дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности танцевальной студии
рабочая программа

Шаргина Наталья Леонидовна

Программа дополнительного образования танцевальной студии, рассчитана на детей с разной степенью одарённости и склонности к танцевальному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2020-2021_studiya_detstvo.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  общего  и  профессионального   образования

Свердловской   области

Государственное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Свердловской  области

« Средняя  общеобразовательная  школа №  3»

    Принята педагогическим советом                                                                                             Утверждена

    ГБОУ СО « СОШ № 3»                                                                                                                    приказом от

    Протокол от                                                                                                                                      директор   ГБОУ СО « СОШ№3»

                                                                                                                                                                 ___________________  

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА,  

художественной направленности

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Детство»

                                                                                                                                         Возраст обучающихся 7-17 лет

                                                                                                                                               Срок реализации 4 года

                       

                                                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                                                      Шаргина   Наталья  Леонидовна ,

                                                                                                               Преподаватель  дополнительного     образования                                                                                                                

                                                       

г. Верхотурье

2020г.

1.1Пояснительная  записка

Направленность программы «Хореография» по содержанию является художественно-эстетической и рассчитана на детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству ; по функциональному предназначению–досуговой, учебнопознавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, общедоступной;

       Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

      В океане дополнительного образования программа по хореографии - это всего лишь маленький остров, согретый лучами любви

к искусству и детям, вступая на который ребенок не только продвигается к

вершине мастерства, преодолевая трудности образовательного процесса, но и

постоянно находится в коллективе единомышленников, развивается духовно,

эмоционально, интеллектуально, физически, приобретает навыки грациозных

движений, участвует в концертных выступлениях, учится аккуратности, целеустремленности. И преодолев часть пути к вершине мастерства, вовсе не обязательно становиться профессиональным танцором или избирать путь педагога –

балетмейстера. Достаточно уметь красиво двигаться, чувствовать музыку, легко

общаться с окружающими людьми и пронести по жизни любовь к танцу. Задача педагога – развить творческие способности ребенка, осуществить дифференцированный подход к личности и гуманизацию учебного процесса, направлять усилия воспитанников на достижение поставленных целей. Здесь активно используется идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель – воспитанник – педагог».

Актуальность программы

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения,

трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно

младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают

благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма. Позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость, способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно

воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве,

способствовать развитию ловкости и координации движений.

Танец имеет большое воспитательное значение как средство воспитания

национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов

и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и

этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет

свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история,

его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же

потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в

этом заключены основы национального характера, этнической самобытности,

выработанные в течение многих веков.

Актуальность программы также обусловлена социальным заказом на

гуманистическую направленность образования и необходимостью художе-

ственного воспитания личности ребёнка, формирования общей культуры,

возможностью последующей самореализации в жизни.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что она в отличие от изученных программ данного профиля комплексная, направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Программа вариативная, модульная по форме. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.

В данной программе учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

      Отличительной особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.

Занятия направлены не столько на профессиональное обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных программ, которые в основном строятся в рамках какого-то одного направления, этот курс дает возможность овладеть разнообразием стилей, что в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности.

    Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению.

     ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это –принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

   Программный материал изложен с учетом возрастных особенностей детей, их физической и психологической подготовки. Освоение материала идет последовательно - каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, но по спирали, что развивает умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. Основная задача – научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, побудить желание танцевать.

    Адресат программы.

Программа предназначена для детей в возрасте 7-17 лет. Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей).

Принимаются все желающие физически здоровые дети с 7 лет, имеющие

склонность к танцевальной деятельности. Необходимо также заключение врача

поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. В объединение принимаются и мальчики и девочки.

     Цель данной  Программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения  основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

         В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:

Обучающие:

  • Художественное  просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
  • Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
  • Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена).

Воспитательные:

  • Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
  • Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в  сотрудничестве;
  • Формирование нравственных представлений.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей обучающихся;
  • Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
  • Развитие эмоционально-волевых качеств.

При проведении занятий учитывается:

  • Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;
  • Самостоятельность ребенка;
  • Особенности мышления. Познавательные интересы.

По  временным и  возрастным  характеристикам  образовательная   программа   выстроена  по  ступеням, взаимосвязанным   между  собой: последующая  ступень  является  развитием, совершенствованием  предыдущей.  Каждая  ступень  программы  имеет   цель,  решает   определенные  задачи   и  предполагает  конечный  результат.      Теоретические  и  практические   занятия  интегрированы   в учебно-тематическом  плане. Также   возможны  изменения   последовательности   той   или   иной   темы.

