дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности танцевальной студии
рабочая программа
Программа дополнительного образования танцевальной студии, рассчитана на детей с разной степенью одарённости и склонности к танцевальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2020-2021_studiya_detstvo.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области
« Средняя общеобразовательная школа № 3»
Принята педагогическим советом Утверждена
ГБОУ СО « СОШ № 3» приказом от
Протокол от директор ГБОУ СО « СОШ№3»
___________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА,
художественной направленности
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Детство»
Возраст обучающихся 7-17 лет
Срок реализации 4 года
Составитель:
Шаргина Наталья Леонидовна ,
Преподаватель дополнительного образования
г. Верхотурье
2020г.
1.1Пояснительная записка
Направленность программы «Хореография» по содержанию является художественно-эстетической и рассчитана на детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству ; по функциональному предназначению–досуговой, учебнопознавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, общедоступной;
Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
В океане дополнительного образования программа по хореографии - это всего лишь маленький остров, согретый лучами любви
к искусству и детям, вступая на который ребенок не только продвигается к
вершине мастерства, преодолевая трудности образовательного процесса, но и
постоянно находится в коллективе единомышленников, развивается духовно,
эмоционально, интеллектуально, физически, приобретает навыки грациозных
движений, участвует в концертных выступлениях, учится аккуратности, целеустремленности. И преодолев часть пути к вершине мастерства, вовсе не обязательно становиться профессиональным танцором или избирать путь педагога –
балетмейстера. Достаточно уметь красиво двигаться, чувствовать музыку, легко
общаться с окружающими людьми и пронести по жизни любовь к танцу. Задача педагога – развить творческие способности ребенка, осуществить дифференцированный подход к личности и гуманизацию учебного процесса, направлять усилия воспитанников на достижение поставленных целей. Здесь активно используется идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель – воспитанник – педагог».
Актуальность программы
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения,
трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно
младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают
благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма. Позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость, способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно
воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве,
способствовать развитию ловкости и координации движений.
Танец имеет большое воспитательное значение как средство воспитания
национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов
и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и
этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет
свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история,
его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же
потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом заключены основы национального характера, этнической самобытности,
выработанные в течение многих веков.
Актуальность программы также обусловлена социальным заказом на
гуманистическую направленность образования и необходимостью художе-
ственного воспитания личности ребёнка, формирования общей культуры,
возможностью последующей самореализации в жизни.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что она в отличие от изученных программ данного профиля комплексная, направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Программа вариативная, модульная по форме. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.
В данной программе учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Отличительной особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.
Занятия направлены не столько на профессиональное обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных программ, которые в основном строятся в рамках какого-то одного направления, этот курс дает возможность овладеть разнообразием стилей, что в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности.
Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это –принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Программный материал изложен с учетом возрастных особенностей детей, их физической и психологической подготовки. Освоение материала идет последовательно - каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, но по спирали, что развивает умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. Основная задача – научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, побудить желание танцевать.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей в возрасте 7-17 лет. Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей).
Принимаются все желающие физически здоровые дети с 7 лет, имеющие
склонность к танцевальной деятельности. Необходимо также заключение врача
поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. В объединение принимаются и мальчики и девочки.
Цель данной Программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
- Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
- Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена).
Воспитательные:
- Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
- Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
- Формирование нравственных представлений.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
- Развитие эмоционально-волевых качеств.
При проведении занятий учитывается:
- Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;
- Самостоятельность ребенка;
- Особенности мышления. Познавательные интересы.
По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням, взаимосвязанным между собой: последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей. Каждая ступень программы имеет цель, решает определенные задачи и предполагает конечный результат. Теоретические и практические занятия интегрированы в учебно-тематическом плане. Также возможны изменения последовательности той или иной темы.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать:
- Основы хореографической грамотности;
- Правила самостоятельной и коллективной работы;
- Стилевые особенности хореографии
Уметь:
- Сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;
- Грамотно работать с музыкальным материалом;
- Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные – результатом изучения программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные – формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.
