тема 4.3 Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей.
Цель: Самостоятельное создание танцевальных композиций.
Содержание материала: Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей. Работа по диагонали. Работа в парах.
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа»
Тема 5.1
Цель: Рисунок танца: условные обозначения и запись танца.
Содержание материала: Постановка композиций танца. Отработка композиций танца .
Тема 5.2 Отработка элементов танца
Цель: . Применение законов драматургии в постановке танца.
Содержание материала: Повышение уровня исполнительского мастерства.
Раздел 6. « Концертная деятельность»
Тема 6.1 Выступления
Цель: Анализ достигнутых результатов.
Содержание материала: Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся приобретенных за время обучения. Контрольные занятия и выступления.
К концу III ступени обучения обучающиеся должны знать/ уметь:
1.Основные композиционные принципы построения танца;
2.Последовательность построения композиции танца;
3.Правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
4.Исполнять основные сюжеты танцев;
5.Создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
6.Анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
7.Взаимодействовать в коллективе
8.Самостоятельно исполнять упражнения у станка и на середине зала;
9.Создавать простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев;
10.Сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению задач и упражнений;
11.Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы
Танцевальная студия «Детство»
1. Продолжительность учебного года – 37 недель
Начало занятий:
Для групп 1 года обучения: 03.09.2019 г.
Для групп 2, 3 года обучения: 03.09.2019 г.
Окончание занятий: 31.05.2020 г.
2. Объем учебных часов дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы для групп 1, 2, 3 и последующих годов обучения (указывается в соответствии с программой)
Наименование дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы/ направленность | 1ступень обучения | 2 ступень обучения | 3 ступень обучения | ||
Танцевальная студия «Детство»/ художественно-эстетическая направленность | Количество учебных часов | ||||
1 класс – 37 2-4 классы – 74 часа | 74 | 37 | |||
Количество часов в неделю | |||||
1 класс – 1 час 2-4 классы – 2 часа | 2 часа | 1 час | |||
Режим занятий по годам обучения | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
13.10-13.55 3-а класс (1 занятие) 14.05 – 14.50 3-б класс (1 занятие) 15.00 – 15.45 5 классы (1 занятие) 15.55 – 17.35 7-8 классы (2 занятия + 10 мин. перерыв) | 13.20-13.50 1-а класс (1 занятие) 14.00-14.45 2-а класс (1 занятие) 14.55 – 15.40 6 классы (1 занятие) 15.50-16.35 9 классы (1 занятие) | 13.20-13.50 1-б класс (1 занятие) 14.00-14.45 3-а класс (1 занятие) 14.55-15.40 4 классы (1 занятие) 15.50-16.35 5 классы (1 занятие) | 14.00-14.45 2-б класс (1 занятие) 14.55-15.40 3-б класс (1 занятие) 15.50-16.35 6 классы (1 занятие) | 14.00-14.45 2-а класс (1 занятие) 14.55-15.40 2-б класс (1 занятие) 15.50-16.35 4 классы (1 занятие) | 12.30-13.15 10 класс (1 занятие) 13.25-14.10 11 класс (1 занятие) |
Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).
Литература для педагога
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г.
- Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр.Программы, разработки занятий, рекомендации».
- Горшкова Е.В.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г.
- Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
- Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-553561-1419238631.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СОЛНЫШКО»
Одним из направлений эстетического воспитания является хореографическое искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического развития детей. Хореографическое искусство формир...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-1194883-1575281918.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-1324483-1670509113.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная студия МаSка
Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/27/picture-1335142-1622114450.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Танцевальный"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Танцевальный"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/03/picture-1302110-1609648913.jpg)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”
Данная программа направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...