   Ожидаемые результаты:

 К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать:

  • Основы хореографической грамотности;
  • Правила самостоятельной  и коллективной работы;
  • Стилевые особенности хореографии

Уметь:

  • Сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;
  • Грамотно работать с музыкальным материалом;
  • Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.

Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные – результатом изучения  программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные – формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.

Методическое обеспечение

     Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки.    Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.

                Отчеты танцевальной студии  могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники, в дни зимних каникул танцевальная студия  принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.

                         На занятия, обучающиеся  должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует.  Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.

                     Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д.

              Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание  и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.

     I ступень : (стартовый уровень) занятия проводятся  два  раза  в неделю  по  45  минут, всего   72  часа  в год (первые  классы  занимаются  по  тридцать  минут, один раз  в неделю) ; в каждой группе не более 10 человек.

II ступень: ( базовый уровень) занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут , либо один раз в неделю два часа с перерывом 10 минут,  всего 72 часа в год ;             в каждой группе не более 10 человек.

III ступень : ( продвинутый уровень) занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут, всего в год 37 часов; в каждой группе не более 10 человек.


I с т у п е н ь обучения

         Цель:   начальное, музыкально-ритмическое  развитие  детей, выявление   интереса   и   способностей   детей  к   танцу.

                 

Задачи:                                

 1.Дать   детям   необходимые   двигательные   навыки.                              

 2.Развить   музыкальность,  умение  связывать  музыку  с движением.

 3.Развить   костно-мышечный  аппарат:  помочь  устранить  нарушения      осанки и развить  физически.

4.Развить  творческую   активность  детей.                                          

                 

  1год обучения-    занятия  для  1-а и 1-б  классов,  один  раз   в неделю  по  30  минут, всего  37 часов  в  год.

    2год обучения- занятия  2-а и 2-б   классов ,  два  раза  в  неделю  по  45 минут, всего  74 часа  в  год.

    3 год обучения-занятия  3-а и 3-б классов  два  раза  в  неделю  по  45  минут, всего 74  часа  в  год.

 4 год обучения- занятия  4-х классов  два  раза  в неделю  по  45  минут, всего  74  часа  в  год.  

                                           Учебный план I ступень

1 год обучения

        № п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

 Раздел 1                    Учебно-тренировочная работа..

1.1

Вводное занятие

1

1

беседа

игра

1.2

Подготовительные упражнения

3

1

2

Рассказ,тренировочные упражнения

Опрос

1.3

Основные позиции, положения

4

1

3

Беседа,тренировочные упражнения

опрос

1.4

Элементы партерной гимнастики

5

5

2.

Раздел 2.   «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности»

2.1

Развитие ритма

4

4

беседа,тренировочные  упражнения

Опрос,тренировочное упражнение

2.2

Развитие координации и двигательно-слуховых навыков

4

4

беседа,тренировочные упражнения, самостоятельная работа

Тренировочное упражнение

3.

Раздел 3.       «Хореографическая азбука»

3.1

Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела

3

1

2

беседа,тренировочные упражнения

Опрос,тренировочное упражнение

3.2

Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук

3

1

2

беседа,тренировочные упражнения

Опрос,тренировочное упражнение

4.

Раздел 4.     «Занятия на середине зала»

4.1

Элементы танца

2

2

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа

5.

Раздел 5.    «Постановочно-репетиционная работа»

5.1

Постановка танцев на основе изученных элементов

3

3

беседа, тренировочные упражнения

Опрос, самостоятельная работа

5.2

Отработка элементов танца

4

4

беседа, тренировочные упражнения

Опрос, самостоятельная работа

6.

Раздел 6.   « Концертная деятельность»

6.1

Выступления

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

ИТОГО ЧАСОВ:

37

5

32


                                          Учебный план  2,3, 4 года обучения

        № п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

 Раздел 1                    Учебно-тренировочная работа..

1.1

Вводное занятие

1

1

беседа

игра

1.2

Подготовительные упражнения

6

1

5

Рассказ, тренировочные упражнения

Опрос

1.3

Основные позиции, положения

10

2

8

беседа

тренировочные упражнения

опрос

1.4

Элементы партерной гимнастики

10

10

2.