Методическое обеспечение
Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Отчеты танцевальной студии могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники, в дни зимних каникул танцевальная студия принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
На занятия, обучающиеся должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.
I ступень : (стартовый уровень) занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, всего 72 часа в год (первые классы занимаются по тридцать минут, один раз в неделю) ; в каждой группе не более 10 человек.
II ступень: ( базовый уровень) занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут , либо один раз в неделю два часа с перерывом 10 минут, всего 72 часа в год ; в каждой группе не более 10 человек.
III ступень : ( продвинутый уровень) занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут, всего в год 37 часов; в каждой группе не более 10 человек.
I с т у п е н ь обучения
Цель: начальное, музыкально-ритмическое развитие детей, выявление интереса и способностей детей к танцу.
Задачи:
1.Дать детям необходимые двигательные навыки.
2.Развить музыкальность, умение связывать музыку с движением.
3.Развить костно-мышечный аппарат: помочь устранить нарушения осанки и развить физически.
4.Развить творческую активность детей.
1год обучения- занятия для 1-а и 1-б классов, один раз в неделю по 30 минут, всего 37 часов в год.
2год обучения- занятия 2-а и 2-б классов , два раза в неделю по 45 минут, всего 74 часа в год.
3 год обучения-занятия 3-а и 3-б классов два раза в неделю по 45 минут, всего 74 часа в год.
4 год обучения- занятия 4-х классов два раза в неделю по 45 минут, всего 74 часа в год.
Учебный план I ступень
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1 Учебно-тренировочная работа.. | |||||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | игра | |
1.2 | Подготовительные упражнения | 3 | 1 | 2 | Рассказ,тренировочные упражнения | Опрос |
1.3 | Основные позиции, положения | 4 | 1 | 3 | Беседа,тренировочные упражнения | опрос |
1.4 | Элементы партерной гимнастики | 5 | 5 | |||
2. | Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности» | |||||
2.1 | Развитие ритма | 4 | 4 | беседа,тренировочные упражнения | Опрос,тренировочное упражнение | |
2.2 | Развитие координации и двигательно-слуховых навыков | 4 | 4 | беседа,тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Тренировочное упражнение | |
3. | Раздел 3. «Хореографическая азбука» | |||||
3.1 | Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела | 3 | 1 | 2 | беседа,тренировочные упражнения | Опрос,тренировочное упражнение |
3.2 | Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук | 3 | 1 | 2 | беседа,тренировочные упражнения | Опрос,тренировочное упражнение |
4. | Раздел 4. «Занятия на середине зала» | |||||
4.1 | Элементы танца | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
5. | Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
5.1 | Постановка танцев на основе изученных элементов | 3 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Отработка элементов танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
6. | Раздел 6. « Концертная деятельность» | |||||
6.1 | Выступления | 1 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||
ИТОГО ЧАСОВ: | 37 | 5 | 32 |
Учебный план 2,3, 4 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1 Учебно-тренировочная работа.. | |||||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | игра | |
1.2 | Подготовительные упражнения | 6 | 1 | 5 | Рассказ, тренировочные упражнения | Опрос |
1.3 | Основные позиции, положения | 10 | 2 | 8 | беседа тренировочные упражнения | опрос |
1.4 | Элементы партерной гимнастики | 10 | 10 | |||
2. | Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности» | |||||
2.1 | Развитие ритма | 6 | 6 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение | |
2.2 | Развитие координации и двигательно-слуховых навыков | 8 | 8 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Тренировочное упражнение | |
3. | Раздел 3. «Хореографическая азбука» | |||||
3.1 | Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела | 6 | 1 | 5 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
3.2 | Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук | 6 | 1 | 5 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
4. | Раздел 4. «Занятия на середине зала» | |||||
4.1 | Элементы танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
5. | Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
5.1 | Постановка танцев на основе изученных элементов | 6 | 6 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Отработка элементов танца | 8 | 8 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
6. | Раздел 6. « Концертная деятельность» | |||||
6.1 | Выступления | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||
ИТОГО ЧАСОВ: | 74 | 6 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 ступень обучения
Раздел 1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2:Подготовительные упражнения.
Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Содержание материала: Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
Тема 1.3: Основные позиции, положения
Цель: Развивать выворотность и силу ног, правильную постановку тела. Развить костно-мышечный аппарат: помочь устранить нарушения осанки и развить физически.
Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса на середине зала . Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 на середине зала.
Тема 1.4: Элементы партерной гимнастики.
Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.
Содержание материала: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности».
Тема 2.1: Развитие ритма
Цель: Развивать ритмический слух, чувство ритма.
Содержание материала: отхлопывание в ладоши простого ритмического рисунка по показу и по слуху; ходьба с хлопками; ускорение и замедление ходьбы ( бега) при изменении звучащей музыки; переход с ходьбы на бег ( и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки.
Тема 2.2: Развитие координации и двигательно-слуховых навыков
Цель: Создание условий для развития координации движений и эмоциональной выразительности обучающихся путем повторения и отработки пройденных движений.
Содержание материала: знать основные понятия - по линии танца, поклон, координация, движение, различные виды ходьбы, спиной в круг, лицом в центр круга.
Раздел 3. «Хореографическая азбука»
Тема 3.1 Упражнения для развития отдельных групп мышц и частей тела
Цель: обретение чувствования и осознанности собственного «Я», развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств
Содержание материала: Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения)
Тема 3.2 Упражнения для выработки силы , пластичности и выразительности рук
Цель: научиться владеть своими руками под музыку и перед зеркалом
Содержание материала: упражнения различного характера- мягкие, резкие, плавные, отрывистые. Вращение кистей от локтя и в плечевом суставе. Волны, ножницы, подъёмы и опускания. Различные движения в национальном характере. Всевозможные упражнения на усмотрение педагога.
Раздел 4. «Занятия на середине зала»
Тема 4.1 Элементы танца
Цель: выполнять различные танцевальные движения, вырабатывать грацию и пластичность
Содержание материала: Уметь исполнять танцевальный шаг, бег, прыжки, подскоки. Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца. Элементы русского народного танца. Работа по диагонали. Работа в парах
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа»
Тема 5.1 Постановка танцев на основе изученных элементов
Цель: Развитие исполнительского мастерства и артистизма
Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции ,танцевальные этюды
Тема 5.2 Отработка элементов танца
Цель: Работа над четкостью исполнения движений и над синхронностью исполнения движений
Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции, создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин ,работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца
Раздел 6. « Концертная деятельность»
Тема 6.1 Выступления
Цель: Диагностика танцевальных навыков приобретенных за первую ступень обучения
Содержание материала: Отчётный концерт, выступления
К концу первой ступени обучения дети должны знать/ уметь:
1.Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
2.Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
3.Приобрести пластику.
4.Знать позиции ног и рук классического танца.
5.Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).
6.Знать положение ног. Знать разницу между круговым движением и прямым.
7.Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4).
8.Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге.
9.Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
10.Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы русского танца.
II ступень обучения
Цель: заложить основу формирования комплекса знаний, умений, навыков и качеств танцевального исполнительства, усвоение танцевальной азбуки.
Задачи:
- выработать правильную осанку
- усвоить основные движения классического экзерсиса на основе выработки мышечных ощущений;
- сформировать определённое количество навыков и умений по народному танцу;
- развить исполнительские навыки.
5.Формирование знаний об ансамбле, как согласованном движении в паре и коллективе по темпу, амплитуде, характеру.
занятия 5 классов, два раза в неделю по 1часу, всего в год 74 часа
занятие 6 классов, два раза в неделю по 1 часу, всего в год 74 часов
занятия 7-8 классов 1 раз в неделю 2 часа (с перерывом 10 минут), всего в год 74 часа.