Раздел 2.   «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности»

2.1

Развитие ритма

6

6

беседа, тренировочные  упражнения

Опрос , тренировочное упражнение

2.2

Развитие координации и двигательно-слуховых навыков

8

8

беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа

Тренировочное упражнение

3.

Раздел 3.       «Хореографическая азбука»

3.1

Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела

6

1

5

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение

3.2

Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук

6

1

5

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение

4.

Раздел 4.     «Занятия на середине зала»

4.1

Элементы танца

4

4

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа

5.

Раздел 5.    «Постановочно-репетиционная работа»

5.1

Постановка танцев на основе изученных элементов

6

6

беседа, тренировочные упражнения

Опрос, самостоятельная работа

5.2

Отработка элементов танца

8

8

беседа, тренировочные упражнения

Опрос, самостоятельная работа

6.

Раздел 6.   « Концертная деятельность»

6.1

Выступления

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

ИТОГО ЧАСОВ:

74

6

68


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 ступень обучения

Раздел 1. Учебно-тренировочная работа

Тема 1.1: Вводное занятие.  

Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по  технике безопасности.

Содержание материала:  данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

Тема 1.2:Подготовительные упражнения.  

Цель:   Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде  работы над образными упражнениями. Основные  понятия: музыка, темп, такт.

Содержание материала:  Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой.  Музыкально-пространственные упражнения.  

Тема 1.3: Основные позиции, положения

Цель:  Развивать выворотность и силу ног, правильную постановку тела. Развить костно-мышечный аппарат: помочь устранить нарушения осанки и развить физически.

Содержание материала:   Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса на середине зала . Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 на середине зала.

Тема 1.4: Элементы партерной гимнастики.  

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться  к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Содержание материала:  комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.  

Раздел 2.   «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности».

Тема 2.1: Развитие ритма

Цель: Развивать ритмический слух, чувство ритма.

Содержание материала:  отхлопывание в ладоши простого ритмического рисунка по показу и по слуху; ходьба с хлопками; ускорение и замедление ходьбы ( бега) при изменении звучащей музыки; переход с ходьбы на бег ( и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки.

Тема 2.2: Развитие координации и двигательно-слуховых навыков

Цель: Создание условий  для развития  координации движений и эмоциональной выразительности обучающихся путем повторения и отработки пройденных движений.

Содержание материала: знать основные понятия - по линии танца, поклон, координация, движение, различные виды ходьбы, спиной в круг, лицом в центр круга.


Раздел 3.       «Хореографическая азбука»

Тема 3.1 Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела

Цель: обретение чувствования и осознанности собственного «Я», развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств

Содержание материала: Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения)

Тема 3.2  Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук

Цель: научиться владеть своими руками под музыку и перед зеркалом

Содержание материала:  упражнения различного характера- мягкие, резкие, плавные, отрывистые. Вращение кистей от локтя и в плечевом суставе. Волны, ножницы, подъёмы и опускания. Различные движения в национальном характере. Всевозможные упражнения на усмотрение педагога.

Раздел 4.     «Занятия на середине зала»

Тема 4.1 Элементы танца

Цель:  выполнять различные танцевальные движения, вырабатывать грацию и пластичность

Содержание материала:  Уметь исполнять танцевальный шаг, бег, прыжки, подскоки. Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца. Элементы русского народного танца. Работа по диагонали. Работа в парах

Раздел 5.    «Постановочно-репетиционная работа»

Тема 5.1 Постановка танцев на основе изученных элементов

Цель: Развитие  исполнительского мастерства и артистизма

Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции ,танцевальные этюды

Тема 5.2 Отработка элементов танца

Цель: Работа над четкостью исполнения движений и  над синхронностью исполнения движений

Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции, создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин ,работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца 

Раздел 6.   « Концертная деятельность»

Тема 6.1  Выступления

Цель: Диагностика  танцевальных навыков приобретенных за первую ступень обучения

Содержание материала: Отчётный концерт, выступления

К концу первой ступени обучения дети должны знать/ уметь:

1.Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.

2.Иметь навык легкого шага с носка на пятку.

3.Приобрести пластику.

4.Знать позиции ног и рук классического танца.  

5.Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).

6.Знать положение ног. Знать разницу между круговым движением и прямым.

7.Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4).

8.Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге.

9.Уметь изображать  в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.

10.Распознать характер  музыки, уметь исполнить  движения, ходы, элементы русского танца.


II ступень обучения

Цель: заложить основу формирования комплекса знаний, умений, навыков и качеств танцевального исполнительства, усвоение танцевальной азбуки.