Учебный план
II ступень обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1. | Раздел 1.Введенеи в курс программы | |||||
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | беседа | игра |
2. | Раздел 2. «Классический экзерсис» | |||||
2.1 | Повтор материала первой ступени обучения | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Опрос , тренировочное упражнение | |
2.2 | Основа классического экзерсиса. | 10 | 2 | 8 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Опрос |
2.3 | Начальная диагностика знаний, умений обучающихся | 2 | 2 | беседа , самостоятельная работа | Опрос , самостоятельная работа | |
3. | Раздел 3. «Занятия на середине зала» | |||||
3.1 | Элементы народного танца | 10 | 2 | 8 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
3.2 | Элементы историко-бытового и бального танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение | |
3.3 | Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей | 8 | 8 | беседа, тренировочные упражнения | опрос, тренировочные упражнения | |
4. | Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
4.1 | Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов | 10 | 10 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
4.2 | Отработка композиции танцев | 10 | 10 | беседа, тренировочные упражнения | опрос, тренировочные упражнения | |
4.3 | Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности | 8 | 2 | 6 | беседа, тренировочные упражнения | опрос, тренировочные упражнения |
5. | Раздел 5. « Концертная деятельность» | |||||
5.1 | Диагностика знаний , умений приобретенных за 2 ступень обучения | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Контрольные занятия и выступления | 4 | 4 | Самостоятельная работа | самостоятельная работа | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 74 | 7 | 67 |
Содержание курса
II ступень обучения
Раздел 1. «Введение в курс программы»
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Вспомнить и дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Раздел 2. «Классический экзерсис»
Тема 2.1 Повтор материала первой ступени обучения
Цель: Предупреждение травматизма, определение физических данных детей.
Содержание материала: Повторение пройденного материала за первую ступень обучения.
Тема 2.2 Основа классического экзерсиса.
Цель: Значение экзерсиса для творческого развития и изучения элементов танца, правила выполнения элементов экзерсиса, терминология.
Содержание материала: Развитие ритма и координации. Усложнение материала первого года обучения (виды элементов).
Тема 2.3 Начальная диагностика знаний, умений обучающихся.
Цель: Определение физических данных детей.
Содержание материала: Выполнение элементов в темпе и характере.
Раздел 3. «Занятия на середине зала»
Тема 3.1 Элементы народного танца
Цель: Знать и различать разнообразие видов народных танцев, их особенности. Содержание материала: Элементы русского народного танца. Элементы украинского и белорусского танца. Элементы уральского танца.
Тема 3.2 Элементы историко-бытового и бального танца.
Цель: Различать историко-бытовые и бальные танцы, развитие и особенности танцев.
Содержание материала: Элементы историко-бытового танца. Элементы бального танца.
Тема 3.3 Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей
Цель: История развития современных видов танцев.
Содержание материала: Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей. Заключения танцевальных композиций. Работа по диагонали. Работа в парах.
Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа»
Тема 4.1 Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов
Цель: Отличительные особенности постановки танцев разных стилей
Содержание материала: Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции.
Тема 4.2 Отработка композиции танцев
Цель: Работа над четкостью исполнения движений и над синхронностью исполнения движений.
Содержание материала: Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин. Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом. Работа над четкостью исполнения движений.
Тема 4.3 Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности.
Цель: Развитие исполнительского мастерства и артистизма.
Содержание материала: Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца. Работа над синхронностью исполнения движений .
Раздел 5. « Концертная деятельность»
Тема 5.1 Диагностика знаний, умений приобретенных за 2 ступень обучения.
Цель: Определение физических данных детей за 2 ступень обучения.
Содержание материала: Самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев.
Тема 5.2 Контрольные занятия и выступления.
Цель: Диагностика танцевальных навыков приобретенных за вторую ступень обучения.
Содержание материала: Отчётный концерт, выступления
К концу II ступени обучения обучающиеся должны знать/ уметь:
1.отличительные особенности танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
2.основные танцевальные движения и комбинации танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
3.самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев;
4.передавать эмоциональную окраску композиции танца;
5.соотносить свои движения с услышанной музыкой;
6.выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно или после предварительного инструктажа
III ступень обучения
Цель: осваивать сумму основных , технических и выразительных приёмов, опираясь на тот фундамент знаний, навыков и умений, который получен на II ступени.
Задачи:
- формирование умений грамотно исполнять программные движения и танца
- формирование умения оценивать выразительность друг друга (находить исполнительские средства выразительности у других, применять «находки» в своём собственном исполнении.
- формирование умений ориентироваться в пространстве и коллективе (выполнять повороты, двигаясь по линии танца, вправо и влево по одному и в паре; сохранять интервалы при перестроении, чётко строить графический рисунок танца относительно центра площадки)
4.формирование умений свободно держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.
занятия 9 классов один раз в неделю по 1 часу, всего в год 37 часов
занятия 10 класса один раз в неделю по 1 часу, всего в год 37 часов
занятия 11 класса один раз в неделю по 1часу, всего в год 37 часов.
Учебно-тематическое планирование III ступени обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1 Введение в курс программы | |||||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | игра | |
2. | Раздел 2. « Классический экзерсисс» | |||||
2.1 | Повтор изученного за вторую ступень обучения | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Опрос , тренировочное упражнение | |
2.2 | Диагностика знаний , умений , навыков обучающихся | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Тренировочное упражнение | |
2.3 | Усложнение материала | 4 | 4 | Беседа, тренировочные упражнения | опрос | |
3. | Раздел 3 . «Народно-сценический экзерсис» | |||||
3.1 | Элементы характерные для народно-сценического экзерсиса | 4 | 1 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
3.2 | Комбинации элементов | 4 | 1 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение |
4. | Раздел 4. «Занятия на середине зала» | |||||
4.1 | Элементы народного танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
4.2 | Элементы историко-бытового и бального танца | 2 | 2 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
4.3 | Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос , тренировочное упражнение, самостоятельная работа | |
5. | Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
5.1 | Постановка танцев на основе изученных элементов | 3 | 3 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
5.2 | Отработка элементов танца | 4 | 4 | беседа, тренировочные упражнения | Опрос, самостоятельная работа | |
6. | Раздел 6. « Концертная деятельность» | |||||
6.1 | Выступления | 3 | 3 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 37 | 3 | 34 |
Содержание курса
III ступень обучения
Раздел 1. «Введение в курс программы»
Цель: Цели и задачи третьего года обучения, режим и план работы
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Раздел 2. « Классический экзерсис»
Тема 2.1 Повтор изученного за вторую ступень обучения
Цель: Определение физических данных детей.
Содержание материала: Повторение пройденного материала за вторую ступень обучения .
Тема 2.2 Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся
Цель: Определение физических данных детей.
Содержание материала: Развитие исполнительского мастерства. Выполнение элементов в темпе и характере.
Тема 2.3 Усложнение материала
Цель: Совершенствование классического экзерсиса и элементов танца.
Содержание материала: Основы актерского мастерства. Усложнение упражнений экзерсиса.
Раздел 3 . «Народно-сценический экзерсис»
Тема 3.1 Элементы характерные для народно-сценического экзерсиса
Цель: Пантомима и жест в хореографическом номере.
Содержание материала: Элементы народно-сценического экзерсиса .Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев .
Тема 3.2 Комбинации элементов
Цель: Правильное и чёткое исполнение элементов.
Содержание материала: Элементы экзерсиса с увеличением амплитуды движения Элементы экзерсиса с продвижением по залу.