Задачи:

  1. выработать правильную осанку
  1. усвоить основные движения классического экзерсиса на основе выработки мышечных ощущений;
  1. сформировать определённое количество навыков и умений по народному танцу;
  1. развить исполнительские навыки.

5.Формирование знаний об ансамбле, как согласованном движении в паре и коллективе по темпу, амплитуде, характеру.

занятия 5  классов, два раза в неделю по 1часу, всего в год 74 часа

занятие 6 классов, два раза в  неделю по 1 часу, всего в  год 74 часов

 занятия 7-8 классов 1 раз  в неделю  2 часа (с  перерывом  10 минут), всего  в год 74 часа.

Учебный план

II ступень обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Раздел 1.Введенеи в курс программы

1.1

Вводное занятие

2

1

1

беседа

игра

2.

Раздел 2.   «Классический экзерсис»

2.1

Повтор материала первой ступени обучения

4

4

беседа, тренировочные  упражнения, самостоятельная работа

Опрос , тренировочное упражнение

2.2

Основа классического экзерсиса.

10

2

8

беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа

Опрос

2.3

Начальная диагностика знаний, умений обучающихся

2

2

беседа , самостоятельная работа

Опрос , самостоятельная работа

3.

Раздел 3. «Занятия на середине зала»

3.1

Элементы народного танца

10

2

8

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение

3.2

Элементы историко-бытового и бального танца

4

4

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение

3.3

Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей

8

8

беседа, тренировочные упражнения

опрос, тренировочные упражнения

4.

Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа»

4.1

Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов

10

10

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа

4.2

Отработка композиции танцев

10

10

беседа, тренировочные упражнения

опрос, тренировочные упражнения

4.3

Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности

8

2

6

беседа, тренировочные упражнения

опрос, тренировочные упражнения

5.

Раздел 5.   « Концертная деятельность»

5.1

Диагностика знаний , умений приобретенных за 2 ступень обучения

2

2

Самостоятельная работа

Опрос, самостоятельная работа

5.2

Контрольные занятия и выступления

4

4

Самостоятельная работа

самостоятельная работа

ИТОГО ЧАСОВ:

74

7

67

Содержание  курса

II ступень обучения

 Раздел 1. «Введение в курс программы»

Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Вспомнить и дать  понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по  технике безопасности.

Содержание материала:  данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

 Раздел 2.   «Классический экзерсис»

Тема 2.1 Повтор материала первой ступени обучения

Цель: Предупреждение травматизма, определение физических данных детей.

Содержание материала: Повторение пройденного материала за первую  ступень  обучения.

Тема 2.2 Основа классического экзерсиса.

Цель: Значение экзерсиса для творческого развития и изучения элементов танца, правила выполнения элементов экзерсиса, терминология.

Содержание материала: Развитие ритма и координации. Усложнение материала первого года обучения (виды элементов).

Тема 2.3 Начальная диагностика знаний, умений обучающихся.

Цель: Определение физических данных детей.

Содержание материала: Выполнение элементов в темпе и характере.

Раздел 3. «Занятия на середине зала»

Тема 3.1 Элементы народного танца

Цель: Знать и различать разнообразие видов народных танцев, их особенности. Содержание материала: Элементы русского народного танца. Элементы украинского и белорусского танца. Элементы уральского танца.

Тема 3.2 Элементы историко-бытового и бального танца.

Цель: Различать историко-бытовые и бальные танцы, развитие и особенности танцев.

Содержание материала: Элементы историко-бытового танца. Элементы бального танца.

Тема 3.3  Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей

 Цель: История развития современных видов танцев.

Содержание материала: Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей. Заключения танцевальных композиций. Работа по диагонали. Работа в парах.

Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа»

Тема 4.1 Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов

Цель: Отличительные особенности постановки танцев разных стилей

Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции.

Тема 4.2 Отработка композиции танцев

Цель: Работа над четкостью исполнения движений и  над синхронностью исполнения движений.

Содержание материала: Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин. Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом. Работа над четкостью исполнения движений.

 Тема 4.3 Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности.

Цель: Развитие  исполнительского мастерства и артистизма.

Содержание материала: Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца. Работа над синхронностью исполнения движений .

Раздел 5.   « Концертная деятельность»

Тема 5.1 Диагностика знаний, умений приобретенных за 2 ступень обучения.

Цель: Определение физических данных детей за 2 ступень обучения.

Содержание материала: Самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев.

Тема 5.2 Контрольные занятия и выступления.

Цель: Диагностика  танцевальных навыков приобретенных за вторую  ступень обучения.

Содержание материала: Отчётный концерт, выступления

К концу II ступени обучения обучающиеся должны знать/ уметь:

1.отличительные особенности  танцев (народных, бальных, историко-бытовых);

2.основные танцевальные движения и комбинации  танцев (народных, бальных, историко-бытовых);

3.самостоятельно  исполнять движения и комбинации танцев;

4.передавать  эмоциональную окраску композиции танца;

5.соотносить свои движения с услышанной музыкой;

6.выполнять четко и правильно элементы и упражнения  танцев самостоятельно или после предварительного инструктажа


III ступень обучения

Цель: осваивать сумму основных , технических и выразительных приёмов, опираясь на тот фундамент знаний, навыков и умений, который получен на II ступени.

Задачи:

  1. формирование умений грамотно исполнять программные движения и танца
  1. формирование умения оценивать выразительность друг друга (находить исполнительские средства выразительности у других, применять «находки» в своём собственном исполнении.
  1. формирование умений ориентироваться в пространстве и коллективе (выполнять повороты, двигаясь по линии танца, вправо и влево по одному и в паре; сохранять интервалы при перестроении, чётко строить графический рисунок танца относительно центра площадки)

4.формирование умений свободно  держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.

занятия 9 классов один  раз  в неделю по 1 часу, всего в год 37 часов

занятия 10 класса  один  раз  в неделю по 1 часу, всего  в год 37 часов

занятия 11 класса  один раз в  неделю по 1часу, всего  в  год 37 часов.  

Учебно-тематическое планирование III ступени обучения

        № п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

 Раздел 1                    Введение в курс программы

1.1

Вводное занятие

1

1

беседа

игра

2.

Раздел 2.   « Классический  экзерсисс»

2.1

Повтор изученного за вторую ступень обучения

2

2

беседа, тренировочные  упражнения, самостоятельная работа

Опрос , тренировочное упражнение

2.2

 Диагностика знаний , умений , навыков обучающихся

2

2

беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа

Тренировочное упражнение

2.3

Усложнение материала

4

4

Беседа, тренировочные упражнения

опрос

3.

Раздел 3 . «Народно-сценический экзерсис»

3.1

Элементы характерные для народно-сценического экзерсиса

4

1

3

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение

3.2

Комбинации элементов

4

1

3

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение

4.

Раздел 4.     «Занятия на середине зала»

4.1

Элементы народного танца

4

4

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа

4.2

Элементы историко-бытового и бального танца

2

2

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа

4.3

Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей

4

4

беседа, тренировочные упражнения

Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа

5.

Раздел 5.    «Постановочно-репетиционная работа»

5.1

Постановка танцев на основе изученных элементов

3

3

беседа, тренировочные упражнения

Опрос, самостоятельная работа

5.2

Отработка элементов танца

4

4

беседа, тренировочные упражнения

Опрос, самостоятельная работа

6.

Раздел 6.   « Концертная деятельность»

6.1

 Выступления

3

3

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

ИТОГО ЧАСОВ:

37

3

34

Содержание  курса

III ступень обучения

 Раздел 1. «Введение в курс программы»

Цель: Цели и задачи третьего года обучения, режим и план работы

Содержание материала:  данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

Раздел 2.   « Классический  экзерсис»

Тема 2.1 Повтор изученного за вторую ступень обучения

Цель: Определение физических данных детей.

Содержание материала: Повторение пройденного материала за вторую ступень обучения .

Тема 2.2  Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся

Цель: Определение физических данных детей.

Содержание материала: Развитие исполнительского мастерства. Выполнение элементов в темпе и характере.

Тема 2.3 Усложнение материала

Цель: Совершенствование классического  экзерсиса  и элементов танца.

Содержание материала: Основы актерского мастерства. Усложнение упражнений экзерсиса.

Раздел 3 . «Народно-сценический экзерсис»

Тема 3.1 Элементы характерные для народно-сценического экзерсиса

Цель: Пантомима и жест в хореографическом номере.

Содержание материала: Элементы народно-сценического экзерсиса .Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев .

Тема 3.2 Комбинации элементов

Цель: Правильное и чёткое исполнение элементов.

Содержание  материала: Элементы экзерсиса с увеличением амплитуды движения Элементы экзерсиса с продвижением по залу.