Раздел 4. «Занятия на середине зала»
Тема 4.1 Элементы народного танца
Цель: Рисунок танца и хореографический образ
Содержание материала: Повторение материала пройденного за вторую ступень обучения. Элементы русского народного танца. Элементы украинского танца. Элементы белорусского танца. Элементы цыганского танца .
Тема 4.2 Элементы историко-бытового и бального танца
Цель: Рисунок танца и хореографический образ
Содержание материала: Элементы историко-бытовых танцев . Элементы бальных танцев.
Тема 4.3 Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей.
Цель: Самостоятельное создание танцевальных композиций.
Содержание материала: Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей. Работа по диагонали. Работа в парах.
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа»
Тема 5.1
Цель: Рисунок танца: условные обозначения и запись танца.
Содержание материала: Постановка композиций танца. Отработка композиций танца .
Тема 5.2 Отработка элементов танца
Цель: . Применение законов драматургии в постановке танца.
Содержание материала: Повышение уровня исполнительского мастерства.
Раздел 6. « Концертная деятельность»
Тема 6.1 Выступления
Цель: Анализ достигнутых результатов.
Содержание материала: Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся приобретенных за время обучения. Контрольные занятия и выступления.
К концу III ступени обучения обучающиеся должны знать/ уметь:
1.Основные композиционные принципы построения танца;
2.Последовательность построения композиции танца;
3.Правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
4.Исполнять основные сюжеты танцев;
5.Создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
6.Анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
7.Взаимодействовать в коллективе
8.Самостоятельно исполнять упражнения у станка и на середине зала;
9.Создавать простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев;
10.Сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению задач и упражнений;
11.Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы
Танцевальная студия «Детство»
1. Продолжительность учебного года – 37 недель
Начало занятий:
Для групп 1 года обучения: 03.09.2019 г.
Для групп 2, 3 года обучения: 03.09.2019 г.
Окончание занятий: 31.05.2020 г.
2. Объем учебных часов дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы для групп 1, 2, 3 и последующих годов обучения (указывается в соответствии с программой)
Наименование дополнительной общеразвивающей (общеразвивающей) программы/ направленность | 1ступень обучения | 2 ступень обучения | 3 ступень обучения | ||
Танцевальная студия «Детство»/ художественно-эстетическая направленность | Количество учебных часов | ||||
1 класс – 37 2-4 классы – 74 часа | 74 | 37 | |||
Количество часов в неделю | |||||
1 класс – 1 час 2-4 классы – 2 часа | 2 часа | 1 час | |||
Режим занятий по годам обучения | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
13.10-13.55 3-а класс (1 занятие) 14.05 – 14.50 3-б класс (1 занятие) 15.00 – 15.45 5 классы (1 занятие) 15.55 – 17.35 7-8 классы (2 занятия + 10 мин. перерыв) | 13.20-13.50 1-а класс (1 занятие) 14.00-14.45 2-а класс (1 занятие) 14.55 – 15.40 6 классы (1 занятие) 15.50-16.35 9 классы (1 занятие) | 13.20-13.50 1-б класс (1 занятие) 14.00-14.45 3-а класс (1 занятие) 14.55-15.40 4 классы (1 занятие) 15.50-16.35 5 классы (1 занятие) | 14.00-14.45 2-б класс (1 занятие) 14.55-15.40 3-б класс (1 занятие) 15.50-16.35 6 классы (1 занятие) | 14.00-14.45 2-а класс (1 занятие) 14.55-15.40 2-б класс (1 занятие) 15.50-16.35 4 классы (1 занятие) | 12.30-13.15 10 класс (1 занятие) 13.25-14.10 11 класс (1 занятие) |
Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).
Литература для педагога
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г.
- Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр.Программы, разработки занятий, рекомендации».
- Горшкова Е.В.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г.
- Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
- Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СОЛНЫШКО»
Одним из направлений эстетического воспитания является хореографическое искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического развития детей. Хореографическое искусство формир...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная студия МаSка
Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Танцевальный"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Танцевальный"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”
Данная программа направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...