Раздел 4.     «Занятия на середине зала»

Тема 4.1 Элементы народного танца

Цель: Рисунок танца и хореографический образ

Содержание материала: Повторение материала пройденного за вторую ступень обучения. Элементы русского народного танца. Элементы украинского танца. Элементы белорусского танца. Элементы цыганского танца .

Тема 4.2 Элементы историко-бытового и бального танца

Цель: Рисунок танца и хореографический образ

Содержание материала: Элементы историко-бытовых танцев . Элементы бальных танцев.

Тема 4.3 Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей.

Цель: Самостоятельное создание танцевальных композиций.

Содержание материала: Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей. Работа по диагонали. Работа в парах.

Раздел 5.    «Постановочно-репетиционная работа»

Тема 5.1

Цель: Рисунок танца: условные обозначения и запись танца.

Содержание материала: Постановка композиций танца. Отработка композиций танца .

Тема 5.2 Отработка элементов танца

Цель: . Применение законов драматургии в постановке танца.

Содержание материала: Повышение уровня исполнительского мастерства.

Раздел 6.   « Концертная деятельность»

Тема 6.1  Выступления

Цель: Анализ достигнутых результатов.

Содержание материала: Диагностика знаний, умений, навыков  обучающихся приобретенных за время обучения. Контрольные занятия и выступления.

К концу III ступени обучения обучающиеся должны знать/ уметь:

1.Основные композиционные принципы построения танца;

2.Последовательность построения композиции танца;

3.Правила коллективной и самостоятельной  творческой деятельности.

4.Исполнять основные сюжеты танцев;

5.Создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;

6.Анализировать работу  коллектива и каждого обучающегося;

7.Взаимодействовать в коллективе

8.Самостоятельно исполнять упражнения у станка и на середине зала;

9.Создавать простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев;

10.Сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески  подходить к выполнению задач и упражнений;

11.Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.


Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы

Танцевальная студия «Детство»

1. Продолжительность учебного года – 37 недель

Начало занятий:

Для групп 1 года обучения: 03.09.2019 г.

Для групп 2, 3 года обучения: 03.09.2019 г.

Окончание занятий: 31.05.2020 г.

2. Объем учебных часов дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы для групп 1, 2, 3 и последующих годов обучения (указывается в соответствии с программой)

Наименование дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы/ направленность

1ступень обучения

2 ступень обучения

3 ступень обучения

Танцевальная студия «Детство»/ художественно-эстетическая направленность

Количество учебных часов

1 класс – 37

2-4 классы – 74 часа

74

37

Количество часов в неделю

1 класс – 1 час

2-4 классы – 2 часа

2 часа

1 час

Режим занятий по годам обучения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

13.10-13.55

3-а класс

(1 занятие)

14.05 – 14.50

3-б класс

 (1 занятие)

15.00 – 15.45

5 классы

(1 занятие)

15.55 – 17.35

7-8 классы

(2 занятия + 10 мин. перерыв)

13.20-13.50

1-а класс

(1 занятие)

14.00-14.45

2-а класс

(1 занятие)

14.55 – 15.40

6 классы

(1 занятие)

15.50-16.35

9 классы

(1 занятие)

13.20-13.50

1-б класс

(1 занятие)

14.00-14.45

3-а класс

(1 занятие)

14.55-15.40

4 классы

(1 занятие)

15.50-16.35

5 классы

(1 занятие)

14.00-14.45

2-б класс

(1 занятие)

14.55-15.40

3-б класс

 (1 занятие) 

15.50-16.35

6 классы

(1 занятие)

14.00-14.45

2-а класс

(1 занятие)

14.55-15.40

2-б класс

(1 занятие)

15.50-16.35

4 классы

 (1 занятие)

12.30-13.15

10 класс

(1 занятие)

13.25-14.10

11 класс

(1 занятие)

Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).

Литература для педагога

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». -  М.: «Владос» 2003г.
  3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». -  М.: «Владос» 2004г.
  4. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». -  М.: «Владос» 2005г.
  5. Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр.Программы, разработки занятий, рекомендации».
  6. Горшкова Е.В.
  7. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г.
  8. Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
  9. Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СОЛНЫШКО»

Одним из направлений эстетического воспитания является хореографическое искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического развития детей. Хореографическое искусство формир...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная студия МаSка

Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Танцевальный"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Танцевальный"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”

Данная программа направлена на  развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...